Доклад Меняется мир — меняемся иы
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ ГКУ «ОСШ С ДМЦ №22»Гончарова Н.Г.
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«МЕНЯЕТСЯ МИР – МЕНЯЕМСЯ МЫ»
Задача учителя не в том, чтобы дать
максимум знаний, а в том, чтобы привить им
интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
Константин Кушнер
Все вокруг меняется: меняется мир, меняются люди, живущие в нем, поменялись и дети… То, что было приемлемо раньше – старые методы и приемы - проигрывает в обучении современных детей. Во все времена педагоги долгое время искали лучшие формы и методы для обучения подрастающего поколения, но к конкретному решению так и не пришли. Добиться полной перестройки учителя можно только при осознании и вовлечении самих учеников в активную учебную деятельность. Согласно Программе учителям наших школ необходимо развивать у детей умение мыслить критически, но как это сделать, если у многих преподавателей самих отсутствует это умение. А учительская профессия одна из тех, которая без динамики, означает остановку в росте. В постоянно меняющемся мире профессия учителя становится всё более гибкой. Педагогическое сознание принимает новые образовательные ценности, где учитель – координатор учебной деятельности ребёнка.
Я учитель начальных классов. Работаю в школе 12 лет. Работая в школе я пыталась найти разные подходы к детям: где игрой привлечь их к учебе, где уговорами, а где просто силой заставляла учиться. Но в том, то и дело, что все в прошедшем времени: считала, работала, пыталась, обучаясь. На курсах повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан второго (базового) уровня направленных на удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников в получении дополнительного объема знаний и навыков, содействие готовности казахстанских учителей к непрерывному профессиональному развитию в условиях динамично меняющего мира.(Руководство для учителей второго (среднего) уровня, второе издание –стр -150) Обучение на курсах изменили мои взгляды на преподавание и посмотреть на себя с другой стороны. Я думала, что многое знаю и умею, но как оказалось на самом деле мои знания и умения далеки от совершенства и даже мой опыт мне не помощник. При внедрении идей семи модулей в процесс обучения при работе в группах. Н а мой взгляд, данная тема очень актуальна на сегодняшний день для обучения учеников. Выбор темы исследования был связан, с проблемой улучшить состояние преподавания и обучения в классе, ведь существующая система обучения не вызывает желания учиться. Я стала задумываться над вопросом: почему у подавляющего большинства обучающихся нет желания учиться, точнее у многих учеников имеется лишь внешняя мотивация обучению, например, опасение ученика быть наказанным или не пройти тестирование. Еще Л.Н.Толстой говорил, что ученики ходят в школу из страха быть наказанным родителями, из-за того, чтобы не выглядеть глупо перед сверстниками и при окончании школы получить аттестат о получении образовании.
Ключевыми факторами для успешного и эффективного обучения являются новые подходы в преподавании и обучении. Изучив Руководство, я узнала, что в основе новых подходов в преподавании и обучении лежит комплекс педагогических механизмов, повышающих способность обучающихся к обучению. Для того, чтобы учитель не сосредоточивался только на собственном преподавании, но и уделял внимание развитии у обучающихся умения обучаться. Для этого преподавателю необходимо создание коллоборативной среды, где учащиеся будут не просто воспринимать информацию от учителя, а будут активно участвовать в учебном процессе. Исходя из этого, я задалась целью проследить, как групповая работа может повлиять на повышение активного участия учащихся на уроке познания мира. Ведь учителями а которые входят в одно методическое объединение со мною, представляется возможность работать по учебникам нового поколения, предусматривающие обучение с применением новых подходов преподавания. Но, несмотря на это, учителя начальных классов нашей школы не спешат применять их в своей практике, используя новые подходы только во время открытых уроков или на внеклассных мероприятиях. Для учеников применение групповой работы является возможностью разнообразить вид деятельности, это вызывает у них заинтересованность, в то время как у учителей начальных классов нашей школы этот вид работы не вызывает интереса. Учащиеся предполагают, что будет на уроках того или иного учителя, вследствие чего у учеников пропадает всякий интерес к предмету, и вследствие этого падает активность. А групповая работа способствует созданию условий активной совместной учебной деятельности учащихся на разных этапах урока. Так как в школе обучаются ученики с разными способностями: одни быстро схватывают, легко овладевают лексическим материалом; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры для разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всём классе, а подчас просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы и дать им одно общее задание, оговаривая роль каждого ученика группы в выполнении данного им задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. С целью более глубоко изучить уровень взаимодействия, контактности и способность к сотрудничеству и уровень сплоченности в коллективе.
Цель которую я поставила для исследования – познакомить учащихся с принципами работы в группе,сформулировать совместно выработанные правила групповой работы и как следствие повысить интерес учащихся друг к другу и к изучениию предмета. Способствовать формированию у каждого ученика чувства ответственности за коллективное решение, сформулировать правильное отношение друг к другу, уметь преодолеть личностностные барьеры. Через активизацию мыслительной и позновательной деятельности развивать критическое мышление,способность отвечать на вопросы правильно строя предложения, анализировать и сравнивать . Оценивать не только свою работу ,но и работу своих одноклассников. Через диалоговое обучение ,научить учащихся дискутировать, выдвигать гипотезы,отстаивать свою точку зрения; развивать навыки саморегуляции, то есть формировать у учащихся метасознание – навыки обучения тому,как учиться (Руководство для учителя 2012 год).
В ходе практики я пришла к пониманию, о том, что качественное преподавание становится возможным, когда учитель восприимчив к личности ученика. Я старалась слышать «голос ученика», а так же создавать условия для активного вовлечения каждого в образовательный процесс. Применив аналогию Шульмана о «трех помощниках учителя», я попыталась понять в какой области моего преподавания произошли изменения и над чем мне необходимо будет работать в дальнейшем. Весь Первый этап обучения «Лицом к лицу» был направлен на изменения понимания своего преподавания. В результате я получила теоретические и методологические знания о новых подходах в обучении. На практике я обрела практические навыки и способы работы, овладела новыми методами поощрения, оценивания, планирования уроков, активизации учеников к мыслительной и учебной деятельности. Моими приоритетами в преподавании стали:
Инициатива. Проявлять заботу об учениках и с энтузиазмом заниматься своим делом.
Знания. Что делать для устранения пробела между имеющимися знаниями и эталоном успешности.
Самосовершенствование. Планировать обучение так, чтобы ученики самостоятельно формулировали свои идеи.
Территория класса – территория ученика. Учить так, чтобы ученики брали ответственность за обучение.
Поэтому я планирую разрабатывать расширенные задания по различным темам предмета, составить приёмы и методы для развития критического мышления, разрабатывать тесты , используя таксономию Блума. Для меня важно научиться использовать различные виды формативного оценивания и переводить формативное и суммативное оценивание.
Внедрение семи модулей Программы в педагогическую деятельность будет способствовать более эффективному усвоению материала, повышению мотивации, качества знаний учащихся. Надо верить, что каждый способен стать неповторимым, высочайшим мастером своего дела и надо чтобы каждый из нас сумел раскрыть свои силы и возможности. Я считаю, что всё зависит от мастерства учителя
Все виды и формы работы, предлагаемые программой – актуальны в новом тысячелетии. Реакция моих коллег, учащихся и их родителей во время моего исследования на практике подтверждает это. Неуверенный ученик обретает уверенность. Учащимся важны не полученные оценки, а сам процесс получения знаний – они хотят контролировать процесс обучения и быть за него ответственными, повышается мотивация, проявляется саморегуляция – не об этом ли мы мечтали? В этом я наглядно убедилась на практике. Слабоуспевающие ученики начинают проявлять себя с наиболее лучшей стороны, проявляются лидерские способности, умение как сотрудничать, так и соревноваться.
Песчинка, попадая в раковину, становится ценной жемчужиной… Искать в ребенке лучшее, недостатки превращать в достоинства – вот задача, которая стоит передо мной сейчас.
Чтобы что-то изменить вокруг, надо начать с себя. После прохождения 2 этапа курсов. Я поняла что во мне что-то изменилось, и я не могу проводить уроки по старому и проходить мимо коллег если вижу что им нужна моя помощь. Данные курсы явились для меня стимулом для дальнейшего совершенствования своих профессиональных качеств. Именно в этом я вижу свою задачу: построить процесс обучения так, чтобы создать условия для самореализации каждого ученика. А для меня это непрерывный профессиональный рост, внедрение и апробация инновационных технологий. В будущем я вижу себя как учителя, обладающим критическим мышлением, владеющим подходами, основанными на конструктивистских теориях.
Какие мои планы? Очень большие: показать коллегам возможные пути выхода из сложившейся ситуации через применение на практике новых подходов, а именно диалоговое обучение и обучение в группах, а также оценивание для обучения и оценивание обучения, лишь 10% педагогов в нашей школе слышали о критериальном оценивании, а 5% коллег применяли его в своей практике.
Меняется мир, меняемся мы…
Литература
1. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье 2012г.