Социо-игровая педагогика на уроках в школе
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИО-ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ
НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ШКОЛЕ
Петелина Н.И., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №6 г. Арзамас
Социо-игровая педагогика на уроках в школе - это одна из игровых технологий, успешно применяемая на занятиях гуманитарно-эстетического цикла. На таких уроках учащиеся ежеминутно творят индивидуально и коллективно. Они общаются друг с другом, соотносят себя и своих одноклассников с литературными героями, не просто воспринимают информацию, но и «переживают» ее. И только в этом случае, на наш взгляд, изучаемое произведение «оживает», а его персонажи обретают «лицо», и только тогда, безусловно, оставляют глубокий след в душе ребенка, становятся той «духовной» памятью, о которой говорил В.Распутин. Именно для достижения этой цели на уроках в школе используются элементы социо-игровой педагогики, которая тесно связана с театральной деятельностью. Социо-игровые приемы многообразны, но все они служат одному: активизации интереса школьников к обучению, улучшению психологической атмосферы в классе, формированию раскованного человека, владеющего и словом, и телом, умеющего слушать, а самое главное, понимать окружающих, развитию фантазии, памяти, внимания, чувства ритма, пространства и времени и всегда развитию познавательных интересов школьников. Именно поэтому целесообразно активно использовать приемы и методы социо-игровой педагогики в 5-7 классах. Одним из методов данной игровой технологии на уроках литературы является инсценировка.
Цель:учить учащихся анализировать и оценивать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и обоюдное поведение, структура отношений, тон, мимика, интонация и т.д.
Алгоритм может быть следующим:
Сообщается тема, цель занятия
Сообщаются общие правила сотрудничества
Сообщаются критерии оценки учебной деятельности и организационный регламент
Ведущий распределяет роли, инструктирует их исполнителей
За время отсутствия исполнителей ведущий инструктирует оставшихся и распределяет между ними задания. Они должны следить за манерой выступления, ее соответствием закрепленной роли и общественной функции, выразительностью, ясностью, понятностью речи, силой воздействия и т. п.
Исполнители разыгрывают ситуацию, изображают отношения для достижения цели.
Выполняется трехступенчатый анализ игры по ранее установленным критериям. Каждый сам оценивает, затем консультируется с соседом. Последним сообщает оценку тот слушатель, которому было поручено следить за этим показателем.
Выступающему можно задавать вопросы и возражать
Работа учителя заключается в создании организованной творческой атмосферы, когда «ты интересен всем, все интересны тебе». Необходимо приучать детей к переходу из позиции исполнителя в позицию зрителя, для чего постоянно помогать детям простыми, доступными заданиями, выполняя которые дети будут заняты полезным делом. В результате такой деятельности у учащихся возникает представление о том, как выполнить этюд. Фрагментом урока, иллюстрирующим данный прием социо-игровой педагогики, может быть следующий:
- Литературных героев в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина много. Внимательно ли вы читали повести? Сумеете ли разобраться, кто из какой? (используется социо-игровой прием - «листопад»: разбрасываются засушенные листья деревьев, на каждом из которых написано имя одного из героев. Учащиеся, подняв листочек, молча показывают его друг другу, ищут героев из той же повести, тем самым собираясь в группы) После этого этапа следует задание:
- Сейчас участники «листопада» инсценируют небольшой эпизод из «своей» повести, а мы попробуем угадать, из какой именно. А пока они готовятся, я предлагаю вам порассуждать. Письменно создайте речевое высказывание в жанре размышления на тему: «Урок нравственности в повести заключается в том» (задание по вариантам- «Метель», «Выстрел», Станционный смотритель»). Исследования показывают, что инсценирование способствует расширению поведенческого диапазона, развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию. Посредством инсценирования содержание изучаемого предмета может помогать учащимся решать личностные проблемы, стоящие перед ними в данный момент. Одним из методов социо-игровой педагогики является и контрольный опрос учащихся с включением игровых элементов, например, «шапка вопросов».Данная технология предназначена для проверки знаний, умений на этапе итогового контроля в средней школе, развивает управленческие умения, интерес к предмету. Эта технология активного контроля знаний позволяет за короткое время провести устный опрос целого класса, способствует развитию логического мышления, быстрой и правильной формулировки ответов на поставленные вопросы. «Шапка вопросов»: ( в обычную шапку собираются приготовленные дома записки учащихся с вопросами по содержанию повести. Формулировка может быть и такой: «Я думаю, что это так, а вы?» или «Мне непонятно.., объясните мне.» Вытащить записки для ответа предлагается всем учащимся) Введение игровых элементов повышает заинтересованность учащихся при опросе, стимулирует хорошую подготовку по пройденному материалу. Художественное чтение – это тоже один из приемов социо-игровой педагогики. Мы читаем текст. В одном случае воспринимаем его как поэзию, литературу, произведение искусства, а в другом – как текст, может быть, очень интересный, но не художественный. Это зависит, очевидно, от того, из каких именно звуков, слов, человеческих движений состоит чтение. Если оно выражает определенное содержание, вызывает у нас представление образа, если этот образ вызывает в нас душевное волнение, если он пробуждает известный строй ассоциаций, воспоминаний, мыслей, чувств, желаний, то такой текст мы называем произведением искусства. Для этого и используется на уроке прием художественного чтения. Выразительные средства могут быть скрыты в тексте и могут быть обнаружены . Степень мастерства учащихся и определяется их умением извлекать из объективных свойств материала новую, иногда совершенно неожиданную выразительность. Методы, формы и содержание социо-игровой педагогики погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки урока; развивают в детях полезные для учебы психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память); придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.
Литература:
1.Авров Д.Н. Спектакль и зритель. М.: Просвещение, 1985
2.Борщевская М. Театр для всех. М.: Издательский дом «Первое сентября» №19, 2010.
3.Амосова И. Каждый имеет право стать Карлсоном. М.: Издательский дом «Первое
сентября», №13, 2011.
4.Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М..: НИИ художественного воспитания. 1990г.
5.Косинец Е. давай напишем пьесу сами. М.: Издательский дом «Первое сентября», №17, 2011.