Сценарий литературной гостиной Славянская мифология (6 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Горин Солнечного муниципального района Хабаровского края
ВРЕМЁН МИНУВШИХ НЕБЫЛИЦЫ
(литературная гостиная)
Автор:
Хабибуллина Марина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Горин
п. Горин
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Особенно это важно в подростковый период. Организуя внеурочную деятельность по литературе, важно учитывать особенности подросткового периода.
Ведущий тип деятельности подросткового периода – интимно-личностный. Подросток добивается успеха в микросоциуме среди ровесников, поэтому в этом возрасте преобладает интерес к групповой деятельности. Литературная гостиная очень удачно удовлетворяет потребностям этого периода, так как цели литературной гостиной:
информационно-предметная цель – расширение литературного образования, предусмотренного программой;
деятельностно-коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;
ценностно-ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.
Кроме этого литературная гостиная нацелена на выявление интересов ученика, раскрытие индивидуальных творческих способностей и их развитие, дальнейшее соотнесение притязания на успех с реальными возможностями, формирование умения соразмерять силы и желания, без чего не возможен путь к самосовершенствованию.
Проведение литературных гостиных включает в себя несколько этапов:
Этап подготовки;
Этап проведения мероприятия;
Заключительный этап (рефлексия).
Подготовительный и заключительный этап не менее важны, чем проведение литературной гостиной, так как именно там формируются компетенции и развиваются универсальные учебные действия.
Существует несколько этапов от создания до проведения гостиной.
1 этап. Определение темы. На первом занятии обсуждаются  и конкретизируются темы с учетом программы и интересов учащихся, утверждаются сроки.
2 этап. Разработка сценария, который является творчеством самих учащихся и учителя, определение в нем места гостей, отбор литературы и её изучение, подбор вспомогательных материалов (фотографий, репродукций и др.); написание сценария, первое его прочтение, корректировка материала, распределение ролей среди обучающихся – ведущих, чтецов, исполнителей песен и сценок. Подготовка групп учащихся, репетиции. Но никогда не репетируется весь ход литературной гостиной, весь сценарий, лишь отдельными миниблоками, чтобы создать атмосферу непринужденной заинтересованности даже у самих непосредственных участников.
3 этап. Реклама. Написание красочных объявлений и приглашений гостям;  подготовка подарков активным участникам литературной гостиной.
4 этап. Организация пространства для проведения гостиной: создание соответствующего интерьера, декорации (если есть необходимость), выбор костюмов для ведущих и чтецов, подготовка технического оснащения.
5 этап. Создание эмоционального настроя, через интригующее начало, введение музыкальных фрагментов, подбор музыкальных клипов, привлечение к участию интересных людей, решение организационных вопросов, выбор времени, удобного для проведения мероприятия.
6 этап. Подготовка ведущих.
7 этап. Репетиции: выразительное чтение обучающимися отрывков из произведений авторов, стихов, музыкальное их исполнение, прослушивание песен, романсов,  постановка эпизодов.
8 этап. Рефлексия. После проведенного мероприятия подводятся итоги, отмечаются удачи и анализируются причины неудач.
Тема литературной гостиной была предложена самими учащимися на первом занятии. Интерес к славянской мифологии не случаен. В учебнике Г.С. Меркина «Литература. 6 класс» о славянской мифологии говорится очень мало. В результате подготовки к мероприятию определились творческие группы: одни работали над презентацией, посвященной мифологическим существам; другие готовили фильм, иллюстрирующий мифы об одном из главных богов славян Перуне; третьи репетировали инсценировку отрывка из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»; четвёртые собирали материал для фольклорного праздника, связанного со славянской мифологией.
В ходе подготовки и проведения литературной гостиной были реализованы следующие цели и задачи:
Образовательные: обеспечить усвоение основных жанров устного народного творчества, умение видеть связь мифологических представлений народа с бытовыми обрядами, сохранившимися до сегодняшнего дня; учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;
Развивающие: развивать речь учащихся, совершенствуя её образность и выразительность, формировать диалогическую речь учащихся, учить оценивать предоставляемую информацию и отбирать в соответствии с темой;
Воспитательные: привлечь внимание учащихся к вопросу о необходимости сохранения культурных ценностей русского народа, поддерживать интерес учащихся к изучению фольклора.
Оборудование: компьютер с возможностью воспроизведения аудио и видео; русские национальные костюмы; маски, элементы костюмов для ряженых зрителей-колядовщиков; испеченные печенья-козульки.

СЦЕНАРИЙ
Звучит фонограмма из кинопередачи «В гостях у сказки» (Приложение 1)
Чтец 1.
Вот опушка. Там избушка
На куриной ноге.
Помогает там лягушка
Старой бабушке Яге.
Надо стряпать угощенье –
Из малины пироги,
Ведь сегодня день рожденья
У старушки у Яги.
К ней приедут нынче гости –
Водяной и Домовой.
И Кощей Бессмертный – просим,
То-то будет пир горой!
И Горыныч – змей трёхглавый,
Ей ромашки принесёт,
Леший, добрый и лукавый,
Бабке песенку споёт.
Никого не буду кушать,
Воровать и обижать,
Буду бабку-Ёжку слушать,
Буду сказки вспоминать.
З. Галицкая
Ведущий1. Русские народные сказки… Русские народные песни… Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир прошлого, полный тайн и загадок, в мир славянских языческих мифов, в те стародавние времена, когда жизнь людей всецело зависела от природы, от воли могущественных богов и духов.
Ведущий2. Наши предки славяне были язычниками, идолопоклонниками, то есть молились идолам, кумирам и приносили им жертвы, даже иногда человеческие. Богов было много, но главным божеством был Перун – бог грома и молнии, войны и мира. Славяне представляли его высоким, плечистым, черноволосым и черноглазым человеком с золотой бородой. В правой руке у него лук, в левой – колчан со стрелами. Он мчится по небу в колеснице и пускает огненные стрелы.
Ведущий1. О Перуне сохранился такой миф. (видеоролик размещен по адресу https://youtu.be/bRtMyV9zUKA)
Боги велики, но страшен Перун!Ужас наводит тяжела стопа.Как он в предшествии молний своих,Мраком одеян, вихрьми повит,Грозные тучи ведет за собой...
Перун - Бог-Покровитель воинов Расы Великой, защитник Земель и Рода Святорусов от сил Тьмы, Бог-Громовержец, управляющий Молниями, сын Бога Сварога и Лады-Богородицы, внук Бога Вышеня. Бог-Покровитель Чертога Орла в Сварожьем Круге. Поведал людям в Асгарде Ирийском, Священные Веды, записанные Жреческими Рунами в "Саньтиях Веды Перуна" (Книге Мудрости Перуна). Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильно бьёт», «Разящий».
Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница — вот откуда гром, вот почему он «прокатывается» по небесам. Впрочем, на сей счёт бытовали разные мнения. Ещё говорили, что гром и молния — эхо и отблеск ударов, которыми Перун награждает небесного Змея, стремящегося снова ограбить Богов и людей — похитить Солнце, скот, земные и небесные.
Было время, когда злой бог подземного царства и вечной стужи Карачун поссорился с богами, был свергнут ими с небес и едва не заморозил полмира.
Люди и звери замерзали на ходу, птицы падали наземь, будто ледышки.
Мало было Карачуну власти над Землей — пожелал он воцариться и в небесном царстве.
Сотворил изо льда и снега могучего богатыря — демона Зимы — вдохнул в него вместо души клуб морозного воздуха и отправил биться с богами.
Этот демон обладал страшной силой и хитростью! Сначала он напустил злые чары на Сварога — солнце, и тот крепко заснул.
Потом Зима распугал стада небесного пастуха Белеса.
Напрасно тот звал на помощь своих помощников — медведей: они спали крепким сном в своих берлогах под завывания Зимы!
Встревожились боги и стали собираться на битву.
И тогда вперед вышел громоносный Перун.
— Я вызываю демона Зимы на смертный поединок, — объявил он.
— Пока мы будем сражаться, вы попытайтесь пробудить Сварога от колдовского сна. Без солнечных лучей нам нипочем не одолеть злодейское порождение Карачуна.
И начался страшный поединок.
Что творилось! Молниеносное копье Перуна разбивало вдребезги ледяной щит и палицу Зимы, но коварный демон выпускал из груди клубы морозного воздуха, и его оружие вновь обретало силу.
Чудилось, бой длился целую вечность, и никак не могли богатыри одолеть друг друга, потому что зло бывает неутомимо в своей разрушительной, страшной силе.
И тут наконец богам удалось разбудить Сварога.
Ему поведали о поединке.
Боги думали, что Солнце немедленно испепелит жестокого демона своими лучами, однако Сварог задумался.
Он был могуч и суров, но справедлив.
Ведь боги сами сбросили Карачуна на землю, оттого он и возмечтал о мести.
И тогда Сварог своей волей прекратил поединок и рассудил, что отныне Карачун и Зима будут царствовать над миром в определенное время года, которое так и назовется зимой.
А потом на смену ей придет весна.
— Это несправедливо, — угрюмо сказал Перун.
— Еще немного — и я победил бы этого страшного богатыря, сбросил бы его с небес на землю, а ты не дал мне насладиться победой.
Что скажут боги? Что подумают люди? Разве я малое дитя, за которое должен заступаться отец, чтобы ему не набили синяков да шишек? Позволь мне завершить бой!
— Ты будешь сражаться с демоном Зимы каждый год, — согласился Сварог.
— Твоя победа и станет знамением победы весны.
Так и повелось с той поры.
И когда мы слышим первый весенний гром, это значит, что Перун нанес демону Зимы завершающий, самый страшный удар, и уже никакая сила не заставит стужу воротиться на землю до срока.
Ведущий2. Солнце тоже считалось богом, его называли Даждьбог,
Однажды Дажьбог отправился к высоким горам, где и нашел глубокую пещеру, о которой ему было сказано. Он немедленно стал ломать железную дверь, и как только его услышал богатырский конь, – заржал и сорвался со своих цепей. Он сокрушил все железные двери и хотел вырваться на волю. Однако Дажьбог вскочил на коня, обуздал и оседлал его. Тогда воскликнул Дажьбог высоким небесам и ветру:
— Есть ли кто смелее меня? Может кто меня сильнее? Кто хитрее меня? А существует ли конь, который быстрее моего?
И отвечала Дажьбогу матушка Рось:
— Я бы хотела уродить тебя столь же смелого, как Перун грозный, столь же сильного, как могучий Святогор, а хитростью подобного Волху Змеевичу, но Мокошью не так было предусмотрено. Однако, молодой Дажьбог, и ты удал, и не должно тебе на судьбу обижаться!
Ведущий1. Имя Даждьбога в фольклоре сохранилось и как Дид-Ладо. Дид означало дед, а Ладо – свет, радость. Люль или Лель также обозначал деда. И Дид-Ладо, и Люль (Лель) до сих пор остались в наших песнях.
(инсценировка песни: приглашаются мальчики и девочки. Приложение 2)
- А мы просо сеяли, сеяли,Ой, Дид-Ладо, сеяли, сеяли.
- А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой Дид-Ладо, вытопчем, вытопчем.
- А чем же вам вытоптать, вытоптать,Ой Дид-Ладо, вытоптать, вытоптать?
- А мы ее конями, конями,Ой Дид-Ладо конями, конями.
- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем,Ой Дид-Ладо, в плен возьмем, в плен возьмем.
- А мы коней выкупим, выкупим,Ой Дид-Ладо, выкупим, выкупим.
- А чем же вам выкупить, выкупить,Ой Дид-Ладо, выкупим, выкупим?
- А мы дадим сто рублей, сто рублей,Ой Дид-Ладо, сто рублей, сто рублей.
- Нам не надо тысячу, тысячу,Ой Дид-Ладо, тысячу, тысячу.
- А чего же вам надобно, надобно,Ой Дид-Ладо, надобно, надобно?
- А нам надо девицу, девицу,Ой Дид-Ладо, девицу, девицу,
Ведущий 2. Солнце славяне праздновали несколько раз в году. Праздник Коляда был в конце декабря, когда солнце поворачивает на весну и дни начинают прибывать. В это время ходили из дома в дом, славили божество и собирали подаяние, чтобы принести богу жертву. Этот языческий обряд сохранился на Руси во многих местах и поныне: колядуют в сочельник перед Рождеством.
(разыгрывание обряда колядования. В разыгрывание вовлекаются гости литературной гостиной)
Ведущий1. Подходя к дому, колядующие исполняют песню.
Уродилась коляда
Накануне Рождества.
За горою за крутою,
За рекою за быстрою.
За горою за крутою,
За рекою за быстрою
Стоят леса дремучие,
Во тех лесах огни горят,
Огни горят пылающие.
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят, колядуют:
«Ой коляда, коляда,
Ты бываешь, коляда,
Накануне Рождества».
Ведущий 2. Подойдя к дому, начиналось «выкликание коляды», услышав которое хозяева выходили на крыльцо, не приглашая, однако, колядовщиков в дом.
Коляда! Коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком,
Или сена клок, Или вилы в бок.
Тут ходили,
Тут гуляли
Колядовщики, —
Искали коляду
По всем по дворам,
По всем улочкам,
Переулочкам.
Ведущий 1. Затем начиналось величание хозяина, хозяйки и их детей.
Этот припев повторяется после каждого стиха:
Виноградье красно, зеленое!
Еще ходят же ребята колядовщики.
Виноградье красно, зеленое.
Еще ищут же ребята государева двора,
Государев-то дворец середи Москвы стоит,
Середи Москвы стоит, середь ярманки.
А вокруг его двора стоит железный тын,
А на каждой тынинке по маковке, —
Что по маковке и по золоту кресту.
А сам-то Государь как светел месяц взошел,
А сама-то Государыня как утрення заря,
Малы детоньки, часты звездочки.
Сам-то Государь на крылечко выходил,
На крылечко выходил и по рублику дарил,
А сама-то Государыня по полтине дарила,
Малы деточки по копеечке.
Ведущий 2. После величания колядовщики в шуточной форме требовали вознаградить их за труды. Хозяева подавали им рождественское печенье, которое выпекалось из ржаного теста в виде различных животных — коровок, лошадок овечек, и называлось «козульками». («Хозяева» угощают гостей печеньем)
Ведущий 1. Песня-пожелание щедрым на подарки хозяевам
Куда конь хвостом,
Туда жито кустом.
Куда коза рогом,
Туда сено стогом.
Сколько дубочков
Столько сыночков.
Сколько осиночек,
Столько свиночек.
Сколько свечек,
Столько овечек.
Ведущий 2. А хозяева загадывали загадки колядующим.
На первую ступеньку встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Год)
Этот год живет всех дольше:
И часов и дней в нем больше.
Все мы ждем его прихода
Ровно раз в четыре года. (Високосный год)
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)
В новой стене,
В круглом окне
Стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь)
Растет вниз головой.
Не летом растет, а зимой.
Чуть солнце ее припечет,
Заплачет и умрет. (Сосулька)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром. (Зимние месяцы и зима)
С неба звезды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется черная земля.
Много‑много звездочек тонких, как стекло.
Звездочки холодные, а земле тепло. (Снежинки)
Без рук, без ног,
А в шубу влезет. (Мороз)
На горе горой,
А в избе водой. (Снег)
Гость гостил,
Золотой мост мостил.
Без ножа, без топора,
Без железного долота. (Мороз)
Долгая Ариша веселилась,
Да серебряной кольчугою покрылась. (Лед на реке)
Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет. (Лед)
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (Вьюга)
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель)
В белом бархате деревня, и заборы, и деревья.
А как ветер нападает, этот бархат опадает. (Иней)
По синему пологу
Золотое просо рассыпано. (Звезды на небе)
У нас в печурке
Золотые дочурки. (Дрова в печи)
Летом спят,
А зимой бегут.
В гору — деревяшка,
Под гору — коняшка. (Санки)
Сижу верхом,
Не знаю на ком.
Знакомца встречу,
Соскочу, привечу. (Шапка)
Назовите‑ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем новый год. (Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи за месяц это? (Январь)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
Серое сукно
Тянется в окно. (Сумерки)
Сильнее солнца, слабее ветра,
Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча)
По черному пишу,
По зеленому смотрю,
А по золотому режу. (Посев и уборка хлеба)
040449500Ведущий 1. Тысячелетия назад славяне представляли весь мир одушевлённым. В лесу и в воде, в поле и в доме – везде будто бы жили духи-хозяева: добрые и злые. Мир древнего человека был полон волшебства и превращений.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон , без дверей…
(ученик рассказывает о славянских мифологических существах, демонстрируя презентацию «Славянские мифические существа» Приложение 3)
Ведущий 2. Представления о мифических существах сохранились и по сей день в поговорках, присказках, в литературе. Вот один из таких рассказов Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг».

Инсценировка из рассказа Тургенева И.А. «Бежин луг»
Ребята (Федя, Ильюша, Павлуша, Костя)
Федя: — Ну, и что ж ты, так и видел домового?
Ильюша: — Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя,  а слышал… Да и не я один.
Павлуша: — А он у вас где водится? 
Ильюша: — В старой рольне.
Павлуша:— А разве вы на фабрику ходите?
Ильюша:— Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.
Павлуша:— Вишь ты — фабричные!..
Федя: — Ну, так как же ты его слышал? 
Ильюша:— А вот как. Пришлось нам с братом Авдюшкой, да с Федором Михеевским, да с Ивашкой Косым, да с другим Ивашкой, что с Красных Холмов, да еще с Ивашкой Сухоруковым, да еще были там другие ребятишки; всех было нас ребяток человек десять — как есть вся смена; но а пришлось нам в рольне заночевать, то есть не то чтобы этак пришлось, а Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите». Вот мы остались и лежим все вместе, и зачал Авдюшка говорить, что, мол, ребята, ну, как домовой придет?.. И не успел он, Авдей-то, проговорить, как вдруг кто-то над головами у нас и заходил; но а лежали-то мы внизу, а заходил он наверху, у колеса. Слышим мы: ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат; вот прошел он через наши головы; вода вдруг по колесу как зашумит, зашумит; застучит, застучит колесо, завертится; но а заставки у дворца-то спущены. Дивимся мы: кто ж это их поднял, что вода пошла; однако колесо повертелось, повертелось, да и стало. Пошел тот опять к двери наверху да по лестнице спущаться стал, и этак слушается, словно не торопится; ступеньки под ним так даже и стонут… Ну, подошел тот к нашей двери, подождал, подождал — дверь вдруг вся так и распахнулась. Всполохнулись мы, смотрим — ничего… Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась, поднялась, окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно кто ею полоскал, да и опять на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя да опять на гвоздь; потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так… Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли… Уж как же мы напужались о ту пору!
Павлуша:— Вишь как!  Чего ж он раскашлялся?
Ильюша: — Не знаю; может, от сырости.
Все помолчали.
Костя: — Нет, я вам что, братцы, расскажу,  послушайте-ка, намеднись что тятя при мне рассказывал.
Федя: — Ну, слушаем.
Костя:— Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника?
Федя: — Ну да; знаем.
Костя: — А знаете ли, отчего он такой все невеселый, все молчит, знаете? Вот отчего он такой невеселый. Пошел он раз, тятенька говорил, — пошел он, братцы мои, в лес по орехи. Вот пошел он в лес по орехи, да и заблудился; зашел — Бог знает куды зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, — нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, — присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит — никого. Он опять задремал — опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется… А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц — все, братцы мои, видно. Вот зовет она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, — а то вот еще карась бывает такой белесоватый, серебряный… Гаврила-то плотник так и обмер, братцы мои, а она знай хохочет да его все к себе этак рукой зовет. Уж Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да, знать, Господь его надоумил: положил-таки на себя крест… А уж как ему было трудно крест-то класть, братцы мои; говорит, рука просто как каменная, не ворочается… Ах ты этакой, а!.. Вот как положил он крест, братцы мои, русалочка-то и смеяться перестала, да вдруг как заплачет… Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у нее зеленые, что твоя конопля. Вот поглядел, поглядел на нее Гаврила, да и стал ее спрашивать: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка-то как взговорит ему: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти… А только с тех пор он -107315309880000все невеселый ходит.
Федя: — Эка!  да как же это может этакая лесная нечисть хрестиянскую душу спортить, — он же ее не послушался?
Костя:— Да вот поди ты!  И Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тоненький, жалобный, как у жабы.
Федя: — Твой батька сам это рассказывал? 
Костя:— Сам. Я лежал на полатях, все слышал.
Федя: — Чудное дело! Чего ему быть невеселым?.. А, знать, он ей понравился, что позвала его.
Ильюша:— Да, понравился!  Как же! Защекотать она его хотела, вот что она хотела. Это ихнее дело, этих русалок-то.
Федя: — А ведь вот и здесь должны быть русалки.
Костя:— Нет,  здесь место чистое, вольное. Одно — река близко.
Все смолкли. (звуки ночи)
Ильюша:— С нами крестная сила! —
Павлуша:— Эх вы, вороны!  Чего всполохнулись?
Ильюша:— А слыхали вы, ребятки,  что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?
Федя: — На плотине-то? 
Ильюша:— Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.
Федя: — Ну, что такое случилось? сказывай…
Ильюша:— А вот что случилось. Ты, может быть, Федя, не знаешь а только там у нас утопленник похоронен; а утопился он давным-давно, как пруд еще был глубок; только могилка его еще видна, да и та чуть видна: так — бугорочек… Вот, на днях, зовет приказчик псаря Ермила; говорит: «Ступай, мол, Ермил, на пошту». Ермил у нас завсегда на пошту ездит; собак-то он всех своих поморил: не живут они у него отчего-то, так-таки никогда и не жили, а псарь он хороший, всем взял. Вот поехал Ермил за поштой, да и замешкался в городе, но а едет назад уж он хмелен. А ночь, и светлая ночь: месяц светит… Вот и едет Ермил через плотину: такая уж его дорога вышла. Едет он этак, псарь Ермил, и видит: у утопленника на могиле барашек, белый такой, кудрявый, хорошенький, похаживает. Вот и думает Ермил: «Сем возьму его, — что ему так пропадать», да и слез, и взял его на руки… Но а барашек — ничего. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет; однако он ее отпрукал, сел на нее с барашком и поехал опять: барашка перед собой держит. Смотрит он на него, и барашек ему прямо в глаза так и глядит. Жутко ему стало, Ермилу-то псарю: что мол, не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели; однако ничего; стал он его этак по шерсти гладить, — говорит: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…»
Ведущий 1. Закончилось наше путешествие в мир славянской мифологии. И хотя мы живём в 21 веке, мы не должны забывать о своих корнях, традициях и передавать дальше.
Ведущий 2.
Прочь отступите, чудовища все!
Явится Русь перед вами в красе.
Вам ли, чудовища,
Наши сокровища –
Молодость, силушку
Спрятать в могилушку!
Вам ли всю Русь погубить?
Вам ли свалить великана-
гиганта?
Есть у него три бессмертных
таланта:
Верить, терпеть и ... любить! (Л.И. Трифонов)
-317513906500Учитель. В начале литературной гостиной вам выдали листочки «Плюс – минус – интересно». В каждой колонке запишите, что вам понравилось, что не удалось, что было интересно.
ЛИТЕРАТУРА
Ахметова О.В. О роли литературной гостиной в формировании компетентной личности //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. - № 3 //удалённый доступ - http://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-literaturnoy-gostinoy-v-formirovanii-kompetentnoy-lichnostiОбрядовая поэзия //удалённый доступ - http://homlib.com/read/raznoe/obryadovaya-poeziya
Русь изначальная. Зима //удалённый доступ - http://www.ruhistor.ru/culture_fol_pred08_011.html
Славянские мифические существа //удалённый доступ - http://radogost.ru/mificheskie-sushhestva.html
Тургенев И.С. Бежин луг //удалённый доступ - http://www.turgenev.org.ru/e-book/zo/begin_lug.htm