«ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГОД 110-Й ГОДОВЩИНЫ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.Ф. ВАТУТИНА»

МБОУ «Мандровская ООШ»


Выступление на тему:
«ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГОД 110-Й ГОДОВЩИНЫ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.Ф. ВАТУТИНА»
(сопровождается презентацией)


Подготовила:
классный руководитель
3 класса
Бугаева Н.Л.


2011 г
Патриотизм – это любовь к своей родине, чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее, готовность при первой необходимости встать на её защиту (Слайд 1).
Уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам (Слайд 2).
Патриотическое воспитание невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм. Для того, чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь (Слайд 3 ).
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке не говорили, Россия – наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако, у каждого из нас есть ещё и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь (Слайд 4).
Воспитание любви к Отчизне – процесс длительный и планомерный, как и любая часть воспитательного процесса.
Патриотическое воспитание начинается с познания Малой Родины, с осмысления понятий моя семья, мои родные, мой род – мои предки, мое село, наша страна. Работа в этих направлениях ведется в школе с 1 класса. И когда мы ведём разговор о нашем селе, уточняем, что в нем особенного, что у нас есть такого, чего нет у других. Так постепенно выясняем, что главная достопримечательность и особая гордость нашего края в том, что здесь родились и жили 3 Героя Советского Союза. Особое место среди них занимает генерал армии Н.Ф. Ватутин (Слайд 5).
Для того, чтобы дети всегда помнили этот особый факт, чтобы они прочувствовали и полюбили героев своей родины, первый урок 1 сентября прошлого года, когда я начала работу в этом классе, мы посвятили именно Н.Ф.Ватутину. Я старалась строить свой рассказ и беседу на более доступном детям материале о детстве великого полководца, о его учебе. Мы посчитали, через сколько военных званий нужно пройти, чтобы заслужить звание генерала армии. Поговорили о семье, о родных Николая Федоровича, о его отношении к ним.
С этого и началась большая и долгая работа по героико-патриотическому воспитанию в моем классе. Далее были другие рассказы о жизни Ватутина, встречи с работниками музея Н.Ф.Ватутина, музейные уроки (Слайды 6 – 9).
В мае 2011 года – года 110-летия со Дня рождения генерала Ватутина – вместе с родителями учащихся мы поехали на экскурсию в музей Н.Ф.Ватутина. (Слайды 10 – 18). Детям было очень интересно. Особенно поразили их размеры одежды Николая Фёдоровича. Потому что обычно все военные, защитники страны, тем более генералы представляются малышам очень большими, высокими людьми.
Посетили мы и дом-музей Ватутиных. (Слайды 19 – 31). Здесь восторга было еще больше. Предметы старины воочию, а не на картинках произвели незабываемое впечатление. Здесь же, в музее, выяснилось, что в нашем классе учится родственник Н.Ф.Ватутина – праправнук родного брата Ватутина – Павла Фёдоровича – Матвеев Вова. С гордостью отметили, что мы тоже имеем непосредственное отношение к великому военачальнику, к его семье.
В этом учебном году мы вспоминали эти поездки. Нарисовали рисунки и оформили выставку «В доме Ватутиных» (показ рисунков учащихся).
В день 110-й годовщины со Дня рождения Н.Ф.Ватутина у нас снова была интересная встреча с младшим научным сотрудником музея Ватутина – Василевской Т.Ф. Она рассказала детям не только о самом Николае Фёдоровича, но и том, как будет праздноваться в этом году его юбилей, о судьбе дочери и внуков Ватутина (Слайд 32).
Мне очень хотелось бы, чтобы имя «генерал Ватутин» ассоциировалось у моих ребят с живым человеком, а не просто с какими-то пустыми фотографиями и безжизненными вещами. Поэтому я предложила ребятам представить, что Николай Фёдорович не умер, а просто далеко уехал от нас и очень давно не был на родине, и написать ему письмо. (Слайд 33). Получилось очень интересно и детям, и мне. Они писали обо всем: о нашем селе, каким оно стало теперь, о своем классе, о юбилее школы, о своей учебе. Я думаю, что эта работа, этот праздник оставит определенный след и в памяти, и в душе моих учеников (Слайды 34 – 36).
Но работа по воспитанию патриотизма, конечно, не завершена. В частности о Ватутиных мы планируем узнать ещё больше весной: к 8 Марта у нас запланирована встреча с библиотекарем сельской библиотеки, которая нам расскажет о женщинах семьи Ватутиных (Слайд 37).
Нельзя забывать, что кроме Николая Фёдоровича Ватутина у нас есть еще 2 Героя Советского Союза: Н.Т. Сириченко и Ф.Т.Кравченко. Подробнее о них мы тоже планируем говорить во II полугодии этого учебного года. Планируются также классные часы о героях, защищавших наше село в годы Великой Отечественной войны, и о ребятах, погибших в Афганистане и Чечне при выполнении своего воинского долга.
Классный руководитель 3 класса Бугаева Наталья Леонидовна.
15