Эссе на тему «Меняется мир – меняемся мы»
HYPERLINK "http://yandex.kz/clck/jsredir?from=yandex.kz%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1066.SaJiwXVRQKgIuuzxlRn1gXhXKzlWwCT-wN6Oay6hjqeGiTioyH6h7VZJdImh6bHTktGFMxSDW59w1gdX-ZMtz6vgUKrcEYCNWD0ciesOULw.ff11d26e750f3f948e257410cb05f630e16eee2c&uuid=&state=PEtFfuTeVD5kpHnK9lio9bb4iM1VPfe4W5x0C0-qwflIRTTifi6VAA&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxbEt1QmNXS3lRLXl3WFl6enBnZV85Ml91WUQzYmNucWptUnZPTzVRbzBSZVlSczY0X0RRbWlrY3dRaFJtYlZhczl6ZTM2b0lsM3Nzc1dFQlhId2xvbDVwMlo0bFdjV1F5bGxsT1RjdHdCTDRsVTRxWHltWkI4b2RfZWVmMWppQUUtMXM5VnpnbzM0aldMR2VSNGpHSWlBOHVlcGpieTFjQlE&b64e=2&sign=0e3e345162532ec172147bb044280f68&keyno=0&cst=AiuY0DBWFJ5Hyx_fyvalFAyzSv92Vf2VSM_8hv9Odpj1BdTMlpGTO2vdcxphRnLEfgVb66EsM9I3VjvSvkq182qo2TssrKiGIZRx7zh-u8eJafk9byccYzelwOqZbf098U94YDLEJ1896XR5zKzcSkABUv2IEG-auYVlSaocIwW2U8htNL2qJMURH94L9DsWgkBhKHySx2eezTmPcGwH9OO9C9WfISLDYv2sPssybpnYOqrynXqCxINJDqnkS9eIkTK6OHleTCZqJvYuA9T1yVifMkws1AmdgxbTbVxozB1Rp4s6v-WRapjAv0ZpMkCVK4mQLivCPCxP8TR85msUPdAetnGl9q_IgC_llvB8PJQ&ref=orjY4mGPRjkm1GYumWD8VpzF_kJ2sVs5jk_TEG8PSVd8_G-LRBjopjPY-niY8uaLcLGQIqLioT37cDjP122HSqCVLJ7W3b3aIMdP9WrRH1F47BnJmwulQAkoUIur0qB-wr5x3Z2DaBE0GOlZjAW_QvoFde--AeFSmHh6VyQegeHsU5GZPRAM7xNrDrajREcec37W1DMXglUzCRWanUq7LrvSXDTJ-LX2rjwvp7ncuvJIu2-O51-MAGCVMD4W8pozh2eBaLrf5XJa6zxfwz9fSQ&l10n=ru&cts=1464283999165&mc=3.292770193936991" \t "_blank" Эссе на тему «Меняется мир – меняемся мы»
Знание – сила, только тогда, когда оно
приносит пользу стране и народу.
Фрэнсис Бэкон
Сегодня, мир молниеносно и стремительно меняется, происходят демографические изменения, глобализация стран, быстро развивается технологическое пространство. Изменения в науке, технике, привели к изменениям в системе образования. В процесс обучения были внедрены новые программы, новые технологии, методы, обновлялись учебники, все время оснащалась материально-техническая база, внедряли ИКТ, E-Learning. Внедряя изменения, государство делает большой вклад для улучшения образования, но не вооруженным взглядом видно: что-то приостанавливает этот процесс, не давая ему реализоваться. И в этот миг, задаешься вопросом: «А какой вклад внесли в этот процесс мы, учителя?!» Работая в школе, становишься свидетелем того, как неэффективно работают учителя, не умеющие пользоваться передовыми технологиями, не умеющие целенаправленно пользоваться богатой материально - технической базой. И понимаешь, что пришла пора меняться, чтобы не быть преградой этому важному и нужному процессу.
Наш Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев в Послании народу Казахстана в 2012году сказал: «Социально – экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», отмечено: « Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». (Национальный план действия на 2012-2016гг). Да, для того, чтобы быть востребованными в 21 веке учащиеся должны быть готовы к практическому использованию имеющихся знаний и быть функционально грамотными личностями. Функционально грамотная личность – это человек, познающий и умеющий жить среди людей, самостоятельный, обладающий определёнными качествами и учебно-познавательными компетенциями. В настоящее время в сфере образования общепризнанна равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и учения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21 веке.
Моделью навыков 21- го века, представляющей собой максимально широкий их диапазон, является Проект «Определение и отбор ключевых компетенций», разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития. Одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований выступает функциональная грамотность. Результаты участия казахстанских школьников в данных исследованиях свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности функциональной грамотности. (МОН РК ИМП Астана, 2015г. стр. 3 издание).
Международные исследования, такие как Международная программа, по оценке образовательных достижений учащихся PISA, организованная ОЭСР направлены на сбор данных об уровне знаний и умений, приобретенных учениками по окончании курса обязательного образования и необходимых для полноценного их участия в жизни общества(Руководство для учителей стр.145, 3 издание). В 2012 году ученики нашей школы приняли участие в международном сравнительном исследовании PISA, где наши педагоги практически впервые столкнулись с понятием области оценки исследования, а именно: Грамотность чтения; естественно - научная грамотность; математическая грамотность. Изучив результаты международных исследований по интернет ресурсам, я узнала о том, что наша страна не находится по рейтингу в списках лидирующих стран. Страны, постоянно лидирующие в международном исследовании PISA это - Франция, Германия, Финляндия, Великобритания Япония, Сингапур. Выпускники этих стран показали высокую функциональную грамотность. Мне стало интересно, и я начала знакомиться с системой образования вышеуказанных стран. Знакомясь, изучая, анализируя, сопоставляя систему образования этих стран, для себя отметила, что у нас в структуре образования имеются схожие и отличительные стороны. Схожие стороны я нашла в нижеследующих направлениях: в Японии одним из требований для учащихся является - единая форма. В нашей Республике тоже имеются требования к единой форме учащихся, потому что единая форма говорит о дисциплинированности, об ответственности, и является визитной карточкой каждой школы; общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации, которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). У нас в Республике тоже имеются все вышеуказанные школы, учреждения и внешкольные образовательные учреждения, которые ведут работу по развитию личности ребенка. Обучение в начальной школе в Германии начинается в шестилетнем возрасте. У нас начальная школа тоже начинается с шестилетнего возраста детей, потому что дети шестилетнего возраста становятся более самостоятельными, независимыми от взрослых. Разницу в системе образования я увидела в структуре оценивания. Ознакомившись со структурой оценивания разных стран, изучая критерии и дескрипторы оценивания, я захотела узнать, в чем же преимущество этой системы, можем ли мы внедрить подобное оценивание в процесс обучения и воспитания. Для начала я проанализировала критерии оценивания международного исследования. Ознакомившись, осмыслив, и проанализировав, оценивания международного исследования я поняла, что шкала в оценивании более гибкая, объективная и точная, что дает нашим детям осознать свои ошибки и самостоятельно оценить самого себя. Ведь мы часто бываем свидетелями того, как наши ученики не довольствуются поставленными отметками, при каждом удобном случае, говоря, что поставленная отметка была необъективной, или же поставлена из-за личного субъективного мнения учителя.
В таких странах как Франция, Германия, Финляндия, Великобритания Япония, Сингапур действует более широкая шкала оценивания знаний учащихся – от 6 до 100балльной. Во Франции знания учеников оценивается по 20 балльной шкале. При этом высокая оценка, как правило – 17 баллов. Французы говорят и твердо уверены, что 20 получить невозможно, а 19 – получит учитель. Самый высокий и наилучший результат это 14 – 16 баллов. От 10 до 12 – 14 баллов получают хорошисты французских школ. В Германии принята 6-балльная система оценивания. Оценки ставятся в обратном порядке. Напоминает спортивные разряды: 1. Наивысшая оценка «отлично», 2. «хорошо» 3. «удовлетворительно», 4. «достаточно» 5. «неудовлетворительно» 6. «недостаточно». В некоторых учебных заведениях для выведения средней оценки используется пересчёт приведенных выше оценок в баллы по следующему соотношению: оценка 1 = 15баллов, 2 = 12баллов, 3 = 9 баллов, 4 = 6баллов, 5 = 3балла и оценка 6 = 0баллов; В финской школе числовые методы оценивания: 7-ми балльная шкала оценок – от 4-х до 10. Сегодня к ним прибавляются устные методы. В устной оценке числовые показатели , то есть баллы заменяются словами «превосходно», «хорошо», «удовлетворительно», что, по мнению учителей, поддерживает положительный образ ученика;
В Сингапуре система оценивания в учебных заведений уровень знаний учащихся измеряется по девяти балльной шкале оценивания (A1 — наивысшая оценка, F9 — самая низкая):
А1/А2 - отлично
B3/B4-хорошо
C5/C6 - удовлетворительно
D7 - минимальный балл
E8/F9 – неудовлетворительно
Общая академическая успеваемость измеряется разными системами подсчета баллов, в зависимости от того, в какое высшее учебное заведение намерен поступать ученик после получения среднего образования. Чем меньше полученный суммарный балл абитуриента, тем выше считается его итоговый рейтинг; В Японии система оценивания используется 100-балльная система, отличная тем, что балл выставляется всему классу, а не отдельному учащемуся. В то время, как на протяжении многих лет оценка "A" означала результат в диапазоне от 80 до 100, в некоторых учебных заведениях для обозначения высокой успеваемости учащихся ввели специальную оценку, означающую результат от 90 до 100 баллов. Неудовлетворительная оценка обозначается буквой "E" или "F". Подобная система оценивания (кредитная система оценивания знаний студентов) была введена в 2006-2007 годах в вузах Казахстана. Основными ее критериями является то, что студент высшего учебного заведения в ходе одного семестра должен набрать максимум 100 баллов ( А – отлично, В – хорошо, С – Д удовлетворительно, F - неудовлетворительно). 100 баллов состоят из двух частей: первые 60 баллов студент набирает в ходе учебной части обучения (семинары, лекции, самостоятельные работы ); вторые 40 баллов в ходе итогового тестирования или экзамена. Для студента-первокурсника данная система оценивания в новинку, так как система оценивания в общеобразовательных школах совершенно другая;
В Великобритании принята словесная, а не отметочная оценка работы учащегося, что дает ученику более полную и развернутую характеристику. Такая форма оценивания выглядит так:
1 Общая характеристика успеваемости ученика по предмету – развёрнутое мнение учителя 2 Классная работа выполнялась: всегда, регулярно, в половине случаев, редко, почти никогда 3 Домашняя работа выполнялась: всегда, регулярно, в половине случаев, редко, почти никогда. 4 Отношение к предмету в целом: положительное, безразличное, негативное. 5 Участие в работе класса на уроках: постоянное и инициативное, регулярное, частое, редкое. 6 Глубина понимания материала: отличная, хорошая, слабая, очень слабая. 7 Любознательность и познавательный интерес проявляется: часто, редко, почти никогда. 8 Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности: всегда самостоятелен, нуждается в помощи и сопровождении, самостоятельность проявляет редко, уклоняется от ответственности. 9 Внимание: отличное, среднее, легко отвлекается. 10 Поведение в классе: отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое 11 Взаимодействие и взаимоотношения с товарищами: положительные, безразличные, негативные 12 Общее впечатление учителя об ученике: отличное, хорошее, удовлетворительное ,плохое. Ученики этих стран понимают, что на протяжении всего учебного года они находятся под пристальным наблюдением своих учителей, зная, что не только его знания, но и отношение к предмету, взаимодействия, поведение, познавательные качества, глубина понимания материала тоже пройдет интерпретацию и будет оцениваться. Успешность и эффективность оценивания мы можем увидеть и в школах, которые функционируют в данный момент в нашей стране - это Назарбаев Интеллектуальные школы. Наши ученики, обучающиеся на данный момент в вышеуказанной школе, часто навещают нас, делятся своими достижениями и впечатлениями. Они рассказывают, как они изучают гуманитарные и естественно-математические циклы, как они оцениваются, как проводят досуг. Рассказывая об оценивании, они говорят о суммативном и формативном оценивании обучения, поясняя, что данный метод оценивания очень интересен, что они точно и отчетливо знают, на каком этапе при освоении материала находятся. Данная система оценивания стала мне интересна, я начала при помощи интернет ресурсов изучать структуру оценивания интеллектуальных школ, где натолкнулась на статью директора департамента оценки качества образования, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». В которой, отмечается, что их оценивание предоставляет информацию в четырех направлениях: оценка для учащихся – это способ узнать, как учиться лучше, оценка для учителей – это путь узнать, как преподавать лучше, оценка школе– это способ узнать, как стать эффективнее, оценка органам и политикам – это способ узнать насколько эффективно проходят реформы в системе образования. Назарбаев Интеллектуальные школы активно используют ИКТ при оценивании: применение автоматизированного подсчета баллов гарантирует объективность данного процесса. Изучая оценочную систему передовых стран и Назарбаев Интеллектуальных школ, я отчетливо вижу, что у них имеются точные и конкретные критерии оценивания. Что дает возможность учащимся анализировать, синтезировать, сопоставлять и самооценивать. Я считаю, что в общеобразовательных школах Казахстана тоже необходимо внедрить формативное и суммативное оценивание. Во - первых, оно нам нужно для объективного оценивания успехов обучающихся, во – вторых, оно должно служить для четкого определения уровня качества знаний учащихся.
Пятибалльная система оценивания из-за отсутствия четких критериев давно изжила себя. Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика. Оценка выставляется зачастую субъективно или относительно уровня знаний определенного класса: педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев. Такое действие выставлений оценок влечет за собой снижение уровня мотивации к обучению, к снижению уровня активности и к снижению уровня инициативы учащихся на уроках. Из-за поставленных необъективных оценок многие наши ученики на Едином национальном тестировании не могут решить задачи, претенденты на «Алтын белгі» не могут подтвердить свои знания, а наши ученики, принимавшие участие в международных исследованиях, занимают последние места.
Чего можем достигнуть мы при внедрении формативного оценивания в урочную деятельность наших школ: работа учащихся сравнивается и оценивается с заранее определенными и известному не только учителю, но и родителям, а также ему (учащемуся) критериями. Способствует формированию учебно-познавательной компетентности учащихся, учитель может анализировать и диагнозировать трудности ученика в обучении, и организовать коррекционные действия на конкретных этапах обучения. Позволит учителям и учащимся оценить проделанную работу, мотивировать учеников на устранение имеющихся пробелов в обучении. С целью корректировки имеющихся знаний, снижение учебной тревожности и боязни неопределенности, формирование у учеников умения самооценивания и взаимооценования. Рефлексия, целью которой будет определение уровня усвоения пройденного материала, определение «выпадающих» тем, корректировка учебного материала или методики подачи, формативное оценивание позволяет ученику уточнить, понять насколько успешно им выполняются задания в изучении нового материала.
Таким образом, мы делаем вывод, что задача оценки – сопровождать ученика с момента поступления в школу до выпуска, обеспечивая посстоянную корректировку имеющихся знаний на основе формативного оценивания. Сегодня именно школа с адекватным отношением к происходящим преобразованиям в системе образования может гарантировать подготовку выпускников, благодаря навыкам которых общество сможет обеспечить себе лучшее будущее.