Деловая игра« Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие реализации ФГОС ДО»
« Моделирование
образовательной среды
в детском саду
в условиях
достижения качества дошкольного образования»
Если внимательно вдуматься в формулировку темы , то есть два ключевых понятия: моделирование и образовательная среда. Это те составляющие, которые сегодня являются важным ориентиром - Требованием Стандарта, по отношению к дошкольному образованию, чтобы поддержать потенциал образования ребенка. Принципиальным сегодня становится не проведение и не создание чего-то, а исключительно ситуация с моделированием, проектированием т.е. с тем гибким видоизменением в соответствующих условиях.
Конечно, моделирование образовательной среды имеет свои результаты и важным результатом являются, образовательные эффекты ребенка дошкольного возраста.
Основная миссия ФГОС дошкольного образования, по словам Асмолова Александра Григорьевича: становление и развитие личности ребенка.
Поэтому если немного выстроить логику - главное ключевое понятие- «развитие ребенка».
Под развитие ребенка появляются новые нормативные документы
требования известного документа «ФГОС» и требования « Профессионального стандарта «ПЕДАГОГ»- Как раз он содержит в себе набор тех условий, которые позволяют педагогу быть компетентным, видоизменяться и включаться в моделирование – проектирование образовательной среды. Та смена образовательной парадигмы , которая ориентирует современное образование на ситуацию на то, что личность учится постоянно: в любой ситуации этому способствующей, как раз нас подводит к таким важным ориентирам, т.е. основными понятиям являются – такие как:
« Образовательная среда»
Образовательная среда - совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Важными ключевыми составляющими в этом понятии -( образование и развитие).
Сегодня , чтобы реализовать современные требования каждый педагог должен принимать и учитывать логику развития ребенка
Логика развития ребенка
-28003510033000От непосредственного к опосредованному
От непроизвольного к произвольному
От развернутого к свернутому
От внешнего к внутреннему.
Творческое воображение и фантазия
Эстетический, художественный опыт
Коммуникативные способности, деловое общение
Сотворчество, содружество, сотрудничество в игре
Перенос увиденного в художественную форму, воображение
Рассуждения, логическое мышление
Произвольность внимания, память
Обогащение практического опыта, сенсорики, моторики рук
Наблюдательность, пытливость
Формирование привычек, забота о своем здоровье, желание оказать помощь.
Интуиция, эмоционально - образное восприятие мира.
И только тогда можно создавать полноценные условия адекватные к той или иной ситуации, и значит тогда можно будет говорить: да - я сегодня моделирую, я- проектирую, а не просто провела занятие.
Есть логика детского развития в этом специфика дошкольного детства , а мотив детства - в самом процессе развития, и поэтому когда создаются условия через понятие образовательная среда – для того , что бы обеспечить расширение степеней свободы , поддержку инициативы, обеспечить активность , креативность ребенка- как залог будущей личности, поэтому и требуется некое моделирование образовательной среды.
Нам с вами, поможет ещё одно понятие и в этой схеме, тоже должно быть ,т.к.это важная составляющая « УСЛОВИЯ»
Условия - субъективные и объективные требования , обязательства, реализуя которые педагог добивается достижения цели при рациональном использовании сил и средств.
И осознавая, что же такое условия есть принципиальные установки: требования и обязательства, т.е. я как педагог дошкольного образования- я сегодня обязуюсь поддержать логику детского развития.
Поэтому я сегодня – моделирую, проектирую, что – то видоизменяю , я так перестраиваюсь , потому что это нужно в логике детского развития .
Условия ,важнейший ориентир, для того , чтобы мы могли создать модель образовательной среды, а в перспективе, проектирование образовательного процесса.
Так же, нам в помощь , еще очень важное понятие которое может стать ориентиром для детско- взрослого сообщества- это всё то ,что связано с понятием модель и моделирование
Ключевые понятия
Модель - образ желаемого будущего ; это искусственно созданный объект в виде схемы, конструкций, знаковых форм, который будучи подобен исследуемому объекту ( или явлению), отображает и воспроизводит в более простом структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
Здесь подчеркнуты ключевые слова , поэтому моделировать –это отображать, воспроизводить, т.е. что необходимо сделать здесь и сейчас, в этой ситуации, а не то, что я когда-нибудь какую-нибудь идею хотела бы воплотить.
Моделирование – метод исследования определенных объектов , явлений путем воспроизведения их характеристик на другом объекте, модели, которая представляет аналог.
А понятие моделирование – это всегда исследовательская деятельность.
Поэтому говоря о понятийном аппарате, возвращаемся к схеме ( Слайд №14), чтобы завершить отмечаем еще и понятие « моделирование»
Соответственно ключевой установкой миссии педагога – быть «компетентным» Которая по цепочке ключевых нормативно- правовых документов продвигается от идеи поддержки развития ребенка ко всем тем требованиям, которые прописаны в Стандартах( ФГОС),через понятийный словарь значит быть компетентным ,т.е. уметь моделировать образовательную среду, учить подбирать те условия в состав которых входят способы обучения детей деятельности.
Условия- это способы общения детей друг с другом, способы общения взрослого с группой детей, способы сопровождения детской группы.
Очень часто наши дети сами делают выбор содержания ( выбирают игрушки, партнёра, и как сегодня педагог реагирует, какими способами сопровождает ,что бы на этом выбранном интересе еще и чему-то научить, воспитать и развить ребенка- это все относиться к категории УСЛОВИЯ, поэтому быть компетентным – это значит многое уметь .
Итак получается, что ситуация моделирование образовательной среды-она была всегда, но дело в том, что, раньше моделирование в полной мере не получалось, потому что педагог – не был полноценным исследователем, наблюдателем, не всегда анализировал и производил то, что может и не было задумано, а то что обозначено какими-то авторами, чей-то идеей, не осознавая каким будет результат.Поэтому компетентность, идея развития ребенка, стандарт и те ключевые понятия , которые сегодня помогают включиться в моделирование –( под общей скобкой подводим результат- такое важное понятие как- « Рефлексия » ,т.е. умение анализировать, чтобы быть исследователем, анализировать наблюдая, для того, чтобы включаться в моделирование образовательной среды.
Ну и любая Рефлексия сегодня- сопровождается замечательным ключевым словом- ЗАЧЕМ? ,т.е. раз мы намерены что-то смоделировать, видоизменить, спроектировать и создать образ желаемого будущего – есть ключевой ориентир- ЗАЧЕМ?
Кроме того, нам поможет эта финская пословица
Кто спрашивает, тот не собьется с пути.
( финская пословица)
Так как в этой пословице есть залог детского развития, то как продвигается ребенок-дошкольник, с точки зрения проявления самостоятельности.
Мы попробуем определить те образовательные эффекты, с помощью которых идеи развития ребенка через такие средства как образовательная среда, выбор условий, способы видоизменения, и построения образа желаемого будущего и как вы проявляете свою компетентность, т.е. УМЕНИЯ.
Экспресс – общение « КТО ТАКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬ? «РОМАШКА»
Предлагаю сформировать небольшие подгруппы и попробуем в течении 1,5 минут сформулировать ответ –идею на вопрос « КТО ТАКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬ?»
Ситуация моделирования образовательной среды без осознания предназначения воспитателя – не будет успешной.( Звук часы)
( Возможные ответы: воспитатель должен направить, воспитывает, питает, , идет рядом, помощник, друг-понимающий ребенка, создает условия развития, учит творить, развивает.)
ИТОГ: Воспитатель- воспитывает- питает- главное слово подпитывает. Ребенок –не сосуд , который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.
Подводя итог , хочу привести определение из словаря педагогики Ирины Александровны Зимней 1980 года
Воспитатель - человек, на основе имеющихся у него квалификации и опыта, способный развивать другого ( растущего ) человека средствами своей личности.
Поэтому мы сегодня моделируем, проектируем, тот образовательный процесс взаимодействия с детьми, с точки зрения своей квалификации и того, что умеете делать. И пока ребенок не усвоит (воспитатель подпитывает) – пока ребенок не будет шагать в ногу со временем самостоятельно!
Для размышления Вам
Проблема или норма профессии воспитателя сегодняшнего дня
Согласитесь или опровергните тезис:
«Воспитатель – это человек, научившийся работать с тридцатью детьми и разучившийся работать с одним ребенком».
Почему появляются новые требования к системе дошкольного образования, потому что всё еще в воздухе, на плаву, ведущий тезис, он как проблема, он ориентир для того, чтобы перестраиваться, чтобы быть компетентным, что снимает стереотипы, которым нас научили в институтах.
Важно понимать, что ключевая идея новых требований с точки зрения поддержки индивидуальной траектории развития ребенка, как раз тоже должно быть заложено в компетентности того, кто подпитывает, в умении педагога – подпитать, поддержать индивидуализацию и индивидуальные особенности ребенка, учитывая коллектив детей.
Поэтому, выстраивать баланс между совместной и индивидуальной деятельностью, закладывается в умении педагога.
Есть ещё 2 ключевых вопроса - не осознавая которых, не будет достижения образовательных эффектов
Кто такой ребенок?
Какова миссия педагога?( зачем я работаю в детском саду)
Я предлагаю сделать кардинальную смену мизансцен - меняются местами ( кто в уголке - сядьте в середину, кто сидел слева - справа, кто с кем сидел рядом поменяйтесь.) Идея в том, что сейчас у нас было Экспресс общение- «другие люди» -другие люди рядом, другой мозговой штурм.
( 2 вопроса, поэтому дается 3 минуты) - тикают часы.
Те важные линии, которые помогают педагогу включиться в моделирование и проектирование образовательной среды.
(Ответы возможные: ребенок растет, развивается, познает мир, Педагог- должен помочь сформироваться ему как личности,
Главное - увидеть его индивидуальность. Можно и не увидеть личность ребенка- и не помочь- самовыразиться , самореализоваться.
Самовыразиться, самонаиграться, самореализоваться, главное приставка САМО!, САМ стою на ногах, самостоятельность, поэтому сегодня это ребенок, он проживает дошкольное детство и помогать ему всем тем арсеналом , которые есть в запасе у каждого воспитателя.
САМО- направленно на индивидуализацию. Ребенок не должен усвоить- он вообще никому ничего не должен, это педагог- должен увидеть и потянуть за ту ниточку исходя из того , что ему интересно.
ПОДВОДИМ ИТОГ:
Ребенок - это активно развивающаяся и растущая личность, способная познавать мир и себя в нем с помощью взрослого.
Ребенок с небольшим пока опытом. Продвигается самостоятельно, но из-за неимения большого опыта(что опасно-что безопасно- нужен взрослый, который создает условия на самостоятельность , реализацию, инициативность, тогда ребенок становится личностью).
Дошкольное образование должно быть направлено:
на удовлетворение сиюминутных спонтанных интересов, т.к. именно в них заложен источник развития ребенка дошкольника.
То есть умение педагога поддерживать ребенка, сопровождать ,создавать ситуацию обучения, чтобы он научался, поэтому экспресс- общение дает много информации .
Таким образом, источник развития личности ребенка и относительно специфики дошкольного детства заложен в самих сиюминутных, спонтанных - интересах ребенка.
Отсюда условие ,каждая подгруппа обозначила зачем педагог работает в Детском Саду , зачем он включается в это взаимодействие.
ПОДВОДЯ итог
Миссия воспитателя –
перестать быть нужным ребенку.
Мы только что об этом говорили , вот он это хочет- и я его поддержу, он же ЛИЧНОСТЬ!
Подходим к концепции Льва Семеновича Выготского « О зоне ближайшего развития» - не может , затрудняется ребенок, тогда подключается взрослый, для того, чтобы дальше это умение обучая ребенка стало актуальным, т.е. когда он становится самостоятельным.
ВЫВОД: Осуществлять развитие ребенка дошкольного возраста через моделирование образовательной среды и подбирая условия в плане компетентности- это прежде всего ситуация- отпустить ребенка
Это та новая ситуация, которая определена современными требованиями( ФГОС).
Давайте поиграем с вами в тризовскую игру « РАЗВЕДЧИКИ»
Разведать, что относительно условий позволит определить образовательные эффекты - результаты ребенка- дошкольника.
Встанем в круг и отправимся на разведку тех компонентов ,образовательной среды, которая позволит нам достижение образовательных эффектов.
1.Сцепитесь взглядом с одним из партнёров-найдите себе пару в нашем кругу, только взглядом, как только вы сцепились – похлопайте в ладоши.
2. Теперь поменяйтесь местами со своим разведчиком( с кем сцепились взглядом)Чтобы понимали вы , что он для Вас тоже разведчик.
3.У нас есть пары: разведчик-1 и разведчик 2- подойдите к разведчику-паре и спросите номер дома в котором он живет и обменяйтесь рукопожатием.( спрашивать 2-3 чел)
4. у нас получилась пара-каждый найдите себе еще по одному разведчику и спросите у него – На какую букву начинается имя его мамы.
Таким образом у нас получилось –спонтанно –четверки( разведчик 1,2,3,4,)- разойдитесь группой. Включается наша рубрика- ЗАЧЕМ?
Попробуем отрефлексировать- экспресс- общение игру « Разведчики».
Давайте попробуем ответить-ЗАЧЕМ? ( для чего вас привлекают в это движение, перемещение, рукопожатие, контактирование, для чего спрашивали)
(Возможные ответы: снятие тактильных дистанций-препятствий, напряжений, снятие пространственных преград, научить взаимодействовать)
Если обратимся к детству , развитие детства, какие эффекты здесь вы заметили, которые могут вам помочь в сопровождении ребенка: телесный контакт, снятие напряжения, снятие пространственных преград и т.д.
Важно помнить , что главное стремление ребенка- к движению!
Если мы это не признаем , не примем, что такое движение ребенка, мы не будем позволять им это стремление к движению.
- Поднимите руку , кто в игре не говорил-есть еще важное условие- инициативные высказывания, поэтому когда у нас , ситуация –допрашивания детей, беседы по типу –заготовленных вопросов.
Эта ситуация допроса, очень часто односложными ответами высказываниями, которые не являются прогрессом для ситуации развития ребенка.
Ключевая ситуация : ЗАЧЕМ? А судьи КТО?
Что бы вы не искали судью и позволить принять истину – все очень относительно и каждый имеет право высказать мнение , правильно- не правильно, судить всем , поэтому сегодня современные требования для того ,чтобы выстроить ситуацию моделирования –это ситуация судейства.
И когда позволяют в коллективе давать оценки, сегодня это было позволительно, кто-то оценивал друг друга, т.е. это прогресс нашей игры.
Вернемся к игре:
Вспомните считалку:1-2-3-4-5 нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго - выходи из круга.
На кого попадет, так - вам достаётся роль экспертов, Вы будете наблюдать за тем, что происходит , что будут выполнять ваши коллеги в подгруппах.
- а мы с вами давайте попробуем определить какие же условия сегодня становятся актуальными для того, чтобы педагог создавал полноценную ситуацию проживания ребенком дошкольного детства.
Для того чтобы достигать образовательных эффектов, а мы с вами неоднократно подчеркивали это: это его открытость, это желание говорить,
Спорить, задавать вопросы, говорить о своем состоянии.
Поэтому для достижения образовательных эффектов или поддержки социальной ситуации развития дошкольника
Компетентность педагога в поддержке социальной ситуации развития дошкольника( п.3.2.5. ФГОС ДО)Умения условия
1 Умение «приплести» к делу различные движения , действия 2 Умение использовать сразу время и для игры ,и для дела, и для потехи. 3 Умение каждый раз не только воспроизводить точный методический прием, сколько каждый раз заново воссоздавать жизнь, комфортную для воспитанников. 4 Умение создавать условия формирования личного багажа для оценки ребенком своих возможностей ( самооценка, самоконтроль) 5 Умение не учить, а налаживать ситуацию (Эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки) 6 Умение действовать по своему усмотрению.
Которая сегодня может иметь ряд условий, т.е. что нужно делать современному педагогу, для того ,чтобы это умение проявилось , попробуйте несколько этих условий набросать по 1 умению.(раздаёт листы)-потом передадим экспертам-(2 минуты)
(На первый вопрос -варианты ответов : мебель должна трансформироваться-хороший способ удовлетворить ребенка потребность в движении; вариативность- не ставить ограничений пространств и помещений, в стандарте есть пункт- доступность всех помещений –это и является образованием ребенка и этим подчеркивается стремление к движению )
Эксперты анализируют подчеркивают те, которые на их взгляд наиболее качественные- они поддерживают компетентность педагога)
Вывод: поэтому какие условия( в плане компетентности педагога)- как он умеет это делать и должен или нет это делать –есть стремление-как потребность , которая удовлетворяется , поэтому создаются условия.
- кто еще знает считалку( выбрали другую подгруппу)
По 2 пункту: ( яркие умения, которые могут поддержать одномоментную игровую детскую жизнь и ситуацию обучения, чтобы мог выбрать сам и игру и место для экспериментирования. Уголок наполнен материалами (т.е. содержательная- РППС – подходит и выбирает то, что ему необходимо, для каждого созданы условия, чтобы он мог найти себе дело )-
ВЫВОД: достижение результата (поддержка детской игры). Условия в которых живет ребенок , весь материал , даже если закупили оборудование , а дети не играют, включается креативность педагога.
Поэтому,чтобы воспитать способного ребенка и воспитатель должна быть- способной, мобильной, гибкой, реагировать, меняться.( детство- это детская жизнь, поддержите её),результат получим- открытость и любознательность ребенка.
По 4 пункту:( выбирает и работает , создать уголок творчества ,место где дети могут подходить , анализировать, оценивать свою работу и других; экспериментирование- самоконтролировать, а педагог –наталкивать.)
Оценка своей деятельности- ребенок чтобы понимал и оценивал, т.к. старший дошкольник не умеет себя оценивать ( либо завышенная –либо заниженная самооценка).Т.е. не позволяют , детьми постоянно управляют, поэтому и он не умеет себя оценивать, он не умеет себя контролировать, а любая самооценка- это оценка своей деятельности (сравнить работу с образцом).
Итак, как вам кажется – вот эти все действия- ЗАЧЕМ? Зачем сейчас происходили, для чего, чем дело закончилось?( Отвечая мы сами себе задавали вопросы: а могу ли я; а делаю ли я-оценка своей работы)
Умение выслушать и не перебивать – мы формируем с дошкольного детства…
Проецируя на развитие ребенка как это действо может быть использовано , что будет затронуто, какой прогресс, относительно дошкольников -ОЗАДАЧИТЬ, т.е. мы даем не готовый ответ, а сами добывали, используя свой опыт, сами думали и обговаривали! Чтобы вы проявили интеллектуальные усилия.
Дети часто дают односложные ответы , не проявляя интеллектуальных усилий, отсюда не развиваются, потому что не воссоздаём условия.
Потенциал развития ребенка – это развитие всех психических процессов , а не только память.
Спасибо экспертам , потому что быть экспертом, найти самое лучшее, это –интеллектуальные усилия, вы справились спасибо.
Завершить хочу- построением оптимальной модели
При помощи чего мы можем определиться, какая группа какие условия будет подбирать.( жеребьёвка)
Эмоциональная среда- пребывание ребенка в детском саду должно доставлять ребенку радость, доброжелательный настрой педагога.
А ситуации быть увлекательными, т.к. участие детей в проектировании среды - обязательное условие.
Социализированная среда- апробация различных социальных ролей , навыки работы в коллективе , обогащение личного опыта, особенно когда в тесной взаимосвязи с эмоциональным, дружелюбным состоянием , благополучием, то можно тогда многому научиться.
Развивающая среда- формирование успешности , инициативности, самостоятельности, позволяющая жить в быстро меняющихся условиях.
ИТОГ:
Устанавливать причинно - следственные связи , чтобы мы могли позволить , чтобы ребенок нацеливался через интеллектуальные усилия, задействие всех психических процессов, тогда и появляются споры, выводы и конфликты-которые мы вместе решаем.
Отсюда результат образования ребенка :Каким же ребенок выходит из Д\С?(ответы педагогов )В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующую: "Не столько научить ребенка читать и писать, сколько "приохотить" его к учебе на протяжении всей жизни-ГОТОВ УЧИТЬСЯ - УЧИТЬСЯ!
Выйдите в круг – я хочу поблагодарить вас за активное участие , и подарим друг другу аплодисменты- по принципу- я передаю вам и вы хлопаете, потом вы предаёте и т.д. пока все не будут хлопать.