квалификационная работа.презентация.разработка раздела программы.
Архипова Марина Юрьевна учительрусского языка и литературы МОУ СОШ №70 Слово может спасти человека, может и убить; слово не стрела, но пуще стрелы разит. Поэтому очень важно, кто этим оружием владеет… Изучение слова и фразеологизмов расширяет знания обучающихся о языке.Формирование эстетического вкуса и желание обогатить свой словарно-фразеологический запас.Повышение культурного уровня речи обучающихся и интереса к исследовательской работе на занятиях русского языка.Развитие умения пользоваться справочной литературой и словарями. Принципы отбора материалаОсновные приемы мотивации обучающихся Словарь заимствованных слов Скажите по-китайски «сильный ветер» (тайфун) Произнеси по-турецки «простокваша» (йогурт) Произнесите по-английски «вычислитель» (компьютер) Словарь омонимов Бывает лотерейный, бывает десятитысячный (тираж) Бывает великий, бывает воинский (пост) Бывает барабанная, бывает десятичная (дробь) Словарь антонимов Синяя бейсболка – Красная шапочка Кубик – Колобок Комар-пискун – Муха-Цокотуха Король-хохотун – Царевна Несмеяна Ведущие мотивы:ПозиционныйОценочныйИгровойУчебный Основывается на психологических особенностях обучающихся Разнообразные виды работы 2. Дифференцированные задания 3. Быстрая смена деятельности Логические уравнения Определите, какое слово поставить вместо вопросительного знака, чтобы получилось одинаковое соотношение: палец – перст = лоб – ? (чело) засучив рукава – спустя рукава = заварить кашу – ? (расхлёбывать кашу) «Перевертыши»(устойчивое выражение, в котором каждое слово заменено антонимом) Восстанови первоначальный вид:Новая ложь, выйти из безвкусицы, умирать своей глупостью, взять начало.Войти во вкус, строгая истина, жить своей глупостью, отдать концы. Поработайте редактором В каких предложениях необходимо употреблять заимствованные слова, а в каких русские? Всегда ли уместно употреблять заимствованное слово? На грядке сорняки доминировали над редиской. В верхних слоях атмосферы дуют постоянные сильные ветры. Пополнить знания обучающихся о словарной системе русского литературного языка и ознакомить их с новым разделом науки о языке – фразеологией.Показать зависимость употребления слов от различных речевых ситуаций.Создать базу для изучения языка художественных произведений на уроках литературы.Обеспечить формирование у обучающихся умения находить в тексте и употреблять в собственной речи лексические и фразеологические средства, обосновывать необходимость их использования. повысить интерес к изучению языка посредством анализа текста разных стилей Знания, умения, навыкиПользоваться разными словарями.Умеют употреблять слова в свойственном им значении.Подбирают слова, обозначающие изучаемые понятия.Составляют словосочетания и предложения с данными группами слов. Проблемы при изучении:Неуместное употребление просторечных слов, эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.Употребление лишних слов, в том числе плеоназм.Работа со словами, которые предполагают знание этимологии. Тема: «Лексика, фразеология, культура речи Технологии Групповые Лингвопоэтическийанализтекста Игровые На уроках изучения нового материала (н-р, «Фразеологизмы») На уроках изучения нового материала (н-р, эмоционально-окрашенные слова) На урокахповторения, контроля знаний Формы Традиционные Проблемный подход, его структура Фронтальная Индивидуальная В малых группах В парах 1. Постановка учебной проблемы2. Поиск решения3. Выражение решения4. Творческое применение «открытых» знаний Постановка задачи, проблемы, побуждающих к поиску Объяснительный диктант с пропуском заимствованных и профессиональных слов. Вопрос о значении групп лексики, создание эмоционального настроя. Работа в группах. Осознание решения поставленной проблемы на основе построенной гипотезы и ее проверки Предупредительный диктант. Работа со словарями. Формирование теоретической базы. Составление гипотезы на основе теоретического материала. Применение знаний для решения конкретных задач и выражения новых знаний научным языком. Формулирование вопросов для взаимопроверки. Формирование определения (термин). Работа в группах с использованием терминов в русском языке, литературе, математике. Творческое применение «открытых знаний» Составление текста рассуждения с данным началом. Учет возрастных особенностейРасположение материала по принципу «от известного к новому».Завершение тематических модулей работы по развитию речи. (сочинение, изложение, контрольная работа). Недостатки:Мало внимания уделяется омонимии.Работа с синонимами, синонимичными конструкциями. Тематическое планирование Методы Иллюстративный(объяснительный) Частично-поисковый(эвристический) Типы упражнений:Нахождение в предложении или тексте изученных лексических и фразеологических понятий.Группировка изученных понятий.Выяснение функций изучаемых лексических и фразеологических понятий в тексте разных стилейРабота со словарями разных типов.Составление словарной статьи слов с неясным значением из текста художественного произведения. Объясните, что общего в словах пещера, печать, печаль.Существует ли историческая связь между следующими словами? Докажите, используя материалы словаря. Подлинник, подлый, поднимать, подчинить3. Используя сведения о происхождении, объясните лексическое значение и написание данных слов и составьте словарную статью. Виадук, ксерокопия, маркетинг4. Найдите «четвертое лишнее» слово Какофония, калорифер, калейдоскоп, каллиграфия5. Вместо пропусков в каждой группе вставьте этимологически выделяющийся корень (-био- , -лиз-).- логия, - поле, - графия, - климат, - ритмы, ана - оз, сим - оз, - сфера Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1988Баранов М.Т. О работе с толковым словарем на уроке русского языка. РЯШ №6, 1969Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка», М.: «Просвещение», 1992Иванова А.М. Урок, посвященный словарям. РЯШ, №6, 1991Капинос В.И., Пильгун М.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык, 6 класс. «Интеллект0Центр», 2003Львова С.И. Орфография, этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. М.: «Русское слова», 2000 Текущий контроль Тесты Предупредительный диктант Словарный диктант Подготовительный диктант Письмо по памяти Творческие задания Итоговый контроль Контрольная работа Сочинение Изложение В предложении: Лунологи хорошо изучили рельеф лунывыделенное слово является:1. Диалектным2. Общеупотребительным3. Устаревшим4. Неологизмом 2. Буква и пишется в слове:1. Без…скусный2. Под…тожить3. Сверх…ндустриальный4. Без…мянный 3. Укажи ошибку:1. Ворошить← разворошить2. Возвращение ← возвращать3. Вечный ← век4. Величина ← великий Цель: продолжить знакомство с лексическим составом русского языка, дать представление о заимствованной лексике и ее использовании в речи.Задачи: Образовательная (углубить и обобщить знания, полученные ранее). Развивающая (продолжить формирование знаний, умений, навыков самостоятельной работы и работы с текстом; умение выделять главное). Воспитательная (повысить мотивации учения, формировать желание работать на уроке и воспитать любовь к русскому языку). Оргмомент (1 мин.) Создание у обучающихся рабочего настроения. Повторение (3 мин.) Повторение понятия профессиональной лексики. Проверка домашнего задания. Знакомство с новой темой. Постановка проблемы, ориентированной на ситуацию (5 мин.) Пример упражнения Поиск решения учебной проблемы (15 мин.) Составление схемы слов состава языка. Выявляем основные внеязыковые и языковые причины заимствований. Выполнение упражнений по теме. Работа над развитием связанной речи (составление связанных рассказов с использованием иллюстраций и кратких лингвистических сведений). Контроль усвоения материала (10 мин.) Работа с деформированным текстом Контроль за навыками связанной речи (составить устный рассказ на тему «Заимствованное слово можно узнать…» Работа над культурой речи учащихся (отредактировать текст) Выражение решения (6 мин.) Работа с текстом, выполнение орфографических правил. Подведение итогов (3 мин.) Фронтальный опрос Домашнее задание Составить сочинение-рассуждение о заимствованных словах (1 группа) Индивидуальные задания (расскажите о заимствованных словах, например, акация и юла) Составь рассказ по памятке (2 группа). Выход Спешите текст, вставляя пропущенные буквы. Укажите профессиональные слова. Что они обозначают?С (не)давнего времени у человека по…вились помощ(?)ники в умственн…м труде. Комп… ютеры – так они называют(?)ся. А вместе с этим умным помощ(?)ником звучали слова дисплей, монитор, процессор, клавиатура.Как вы думаете, являются ли перечисленные слова исконно русскими или они пришли в наш язык из другого языка? Русский язык постоянно обогащается словами из ……….. языков. Из восточных языков к нам пришли слова …………. Словами свекла, кукла с нами поделился ……………. язык. Из латинского языка заимствованы названия месяцев………