Урок с использование групповой работы, социо-игровой технологии
Открытый урок 8 класс
Тема «Безличные предложения»
(1 урок)
Цели урока: 1) познакомиться с безличными предложениями;
рассказать о способах выражения сказуемого;
Задачи урока: 1) уметь находить безличные предложения по значению и
структурным особенностям;
2) употреблять безличные предложения для передачи
состояния природы и окружающей среды, душевного
состояния человека, отрицания чего-либо в разных стилях;
3) уметь производить синонимическую замену двусоставных
предложений безличными и наоборот.
Ход урока
Знакомство с классом.
Поздороваться в начале урока надо не только с учителем, но и с гостями, присутствующими на уроке. Поэтому дети должны встать лицом туда, где будет в данный момент находиться учитель и комиссия.
II Учитель переходит на место у доски и приветствует детей хлопком в ладоши.
«Нам сегодня предстоит сотрудничать и вместе решать задачи. Поэтому я приветствую вас (хлопок). Поприветствуйте меня также». Дети одновременно должны хлопнуть в ладоши, приветствуя учителя. Это настраивает на совместную работу, организует детей.
III Повторение изученного. Прием «эстафета».
Ребятам предлагается вспомнить, чем они занимались на предыдущих уроках русского языка, какую работу выполняли, какие знания получили. Тот, кто получает в руки «эстафету» (любой предмет, который можно передавать: мячик, карандаш, маркер), должен сказать, что он вспомнил. Можно начать учителю. Например:
«Несколько уроков подряд мы занимались по теме «Односоставные предложения. Что вы узнали на этих уроках?» (предмет в руках учителя передается любому ученику; ответив, тот отдает его другому и т.д.) Когда все желающие ответят, стоит подвести итог.
Изучение нового материала.
На доске пустая таблица. Перед детьми ставится задача ее заполнить. Для этого надо выяснить, какую тему мы сегодня будем изучать. Дети открывают учебник, находят нужный параграф. Записывают число и тему урока.
Название
Формы сказуемого
Сфера употребления
Значение
Прежде чем заполнять таблицу, класс делится на группы (любым простым способом).
Расположившись на рабочих местах, группы получают задание.
1 группа – найти определение безличным предложениям.
2 группа - найти способы выражения сказуемого.
3 группа - где чаще всего употребляются безличные предложения, сфера употребления.
4 группа – какие значения могут быть у безличных предложений.
Когда группа все обсудила, ей предлагается выбрать одного ученика, который заполнит в таблице на доске свою графу.
Название
Безличные предложения, при сказуемом нет и не может быть подлежащего.
Формы сказуемого
Безличные и личные глаголы; быть; нет – в отриц. пр., неопред.ф., сост-гл сост-им сказ
Сфера употребления
Чаще всего живая разговорная речь
Значение
Различные состояния природы, человека, животных.
Когда таблица будет заполнена, предлагается ее проверить, причем каждая команда проверяет правильность заполнения графы другой командой, делает поправки, исправления в соответствии с материалом учебника.
Дети рассаживаются на свои места. Таблица закрывается, и детям предлагается воспроизвести ее в тетради по памяти.
На это уходит 5-7 минут.
После записи в тетради таблица открывается, и записи в тетради и на доске сверяются, дополняются, исправляются.
Предлагается детям объединиться соседними партами в «четверки». Они получают листок с заданием в форме теста.
Задание: вычеркнуть все предложения, которые не являются безличными.
Таким образом, на листе останутся только изучаемые безличные предложения.
«Четверки» меняются листами, чтобы проверить друг у друга работы.
Та группа, которая выполнит задание быстрее, может выписать номера предложений на доске, чтобы остальные могли проверить. Предлагается подписать к ним одно-два своих предложения.
Образец теста 1.
Отпусти меня в степи приволжские.
К ночи подмораживало.
Здесь не проехать.
Бульвар длинный и седой.
Сквозь листья пробивалось солнце.
На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение.
Кругом не было ни души.
Верь в свой народ, создавший могучий русский язык.
В воздухе запахло зеленью.
Здравствуй, русская молодка!
В дверь несмело постучали.
Больше всего мне не хотелось сейчас расспросов.
Вечерело.
Преодолели еще один горный перевал.
В висках стучало от напряжения.
И снова мне легко!
Наступает предпраздничный вечер.
Пора бы ехать на аэродром.
Клочок неба, как лента, сияет над вашей головой.
На селе темно и тихо
Работа в парах.
Каждой паре предлагается получить небольшой квадратик с заданием.
«Выпишите из теста предложение № 1,3, подчеркните сказуемое, определите способ выражения сказуемого. Расскажите соседней парте о своей работе, продиктуйте свои предложения».
Таким образом, у каждого в тетради окажется записано и разобрано 4 предложения.
Теперь обратимся к упражнениям нашего учебника. Предлагаю выбрать любое упр. Со страницы 92-93 и самостоятельно его выполнить. После выполнения дети рассказывают, как они работали.
IX. Заключительный этап урока.
Детям предлагается вспомнить все, чем занимались на уроке. Учитель попутно может записать эти этапы на доске.
«Давайте вспомним все этапы нашего урока».
Повторение
Таблица
Тест
Работа со сказуемыми
Преобразование предложений
1) Судя по тому, что у нас получилось, как вы думаете, какова была цель нашего урока?
2) Удалось ли нам ее достичь?
3) Что понравилось – не понравилось в уроке?
На доске зашифровано предложение. Попробуйте его расшифровать.
Б в з с ! (Благодарю всех за сотрудничество!)
Домашнее задание (на выбор, исходя из урока).
1)Выписать или составить самому 7-8 предложений на каждый тип сказуемого в безличном предложении. Подчеркнуть сказуемое.
2) Найти или составить текст с безличными предложениями. Подчеркнуть сказуемое.
3) Выполнить любое предложение из учебника.
Дополнительно.
1) Используя слова на доске, составить текст с безличными предложениями на тему «Пейзаж за окном» или «Мои впечатления от урока»
Холодно приятно
Подморозило стоило подумать
Заносит можно было узнать
Красиво трудно
Свежо и чисто интересно
2) Орфографическая работа
Какие орфограммы могут встретиться в безличных предложениях?
Прежде всего правописание личных окончаний глаголов, не с глаголом, -н- в кратких причастиях, наречиях.
Можно провести словарный диктант на тему Правописание личных окончаний глаголов». Если вставляем букву –е- - встают мальчики, -и- встают девочки.
Тает, упустит, посеет, решает, заносит, дышится, видится, пахнет, хочется, стоит, брызжет, вечереет, слышится, дремлется, мне нездоровится.
15