Рабочая программа по электротехнике для профессии: Маляр, штукатур


Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Енакиевский профессиональный лицей»
СОГЛАСОВАНО:УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УПР Директор ГПОУ «ЕнакиевскийПЛ»
__________Н.В.Блинова _________________ В.Э.Семенова
ПодписьПодпись«____»____________2016 г.«____»____________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
по программе профессионального обучения для лиц с ограниченными
возможностями здоровья, не имеющих основного общего образования
по профессии 13450 МАЛЯР, 19727 ШТУКАТУР
2016
Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ» для лиц с ограниченными возможностями здоровья, утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР от 22.01. 2016 г. № 52.
.
Организация–разработчик: ГПОУ «Енакиевский профессиональный лицей»
Разработчик: Герцев Иван Игоревич, преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Рецензенты:
1. Худолеева Вера Леонидовна, преподаватель методист, специалист высшей квалификационной категории.
2. Бойко Людмила Сергеевна, председатель методической комиссии профтехцикла.
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
методической комиссией ___________________
протокол № ___от «___»_________201__ г.
Председатель МК__________ Бойко Л.С.
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель МК _______________________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель МК _______________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ
(С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ)
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
условия реализации программы учебной дисциплины
15
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Основы электротехники» является одной из общепрофессиональных дисциплин подготовки квалифицированных рабочих по специальности 13450 «Маляр», 19727 «Штукатур».
Цели дисциплины: развитие общепрофессиональных компетенций обучающихся, необходимых для реализации профессиональной деятельности, формирование умений и навыков по проведению штукатурных и малярных работ.
Задачи дисциплины: расширение представления об электрической энергии и ее преобразованиях в другие виды энергии; ознакомление с характеристиками электрической цепи; изучение назначения и устройства простого и средней сложности контрольно–измерительного инструмента; изучение видов и методов электрических измерений; изучение устройств и принципа действия электротехнических устройств; изучение назначения и конструкции пусковых и регулирующих устройств.
Место дисциплины в структуре ППКРС.
Настоящая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки квалифицированного рабочего согласно ГОС СПО и предназначена для обучения студентов в учреждениях среднего профессионального образования при подготовке квалифицированных рабочих.
Межпредметные связи.
Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных при освоении таких дисциплин, как «Физика».
В дальнейшем знания, полученные в ходе изучения дисциплины, могут быть использованы при изучении профессиональных модулей ПМ.01 «Выполнение штукатурных работ».
Принципы отбора и формирования содержания курса:
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии «Мастер отделочных строительных работ».
Для изучения дисциплины студенту необходимо: знать основные сведения электротехники, необходимые для работы с электрооборудованием.
Изучение дисциплины построено на чередовании теоретического обучения с проведением лабораторных занятий. При обучении используются следующие технологии: развивающее и проблемное обучение, компетентностный подход, ИКТ, которые позволяют усовершенствовать процесс обучения и усвоения материала.
Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая в себя подготовку по контрольным вопросам, тестированию.
Учебная дисциплина изучается при освоении профессии «Мастер отделочных строительных работ» на 1–2 курсе в объеме максимальной учебной нагрузки 84 часа, из которых на аудиторную нагрузку отводится 56 часов и на самостоятельную работу отводится 28 часов.
Контроль качества освоения дисциплины «Основы электротехники» проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине. Заканчивается обучение итоговой аттестацией в форме дифференцированного зачета.
В основе программы дисциплины лежат следующие нормативные документы:
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 25.06.2015 года.
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 13450 Маляр, 19727 Штукатур.
Приказ МОН ДНР №328 от 20.07.2015г. «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
Учебный план ГПОУ «ЕнакиевскийПЛ» по специальности 13450 Маляр, 19727 Штукатур.
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы электротехники
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих Государственного профессионального образовательного учреждения «Енакиевский профессиональный лицей» в соответствии с ГОС СПО по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Основы электротехники» относится к обязательной части общепрофессионального цикла ППКРС.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Обязательная часть
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
пользоваться электрифицированным оборудованием.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные сведения электротехники, необходимые для работы с электрооборудованием.
Вариативная часть – не предусмотрено.
Учебная дисциплина ОП.02. «Основы электротехники» способствует формированию следующих профессиональных и общих компетенций:
– понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1).– организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ОК 2).
– анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3).
– осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4).
– использовать информационно–коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5).
– работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами (ОК 6).
– исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) (ОК 7).
– выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ (ПК 1.1).
– выполнять подготовительные работы при производстве монтажа каркасно–обшивочных конструкций (ПК 2.1).– выполнять подготовительные работы при производстве малярных работ (ПК 3.1).– выполнять подготовительные работы при производстве облицовочных работ (ПК 4.1).– выполнять подготовительные работы при облицовке синтетическими материалами (ПК 5.1).
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 84 часа, в том числе:
– обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 56 часов;
– самостоятельная работа обучающегося – 28 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 84
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 56
в том числе: лабораторные работы 14
практические работы 1
контрольные работы 3
зачет 1
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 28
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Краткая характеристика и содержание предмета. Связь предмета с другими предметами. Перспективные направления использования электроэнергии на усовершенствовании строительных технологий, автоматизации и механизации производственных процессов. 1 Раздел 1. Основы электростатики 4 Тема 1.1. Основы электростатики Содержание учебного материала 4 1. Простейшие электрические поля. 1 2
2. Силовое взаимодействие заряженных тел. 1 2
3. Электрическая ёмкость. Единицы ёмкости. 1 2
4. Конденсаторы. Типы конденсаторов, их применение. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Поле между двумя заряженными пластинами
2. Поле точного заряда, поле заряженной пластины.
3. Проводники в электрическом поле.
4. Письменная работа: ответить на вопросы по теме: «Диэлектрики в электрическом поле». 2 Раздел 2. Электрические цепи постоянного тока 17 Тема 2.1. Электрические цепи постоянного тока Содержание учебного материала 17 1. Электрический ток. Общие понятия и определения. 1 2
2. Закон Ома для участка цепи. 1 2
3. Электрические цепи. Расчеты электрических цепей. 1 2
4. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. 1 2
5. Решение задач по теме «Электрические цепи постоянного тока» 2 2
Лабораторная работа № 1 Изучение устройства и принципа действия амперметра. Его включение в электрическую цепь. 2 Лабораторная работа № 2 Изучение устройства и принципа действия вольтметра, включение его в электрическую цепь.2 Лабораторная работа № 3 Исследование электрической цепи с последовательным соединением проводников. 2 Лабораторная работа № 4 Исследование электрической цепи с параллельным соединением проводников. 2 Лабораторная работа № 5 Измерение работы и мощности в цепи переменного тока. 2 Контрольная работа 1 Самостоятельная работа обучающихся:
1. Сопротивление. Единицы сопротивления.
2. Приборы для измерения силы тока, их включение в электрическую цепь.
3. Приборы для измерения напряжения, их включение в электрическую цепь.
4. Последовательное соединение проводников.
5. Параллельные соединения проводников.
6. Источники постоянного тока.
7. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. 9 Раздел 3. Электромагнетизм 8 Тема 3.1. Электромагнетизм и магнитные цепи Содержание учебного материала 8 1. Магнитное поле и его характеристики. 1 2
2. Электромагнитная индукция. 1 2
3. Решение задач. Расчёт простейших электрических цепей. 1 2

Лабораторная работа № 6. Изучение явления электромагнитной индукции. 2 Лабораторная работа № 7. Исследование катушки со стальным сердечником. 2 Контроль знаний студентов (у.о.) 1 Самостоятельная работа обучающихся:
1. Превращение механической энергии в электрическую.
2. Превращение электрической энергии в механическую.
3. Явление самоиндукции
4. Явление взаимоиндукции. 4 Раздел 4. Электрические цепи переменного тока 4 Тема 4.1. Переменный ток Содержание учебного материала 4 1. Производство электрического тока, его характеристики. 1 2
2. Электрические цепи переменного тока с активным, индуктивным и емкостным сопротивлением. 1 2
3. Электрические цепи переменного тока с активным, индуктивным и емкостным сопротивлением. 1 2
Практическая работа:
Знакомство с устройством и работой генератора переменного тока. 1 Самостоятельная работа обучающихся:
1. Письменная работа: ответить на вопросы по теме: «Электрические цепи переменного тока с активным, индуктивным и емкостным сопротивлением». 2 Раздел 5. Электрические машины переменного тока 1 Тема 5.1. Электрические машины переменного тока Содержание учебного материала
1. Асинхронный двигатель переменного тока, строение и принцип работы. 1
1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Применение асинхронного двигателя в электроинструменте маляра на примере краскопульта СО–20В. 1 Раздел 6. Электрооборудование строительной площадки 19 Тема 6.1. Электрооборудование строительной площадки Содержание учебного материала 5 1. Краткая характеристика основных видов сварки. 1 2
2. Классификация и эксплуатация электрических машин и инструмента. 1 2
3. Электрооборудование строительных кранов, оборудование для транспортировки сухих и растворимых смесей в пределах рабочей зоны, устройств для смеси полусухих и пластических смесей, которые используются в строительстве. 1
2
4. Электрооборудование строительных кранов, оборудование для транспортировки сухих и растворимых смесей в пределах рабочей зоны, устройств для смеси полусухих и пластических смесей, которые используются в строительстве. 1 2
Зачет 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Составление реферата на тему: «Краткая характеристика основных видов сварки». 1,5 Тема 6.2 Электрообеспечение строительной площадки Содержание учебного материала 4 1. Классификация электрических сетей, правила монтажа воздушных линий. Эксплуатация электрических сетей. 1 2
2. Классификация электрических сетей, правила монтажа воздушных линий. Эксплуатация электрических сетей. 1 2
3. Требования к защитным заземлениям. Правила эксплуатации защитных заземлений. 1 2
4. Требования к защитным заземлениям. Правила эксплуатации защитных заземлений. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Письменная работа: ответить на вопросы по теме: «Классификация электрических сетей». 2 Тема 6.3. Трехфазные электрические системы Содержание учебного материала 3 1. Производство трехфазного тока. 1 2
2. Соединение фаз генератора и потребителя звездой. 1 2
3. Соединение фаз генератора и потребителя треугольником. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Письменная работа: ответить на вопросы по теме: «Способы соединения фаз». 1,5 Тема 6.4. Электрофицированные способы малой механизации переносные светильники Содержание учебного материала 3 1. Эксплуатация и основные конструктивные части устройств малой механизации. 1 2
2. Эксплуатация и основные конструктивные части устройств малой механизации. 1 2
3.
Классификация осветительных приборов, особенности эксплуатации переносных светильников. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Общие сведения и классификация электрофицированных способов малой механизации.
2. Подготовка краткий сообщений по теме. 2,5 Тема 6.5. Электрооборудование подъёмно –транспортных механизмов Содержание учебного материала 1 1. Электропривод строительных подъёмных механизмов для приготовления растворимых смесей.
1
1
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Назначение и классификация подъёмно–транспортных механизмов, которые используются на строительной площадке.
2. Электрооборудование тормозных систем, штукатурных станций, штукатурных агрегатов. 1,5 Тема 6.6. Техника безопасности при работе на строительной площадке Содержание учебного материала 2 1.Средства индивидуальной защиты при поражении электрическим током. 1 2
2. Правила поведения при пожаре на строительно–монтажной площадке. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Технические и первичные средства пожаротушения.
2.Организация работ при пожаротушении на строительно–монтажной площадке. 1 Подготовка к дифференцированному зачету 1 Дифференцированный зачет 2 Всего: 84 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально–техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Электротехники».
Оборудование учебного кабинета Электротехники:
– рабочее место преподавателя;
– посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
– комплект учебно–методической документации (учебники и учебные пособия, сборники задач и упражнений, карточки–задания, комплекты тестовых заданий), контрольно–оценочные материалы;
– комплекты инструкционно–технологических карт и бланков технологической документации;
– наглядные пособия (плакаты, демонстрационные и электрифицированные стенды, макеты и действующие устройства);
– комплект деталей, узлов, инструментов и приспособлений.
Технические средства обучения:
– ноутбук;
– мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет–ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Бутырин, П.А., Толчеев, О.В., Шакирзянов, Ф.Н. Электротехника: Учебник для нач. проф. образования - М.: Академия, 2010.
2. Евдокимов, Ф.Е. Теоретические основы электротехники: Учебник для сред. проф. образования - М.: Высшая: школа, 2011.
3. Новиков, П.Н., Кауфман, В.Я., Толчеев, О.В. и др. Задачник по электротехнике: учеб. пособие СПО – М.: Академия, 2011.
4. Прошин В.М. «Электротехника»: учеб. для нач. проф. образования. – М.: «Академия», 2010. – 288с.
5. Ярочкина, Г.В., Володарская, А.Л. Электротехника. Рабочая тетрадь для нач. проф. образования - М.; Мастерство, 2010.
Дополнительные источники:
1. Бензарь, В. Словарь-справочник по электротехнике, промышленной электронике и автоматике: учеб. пособие СПО - М.: Высшая школа, 2012.
2. Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротехнике: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2012.
3. Ярочкина, Г.В. Электротехника: учеб. пособие НПО - М.: ИРПО, 2011.
Интернет-ресурсы:
1. Электронная электротехническая библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.electrolibrary.info.
2. Онлайн библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа http://energetiki.net3. Техническая литература [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/123781/?rand=2494502
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, устного опроса, а также обучающимися индивидуальными заданиями, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результата
Умения: пользоваться электрифицированным оборудованием – экспертная оценка выполнения исследований в процессе выполнения лабораторной работы;
– устный опрос
Знания: основные сведения электротехники, необходимые для работы с
электрооборудованием
– устный опрос;
– тестирование
РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
общепрофессиональной дисциплины
ОП.02. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
по профессии: 13450 Маляр 19727 Штукатур
Разработчик:
преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГПОУ «ЕнакиевскийПЛ»
Герцев Иван Игоревич
Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.02. «Основы электротехники» предназначена для обучения студентов по профессии: 13450 Маляр 19727 Штукатур.
Рабочая программа составлена в соответствии с «Рекомендациями по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования» от 03.08.2015 года в соответствии с базисным учебным планом.
Основу рабочей программы составляет содержание, направленное на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины ОП.02. «Основы электротехники». Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. В программе отражены:
– цели и задачи дисциплины «Основы электротехники»;
– место дисциплины в структуре программы;
– общую трудоемкость дисциплины;
– результаты обучения представлены формируемыми компетенциями;
– образовательные технологии;
– формы промежуточной аттестации;
– содержание дисциплины и тематический план;
– перечень практических работ;
– учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.
Образовательные технологии обучения представлены по видам учебной работы (аудиторная и внеаудиторная).
В материально-техническое обеспечение дисциплины ОП.02. «Основы электротехники» указан учебный кабинет с перечнем технических средств обучения, обеспечивающих проведение всех видов учебной работы.
Положительными сторонами программы является применение современных педагогических технологий обучения, направленных на формирование опыта творческой деятельности, а также разнообразие форм контроля знаний и умений обучающегося.Данная рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. «Основы электротехники» соответствует современным требованиям по разработке рабочих программ и может быть использована в качестве действующей рабочей программы по профессии 13450 Маляр 19727 Штукатур.
Рецензент __________________________________________________
____________________________________________________________