Статья на тему Развитие и повышение профессиональной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС
А.А. КостецкаяМАОУ «Викуловская СОШ №2» - отделение с.Нововяткино (Нововяткинская школа – детский сад)
РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В статье рассматривается развитие профессиональной компетентности педагога в условиях реализации новых стандартов второго поколения.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, самообразование педагога.
В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика.
Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования [1]. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Следовательно, важным условием введения ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.
Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.
Понятие "профессиональная компетентность педагога" выражает личные качества преподавателя, учителя, воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Под педагогической компетентностью педагога мы понимаем единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность, по Л.Ю. Кривцову, это интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками и такими компонентами профессионального мастерства, как система профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности [2].
Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога.
В целом А.И. Щербаков и А.В. Мудрик дидактические умения учителя сводятся к трем основным:
1) умение переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условиях новой педагогической ситуации;
2) умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение;
3) умение создавать новые элементы педагогических знаний и конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации [3].
Одним из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
Система повышения квалификации.
Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
Самообразование педагогов.
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды учителей.
Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.
Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.
Как мы уже упоминали, процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
систематическое повышение квалификации;
изучение современных психологических и педагогических методик;
участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;
просмотр телепередач, чтение прессы.
знакомство с педагогической и методической литературой.
использование интернет – ресурсов;
демонстрация собственного педагогического опыта;
внимание к собственному здоровью.
Наверное, самое важное для успешной работы по новым стандартам – компетентный учитель-профессионал, а для этого важно желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя самодостаточным) и способность видеть проблемы, а не их следствия.
____________________________
Профессиональный стандарт педагога (Пр.Мин.труда и соц.защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544н)
Щербаков А.И., Мудрик А.В. Психология учителя // Возрастная педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1991.
Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 288 с.