Методическая разработка Педагогический совет в ДОО


Методическая разработка педагогического совета на тему:
«Формирование гуманной личности через приобщение детей к природе».
План педагогического совета:
«Интеграция экологического воспитания с другими видами деятельности дошкольников»
( круглый стол)
Уровень развития у детей представлений о природе (отчеты педагогов и итоги тематической проверки)
Мультимедийные презентации воспитателей «Наш уголок природы» - результаты работы с детьми в группах.
Решение педагогических ситуаций.
Тренинг « Природа - лучший лекарь» как средство сохранения здоровья
педагогов.
Ход педагогического совета:
Часть 1. Круглый стол: «Интеграция экологического воспитания с другими видами деятельности дошкольников»
Во вступительном слове старший воспитатель отметила, что Природа, человек, нравственность - понятия тождественные, но мы с сожалением констатируем: многого не вернуть из того, что успели растоптать, разорить, растерять. Сегодня мы уже осознаем, что подошли к той грани, которая грозит нам катастрофой, и только если каждый из нас на своем месте по крупицам упорно и добросовестно будет восстанавливать, залечивать, выращивать добро, под корень искоренять зло, то может через несколько десятков, а то и более лет, природа вновь поверит нам, улыбнется солнышком, прольется живительными дождями.Как донести до детей основы экологических знаний - об этом пойдет речь на нашем сегодняшнем педсовете.
За вашими плечами, уважаемые педагоги, опыт, позволяющий высказывать свои суждения по обсуждаемым вопросам.
Вопросы:
1. Что означает термин «экология»?
2. Проблемы экологии в мире, стране, городе.
3. В чем сущность экологического воспитания детей? Почему, на Ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
4. Влияние экологии на состояние здоровья детей.
5. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников.
6. В чем Вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?
7. В какой совместной деятельности с детьми могли бы Вы практически способствовать преумножению природы?
8. Какая, на Ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями по вопросам экологического воспитания детей?
Как сформировать интерес и бережное отношение к природе, какие гуманные качества у детей при этом мы должны сформировать?
(работа с таблицей №1, первая часть)
ТАБЛИЦА 1
Направление Информация
Перечислите, какие гуманные качества можно формировать при взаимодействии с природой. Какие формы работы при этом вы можете использовать.
Перечислите самые эффективные способы воздействия на детей при формировании гуманных качеств. Раскройте на конкретных примерах интеграцию экологического образования с областями:
Физическое развитие Речевое развитие Социальнокоммуникативное развитие
Художественноэстетическое развитие
Познавательное развитие Перечислите, какие гуманные качества у детей можно формировать при взаимодействии с природой:
Кожевникова Т.В, воспитатель 1 мл А группы: на мой взгляд при ознакомлении с природой можно зародить у детей следующее: доброта (доброе отношение ко всему живому), сострадание( чувство жалости к животным, переживание за них, желание оказать помощь), отзывчивость. Мне кажется, что такие качества как раз и присущи детям, и наша задача их закрепить и развить.
Кочеткова Л.Г, инструктор по физической культуре. Я бы еще добавила такие качества, как заботливость (желание ухаживать за растениями и животными), жалостливость (умение прийти на помощь нуждающемуся животному, защитить его), милосердие.
Гиззатулина Н.И, воспитатель средней группы. Очень важные качества великодушие, бескорыстие, сочувствие. Особенно это важно по отношению к животным и даже растениям. Если мы заложим ростки этих гуманных качеств, многое может измениться в отношении к природе в целом.
Дубровина Т.М, старший воспитатель. Вы назвали много прекрасных гуманных качеств, над формированием которых у детей мы просто обязаны работать. Я бы еще добавила к этому списку еще несколько: чуткость, человечность, доброе отношение к природе, благодарность, самокритичность, чувство, стыда, честность, совесть и еще много других качеств.
Какие правила поведения в природе должны знать дети? (слово-эстафета)
Не шуметь в лесу, на полянке; убирать за собой мусор; не сорить на объектах природы; не рвать цветы и другие растения, ничего не пробовать на вкус; беречь водные запасы; приумножать природу-садить деревья, цветы.
Какие формы работы при этом вы можете использовать?
Серикова Л.И, педагог-психолог. Я думаю, очень эффективно использовать различны игры: дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, хороводные, театрализованные, игры- драматизации. Игра ведь основной вид деятельности, обучение в игре очень эффективно.
Фабричникова Н.А, воспитатель подготовительной группы Б. Очень эффективны чтение и обсуждение литературных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий. Я это очень часто использую в своей работе, и очень эффективно.
Стукова О.П, воспитатель подготовительной А группы. Очень важны наблюдения за природой, на прогулке; сезонные наблюдения; изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление.
Тропина Е.В, воспитатель 1 младшей В Группы. Я хочу добавить следующие формы работы: продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы природы, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.
Дубровина Т.М, старший воспитатель. Вы назвали очень много форм и методов работы:я кратко добавлю ваши высказывания. Можно с пользой использовать следующее: просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач; создание ситуаций педагогических, морального выбора; специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях из жизни животного и растительного мира, ситуативные разговоры с детьми; проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование; оформление выставок: поделок из природного материала, книг с иллюстрациями; тематических выставок (по временам года, животных и пр.), выставок детского творчества, уголков природы; викторины: сочинение загадок и пр; рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, и пр.), обсуждение средств выразительности.
Перечислите самые эффективные способы воздействия на детей при формировании гуманных качеств'.(слово-эстафета)
Побережнюк М.С, воспитатель старшей Б группы: наблюдения, уход за растениями, трудовые поручения.
Ашлапова И.А, воспитатель старшей А группы: чтение и обсуждение, продуктивная деятельность, просмотр мультфильмов.
Гиззатулина Н.И, воспитатель средней группы: личный пример положительного отношения к природе- самый эффективный метод работы. Еще добавлю изготовление поделок, чтение литературных произведений, рассказы воспитателя о своих наблюдениях и случаях из жизни, даже если они специально придуманы.
Дубровина Т.М, старший воспитатель. Да, это действительно так, и я согласна со всеми высказываниями. Еще могу добавить, что очень важно использовать игровые технологии во всем, это основа образования. И мотивированный и деятельный подход ко всему. Не стоит забывать и о проектном методе образования и поисково-исследовательской деятельности.
Раскройте на конкретных примерах интеграцию экологического образования с областями:
Кочеткова Л.Г, инструктор по физической культуре. Это легко можно проследить на физкультурных занятиях. Провожу сюжетные занятия на темы природы, использую подвижные игры с природоведческим содержанием. Подражаем движениям и звукам животных, закрепляем знания о животных и поведении в природе.
Гиззатулина Н.И, воспитатель средней группы. При организации образовательной деятельности по экологии в обязательном порядке используем комплексный подход: включаем продуктивную деятельность, двигательную, трудовые поручения и прочее.
Часть 2. Уровень развития у детей представлений о природе (отчеты педагогов и итоги тематической проверки)
Работа с таблицей № 2.
Кожевникова Т.В, воспитатель 1 младшей А группы. Наши дети развиваются адекватно возрасту, овладели знаниями, умениями в объеме программы.
Тропина Е.В, воспитатель 1 младшей В группы. По всем показателям таблицы я оценила развитие детей адекватное возрасту.
Воспитатели 2 младших групп: наши дети тоже развиваются в соответствии с возрастом. Только недостаток в том, что они знают, как надо поступать, но привычки делать это правильно у них еще нет.
Гиззатулина Н.И, воспитатель средней группы: отмечаю такие же показатели, как у всех - дети развиваются в соответствии с возрастом.
Воспитатели старших и подготовительных групп: мы можем сказать примерно то же самое - дети развиваются в соответствии с возрастом.
Дубровина Т.М, старший воспитатель. Огласила итоги тематической проверки по экологическому образованию детей.
Часть 3. Мультимедийные презентации воспитателей «Наш уголок природы» - результаты работы с детьми в группах.
Для просмотра было представлено 10 презентаций от педагогов всех возрастных
групп:
Кожевникова Т.В, Тропина Е.В, Парханюк Г.Ю, Померанцева Т.С, Власенко М.В, Коледенкова Е.Н, Гиззатулина Н.И, Побережнюк М.С, Фабричникова Н.А, Стукова О.П.
Ашлапова И.А, Малиновская О.В, воспитатели старшей А группы, подготовила 6 презентаций на разные темы о деятельности детей в природе.
( все презентации прилагаются, хранятся в медиатеке ДОУ)
В разработке в приложении представлены 3 презентации
Часть 4. Решение педагогических ситуаций.
1. На лесной поляне четверо детей от 5 до 7 лет ловят бабочек. Самый маленький кричит: «Давай поймаем бабочку и подожжем ей крылышки!» Мужчина, проходящий мимо и слышащий этот призыв, остановил мальчика и спросил: «Зачем вы будете поджигать крылышки бабочке?» Тот немного помолчал и ответил: «Просто так».
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
2. Аленка шла домой из детского сада через парк и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали растущую здесь смородину. Но мать не слушала.
– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Аленка и вырвала руку.
– Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею Аленку по рукам. При этом зло бросила:
– Кому нужна твоя забота о смородине, это же просто детская игра. Без тебя хватит охранников природы!
Какие возможны негативные последствия поступка матери?
Часть 5. Тренинг « Природа - лучший лекарь» как средство сохранения здоровья
педагогов.
Педагог-психолог озвучила очень важную информацию о здоровье педагога и о природе, как лекаре. То, от чего страдает большая часть сознательного человечества - это острая нехватка природы.
Мы проводим 24 часа в сутки под квартирным и офисным арестом, работаем при искусственном свете, едим в помещении, передвигаемся из дома в офис в транспорте и вообще ногой не ступаем на природу. А если ступаем, то эта природа имеет вид предсказуемо-геометрического парка с цементными дорожками и лавочками по краям газонов, где написано: «По газонам не ходить!».
Большинство из нас еще помнит старые добрые времена, когда мы детьми играли в сыщика-разбойника во дворе и приходили домой только, чтобы поспать и поесть. Эти времена уже в далеком прошлом и наши дети вряд ли также беспечно побегут гулять во двор, потому, что это опасно и потому, что двор грязный или потому, что гейм-бой интереснее. А мы привычно вдыхаем циркулируемый между носом и кондиционером воздух и немного выхлопных газов по дороге домой и считаем, что это счастье, что у нас есть эта работа (ведь наш уровень жизни настолько поднялся!).
Профилактика болезней без возвращения к природе просто не возможна. Для всех нас и особенно для детей. Дети более тонко чувствуют неполноценность городской жизни и высказывают это в виде аллергий, частых простуд, плохой успеваемости. Природа делает профилактику болезней и природа лечит, но кто из традиционных врачей приписывает лечение природой. Это большая редкость.
А ведь волшебные средства оздоровления это:
Солнечный светБез солнечного света не было бы нас с вами. Мы - дети солнца в буквальном смысле этого слова. Поэтому, нам нужны целительные лучи хотя бы минут 10 в день. Для выработки витамина ДЗ (одного из самых удивительных веществ пока открытых человеком), который является естественной профилактикой рака, сердечно-сосудистых заболеваний и диабета, увеличивает плотность костной ткани и улучшает иммунную функцию. А также предотвращает инфекционные болезни намного лучше, чем любые вакцины. Чтобы получить витамин Д в его естественной форме, нужно просто проводить больше времени на природе.
Звуки природыПение птиц, шелест листьев, хруст веток, журчание ручья, стрекотание кузнечиков, шорох травы под ногами - даёт терапевтический эффект, снижает уровень гормонов стресса и кровяное давление.
Одними из самых целительных звуков считаются звуки воды: водопады, ручьи, дождь, гроза, море. Можно все это записать и слушать во время работы за компьютером, но разве сравнится аудио-море с настоящим?
Цвета природыГоворя научным языком, цвета - электромагнитное излучение, отличающийся по длине волн, которое попадает на сетчатку глаза и интерпретируется мозгом как цвета. Это электромагнитное излучение несет в себе исцеляющую энергию, энергию цвета. Очень хорошо, если каждый день вы можете соприкасаться с красками всего спектра, смотреть на цветы, растения, животных, небо. Это исцеляет вас и стимулирует мозг.
Если вы наблюдаете цвета и оттенки на природе, то ваш мозг начинает функционировать на более высоком когнитивном уровне. Люди, проводящие целый день в помещении, где ничего не меняется, не имеют такой возможности простимулировать свой интеллект.
ДвижениеПроводя время на природе, мы вынуждены двигаться: ходить, бегать, ехать на велосипеде, плавать, взбираться на гору. Красивый пейзаж делает любое физическое упражнение приятным. Если вы делаете утреннюю пробежку в лесу, то, кажется, это просто быстрая прогулка.
Движение нам дарит вторую молодость, улучшает циркуляцию крови, увеличивает плотность костей, делает нас более гибкими, подвижными, усиливает циркуляцию лимфы, улучшает настроение.
ВоздухКачественная разница между воздухом в помещении и свежим воздухом леса или луга огромная. Воздух в помещении испорчен газами, исходящими из синтетических материалов: ковров, мебели, красок, лаков, клеев и т.д., а также наполнен спорами плесени, обитающей в ванных комнатах, кухнях, на подоконниках и под обоями. Лесной воздух совершенно другой по составу! В лесном воздухе больше жизни, бодрости, здоровья.
МикробыТрадиционная медицина вдалбливала нам, что стерильная чистота - залог здоровья. Мы верили, что можем быть здоровы, только когда все микробы в нашем окружении убиты моющими средствами, антибактериальным мылом, фармацевтическими препаратами.
Некоторые микробы являются неотъемлемой частью нашей жизни и нашего хорошего самочувствия! Подвергаясь воздействию микробов, мы тренируем наш иммунитет и приводим весь организм в равновесие. Лучший способ дать нашему телу ощутить микромир - это выход на природу.
БиоэнергияЭта энергия менее заметная. Задумайтесь, почему большой город опустошает нас, забирает энергию, а взамен дает суету, угловатая геометрия не дает покоя? И почему лес оставляет нас наполненными силами, радостью, жизнью?
Биоэнергия ощущается при соприкосновении с природой. Походить босиком, обнять дерево, дотронуться до цветка, созерцать рассвет или закат, полежать на траве или в снегу - это делает вас частью планеты. Говорят, что мы избавляемся от статического электричества, ходя по земле босиком, которое создает в нашем организме белый шум и препятствует исцелению. А ведь наши предки не носили кроссовки, они ходили босиком. И они не болели дегенеративными болезнями.
Дети особенно страдают без общения с природой!Жизнь наших детей проходит в замкнутом помещении, среди компьютерных игр и социальных сетей в интернете. Очень немного детей могут похвастаться тем, что проводят большую часть времени на свежем воздухе.
Работающие родители могут в лучшем случае предложить своим чадам летний лагерь или съездить на недельку на море.
Мало кто может позволить себе сходить с ребенком на несколько дней в поход,
спать палатке, купаться в холодной реке, разводить костер. Мало кто хочет познакомить
растущего человека с природой и вместе с ним окунуться в совершенно другой, живой и необыкновенный мир и научить некоторым полезным вещам.
Лучшее, что мы можем сделать для своих детей сейчас - это избавиться от телевизора. Телевизор - это наш враг. Враг, заменяющий настоящую реальность поддельной. Чем больше времени мы проводим, просматривая сериалы, тем меньше времени у нас остается на пребывание на природе.
Идите на природу, общайтесь с реальными людьми напрямую, смотрите на небо, сцапайте пение птиц, дышите свежим воздухом!
Природа дарит здоровье!
К выступлению присоединилась Кочеткова Л.Г. с показом презентации «Здоровье педагога».

В заключении выступила старший воспитатель Дубровина Т.М.В конце нашей плодотворной работы я хочу сказать, что экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.Как показывает практика, современные дошкольники обладают большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, литературы и мультфильмов. Лишь в процессе целенаправленной работы детского сада и родителей можно сформировать у детей экологическую культуры, экологическое мышления, экологического сознания, экологически оправданное отношение с природой.
Экологическая культура, по некоторым источником, включает: соответствующие идеалы и ценности; нормы поведения; экологическую ответственность, чувство “гражданина планеты Земля”. Считается, что формирование экологической культуры - это единство решения трех проблем: широкое разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания; использование экологического подхода к организации экономики и других сфер жизни и деятельности общества; формирование экологического сознания.
Очевидно, что первая и вторая проблемы всецело зависят от успешного решения третьей, ибо если человека отличает экологического сознания, ему не надо ничего разъяснять- он все сделает сам и наилучшим образом.
Природа, по глубокому убеждению В.А.Сухомлинского, должна быть “не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды” так как многогранная духовная жизнь в годы детства требует постоянного общения детей с природой. Только в ходе такого общения и взаимодействия с природой возможно становление и развитие личности ребенка.
Для реализации в практике экологического образования и воспитания необходимо:
формировать у детей систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
осуществлять органическое единство интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребенок улучшает окружающую среду своим трудом;
активизировать процесс познания природы через организацию поисково-познавательной деятельности. Через экспериментирование, через труд, через взаимоотношения с другими
людьми, через чувства и переживания ребенку легче познать окружающую природу, раскрыть для себя новые тайны;
организовывать с детьми экскурсии, прогулки в природу, развивая при этом зрительные, слуховые ощущения, восприятия;
шире использовать игровые педагогические технологии. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Через игру возможно становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически деятельностного отношения детей к их природному и социальному окружению, основанного на сплаве знаний, чувств и действий;
учить детей творческому общению с природой, стремится к тому, чтобы природа стала сферой приложения духовных сил: создавать уголки красоты, в которых ребенок может подумать, помечтать, остаться наедине с красотой, составлять сказки, рассказы, стихи.
Все это должно способствовать не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому. Переживания, радость и тревога за окружающую природу зарождают заботу о ней.
Важно развить у детей мироощущения единства человека со всем живым на земле, что неизбежно приведет его к необходимости гармонизовать свою деятельность с природой.
Спасибо всем за работу на педагогическом совете!
Обсуждение проекта решения
1 Активно использовать все имеющиеся условия в ДОО для совершенствования экологического развития детей. Развивать у детей познавательный интерес к природе через организацию различных форм поисково-познавательной деятельности. Шире использовать игровые педагогические технологи в экологическом воспитании дошкольников.
(отв.- все педагоги, срок - постоянно)
2.0существлять интегрированный подход в образовании детей (наблюдения за объектами природы связывать со всеми образовательными областями:речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие)
(отв.- все педагоги, срок - постоянно)
3-Использовать активные и адекватные возрасту приемы включения детей в трудовую деятельность на участке, в уголках природы.
(отв.- все педагоги, срок - постоянно)
4.0бъявить с 01.04.2014 года месячник по очистке территории своих участков с посильным привлечением родителей и детей.
(от- все педагоги, срок - с 01.04.2014 и ежедневно)
5.3авести с 01.04.2014 журнал осмотра санитарного состояния участков в каждой группе. Планировать при необходимости с детьми мероприятия по уборке и делать отметку о выполнении.
(отв.- все педагоги, срок- с 01.04.2014 г.)
6.Взаимодействовать с родителями по вопросам экологического образования детей.
(отв.- все педагоги, срок-постоянно)
7.Общие результаты об экологическом образовании детей каждой группы оформить отчетом и разместить информацию для родителей в уголках.
(отв.- все педагоги, срок-до 31.03.2014 года)
8.Общую информацию об экологическом образовании детей в ДОО оформить отчетом и поместить на сайте организации.
(отв.- Дубровина Т.М, срок- 31.03.2014 г)
9.Установить день 02 апреля днем посадки цветочных семян в ДОО. Посадить семена при участии детей во всех группах.
(отв.- все педагоги, срок - 02 апреля)
10.Разместить материалы педагогического совета на сайте учреждения.
( срок - 31.03.2014 г, отв. - Дубровина Т.М.)