Выступление на конференции:Патриотическое воспитание учащихся через внеурочную деятельность


Иванова Ольга Анатольевна,
учитель истории и обществознания
МОУ Загорненской СОШ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является преемником многих педагогических идей, реализованных с разной степенью полноты в предшествующих образовательных проектах. Концепция ФГОС предписывает усилить воспитательную составляющую деятельности образовательных учреждений. Образовательный стандарт второго поколения ориентирует педагогические коллективы на расширение и совершенствование спектра образовательных услуг, разработку и внедрение новых образовательных и досуговых программ, призванных обеспечить инфраструктуру для социальной мобильности молодежи.Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого. ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования, где, в частности отмечается: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:
- учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
- внеурочная деятельность».
Термин «внеурочная деятельность», который употребляется для обозначения определенного спектра жизнедеятельности образовательного учреждения, не является абсолютно новым в педагогической теории и практике. Для образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых им функций.
Вместе с тем научный смысл и содержание этого понятия в разные эпохи менялись в зависимости от приоритетов, мировоззренческих установок организаторов системы образования, которые в свою очередь формировались под влиянием идеологических и культурных потребностей общества. Изначально в теории и практике отечественного образования доминировали термины «внеурочная, внеклассная, внеучебная работа», которые трактовались в энциклопедических и справочных изданиях как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.
В педагогических словарях и энциклопедиях, в исследованиях ученых-педагогов 1920–1970-х годов чаще всего встречался термин «внеклассная работа». Она рассматривается как организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей, а также для проведения ими разумного отдыха.
Внеклассная работа — это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых.
В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие «внеурочная работа». Её основными задачами называются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении.
Ряд российских исследователей (И.Я. Лернер, Л.М. Румянцев и др.) придерживались термина «внеклассная деятельность» и рассматривали её как неотъемлемую составную часть единого целостного педагогического процесса, который представляет собой относительно закрытую воспитательную систему, основанную на единой целенаправленной, длительно действующей программе организации и развития школьного коллектива. По мнению этих авторов, в отличие от урочной деятельности внеклассная деятельность в силу своих сущностных особенностей не является обязательной, является формой целенаправленной организации свободного времени учащихся.
Традиционно педагогически организованный процесс обучения и воспитания в массовой школе складывался из уроков, как обязательной его части, и внеурочных занятий по воспитанию личности в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами, потребностями. Во внеурочной работе это были специально организуемые, руководимые педагогами-организаторами или учителями, организаторами воспитательной работы: самостоятельные учебные занятия (как часть учебной деятельности), соединяющие выполнение текущих домашних заданий и факультативные занятия; занятия по подготовке к самостоятельному чтению, письму, подготовке докладов и т.п.; занятия творчеством в разных кружках, самодеятельных коллективах, агитбригадах, детским и юношеским спортом, туризмом; работа в школьных трудовых бригадах, кооперативах и в других трудовых объединениях, работающих по заказам предприятий (и многие другие); клубы и другие любительские объединения; школьные и внешкольные праздники, фестивали, соревнования и т.п.
Отдельными формами внеурочной, внеклассной работы стали «организация продленного дня» и «самоуправление учащихся». Какова бы ни была форма, одной из общих обязанностей для педагогов и воспитателей была организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности.
Однако с 80-х годов прошлого столетия стало меняться содержание внеклассной деятельности, начался активный поиск новых подходов к ее организации, что привело не столько к смене терминов, сколько к ориентации на личность ребенка, на развитие его творческой активности. Эта тенденция получила развитие с введением ФГОС начального и основного общего образования и институализацией внеурочной деятельности как значимого направления деятельности образовательного учреждения.
В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 9, п. 6) образовательный стандарт указывает на то, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» с последующим включением в нее условно нового элемента — внеурочной деятельности. При этом, «союз» учебной и внеурочной частей основной образовательной программы опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся, которая является составной частью примерных образовательных программ образовательного учреждения для начальной и средней школы.
Разработка и логика построения этой программы в образовательных учреждениях конкретизируются, концептуально и методически организуются на каждой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Фактически она включает в себя три преемственные подпрограммы воспитания и социализации школьников, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры.
Стандарт, а соответственно и Программа воспитания и социализации, реализуют основные ценностные ориентиры, к которым относятся:
гражданская идентичность как ключевой компонент Российской идентичности;
идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;
национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.
Эта система ценностей, представленная в Фундаментальном ядре содержания общего образования, должна быть реализована как через урочную, так и внеурочную деятельность.
Особое внимание в Программе уделяется духовно-нравственному развитию, которая опирается на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Данная программа представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, развития способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов. Духовно-нравственное развитие личности в границах общеобразовательной программы осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия ребенком ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, неотъемлемым компонентом которой является определенная система конфессиональных ценностей; российской нации; всего человечества.
Таким образом, Программа воспитания и социализации представляет собой интегрирующий документ, охватывающий осуществление духовно-нравственного развития и расширения ценностей, социально-нормативной сферы обучающихся в рамках отдельных учебных дисциплин, курсов, относящимся к инвариантной, вариативной частям учебного плана и во внеурочной деятельности. При этом как учебные программы, так и программы внеурочной деятельности должны включать в себя: описание ценностей, которые могут быть усвоены обучающимися в процессе образовательной (учебной) и внеурочной деятельности; характеристику основных компонентов содержания (предметного, межпредметного), форм учебной и внеурочной деятельности, раскрывающих данные ценности.
Согласно ФГОС, современное образовательное учреждение несет ответственность за результаты освоения основной образовательной программы учащимися, за формирование структуры этой программы и все необходимые условия ее реализации. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учреждение должно предусмотреть время, как на учебные курсы и их увеличение, так и на внеурочную деятельность, найдя оптимальные формы их организации в образовательном процессе, способ чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.
В материалах сопровождения ФГОС (в частности в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения) констатируется, что внеурочная деятельность организуется по таким направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Формы реализации: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
2. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ.
Как учитель истории и обществознания я имею возможность использовать любое из названных направлений: спецификой и характерной чертой внеурочной деятельности по данным предметам является УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ. И все же в большей степени я стараюсь работать в направлении духовно-нравственного воспитания личности, а именно патриотическим воспитанием детей.
Для этого я использую такие формы ВД: кружки «Рекрут» и «Краеведческий», олимпиады, игры, творческие конкурсы, уроки мужества, волонтерская деятельность (помощь пожилым людям), социальный (школьный) проект. В минувшем учебном году у меня появилась новая программа ВД «Дорогами Победы», в рамках реализации которой я стараюсь разжечь интерес детей к героическому прошлому нашей страны, а заинтересовав, «пройти» вместе с ними дорогами Победы. Почему я взяла такую тему? Потому что, на мой взгляд, в современных условиях нет задачи важнее, чем воспитание патриотизма. Согласно ФГОС "портрет выпускника основной школы" выглядит так:
любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Почти все эти характеристики умещаются в одно короткое, но безгранично широкое по смыслу слово «Патриот». Еще совсем недавно, характеризуя создавшееся в стране положение, В. В.Путин отмечал, что даже само слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле, однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.»
Но в последнее время слово "патриотизм" вновь обретает свое высокое значение, хочется верить, что и наша школа вносит свою лепту в нелегкий процесс возвращения исторической памяти, гордости, традиций и т.д. Чтобы не быть голословной, приведу некоторые примеры мероприятий в рамках внеурочной деятельности, направленные на воспитание патриотических чувств подрастающего поколения.
Военно-патриотический кружок «Рекрут» является важной формой распространения военных, военно-технических знаний, повышения качества работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовке их к военной службе, популяризации военно-прикладных и технических видов спорта и оздоровления учащихся. Главная цель кружка - совершенствование гражданского и патриотического воспитания подростков, повышение престижа службы в Российских Вооруженных Силах. Работа ведется согласно КТП по разделам: строевая подготовка, физическая подготовка, огневая подготовка, исторические и боевые традиции Отечества и т.д. По возможности, дети участвуют в соревнованиях (по пулевой стрельбе, в военизированной эстафете посвященной годовщине Чудиновского боя, смена «Патриот2016»), культурно-массовых мероприятиях (Юбилей ВПК «Рубеж», «День памяти и скорби» во всех школьных военно-патриотических мероприятиях, обеспечивают караул на Посту №1.
В рамках программы «Дорогами Победы» я планирую:
- познакомить учащихся с важнейшими событиями Великой Отечественной войны;
- сформировать у учащихся представление о героическом подвиге советского народа, о мировом значении Победы над фашизмом.
-способствовать расширению кругозора школьников и социализации подростков. Решать поставленные задачи очень помогают средства ИКТ и интернет: дети с большим интересом смотрят документальные и художественные фильмы о войне, участвуют в проектной деятельности («Города-герои», «Полководцы»), горячо обсуждают полученную информацию.
Целью кружка «Краеведческий» является формирование: активной гражданской позиции школьников путем привлечения их к краеведческой работе, гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины. В рамках работы кружка дети пополняли и закрепляли свои знания по истории Амурской области, Свободненского района и родного села. Использовался проектно-исследовательский метод, дети сами находили информацию (например, о городах и селах области, о происхождении названий на карте села) и делились ею с кружковцами через презентации, рефераты. Занятия кружка часто проводятся в музейной комнате: в минувший, юбилейный для села и сельского образования год дети с большим интересом изучали старые фотографии Загорной Селитьбы, открывали для себя неизвестные, увы, исчезнувшие виды села, узнавали на снимках своих родных и часто интересные факты их жизни. Большое внимание мы уделяли теме «Мое село в годы войны» и благоустройству сельского памятника.
Самыми успешными мероприятиями внеурочной деятельностью я считаю те, в которых дети имели возможность проявить свою творческую активность, инициативу, создать что-то. Это участие в мероприятиях, посвященных памятным датам войны (Свеча памяти, День неизвестного солдата, День Победы, День памяти и скорби), юбилеям (юбилей села, ВПК «Рубеж»), это патриотические акции к Дню Победы (Дерево Победы, флэшмоб «Спасибо за Победу», оформление стендов, участие в тематических олимпиадах) и социальные проекты к 70-летию Победы «Знамя Победителей» и «Память в камне и бронзе». (Приложение)
В процессе реализации данных проектов
У обучающегося происходит формирование:
- чувства уважения к прошлому, бережного отношения к реликвиям, потребности сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;
- интерес к научно-исследовательской деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся учился:
- планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;
- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся учится:
- сопоставлять исторические события
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
- составлять план поисково-исследовательского проекта;
- находить и обрабатывать информацию;
- анализировать объекты, выделять главное;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся учился:
- описывать конкретные события;
- договариваться, приходить к общему решению;
- работать в группе;
- высказывать суждения, аргументировать.
Заключение.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. По мере своих сил и возможностей я буду продолжать работу в данном направлении, теперь постараюсь сконцентрироваться на личностных результатах детей.
Литература
1. ФГОС ООО.
2.Государственная программа" Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
3. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
4. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23
5. Евладова Е. // Внеурочная деятельность в свете требований ФГОС общего образования.
6. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – С. 59
7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.