Статья на тему Развитие и повышение профессиональной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС


А.А. КостецкаяМАОУ «Викуловская СОШ №2» - отделение с.Нововяткино (Нововяткинская школа – детский сад)
РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В статье рассматривается развитие профессиональной компетентности педагога в условиях реализации новых стандартов второго поколения.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, самообразование педагога.
В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика.
Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования [1]. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Следовательно, важным условием введения ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.
Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность. 
Понятие  "профессиональная  компетентность  педагога"  выражает личные  качества  преподавателя,  учителя,  воспитателя,  позволяющие  ему  самостоятельно  и  эффективно  решать  педагогические  задачи,  формулируемые  им самим  или  администрацией  образовательного  учреждения.  Под  педагогической  компетентностью  педагога  мы  понимаем  единство  его  теоретической  и  практической  готовности  к  осуществлению  своей  профессиональной  деятельности.
Профессиональная  компетентность,  по  Л.Ю.  Кривцову,  это  интегративное  качество  специалиста,  включающее  уровень  овладения  им  знаниями,  умениями,  навыками  и  такими  компонентами  профессионального  мастерства,  как  система  профессиональных  знаний,  умений,  навыков,  профессиональных  способностей  и  профессионально  важных  качеств  личности  [2].
Структура  профессиональной  компетентности  педагога  раскрывается  через  его педагогические  умения,  представляющие  собой  совокупность  самых  различных  действий  педагога.
В  целом  А.И.  Щербаков  и  А.В.  Мудрик  дидактические  умения  учителя  сводятся  к трем  основным:
1)  умение  переносить  известные  учителю  знания,  варианты  решения, приемы  обучения  и  воспитания  в  условиях  новой  педагогической  ситуации;
2)  умение  находить  для  каждой  педагогической  ситуации  новое  решение;
3) умение  создавать  новые  элементы  педагогических  знаний  и  конструировать  новые  примеры  решения  конкретной  педагогической  ситуации  [3].
Одним из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
Система повышения квалификации.
Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
Самообразование педагогов.
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды учителей.
Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.
Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий.  Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь. 
Как мы уже упоминали, процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
систематическое повышение квалификации;
изучение современных психологических и педагогических методик;
участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;
просмотр телепередач, чтение прессы.
знакомство с педагогической и методической литературой.
использование интернет – ресурсов;
демонстрация собственного педагогического опыта;
внимание к собственному здоровью.
Наверное, самое важное для успешной работы по новым стандартам – компетентный учитель-профессионал, а для этого важно желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя самодостаточным)  и способность  видеть проблемы, а не их следствия.
____________________________
Профессиональный стандарт педагога  (Пр.Мин.труда и соц.защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544н)
Щербаков  А.И.,  Мудрик  А.В.  Психология  учителя  //  Возрастная  педагогическая  психология  /  Под  ред.  А.В.  Петровского.  М.,  1991.
Занина  Л.В.,  Меньшикова  Н.П.  Основы  педагогического  мастерства:  учеб.  пособие.  Ростов  н/Д.:  Феникс,  2003.  288  с.