Урок-игра по информатике Детективное расследование 11 класс
Тема урока: «Разветвляющиеся алгоритмы».
Тип урока: обобщающий урок.
Вид: урок-игра.
Технология: игровая технология.
Время: проведения: десятый урок по теме «Разветвляющиеся алгоритмы».
Цели урока:
повторение и закрепление материала по теме «Разветвляющиеся алгоритмы»;
стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
активизация взаимодействия между учащимися, навыков групповой работы;
воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.
Задачи урока:
1. Воспитательная развитие познавательного интереса, логического мышления.
2. Учебная совершенствование навыков составления разветвляющихся алгоритмов и программ на языке Бейсик для ЭВМ.
3. Развивающая развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
План урока
1. Этап «В чем соль?»
2. Этап «Золотоискатели».
3. Этап «Определи номер».
4. Этап «Внимание! Розыск!»
5. Этап Заключительный. Тестовая проверочная работа.
6. Итоги урока. Домашнее задание.
Подготовительный этап
Учащиеся делятся на одинаковые группы по 46 человек, в зависимости от наполняемости класса, примерно равные по способностям. В группах назначаются (выбираются) командиры из сильных учеников. Каждая группа получает домашнее задание: придумать 4 задачи. Содержание задач может быть следующим:
придумать условие задачи по заданному алгоритму и составить программу;
по заданному условию составить алгоритм и программу;
придумать условие задачи, составить алгоритм и программу на указанную тему (например, определить тип треугольника). Каждый учащийся должен решить дома «свою» задачу.
Перед уроком столы расставляются так, чтобы каждая группа сидела отдельно от других групп. На каждом столе заготовлены чистые листы для выполнения каждого этапа игры.
Цели игры:
повторение и закрепление материала по теме «Разветвляющиеся алгоритмы»;
стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
активизация взаимодействия между учащимися, навыков групповой работы;
воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.
Задачи:
1. Воспитательная развивать познавательный интерес, логическое мышление.
2. Учебная совершенствовать навыки составления разветвляющихся алгоритмов и программ на языке Бейсик.
3. Развивающая развивать алгоритмическое мышление, память, внимательность.
План
1. Этап «В чем соль?»
2. Этап «Золотоискатели».
3. Этап «Определи номер».
4. Этап «Внимание! Розыск!»
5. Этап Заключительный. Тестовая проверочная работа.
6. Итоги
Подготовительный этап
Учащиеся делятся на одинаковые группы по 46 человек, в зависимости от наполняемости класса, примерно равные по способностям. В группах назначаются (выбираются) командиры из сильных учеников. Каждая группа получает домашнее задание: придумать 4 задачи. Содержание задач может быть следующим:
придумать условие задачи по заданному алгоритму и составить программу;
по заданному условию составить алгоритм и программу;
придумать условие задачи, составить алгоритм и программу на указанную тему (например, определить тип треугольника). Каждый учащийся должен решить дома «свою» задачу.
Столы расставляются так, чтобы каждая группа сидела отдельно от других групп. На каждом столе заготовлены чистые листы для выполнения каждого этапа игры.
Ребята, сегодня мы проводим урок-игру – решение задач по теме «Разветвляющиеся алгоритмы». Проводим мы его в необычной форме – форме расследования. После выполнения каждого очередного задания вы будите получать «след» - ключ к следующему заданию. Всего заданий 4.
Я – начальник следственного отдела. Вы – следственные группы. К нам поступило заявление о пропаже человека. Каждая группа к концу игры должна выявить существенные данные для поиска пропавшего. За оперативность вы получите соответствующую (по сумме мест) общую на группу оценку.
Этап 1. «В чем соль?»
Вам предлагается по заданным предложениям угадать известную поговорку или пословицу.
1. Если два дела одновременно делать, то ничего не получится.
2. Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь.
3. Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи.
4. Если сам натворил бед, то сам и отвечай.
Этап 2. «Золотоискатели»
Вы должны из приведенной программы «добыть золото» – изречение известного мыслителя.
1.
10 GOTO 90
20 PRINT «его»
30 GOTO 130
40 PRINT «ядро ореха»
50 PRINT «,»
60 GOTO 110
70 GOTO 130
80 PRINT «(Плавт)»:end
90 PRINT «Кто хочет съесть»
100 GOTO 40
110 PRINT «должен расколоть»
120 GOTO 20
130 PRINT «скорлупу»
140 GOTO 80
2.
10 GOTO 90
20 PRINT «всякий страх»
30 GOTO 80
40 PRINT «только»
50 PRINT «чего не знает,»
60 GOTO 110
70 GOTO 130
80 PRINT «(В.Г. Белинский)»: end
90 PRINT «Человек страшится»
100 GOTO 40
110 PRINT «знанием»
120 GOTO 70
130 PRINT «побеждается»
140 GOTO 20
3.
10 GOTO 90
20 PRINT «к силам ума»
30 GOTO 80
40 PRINT «слабость»
50 PRINT «ума»
60 GOTO 110
70 GOTO 130
80 PRINT «(В.Г. Белинский)»: end
90 PRINT «Величайшая»
100 GOTO 40
110 PRINT «заключается»
120 GOTO 70
130 PRINT «в недоверчивости»
140 GOTO 20
4.
10 GOT
·O 90
20 PRINT «верят»
30 GOTO 80
40 PRINT «часто»
50 PRINT «настолько проста,»
60 GOTO 110
70 GOTO 130
80 PRINT «(Ф. Левальд)»: end
90 PRINT «Истина бывает»
100 GOTO 40
110 PRINT «что в неё»
120 GOTO 70
130 PRINT «не»
140 GOTO 20
Этап 3. «Определи номер»
В нашем следственном отделе произошло ЧП! Из сейфа выкраны задания на розыск. Только что мне позвонил «доброжелатель» – он запрятал эти задания в ячейках камеры хранения, номер вы сможете определить, выполнив его условия: вы должны определить результаты выполнения предоставленных вам программ (задания распределяются и выполняются каждым членом группы) и сложить их. Полученное число и есть номер нужной ячейки камеры хранения.
1 группа
10 а=4: b=7
20 if a
30 b=a+b
40 print a; b
10 а=4: b=7
20 if a
30 b=a+b
40 print a; b
10 а=7: b=4
20 if a
30 b=a+b
40 print a; b
10 а=4: b=4
20 if a
30 b=a+b
40 print a; b
2 группа.
10 а=5: b=8
20 if a
30 b=a+b
40 print a; b
10 а=5: b=8
20 if a
30 b=a+b
40 print a; b
10 а=8: b=5
20 if a
30 b=a+b
40 print a; b
10 а=5: b=5
20 if a
30 b=a+b
40 print a; b
3 группа.
10 а=6: b=10
20 if a
30 b=a+b
40 print a; b
10 а=6: b=10
20 if a
30 b=a+b
40 print a; b
10 а=10: b=6
20 if a
30 b=a+b
40 print a; b
10 а=6: b=6
20 if a
30 b=a+b
40 print a; b
4.
10 а=3: b=9
20 if a
30 b=a+b
40 print a; b
10 а=3: b=9
20 if a
30 b=a+b
40 print a; b
10 а=9: b=3
20 if a
30 b=a+b
40 print a; b
10 а=3: b=3
20 if a
30 b=a+b
40 print a; b
Этап 4. «Внимание! Розыск!»
Вы успешно справились с предыдущим заданием, и теперь каждая группа получила свое задание на розыск :
установить фамилию и возраст пропавшего человека;
определить марку и номер машину похитителей;
установить, кто из соседей дает достоверные показания;
определить район поиска.
1. Вам нужно определить фамилию пропавшей, если известно, что эта женщина не старше 25 и не моложе 16 лет. Возраст ее кратен 7. В списке три фамилии. Кто из них?
Иванова Е.И., 26 лет;
Петрова А.Л., 21 год;
Сидорова Е.Н., 16 лет.
2. Вам нужно установить марку и номер машины, в которой уехала пропавшая, если известно, что цвет машины не красный, а номер кратен 9. У дома пропавшей были замечены следующие машины:
черный джип с номером 1101;
красный «Запорожец» с номером 9909;
белая «Волга» с номером 2709.
3. Определить, кто из соседей говорит правду, если известно, что между 7.00 и 11.20 часами пропавшая еще находилась дома, а при ответе на вопрос «Когда Вы видели пропавшую на улице в последний раз?»
сосед из кв. № 59 ответил – в 9.00 ч
соседка из кв. № 7 – в 11.30 ч.
4. Определить район поиска (улицу), чтобы выслать ближайшую оперативную машину, если известно, что поиск необходимо осуществлять в пределах следующей фигуры на карте города:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Подходящие под описание машины были замечены в квадратах с координатами:
(2; 5) – ул. Садовая;
(8; 6) – ул. Пушкина;
(8; 2) – ул. Московская.
Этап 5. Заключительный.
Учитель: Спасибо группам за активную работу. Вы работали дружно, оказывали друг другу помощь. По сумме мест группы распределились следующим образом... и получили следующие оценки за игру ....
Игра окончена. Для того, чтобы определить, насколько полезным оказался урок, мне хотелось бы предложить каждому из вас ответить на вопросы теста. На работу вам отводится 5 минут.
Учащимся каждой группы раздаются 4 варианта теста.
После выполнения теста, учащиеся проверяют правильность его выполнения по ключу, который учитель открывает на доске. Выставляют « + » и «-» напротив каждого задания. Учитель тут же по количеству « + » оглашает каждому оценку за тест.
Домашнее задание
Учитель:
Вы должны были придумать задачи по теме «Ветвление». Командиры групп, соберите, пожалуйста, ваши задачи и обменяйтесь с другой группой. Распределите между собой задания. Это и есть ваше домашнее задание.
Самоанализ урока
Урок построен на деятельной основе с использованием приемов моделирования решения задачи в реальной жизни. Объект игры выбран с учетом интересов учащихся. Сюжет разработан таким образом, чтобы в нем присутствовал динамизм и перспективы. При разработке содержания игры были поставлены игровые и учебные цели, определен объем необходимых знаний. На уроке реализованы принципы научности и новизны. Урок носит практический характер и обеспечивает развитие познавательной деятельности и решение поставленных учебных задач. В результате дети обобщили знания по работе с разветвляющимися алгоритмами. Урок был очень интересен школьникам и помог в ненавязчивой игровой форме достичь поставленных нами Целей.
У
10
5
0
5
Х