Диагностика сформированности ключевых компетенций на уроках географии при проблемно-диалоговом обучении

Диагностика сформированности ключевых компетенций на уроках географии при проблемно-диалоговом обучении
Конкурентоспособность как качество, присущее выпускнику школы, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций.
Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию ключевых компетентностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на уроках географии. Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является технология компетентностно-ориентированных заданий. Образовательная деятельность должна быть построена как система неких учебных ситуаций, заданий, направленных на реализацию определенных видов учебной деятельности, таких как самостоятельное приобретение знаний, самостоятельный выбор способа деятельности, принятие решений в нестандартной ситуации, необходимых для успешной адаптации в современном мире. Одной из главных задач учителя является изменение организации традиционного урока, включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс на основе использования компетентностно- ориентированных заданий. Необходимо создать такую дидактическую основу урока, которая будет способствовать не только, и не столько формированию нового знания, а формированию мировоззрения, становлению надпредметных компетентностей. Наиболее значимые из них:
готовность к разрешению проблем, то есть готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;
готовность к использованию информационных ресурсов, то есть способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, - позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.
коммуникативная компетентность, то есть готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей, - позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.
Учитель при подготовке урока и разработке его дидактической основы, определяет какие аспекты ключевых компетентностей можно формировать при изучении данной темы, на каком этапе освоения темы учащимся можно предложить задание, нацеленное на формирование той или иной компетентности в том или ином аспекте, на каком предметном содержании учащимся можно предложить подобное задание.
Технология формирования ключевых компетентностей учащихся предполагает использование компетентностно-ориентированных заданий в системе. Существует следующая структура самого компетентностно-ориентированного задания:
стимул,
задачная формулировка,
источник информации,
бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),
инструмент проверки.
Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение. Это первый шаг на пути социализации, так как он должен нести практико –ориентированный, социальный характер. Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке означает моделирование образовательных ситуаций для освоения и осуществления деятельности на основе:
использования дополнительных возможностей изучаемого материала;
адекватных способов организации изучения традиционного программного материала.
Для применения на уроке компетентностно-ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого учебного материала в курсе изучения предмета география:
прикладной характер содержания изучаемых тем курса;
содержание, включающее в себя оценку явлений и событий;
выявление причин и следствий природных и экономических явлений;
противоречивые сведения об изучаемом объекте или явлении;
краеведческий материал, который значим для ученика;
вопросы, значимые для всего человечества (например, проблемы экологии, вопросы межэтнических отношений и т.п.);
содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях);
содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков (составление простого плана местности, чтение карт различного содержания, определение поясного времени, наблюдение за погодой, решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности и т.п.).
Одним из примеров формирования ключевых компетентностей учащихся и повышения мотивации к познавательной деятельности на уроке географии я предлагаю следующий материал.
Компетентностно -ориентированные задания в курсе изучения
географии материков и океанов (7 класс)
Задание № 1.
Тема: Взаимодействие океана с сушей и атмосферой.
Задание направлено на формирование компетентностей:
Информационная (1 уровень): указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет;
- выделяет из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;
- пользуется картографической информацией в атласе, ориентируется в тексте учебной статьи.
Информационная (2 уровень):
- самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников (карты атласа, текст учебной статьи)
- воспринимает основное содержание фактической – оценочной информации, определяет причинно-следственные связи, делает на основе проведенной работы собственные выводы, проводит проверку своей гипотезы.
Проблемная компетенция (2 уровень):
- обосновывает ситуацию, анализирует предложенную ситуацию.
Стимул: Путешественник Америго Веспуччи отправился в экспедицию вокруг берегов Южной Америки, помоги ему провести исследование. Назови, какие течения омывают берега этого материка, и расскажи ему, как они влияют на климат побережий.
Задачная формулировка:
Спрогнозируйте, какое влияние может оказывать океаническое течение на климатические особенности побережья материка?
Какие климатические показатели будут отличаться в зависимости от типа течения по температуре?
Используя карты атласа, заполните предложенную форму таблицы.
Проверьте свое предположение о воздействии на климат побережий, которые омываются теплым и холодным течением. Сделайте вывод.
Источники информации: климатические карты атласа для 7 класса.
Бланк для выполнения задания.
Гипотеза: Можно предположить, что океанические течения _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Название течения
Географическое положение
Географическая широта
Тип течения по температуре
Ср. t
января
Ср. t
июля
Среднегодовое кол-во осадков
( в мм)


















Вывод: Полученные данные о климате данных территорий позволяют сделать следующие выводы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструмент проверки:
Гипотеза: Можно предположить, что океанические течения могут оказывать влияние на климат побережий. Там, где протекает холодное течение, возможно выпадает меньшее количество осадков (так как холодный воздух не способствует конденсации) и температуры будут ниже.

Название течения
Географическое положение
Географическая широта
Тип течения по температуре
Ср. t
января
Ср. t
июля
Среднегодовое кол-во осадков
( в мм)

Перуанское
Омывает западные берега Южной Америки
30-400 ю.ш.
холодное
+16-24
+8-16
Менее 100

Бразильское
Омывает восточные берега Южной Америки
30-400 ю.ш.
теплое
Выше +24
+16-24
Более 2000


Вывод: Климат побережья, которое омывается холодным течением, отличается более низкими температурами в зимний и летний сезоны. На этом берегу выпадает меньшее количество осадков. Климат побережья, которое омывается теплым течением, отличается более высокими температурами в зимний и летний сезоны. Здесь выпадает большее количество осадков. На побережье формируется особый тип климата – морской, внутри материка - континентальный.
Критерии оценки:
«5»- Выдвинута гипотеза (предположение) о возможном влиянии типа течения на климат побережья. Таблица заполнена полностью. Сделан вывод о влиянии типа течения на климат побережья.
«4»- испытывает затруднения в самостоятельном выдвижении гипотезы. При заполнении таблицы допущены неточности. Сделан неполный вывод.
«3»- Отсутствие гипотезы. Таблица заполнена менее чем на 50%. Вывод отсутствует или выполнен недостаточно полно.
Задание № 2.
Тема: Природные особенности океанов Земли.
Задание направлено на формирование компетентностей:
Информационная (1 уровень):
- указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет;
- выделяет из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;
- пользуется картографической информацией в атласе, использует дополнительные источники информации (энциклопедии, географические журналы и др.)
Информационная (2 уровень):
- самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников (карты атласа, дополнительные источники информации).
- планирует поиск недостающей информации в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативная компетенция (1 уровень):
- оформляет свою мысль в форме небольшого рассказа, в котором раскрываются особенности океана.
Стимул: Твой друг собирается принять участие в интерактивной игре «Путешествие по океанам Земли». Помоги ему подготовиться к успешному участию в этой игре. Задания первого тура необходимо отправить до 1 декабря.
Задачная формулировка:
Перед вами небольшие отрывки текста. Определите, об особенностях каких океанов идет речь.
Составьте свой рассказ об особенностях океана, который не упоминается в предыдущем задании.
Распределите предложенные географические названия в соответствии с названиями океанов, в пределах которых они расположены.
Мадагаскар, Гольфстрим, Индостан, Бенгальский, Шри-Ланка, Аравийский, Шпицберген, Перуанское, Новая Земля, Куросио, Фиджи, Пиренейский, Лабрадор, Сомалийское, Исландия, Мексиканский, Бенгельское, Гвинейский, Персидский, Новая Гвинея, Камчатка, Ямал.
Источники информации:
Текст для выполнения задания 1.
А) 85% акватории этого океана расположено к югу от экватора. Его характерная особенность заключается в сезонной смене ветров, особенно в северной его части. Зимой здесь господствует северо-восточный, а летом юго-западный муссон, приносящий ливневые осадки на прибрежные территории.
______________________________океан.
Б) Почти половина площади океана приходится на шельф, который местами простирается на 1300 км от берега. Центральную часть океана занимает глубоководная котловина овальной формы (около 1130 км по одной оси и 2250 км по другой. Ее разделяет на две части крупный подводный хребет , который протягивается через весь океан. По одной из гипотез этот хребет в давние времена был осью естественного «моста», между двумя северными материками.
_____________________________океан
В) Название этого океана произошло от имени титана из греческой мифологии. Меридиональный, самый протяженный в мире, подводный хребет делит океан на восточную и западную части. В этом океане проходит самое мощное в мире теплое течение. Через него проходит самое большое число морских путей.
________________________________океан
Г) Составьте свой рассказ об особенностях океана, который не упоминается в предыдущем задании (рассказ должен содержать информацию о пяти уникальных особенностях данного океана).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бланк для выполнения задания.
А)_____________________________океан
Б)_____________________________океан
В) ____________________________океан
Г) рассказ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
Океан
Заливы
Острова
Полуострова
Течения

Тихий





Атлантический





Индийский





Северный Ледовитый





Инструмент проверки:
Модельный ответ
А) Индийский океан
Б) Северный Ледовитый океан
В) Атлантический океан
Г) Этот океан называют великим океаном, так как он занимает первое место по площади. Здесь находится самая глубоководная впадина мира – 11022 м. Океан является самым древним. В нем расположено самое большое количество островов (около 10 тыс.). По краям океана, на его берегах и островах, находится «огненное кольцо», где сосредоточена основная часть вулканов планеты. Название океана не соответствует его характеру.
2.
Океан
Заливы
Острова
Полуострова
течения

Тихий

Фиджи, Новая Гвинея
Камчатка
Перуанское Куросио

Атлантический
Мексиканский Гвинейский
Исландия
Пиренейский, Лабрадор
Гольфстрим Бенгельское

Индийский
Бенгальский Персидский
Мадагаскар Шри-Ланка
Индостан Аравийский
Сомалийское

Северный Ледовитый

Шпицберген Новая Земля
Ямал


Критерии оценки:
«5»- названы правильно все океаны, составлен рассказ о Тихом океане , где раскрываются не менее пяти уникальных географических особенностей этого океана;
Географические объекты распределены верно по расположению их в океанах планеты
( допускается в таблице 2-3 ошибки)
«4»- названы правильно все океаны, при составлении рассказа о Тихом океане упоминается только 4-6 особенности географической характеристики. Географические объекты распределены верно по расположению их в океанах планеты
( допускается в таблице 3-4 ошибки).
«3»- При определении названий океанов по данным характеристикам допущены ошибки; составлен рассказ о другом океане.
Географические объекты распределены верно на 50% (т.е. допущено от 7 до 11 ошибок).
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю решить одновременно несколько задач:
оценить уровень развития информационной компетенции учащихся, т. е насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и выбрать из него необходимую информацию;
оценить уровень развития предметных знаний и умений;
оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.);
оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании;
формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.
Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, изменить позицию и характер деятельности учителя, изменить характер взаимоотношений между учителем и учеником. Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, модератора групповой дискуссии учащихся, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию компетентностей. Внедрение этой технологии позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.

15