«Формирование модели образовательной системы МКОУ «СОШ № 14» в контексте компетентностного подхода»


Директор школы Табат И.Ю.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», Россия
«Формирование модели образовательной системы МКОУ «СОШ № 14» в контексте компетентностного подхода»

Чтобы система управления была устойчивой, ее надо иногда трясти.
В.Челомей
В приоритетном национальном проекте «Образование» определенный акцент направлен на реализацию идей компетентностного подхода. Компетентностный подход вошел в систему образования в связи со сменой Российской образовательной парадигмы. Отсюда определенная миссия образовательного учреждения - подготовка человека к осмысленному и реальному восприятию мира.
Чтобы сформировать образованного, мобильного, самостоятельного молодого человека, который не только обладает знаниями, но и умеет применять их на практике, необходима иная организация образовательного процесса, иное структурирование содержания образования.
Но как построить оптимальную систему школьного образования, позволяющую не отрицать значение знаний, а акцентировать внимание на способности использовать их?
Этот вопрос неслучайно возник в нашем коллективе, так как развивающая и развивающаяся школа постоянно работает в поисковом режиме.
Как известно переход к новому функционированию проходит в несколько этапов:
теоретико – методологическое изучение проблемы /изучить социальный заказ/;
организационно – деятельностный /конструирование и апробирование оптимальной методической системы образовательного процесса/;

обобщающий /соответствие достигнутых результатов поставленным целям/.
Конструирование оптимальной образовательной системы требует от руководителя представления четкой модели управления качеством образования на основе компетентностного подхода.
Администрация нашего образовательного учреждения разработала и реализует собственную модель образовательной системы.
«Модель образовательной системы МКОУ «СОШ №14» в контексте компетентностного подхода к образованию»
Определение соответствия результатов образования целям повышения качества образования (социальному заказу)



Определение задач по модернизации образовательной системы школы (образовательный процесс, уклад школы, образовательная среда)



Подготовка педагогов к решению задач нового качества образования



Модернизация образовательной системы школы



Образовательный процесс
Уклад школы
Образовательная среда

Мониторинг изменений в образовательной системе школы (оценка качества)



Постановка новых целей школьного образования


Реализация этой модели направлена на построение образовательного процесса, который в себя включает: учебный процесс, дополнительное образование детей, их социально – творческую деятельность и практику повседневной школьной жизни. Поэтому общие цели школьного образования нельзя представить как простую совокупность целей изучения учебных предметов.
Интегрирующим фактором становления, функционирования системы является целевой компонент, представленный системой целеполагания.
Коллектив работает над созданием эффективной функционирующей организационно – педагогической системы сельской школы, обеспечивающей оптимальные условия для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося, способного адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
А также над решением стратегических учебно-воспитательных задач:
Освоение всем педагогическим коллективом школы инновационных педагогических технологий, обучения и воспитания, обеспечивающих учащемуся саморазвитие, развитие его мотивационной сферы, интеллекта, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно – познавательной деятельной деятельностью.
Создание условий для формирования проектно – ключевых компетентностей через организацию деятельности учащихся, обеспечение логической взаимосвязи между образовательным компонентом базовых учебных дисциплин, дополнительным образованием и системой развивающих знаний.
Создание соответствующих материально – технических условий обучения.
Создание атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, ответственности на всех уровнях учебно – воспитательного процесса.
Осуществление мониторинга образовательной деятельности
Следует выделить основные принципы образовательного процесса в контексте компетентностного подхода:
мультикультурности - возможности формирования культуры познания, досуга, изобретательства, обращения с информацией;
продуктивности обучения - полноценность участия обучающихся во всех жизненных процессах, интеграцию процессов овладения и применения знаний во всех сферах жизнедеятельности;
культуросообразности - нацеленность учебной техники на удовлетворение гуманистических, базовых потребностей человека в познании, общении, самореализации;
открытости – готовности учителя использовать возникающие у детей идеи и предложения в совместной деятельности;
выбора индивидуальной образовательной траектории;
гибкости организации учебного процесса – возможности педагога гибко изменять план своего воздействия на ученика;
образовательной рефлексии.
Следующий этап модели – подготовка педагогов к решению новых образовательных задач.
Руководителю необходимо определить пути подготовки учителей к реализации компетентностного подхода в образовательном процессе, понимание и осознание ими своей роли в решении стратегических задач школы. Это принципиально новый подход, который требует пересмотра отношения к позиции учителя, к обучению учащихся, который ведет к глобальным изменениям: от изменения сознания до изменения методический базы учреждения.
Нами была построена оптимальная система непрерывного образования педагогов в рамках общешкольной методической службы, способствующая повышению уровня профессионального развития, требующая комплексного методического обеспечения, наличия средств нормативного обеспечения, средств учебно-методического обеспечения, средств обучения и контроля.
Непрерывное образование педагогов – основное направление в модернизации всей системы российского образования, которое формирует профессиональный универсализм. Хороший педагог – это человек, способный работать в команде, принимать самостоятельные решения, инициативный, внедряющий инновации. С
Совершенствования профессионального мастерства ведётся через различные формы деятельности педагога: поисковую деятельность, проектную деятельность, работу над темой самообразования, работу в проблемно-поисковых группах, использование ИКТ, дистанционное обучение, профильное обучение, обучение в сотрудничестве, участие в профессиональных конкурсах, курсы на базе школы, обобщение опыта, работу с молодыми специалистами, мониторинг деятельности, контроль.
Модернизацию образовательной системы нашей школы стоим по трем базовым направлениям:
образовательный процесс;
уклад школьной жизни;
образовательная среда.
Первое направление – «Образовательный процесс»
Совершенствование процесса обучения необходимо начать с изменения содержания основных компонентов: целей, содержания, стратегий обучения, оценки знаний.
Так, цели образования определяются через развитие способности школьников к решению типовых и нетиповых задач в контексте жизненно важных ситуаций.
Пересматривается концепция содержания, которое подается как информационная база для решения проблем, с наличием выбора индивидуального и группового решения.
Изменяется структура распределения полномочий /ролей в обучении/, с тем, чтобы школьники и учителя могли учиться друг удруга. Применение альтернативных методов оценки, ставящих в центр внимания развитие компетентностей школьников: оценку продуктов – проектов, ориентированных на конкретные действия (подготовка к ЕГЭ, оценка предметных и метапредметных результатов, оценка функциональной грамотности и ключевых компетенций учащихся, определение внутришкольных показателей качества образовательного процесса).
Совершенствуя процесс обучения мы развиваем основные компетенции, то есть формируем готовность и способность личности к самообразованию, саморазвитию и продолжению образования в изменяющейся социально – экономической ситуации.



Следующее базовое направление модернизации образовательной системы школы «Уклад школьной жизни».
Уклад школьной жизни имеет свое выражение в определенных направлениях: нормы взаимодействия субъектов образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители). Защита прав детей в образовательном учреждении;
нормы взаимодействия субъектов образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители). Защита прав детей в образовательном учреждении;
сочетание различных форм образовательной деятельности (школьное обучение, самообразование, дополнительное образование, опыт социально-творческой деятельности);
школьное самоуправление;
согласование прав и обязанностей участников образовательного процесса;
педагогические и социальные инициативы. Социальное проектирование;
общественная экспертиза и общественная аттестация результатов школьного образования.
Основное из них – нормы взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Организация жизнедеятельности образовательного учреждения сравнима с сооружением, пирамидой, составленной из определенных деталей – в нашем случае – это участник образовательного процесса. И если в традиционном подходе управления образованием во главе стоит руководитель, который является инициатором инноваций, то компетентностный подход кардинально меняет работу данного механизма: проектировщиком инновационных процессов может стать каждый.





Участники образовательного процесса:

Проектировщики инновационных процессов
Конечный результат работы будет зависеть от гармоничного взаимодействия друг с другом всех структур, а роль руководителя сводится обеспечить апробацию идей тех, кем он управляет.
Органичное сочетание различных форм образовательной деятельности создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства – гуманистической, социально – педагогической среды, способствующей разностороннему, личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально – психологического климата.
Поэтому следующим направлением является сочетание различных форм образовательной деятельности.
Расширяя сеть дополнительного образования, школа создает условия для качественного освоения образовательных стандартов. С одной стороны, учащиеся могут реализовать полученные на уроке знания во внеурочной деятельности, или, наоборот, мотивированные дополнительными мероприятиями стараются получить прочные знания на уроках. Таким образом, у детей формируется устойчивый интерес к обучению и практическая реализация своих знаний.
Широкие возможности для самореализации личности учащихся и педагогов открывает школьное научное общество «Старт в науку». Участвуя в работе научных секций, ребенок получает возможность реализовывать в научных исследованиях свои творческие идеи, проекты, учится вести нестандартную самостоятельную исследовательскую работу, расширять диапазон способностей. Учитель выступает в роли организатора самостоятельной учебной работы подопечных.
Обеспечение качественного образования будет достигнуто при условии создания адаптивных условий для развития ребенка.
Совершенствование уклада школьной жизни мы видим в самой распространенной форме организации жизнедеятельности учащихся – самоуправлении. Именно коллективная деятельность детей позволяет воплотить их возрастные и индивидуальные запросы и потребности.




Нормативно – правовая база,
созданная учащимися
Основные виды
деятельности
Вовлечение в деловую игру всех чащихся школы


Главная задача управления качеством образования – формирование такого уклада жизни школы, который мог бы с наибольшей степенью соответствовать ключевым нуждам взросления детей. Критерии оценки уклада школьной жизни, таким образом, могут стоиться на основе оценки условий, которые создаются в данной школьной среде для решения наиболее значимых проблем детей в соответствии с ключевыми задачами данного возраста.
Реализуя задачу повышения качества образования, необходим выход школы за пределы собственного образовательного пространства:
взаимодействие школы с дошкольными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, учебными заведениями профессионального образования, учреждениями культуры, спортивными организациями;
взаимодействие с родителями как педагогическими партнёрами;
взаимодействие с общественными организациями;
взаимодействие с государственными организациями и учреждениями, предприятиями различных форм собственности.
Мы активно реагируем на удовлетворение образовательного спроса, развитие положительного имиджа школы, поддержания корпоративной культуры, проведения рекламы школы:
представляем презентации достижений школы, публичные отчеты не только руководителя, но и отдельных педагогов на школьных форумах, конференциях с участием представителей власти, учредителей, родительской общественности.
рассказываем об интересных и значимых делах школы в СМИ, школьной газете «Непоседы. ru», сайте образовательного учреждения;
в рамках социального партнерства и с целью созидательной работы сообщества детей и взрослых тесно сотрудничаем с Вузами края, страны, ведущими лабораториями, Малой Академии;
создание Совета ОУ – как органа общественно – государственного управления школой позволило привлечь к участию в вопросах образования и воспитания детей различные общественные институты
Завершающим этапом нашей модели является мониторинг изменений образовательной системы школы. Он позволяет на основе собственного опыта, опыта отечественной психолого – педагогической науки, ориентированной преимущественно на ценностно – смысловую, содержательную, личностную составляющие образования, сделать вывод, что компетентностный подход не противопоставлен традиционному, а делает его гуманистически направленным, практико – ориентированным, социально – адаптированным.
Результаты данной работы можно подвести уже сейчас:
образовательное учреждение имеет статус краевой опытно – экспериментальной площадки «Формирование гуманистических отношений педагогов и учащихся на основе демократизации самоуправления образовательным учреждением»;
системно проводятся мероприятия краевого значения: мастер – классы, семинары;
вырос уровень профессионального мастерства и активности педагогов, имеют собственные публикации 12 педагогов;
результатом положительной деятельности образовательного учреждения приказом Минобрнауки России от 15.05.2008 года МОУ «СОШ №14» стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.


























Школьный орган ученического самоуправления как постоянно действующая структура



15