Урок «Не ручей – море ему имя!»
Технологическая карта урока
Тема: «Не ручей – море ему имя!»
Программа: В. В. Алеев. Т. И. Кичак (4 класс)
Цель урока: познакомить об-ся с краткой биографией творчества Баха
и его главными музыкальными произведениями.
Задачи: 1) расширить муз-ый кругозор учеников через изучении творчества композитора и введения новых муз-ых понятий;
2) показать отличительные особенности тв-ва Баха в сравнении с др. изученными композиторами;
3) познакомить с муз-ым инструментом – органом;
4) развивать уровень эмоционального отклика об-ся на музыку;
5) развивать аналитические способности детей через написание эссе по тв-ву Баха;
6) воспитывать уважение к духовной музыке.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
СЛУШАНИЕ ОТРЫВКА ИЗ «ТОККАТЫ» БАХА.
Вопросы учителя: 1) Знакома ли вам эта музыка?
2) Можете ли вы назвать имя её композитора?
3) Похожа ли данная музыка на ту, которую мы
слушали ранее?
Ответы детей: - Нет. Не знакома.
- Имя композитора мы определить не сможем.
- Музыка не похожа, непонятно. На каком инструменте исполняется.
Учитель: - Как вы думаете, зачем я попросила вас послушать незнакомую вам музыку?
Дети: - Чтобы потом узнать, кто её написал.
Учитель: - Верно. Сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного европейского композитора, музыкой своей выделяющегося из тех, что мы уже изучили. Итак. Мы отправляемся в гости к самому Иоганну Себастьяну Баху!
3. Изучение нового материала.
А) Биография Баха.
Слайд 2, 3.1) Родился Иоганн Себастьян Бах 21 марта1685г., в Эйзенахе, маленьком захолустном городке Тюрингии, в семье бедного городского музыканта.
2) В десятилетнем возрасте, осиротев, И.С. Бах переехал в Ордруф, к своему старшему брату Иоганну Христофу, органисту, который и обучал поступившего в гимназию маленького брата игре на органе и клавире.
Слайд 4, 5 «Орган»
3) Слайд 6 «Бах за органом»
В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 17001703 годах учился в вокальной школе Св. Михаила. Прекрасный голос, владение игрой на скрипке, органе, клавесине, помогли ему поступить в хор “избранных певчих”, где он получал небольшое жалованье.
Слайды 7, 8, 9 «Соборы»
4) В обширной библиотеке Люнебургской школы хранилось много рукописных сочинений старинных немецкий и итальянских музыкантов, и Бах погрузился в их изучение. Во время учёбы он посетил Гамбург крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. В этот период своей жизни Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи.
5) В январе 1703 года, после окончания учёбы, Бах получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Но там он проработал недолго. Не удовлетворённый работой и зависимым положением, он охотно принял приглашение на должность органиста Новой церкви в город Арнштадт и в 1704 году туда переехал.
Слайд 10 «Бах с сыновьями»6) В 1707 году, после трёхлетнего пребывания в Арнштадте, И.С. Бах переезжает в Мюльхаузен и поступает на такую же должность церковного музыканта. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось шестеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил стали впоследствии известными композиторами.
7) Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз, получая место придворного органиста и устроителя концертов намного более высокую позицию, чем прошлая его должность.Здесь впервые в своей биографии И.С. Баху представилась возможность раскрыть в разносторонней исполнительской музыке свой многогранный талант, испытать его во всех направлениях: в качестве органиста, музыканта оркестровой капеллы, в которой приходилось играть на скрипке и клавесине, а с 1714 года - и должности помощника капельмейстера.
8) Через некоторое время И.С. Бах опять занялся поисками более подходящей работы. Старый хозяин не хотел его отпускать, а 6 ноября 1717 года даже арестовал за постоянные просьбы об отставке, но уже 2 декабря отпустил на свободу «с изъявлением немилости». Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь, сам будучи музыкантом, ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий.
9) В 1722 году И.С. Бах завершил работу над первым томом прелюдий и фуг *Хорошо темперированного клавира*. До того, в 1720 году появилось другое, не менее выдающееся сочинение для того же инструмента - *Хроматическая фантазия и фуга* ре минор. Появляются и лучшие сочинения для других инструментов: шесть сонат для скрипки соло, шесть знаменитых Бранденбургских концертов для инструментального ансамбля. Все эти творения относятся к числу выдающихся творений композитора, но ими далеко не исчерпывается написанное Бахом в кётенский период.
10) В 1723 году состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви Св. Фомы в Лейпциге, и 1 июня Бах получил должность кантора хора Святого Фомы с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви. Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат. Преодолеть скупость и косность лейпцигских заправил Бах был не в силах. Зато на “ строптивого” кантора ополчилось всё чиновное начальство. “Кантор не только ничего не делает, но не хочет на сей раз давать объяснений ”. Решают, что “кантор неисправим ”, и, что в виде наказания следует снизить ему жалованье и перевести в младшие классы. Тяжесть положения Баха несколько скрашивалось артистическими успехами. Издавна завоёванная слава несравненного виртуоза на органе и клавире доставляла ему новые триумфы, привлекала почитателей и друзей, среди которых были такие выдающиеся люди, как композитор Гассе и его знаменитая супруга – итальянская певица Фаустина Бордони.
11) В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии, светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 года, когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман. Бах с увлечением отдался работе, свободной от назойливого вмешательства и постоянного контроля. Он выступает в качестве дирижёра и исполнителя в публичных концертах, которые устраивались в различных общественных местах. Новая форма музыкальной деятельности выдвигала и новые творческие задачи. Нужно было создавать произведения, сообразовываясь со вкусами и потребностями городской аудитории. Для выступлений Бах написал огромное количество разнообразной музыки; оркестровой, вокальной. В ней много выдумки, шутки и изобретательности.
12) В последнее десятилетие жизни заметно падает интерес Баха к общественно – музыкальной деятельности. В 1740 году он отказался от руководства Collegium Musicum; не принял участия в основанной в следующем, 1741 году новой концертной музыкальной организации.
13) Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля 1750г.
Слайд 11 «Памятник Баху»
В течение жизни Бах написал более 1000 произведений.
Б) Учитель: - Кто слушал внимательно, тот услышал, что Бах никогда не сочинял музыкальные произведения определённого жанра. Может быть, кто-то догадался?
Выслушиваются ответы детей.
Работа с учебником. Стр. 62-63 (об опере и почему их не сочинял Бах).
Учитель: - Все другие композиторы так или иначе обращались к жанру оперы или балета. Но Бах, будучи церковным музыкантом
не мог позволить себе театральную развлекательность.
Также, в отличии от других композиторов, Бах очень любил орган, который нельзя перенести из одного собора в другой или в любое другое место и является стационарным инструментом храма.
Ещё одно его отличие – это ИМПРОВИЗАЦИЯ – сочинение на «ходу».
В) ПРОСЛУШИВАНИЕ.
«Токката и фуга ре-минор» (объяснение понятия «токката» - виртуозная пьеса для клавишного инструмента)
«Шутка»
«Рондо»
Обсуждение прослушанных отрывков. Высказывание собственных впечатлений.
4. Рефлексия.
1. Чтение стихотворения.
Величественно Музыка органаПод сводами собора Поплыла. Душа мояРванулась покаянноЗа нею вследИ крылья обрела.В той Запредельной высоте щемящей,Где больше нетЗапретов и оковОна так остро обожглась О счастье, Но, высь объяв, К земле рванулась вновь.Поля, леса,Родимая равнина...
Живи взахлеб, Ликуя и спеша,Красой земнойПронзительно ранимаМятущаяся юная душа!Живи, люби,Все радостно приемля, И снегопад,И первый майский гром.Спеши сама Украсить эту землюТрудом, Любовью,Верностью, Добром.Клянись, душа,Исполнить все, клянись,О чем мечтали в юности с тобою!... Остановись. Прислушайся. Вглядись. Звучит орган под крышами собора...
Задание 4 (уч. стр. 65)
Прочитайте задание. Объясните смысл высказывания.
5. Домашнее задание.
Написать письменно ответ на вопрос 4 (эссе).