Итоговая работа Использование социальных сервисов Internet в изучении предмета «Информатика»


ГАОУ АО ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки»
Кафедра информатизации образования
Итоговая работа (дипломный проект)
Использование социальных сервисов Internet в изучении предмета «Информатика»
Выполнен слушателем (ми) дополнительной
профессиональной программы
«Информатика и информационные технологии в образовании»
Умбетова Гузаль ЗинураевнаНаучный руководитель (консультант):
(уч. степень, должность или учёное звание)
доцент, к.п.н., Будникова Галина Андреевна
Дата рецензирования: __________
Дата защиты: _________________
Оценка: ______________________
Астрахань – 2015 г.
Содержание
Введение3
Глава I. Психолого-педагогические и методические аспекты применения социальных сервисов Интернет в изучении предмета "Информатика".8
Формирование ИКТ-компетентности учащихся в соответствии с ФГОС8
Соблюдение безопасности детей в интернете20
Общая характеристика потенциала социальных сервисов ИКТ в обучении информатики27
Глава II. Применение социальных сервисов Интернет в преподавании и информатики и ИКТ на разных этапах урока39
Организационный блок (сервис Google)43
Мотивационный блок (сервис Learning Apps)43
Информационный и аналитический блоки (сервис Prezi.com, сервис Dipity)44
Оценочный и рефлексивный блоки (сервис Learning Apps, сервис Web-anketa)44
Заключение47
Список литературы50
Приложения..52
Введение.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования отражает важнейшие задачи модернизации школьного образования: повышения его качества, формирование у школьников готовности к жизни и деятельности в информационном обществе, усиление внимания к личностно значимым умениям, развитие у учащихся способности к универсальным учебным действиям. Необходимо формировать у учащихся умение «организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение».
Для достижения образовательных результатов, отвечающих новым запросам личности, общества и государства нужны новые средства и построенные на их основе новые образовательные технологии, новые организационные формы обучения.
Развитие социальных сетевых сервисов в значительной мере сказывается на ходе и результатах общественных, производственных, политических и культурных процессов. Изменения в сфере социальных сервисов Интернета столь значительны и стремительны, что разработка методики их использования в процессе обучения информатике представляется весьма актуальной задачей, обусловленной следующими факторами:
1. Потребностью и возможностью практически каждого человека в овладении и использовании различных сервисов Интернета. Это уже сегодня является неотъемлемым компонентом информационной культуры человека, что, безусловно, отражается в задачах современного образования.
2. Бурным развитием социальных сетевых сервисов, возможностями их в организации эффективной информационной деятельности специалиста практически всех сфер профессиональной деятельности. Это и создание блога, и использование сервисов совместного создания документов, и работа с социальными медиахранилищами и др.
3. Применение социальных сетевых сервисов в школьном курсе информатики позволяет расширить спектр видов учебной деятельности, обеспечить развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности, фактически способствует достижению многих образовательных результатов, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (личностных, метапредметных и предметных).
Все это обуславливает чрезвычайную актуальность разработки методики применения социальных сетевых сервисов в школьном курсе информатики. Использование социальных сетевых сервисов, таких как блоги, сервисы совместного создания документов, wiki при обучении информатике открывает новые возможности для публикаций, коллективных проектов, предоставляет учащимся возможность управлять своим обучением. Социальные сетевые сервисы могут не только служить средством организации процесса обучения и общения преподавателей и обучающихся, но и предоставлять учащимся возможность поделиться с одноклассниками своими мыслями, дополнительными материалами. Все это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода при обучении информатике, формирования у школьников таких качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность, требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение искать и находить компромиссы, работать в коллективе.
Отдельные аспекты методики использования сетевых сервисов в школьном образовании рассматриваются в целом ряде работ. Например, в исследованиях С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, С.В. Зенкиной, А.А. Кузнецова, И.В. Роберт, М.А. Сурхаева и др. анализируются дидактические возможности средств телекоммуникаций, в работах С.В. Бондаренко, Е.Д. Патаракина, А.М. Сапова, М.В. Сафронова, Н.К. Тальнишних и др. рассматриваются вопросы развития сетевых сообществ, в диссертациях С.З. Алборовой, С.Е. Ковровой, Р.И. Круподерова, А.В. Шелухиной и др. отражены отдельные направления применения сетевых сервисов. Однако в целом вопросы использования социальных сетевых сервисов в процессе обучения информатике в общеобразовательной школе не были предметом полноценного научного исследования. При этом уже сейчас делаются попытки использования возможностей социальных сетевых сервисов в педагогической практике, но в основном этот процесс обусловлен субъективными факторами без дидактического и психолого-педагогического обоснования. Как показывает анализ результатов внедрения социальных сетевых сервисов в процесс обучения информатике в школе, не в полной мере реализуется их дидактический потенциал для повышения эффективности образовательного процесса. Предлагаемые методы в большинстве своем не учитывают индивидуальных потребностей и способностей обучаемых. Фактически не реализуется потенциал социальных сетевых сервисов, которые позволяют вовлекать школьников в новые виды учебной деятельности, позволяют анализировать, проводить самостоятельные исследования.
Таким образом, проблема исследования определяется несоответствием между необходимостью повышения эффективности обучения информатике для достижения современных образовательных результатов на основе использования социальных сетевых сервисов с одной стороны и недостаточной разработанностью научно-методических основ использования социальных сетевых сервисов для достижения этих результатов с другой стороны.
Цель исследования – разработать и обосновать подход к эффективному использованию социальных сетевых сервисов при обучении информатике в основной школе для достижения новых образовательных результатов.
Объект исследования – процесс обучения информатике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – методика применения средств в процессе обучения информатике учащихся с использованием социальных сетевых сервисов, организация самостоятельной работы учащихся в социальных сервисах Интернет
Гипотеза исследования. Эффективность использования социальных сетевых сервисов в обучении информатике учащихся может быть обеспечена, если:
виды используемых в образовательном процессе социальных сетевых сервисов будут классифицированы на основе учета их дидактических возможностей и методических функций с ориентацией на планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные), определяющие достижение нового качества образования по информатике;
в методическую систему обучения информатике включить практические задачи с использованием социальных сетевых сервисов для реализации познавательных и творческих возможностей учащихся; разработать систему заданий для организации совместной информационной деятельности учащихся;
организация учебной деятельности школьников с использованием социальных сетевых сервисов будет ориентирована на реализацию индивидуальных образовательных траекторий, адекватных потребностям и возможностям каждого обучаемого.
Основные задачи исследования:
Выявить возможности социальных сетевых сервисов в достижении новых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) при обучении информатике в общеобразовательной школе.
Предложить подход к отбору социальных сетевых сервисов для школьного курса информатики с учетом потенциала различных видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов.
Выделить группы задач, которые позволят эффективно использовать социальные сетевые сервисы для организации совместной и индивидуальной деятельности учащихся.
Разработать методику организации учебной деятельности школьников при изучении информатики с использованием социальных сетевых сервисов.
Экспериментально проверить эффективность разработанной методики использования социальных сетевых сервисов в курсе информатики основной школы.
Глава I. Психолого-педагогические и методические аспекты применения социальных сервисов Интернет в изучении предмета "Информатика"
Формирование ИКТ-компетентности учащихся в соответствии с ФГОС
Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.
1. Принципы формирования единого информационного пространства
В центре внутреннего единого информационного пространства школы должен находиться ученик. Единое информационное пространство школы создается ради того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать самые передовые  знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал посещать кружки, секции, читать книги и т.д. Единое информационное пространство школы должно быть открыто и подчинено образовательному и воспитательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие - управленческую. Таким образом, наряду с учеником в центре должны находиться и остальные участники педагогического процесса: учителя, родители и администрация.

Открытость информационного пространства школы предполагает обеспечение обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса как на внутреннем школьном уровне (администрация, учителя, учащиеся, родители), так и на внешнем (педагогические сообщества, управляющие структуры, СМИ). Открытое информационное пространство обеспечивает прозрачность школы для родителей и общественности, поднимая тем самым уровень доверия к системе образования (схема 1).
Построение открытого информационного пространства в нашей школе будет осуществляется путём по совершенствованию каждого компонента ЕИП:
1. Аппаратный: укрепление материально-технической базы.
100% обеспечение рабочих мест учителей компьютерами и проекционным оборудованием;
создание локальной сети с выделенными серверами, включающей проводные и беспроводные сегменты, обеспечивающей беспроводное подключение в любой точке школы;
обеспечение мобильности учителей и учащихся за счет увеличения доли портативных компьютеров, замены морально устаревших стационарных компьютеров портативными;
увеличение доли кабинетов, оснащенных интерактивной доской (интерактивной насадкой).
2. Информационный: освоение и внедрение сетевых технологий и сервисов, позволяющих эффективно использовать компьютерное оборудование и цифровые образовательные ресурсы.
приобретение серверного и другого ПО, позволяющего повысить эффективность школьных информационных процессов;
формирование и развитие локального хранилища ЦОР с доступом через школьный web-сервер на основе предоставляемых в свободном доступе ЦОР федерального центра информационно-образовательных ресурсов и других источников по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;
формирование банка контрольно-измерительных материалов (включая КИМы по ЕГЭ и ГИА) по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;
перевод в единый цифровой формат школьного и образовательного видео, размещение этого банка на одном сервере;
совершенствование сетевых технологий доступа через web-интерфейс ко всему многообразию имеющихся ЦОР (спутниковое телевидение, видео, образы CD-дисков, хранилищу ЦОР иных типов) по принципу “единого окна”;
совершенствование и расширение личного информационного пространства учителя и образовательного учреждения на основе создания сайтов в локальной сети и в сети Интернет.
3. Кадровый: подготовка участников образовательного процесса к деятельности в условиях ЕИП, информационного общества.
система методической поддержки учителей в области использования информационных технологий;
интеграция педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
проектная деятельность учащихся на основе использования средств ИКТ (пресс-центр, газета “Радуга”, видео-студия, классные и предметные проекты);
информирование родителей посредством ИК-технологий о деятельности школы, расширение спектра данного вида услуг (школьный сайт, наличие интерактивной обратной связи с администрацией школы, ИС “Дневник.ру”).
4. Регламентный: набор правил взаимодействия между различными компонентами единого информационного пространства.
локальные акты школы (О системе постоянной методической поддержки учителей в области ИКТ, Об электронном журнале, О медиатеке, О Совете по контентной фильтрации, О сайте школы и др.);
должностные обязанности работников ответственных за информатизацию;
приказы директора;
договоры о сотрудничестве с ВУЗами, со школами.
2. Принципы формирования ИКТ-компетентности педагогов
Процесс подготовки учителей к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, не может носить только единовременный и краткосрочный характер. Практика показала, что необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении. Учителям, получившим знания в области новых образовательных технологий, требуется постоянно проявлять себя в них, иметь профессиональную среду информационного взаимодействия. Для решения этих задач необходимо:
непрерывное повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в обучении (причем без отрыва от работы).
Программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования оборудования и информационных ресурсов образовательного учреждения, техническое сопровождение ИКТ и предоставление доступа к Интернету;
информационно–методическое сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием ИКТ.
В нашей школе в этом направлении работает МЦ “Внедрение ИКТ в образовательный процесс”. Основываясь на опыт работы центра и изучив теоретический материал, была разработана модель “Учителя с высоким уровнем ИКТ-компетентности” (схема 2).

Только после этого мы можем говорить о том, что педагог владеет профессиональной ИКТ–компетентностью и может переходить от единичных случаев проведения уроков в компьютерном кабинете к использованию ИТ в образовательном процессе в системе. В соответствии с ФГОС (требования к условиям) весь образовательный процесс отображается в информационной среде, в нашем случае это Дневник.ру. Это значит, что в Дневник.ру размещается поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу, материалы, предлагаемые учителем учащимся в дополнение к учебнику, в частности гипемедийные иллюстрации и справочный материал. В Дневник.ру размещаются домашние задания, которые, помимо текстовой формулировки могут включать видео-фильм для анализа, географическую карту и т.д. Они могут предполагать использование заданных учителем ссылок в интернете, или свободный (ограниченный образовательными рамками) поиск в сети. Там же учащийся размещает результаты выполнения аттестационных работ, “письменных” домашних заданий, чтения текста на иностранном языке, отснятый им видеофильм, таблицу экспериментальных данных и т.д., учитель их анализирует и сообщает учащемуся свои комментарии, размещая свои рецензии в ИОС, текущие и итоговые оценки учащихся.
В связи с этим, разработана система обучения, основанная на требованиях “Государственного образовательного стандарта” (высшее педагогическое образование, год утверждения – 2005 http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm), которая включает в себя:
1. Продолжение полученного путем самообразования формирования компьютерной грамотности, обеспечивающей знания, умения и навыки в сфере ИКТ.
2. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.
3. Интерактивные технологии обучения.
4. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.
3. Принципы формирования ИКТ-компетентности учащихся
Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
Более эффективным способом формирования ИКТ-компетентности учащихся, считаю в интегративных межпредметных проектах, во внеурочной деятельности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании УДД. Например, формирование общих, метапредметных навыков поиска информации происходит в ходе деятельности по поиску информации в конкретных предметных контекстах и средах: в русском и иностранных языках, истории, географии, естественных науках происходит поиск информации с использованием специфических инструментов, наряду с общепользовательскими инструментами. Во всех этих случаях формируется общее умения поиска информации.
Общий принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что и конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия, по возможности, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах.
Начальные технические умения формируются в начальной школе в курсе Технологии и Информатики. Начальные умения, относящиеся к видео- и аудио- записи и фотографии формируются в области Искусства. В этой области учащиеся получают представление о передаче содержания, эмоций, об эстетике образа. Важную роль играют синтетические жанры, например, рисованная и натурная мультипликация, анимация. Существенным фактором оказывается возможность улучшения, совершенствования своего произведения. В области Естествознания (окружающего мира) наибольшую важность имеет качество воспроизведения существенных с точки зрения анализа явления деталей, сочетание изобразительной информации с измерениями.
Перечисленные положения применимы при формирования ИКТ-компетентности и в начальной и в основной школе.
При этом освоение ИКТ в рамках образовательных областей Искусства и Технологии, при всей возможной вариативности программ этих предметов не должно подменять работу с материальными технологиями и в нецифровой среде. Доля учебного времени, где работа идет только в цифровой среде не должна превышать 35% в Технологии и 25% в Искусстве.
Курс Информатики и ИКТ в 7-9-х классов основной школы подводит итоги формирования ИКТ-компетентности учащихся, систематизирует и дополняет имеющиеся у учащихся знания, дает их теоретическое обобщение, вписывает конкретную технологическую деятельность в информационную картину мира. Элементы образовательной ИКТ - компетентности учащихся приведены в приложении 1.
Эффективная модель формирования ИКТ-компетентностности, когда ученики учат других – и в режиме лекции и в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащиеся могут реализовывать различные сервисные функции, в том числе – обслуживать технику и консультировать пользователей.
Оценка сформированности единого информационного пространства школы:
рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы школы;
удельный вес численности педагогов, использующих информационные технологии в учебном процессе для индивидуального подхода и в классном коллективе;
увеличение количества педагогов, использующих дистанционное обучение;
количество победителей в виртуальных конкурсах, дистанционных и эвристических олимпиадах;
количество участников и победителей в научно-практической конференции разных уровней;
количество участников образовательного процесса, вовлеченных в интегративные творческие проекты;
количество сетевых образовательных объединений педагогов.
Оценка ИКТ-компетентности педагогов.
Формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от учителей использования специальных методов и приемов:
учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности;
потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности);
на уроках следует выделять время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;
формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).
ИКТ-компетентность педагогов может оцениваться через экспертную оценку разработок их уроков. Для отдельной темы (отдельного занятия) в поурочном планировании курса (разрабатываемом учителем на основании примерных программ курсов и методических разработок) выделяются компоненты учебной деятельности учащихся, в которых активно используются средства ИКТ: подготовка сообщения, поиск информации в интернете, видео-фиксация наблюдаемых процессов, проведение эксперимента с цифровой фиксацией и обработкой данных и т.д. После проведения темы (занятия) осуществляется сравнение с планом реального активного использования ИКТ каждым учащимся (как правило, не имеется в виду ответ на задания с выбором ответа, слушание лекции педагога с аудио-видео сопровождением). Вычисляется доля (процент) информатизации темы усреднением по учащимся. Показатель по курсу вычисляется усреднением по времени. Показатель по образовательному учреждению вычисляется усреднением по курсам (с учетом временных весов курсов).
Оценка ИКТ-компетентности обучающихся.
Основной формой оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся является многокритериальная экспертная оценка текущих работ и цифрового портфолио по всем предметам. Наряду с этим учащиеся могут проходить текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально сформированные учебные задания, в том числе – в имитационных средах. Важно, чтобы эти задания не становились основной целью формирования ИКТ-компетентности. Оценка качества выполнения задания в имитационной среде может быть автоматизирована.
Итак, информационная и коммуникационная компетентность школьников определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее поиска-определения, интеграции, управления, оценки, а также ее создания продуцирования и передачи сообщения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.
Требования к тестовым заданиям можно сформулировать следующим образом:
любое тестовое задание дается в виде описания жизненной ситуации (сценарий задания). Это делается специально, для того чтобы сымитировать реальную среду, в которой учащемуся приходится решать аналогичные задачи;
особое внимание необходимо сделать на объем текста, который учащийся должен прочесть и переработать при выполнении задания. По данным Министерства образования и науки РФ, средний девятиклассник функционально читает текст со скоростью 200 слов в минуту.
выполнение задания не требует знаний по конкретной школьной дисциплине: содержание заданий построены на общекультурных вопросах, “житейских” ситуациях и т.д.
При определении компетентности школьников в области использования ИКТ акцент должен делаться, прежде всего, на оценке сформированности соответствующих обобщенных познавательных навыков (умственных навыков высокого уровня). Для оценки сформированности таких навыков необходим специализированный инструмент, который позволяет оценить демонстрируемые школьниками способности работать с информацией в ходе решения специально подобранных задач (в контролируемых условиях), автоматизировать процедуру оценки уровня ИКТ-компетентности учащихся и учителей. Процедура проведения измерений ИКТ-компетентности называется тестированием. В ходе этой процедуры учащиеся выполняют последовательность контрольных заданий, которые в совокупности образуют тест. Тексты (или описания) заданий естественно называть контрольно-измерительными материалами (КИМ). Тест состоит, как правило, из нескольких типов заданий.
Соблюдение безопасности детей в интернете
Опасности, с которыми дети могут столкнуться в сети
Существует немало серьезных рисков, с которыми дети сталкиваются онлайн. Например, получая доступ к неподходящей информации на сайтах, посвященных преступной деятельности, или заходя на сайты, подвергающие риску их конфиденциальность. Хотя нашу озабоченность, в первую очередь, вызывает порнографический и иной контент сексуальной направленности, распространены другие виды неприемлемой доступной информации, которая может быть столь же вредной для наших детей.
Риск получения ребенком доступа к неподходящей информации включает в себя:
доступ к информации, которая может быть не подходящей для детей вообще;
сайты, посвященные продаже контрабандных товаров или другой незаконной деятельности;
сайты, подвергающие риску конфиденциальность посетителей;
сайты, размещающие изображения порнографического или иного неприемлемого сексуального контента, к которым дети могут легко получить доступ;
сайты с рекламой табака и алкоголя;
сайты, посвященные изготовлению взрывчатых веществ;
сайты, пропагандирующие наркотики;
сайты, пропагандирующие насилие и нетерпимость;
сайты, публикующие дезинформацию;
сайты, где продают оружие, наркотики, отравляющие вещества, алкоголь;
сайты, позволяющие детям принимать участие в азартных играх онлайн;
сайты, на которых могут собирать и продавать частную информацию о самих детях и их семье.
Для детей эти риски могут оказаться намного опаснее, чем, например, столкновение с откровенно сексуальным контентом. Кроме того, дети могут выдать информацию о кредитной карте родителя или ее пароль (а также любые другие пароли), выдать личную информацию о родителях и своей семье, купить вещи без Вашего ведома, нарушить авторские права, совершить компьютерные преступления, а также получить доступ, передать или стереть личные файлы. В некоторых случаях они, возможно, даже не знают, что совершают это. Наконец, существует риск атаки личного компьютера вирусами или хакерами.
Существует несколько типов рисков, cкоторыми дети могут встретиться, пользуясь Интернетом:
Дети могут получить доступ к неподходящей их возрасту информации. К ней относятся: порнография, дезинформация, обман, пропаганда ненависти, нетерпимости, насилия, жестокости.
Дети могут получить доступ к информации, совершить действия и купить товары, потенциально опасные для них. Существуют сайты, предлагающие инструкции по изготовлению взрывчатых веществ, продающие оружие, алкоголь, отравляющие и ядовитые вещества, наркотики, табачные изделия, а также сайты, предлагающие принять участие в азартных онлайн играх.
Дети могут быть подвержены притеснениям со стороны других пользователей сети (чаще всего злоумышленниками оказываются другие дети), которые грубо ведут себя в Интернете, пишут оскорбления и угрожают. Дети также могут загрузить себе на компьютеры вирусы или подвергнуться нападению хакеров.
Дети могут выдать важную и личную информацию, заполняя анкеты и принимая участие в онлайн конкурсах и, в результате, стать жертвой безответственных торговцев, использующих нечестные, запрещенные маркетинговые методы.
Дети могут стать жертвами обмана при покупке товаров через Интернет, а также выдать важную финансовую информацию. другим пользователям (например, номер кредитной карточки, пин-коды и пароли).
Дети могут стать жертвой киберманьяков, ищущих личной встречи с ребенком.
Безопасное общение детей в интернете
Если ребенок только начал общение с Интернетом, необходимо познакомить его с практическими способами безопасной работы в Интернете. Противостояние угрозам из Интернета включает два основных момента: во-первых, находясь в Интернете, не нужно терять бдительности и поддаваться ухищрениям злоумышленников, реализующих атаку на локальный компьютер. Во-вторых, необходимо построить защиту компьютера, которая будет включать в себя надежное приложение-антивирус, а также новейшую версию браузера для работы в Интернете с предварительно настроенными параметрами безопасности. Приведем некоторые рекомендации, которым необходимо следовать:
Работу с электронной почтой лучше всего осуществлять с помощью почтовых сервисов Web-сайтов, которые выполняют антивирусную проверку почтовых сообщений.
Можно использовать «временный» адрес электронной почты: спамеры эффективно собирают адреса электронной почты из всех видов источников, поэтому будет лучше использовать такие адреса, от которых вы готовы избавиться через 6 месяцев или через год, если объем спама станет большим.
Запомните, что если вы используете почтовый клиент, никогда не конфигурируйте его на автоматическое открытие почтовых вложений. Любое послание от любого лица может содержать вложение самого опасного характера, поскольку его может послать кто угодно, в том числе вирус, заразивший компьютер отправителя.
Обычно предпочтительнее выступать на форумах с модераторами — такими, где определенному человеку (именуемому «модератор») поручено следить за поведением уча-стников и реагировать на плохое поведение и появление плохих личностей.
Знайте, что специфика общения в Интернете такова, что она имеет тенденцию притягивать негатив.
Будьте очень рассудительны в том, как вы описываете вещи, следите за языком, который может непреднамеренно передавать враждебность.
Поддержание собственной безопасности в Интернете означает защиту самого себя от непреднамеренного провоцирования ссор и злой воли.
Используйте в письмах шаблонные приветствия и благодарности, которые вставляются в начало или конец каждого послания. Ведь электронное послание лишь создается в сети — прочитает его все равно живой человек.
Непосредственно перед отправкой специалисты советуют всегда производить контрольное прочтение. Таким образом можно убедиться, что приложены все файлы, а в сообщении все же написано то, что запланировано.
Следите за поведением своего компьютера, когда посещаете Web-сайты. Если компьютер начинает проявлять подозрительную активность или процессор по непонятным причинам начнет перегружаться, проверьте с помощью диспетчера задач, что у вас запущено. Настораживать должны непонятные сообщения, некорректное и нелогичное поведение браузера и т. п. В крайнем случае, прервите соединение.
В интернете также широко распространены службы для мгновенного обмена сообщениями и онлайн-общения (WindowsLiveMessenger, ICQ, IRC, чаты). Эти службы также могут таить в себе опасности при их использовании детьми, поэтому необходимо придерживаться некоторых правил.
Общение с помощью IRC(ретранслируемый Интернет-чат)
С помощью IRC(система диалогового общения по Интернету) в Интернете можно проводить беседы в режиме реального времени. Эта система предоставляет более широкий выбор возможностей, чем простой чат. Для подключения к необходимым каналам.(дискуссионным группам или комнатам) необходима отдельная программа — клиент IRC. С помощью IRCможно одновременно общаться на нескольких каналах, а также вести личные беседы между двумя людьми. В IRCприменяются те же правила безопасного использования, что и для чатов.
Мгновенный обмен сообщениями (WindowsLiveMessenger, ICQи m. n.)
Так же, как и чаты, программы мгновенного обмена сообщениями позволяют общаться в режиме реального времени. Разница заключается в том, что пользователь может выбирать человека, с которым он хочет пообщаться. В программе отображаются те друзья, которые в настоящее время находятся в Интернете. Для участия в личной беседе можно пригласить одного или нескольких друзей. Кроме того, можно обмениваться файлами, например, фотографиями, музыкальными файлами или видеоклипами, играть в игры или совершать голосовые или видеовызовы.
Технология программ мгновенного обмена сообщениями подвержена тем же рискам, что и электронная почта с чатом. Пользователь может открыть вложение или ссылку, содержащую вирус, шпионскую программу или непригодный для детей материал. Общение в Интернете с человеком, которого вы знаете в жизни, гораздо безопаснее. Общение с помощью программ мгновенного обмена сообщениями всегда является личным, и пользователь может контролировать не только то, с кем и как он разговаривает, но и время разговора.
Общение в чатах
Для общения в Интернете также используют чаты. Чатом называется открытая дискуссионная группа в Интернете, в которой можно общаться с другими людьми в режиме реального времени, используя псевдоним. Чатам и группам чатов часто присваиваются названия на основе темы или возрастной группы. В обсуждении может участвовать множество пользователей, но также возможно личное общение между двумя пользователями. Общение в чатах предполагает собственный язык, этикет и даже культуру. Родителям было бы полезно знать о таких протоколах чатов. Рекомендуется выяснить это у своего ребенка.Что такое безопасный чат?
Человек, с которым происходит общение, в значительной степени определяет, насколько безопасной и приятной для вас является атмосфера в чате. Как правило, степень безопасности чата, в котором общается ребенок, можно определить по трем основным вопросам. Иногда в чатах работают добровольные модераторы, которые предотвращают случаи неуместного общения и могут заблокировать доступ в чат для хулиганов и других нарушителей порядка. Если контроль не осуществляется, в чате по крайней мере должна иметься кнопка для связи с администратором. Для детей предпочтительны контролируемые чаты; уровень безопасности также повышается, если беседы сохраняются.
Учебная деятельность, реализуемая на занятиях по информатике с использованием социальных сетевых сервисов, способна обеспечить доступ к большому объему информации и систематизированному опыту других людей. В результате обучения происходит формирование опыта совместной деятельности, конструирование новых знаний, организация активного коммуникационного процесса.
Социальные сетевые сервисы открывают широкие возможности для эффективного обучения информатике, позволяющие использовать свободные электронные ресурсы в учебных целях, самостоятельно создавать сетевой контент, организовывать межличностные взаимодействия субъектов образовательного процесса. Феномен Веб 2.0, появившийся в 2000-2001 гг., представляется как некая платформа, поддерживающая определенную архитектуру взаимодействия, которая строится на принципах демократии, и с помощью которой пользователи могут создавать коллективно контент веб-страниц. В отличие от Интернета первого поколения (Веб 1.0), где определяющим фактором являлись технологии, представляющие собой среду для получения и передачи информации, то в Интернете второго поколения (Веб 2.0) главным, определяющим фактором является человек, его личные предпочтения и социальные коммуникации. Таким образом, сетевые сервисы Веб 2.0 становятся посредниками среди пользователей в результате их социальных взаимодействий. Тенденции развития Интернета требует пересмотра методики обучения информатике, где компьютерные сети становятся основными универсальными средствами социальной коммуникации.
1.3. Общая характеристика потенциала социальных сервисов в обучении информатики
Сегодня, когда человечество вступило в информационную стадию своего развития, выражения «информационное общество», «информационная культура», «информационные технологии» становятся нарицательными и одними из наиболее часто употребляемых, приобретая важнейшее значение, определяющее движение цивилизации по пути к прогрессу.
Образование не должно оставаться в стороне от всеобщей информатизации общества, а идти в ногу со временем, по возможности опережая его, подготавливая человека к жизни в информационном обществе, широко используя все передовые достижения информатизации для развития существующих технологий образования и создания новых.
Создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную и научную практику являются сегодня ключевой задачей российского образования на пути перехода к информационному обществу .
Одной из наиболее динамично развивающихся областей информатизации общества сегодня являются социальные сетевые сервисы. Социальный сетевой сервис – виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет), и сети документов (Всемирной паутины).
Социальный сервис – это сервис создания виртуальных личностей с возможностью коммуникации между ними; это сервис с приоритетным использованием результатов деятельности его пользователей.
Социальная сеть – это социальный сервис, где приоритетным контентом и точкой внимания является сама личность. Социальная сеть проектируется обычно на основе Web 2.0.
Web 2.0 – методика проектирования систем, которые путём учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенность Web 2.0 – принцип привлечения пользователей к наполнению контента (содержания).
Потенциал социальных сетевых сервисов огромен. Всё большее количество людей, стремясь к общению, самореализации, регистрируется в социальных сетях, вступает в сетевые сообщества. Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Было бы неразумным не спользовать возможности сетевых сообществ в образовании.
Социальные сетевые сервисы могут широко использоваться в образовании. Их применение возможно в различных предметных областях. В последние несколько лет появились социальные образовательные сетевые сервисы, например, такие как:
1. СоцОбраз (http://wiki.iot.ru/index.php) – это сетевой сервис, включающий в себя сообщества:
1) социальных педагогов;
2) педагогов- психологов;
3) педагогов дополнительного образования;
4) классных руководителей;
5) родителей;
6) молодых специалистов и др.
2. Дневник.ру (http://dnevnik.ru) – интернет-проект, цель которого – создание единой образовательной сети для всех участников образовательного процесса; делает процесс управления образованием более оперативным, наглядным и удобным, позволяя быстро и одновременно информировать об успеваемости и происходящих событиях всех участников образовательного процесса; объединяет уже более 2000 образовательных учреждений.
3. Проект «Открытый класс» (http://www.openclass.ru/node/195) – сетевой сервис, созданный для того, чтобы:
1) обустроить удобное место для общения педагогов, обучающихся и их родителей;
2) обсуждать, создавать, оценивать различные ресурсы Интернета на данном сайте;
3) способствовать объединению участников в сообщества, организовывать проекты;
4) осуществлять совместное обсуждение насущных проблем в блогах.
4. Проект «Летописи» (http://letopisi.ru/index.php) – сетевое социально-педагогическое сообщество, созданное с целью обмена информацией, обсуждения и реального разрешения образовательных проблем средствами данного образовательного пространства.
5. Сеть творческих учителей (http://www.it-n.ru) – сервис, созданный при поддержке корпорации Майкрософт для того, чтобы обеспечить возможность педагогам общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании. На портале собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тысяч), работают мастер-классы, проводятся профессиональные конкурсы.
Что особенного они привносят в образовательный процесс современной школы?
Во-первых, возможность организации совместной продуктивной деятельности обучающихся. Мы очень долго говорили о том, что надо внедрять технологии сотрудничества, но не видели практических путей реализации этой идеи. Теперь все становится предельно просто и доступно: мы создаем коллективные документы, карты, сайты, ведем блоги... Сегодня увлечены сотворчеством и учителя, и учащиеся.
Во-вторых, именно сервисы составляют инструментальную основу инновационных педагогических технологий деятельностного типа. В качестве примера достаточно привести проектную деятельность. Педагогическим сообществом уже накоплен уникальный опыт использования сервисов в проектной деятельности (включая сетевые проекты), начиная с самопрезентации участников, планирования проекта, его информационного сопровождения и завершая созданием коллективных продуктов. А образовательные флэшмобы и квесты на основе социальных сервисов, хотя и являются еще некой экзотикой, но, на наш взгляд, еще получат достойную оценку сообщества и развитие.
В-третьих, говоря о педагогических технологиях деятельностного типа, отметим, что обучение действительно становится личностно-ориентированным. Работа с коллективными документами позволяет включить в деятельность каждого ученика, сделать его вклад весомым, что влияет на самооценку школьника, служит мотивом для саморазвития.
В-четвертых, сервисы позволили нам выйти из стен классной комнаты. Теперь мы можем вести записи в коллективных документах в парке, музее, в школьном дворе и на городских улицах. Это качественно иное восприятие учащимися окружающего мира и, пожалуй, самый надежный способ формирования научного мировоззрения.
В-пятых, образование по-настоящему становится открытым. С помощью сервиса Hangout учащиеся могут слушать лекции лучших педагогов и известных ученых, учиться дистанционно. И действительно, для некоторых из них (удаленных территориально от крупных научных и информационных центров) это уникальная возможность саморазвития. И самое главное, это стало доступно в технологическом аспекте (что, собственно, всегда настораживало и буквально отпугивало педагогов). Но теперь мы знаем, что за этим будущее.
В-шестых, значительно возрастает мотивация участников образовательного процесса. С чем это связано? Думается, что для школьников это связано с активным включением в деятельность. А для учителя это уникальная возможность профессионального самоутверждения, признания педагогическим сообществом и, конечно, учениками. Мотивация – это то, что объединяет интересы ученика и учителя.
В-седьмых, меняется предмет и технология оценивания. Использование сервисов позволяет проектировать учебные ситуации, ориентированные на развитие метапредметных результатов (познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий), которые в соответствии с новыми образовательными стандартами должны оцениваться наравне с предметными. И нужны новые типы заданий, позволяющие это оценивание провести прозрачно и объективно, нужны инструменты формирующего оценивания (оценочные средства), разработка которых – одна из первоочередных задач при переходе на новые образовательные стандарты. Так, например, Google-документы позволяют реализовать на практике технологию критериального подхода при взаимном оценивании и самоооценивании (как индивидуальных результатов, так и групповых, что особенно ценно) и при оценивании деятельности учащихся педагогом (таблицы продвижения, балльно-рейтинговые системы и т.п.).
В-восьмых, с появлением такого продукта, как GoogleApps, мы получаем определенные гарантии информационной безопасности для наших учащихся, а вместе с ними и свободу деятельности.
В-девятых, родители будут удовлетворены тем, что домашний компьютер используется для обучения и развития ребенка, а не только и не столько для общения в социальных сетях. Использование облачных технологий позволяет принципиально изменить характер домашней работы школьников. И это, пожалуй, самое важное, поскольку сам школьник инициировать образовательную деятельность чаще всего не в состоянии. А имея такие инструменты сопровождения образовательной деятельности школьников, мы превращаем web-серфинг в сети Интернет в web-навигацию, определяя для учащегося образовательные цели и ориентиры, при этом предоставляя ему право выбора образовательного маршрута.
В-десятых, качественно меняется воспитательная и культурно-просветительская деятельность педагога. Достаточно упомянуть использование Google-карт в краеведческой деятельности (как возрастает мотивация учащихся!), использование сервиса Google Earth и режима Google Street View для виртуальных экскурсий по всему миру, значимость для общекультурного развития школьников арт-проекта Google, благодаря которому многие музеи мира теперь доступны онлайн.
Однако использование сетевых социальных сервисов в образовании, как и практически всякая инновация, имеет как достоинства, так и недостатки.
К достоинствам широкого использования сетевых социальных сервисов в образовании относятся:
– интерактивность и непрерывность – высокий уровень взаимодействия педагога и обучающегося; при наличии виртуальной связи друг с другом может быть обеспечена непрерывность учебного процесса; возможность обмена опытом и взаимодействия в условиях географической и временной разобщенности участников образовательного процесса;
– неформальность – помимо официального взаимодействия педагога и обучающегося, параллельно осуществляется и неофициальное, что позволяет преподавателю лучше узнать обучающегося: его интересы, особенности характера, мировосприятия, что очень важно для организации личностно-ориентированного образовательного процесса;
– открытость – в результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество открытых материалов, которые могут быть использованы в учебных целях; новые социальные сервисы радикально упростили процесс публикации материалов в сети; высокий уровень мультимедийности и наглядности; централизованное хранение материалов; избыточность наполнения позволяет выстраивать вариативность образовательных траекторий;
– гибкость – использование социальных сервисов способствует комплексированию методических и рефлексивных процедур: объяснения, понимания, проектирования, рефлексии и т. д.; пластично соединяются индивидуальные и групповые формы работы, что способствует большей степени понимания и усваивания материала; возможности коллективной оценки процессов и результатов, наблюдения за развитием каждого участника и оценки вклада каждого участника в коллективное творчество;
– модифицируемость – возможность самостоятельного или совместного создания сетевого учебного содержания: глоссариев, энциклопедий, проектов, методик, мультимедийных библиотек и др.; стимуляция самостоятельной познавательной и созидательной деятельности; сокращение производственного цикла получения конкретного результата;
– групповая направленность – вовлечение обучающихся в групповые формы учебного взаимодействия, возможность использования социальных сетей педагогами и психологами как среды для отработки важных социальных навыков; взаимовлияние всех участников учебного процесса;
– инновационность – возможность реализации как традиционных, так и инновационных педагогических технологий, расширение границ применимости существующих форм и методов обучения; обеспечение широкого распространения с помощью сетей передовой педагогической практики;
– метапредметность – сетевые социальные сервисы способствуют интегрированию учебных дисциплин, генерируют универсальные метазнания;
– толерантность – возможность сосуществования в сети диаметрально противоположных точек зрения, разных культур, религий, менталитетов; воспитание уважения к точке зрения другого, умения выделить «рациональное зерно» в различных подходах;
– развитие критичности мышления – совершенствование навыков всесторонней оценки и сопоставления получаемой информации; погружение обучающихся в среду, где критическая дискуссия является обязательной.
В качестве недостатков и сложностей использования сетевых социальных сервисов в образовании отмечаются:
– технические проблемы – отсутствие в свободном доступе Интернета в ряде учебных заведений, или имеющийся Интернет ограничен в ресурсах и низкоскоростной;
– компетентностные проблемы – некомпетентность значительной части педагогов в вопросах использования социальных сетей в педагогическом процессе: «в умении использовать компьютер педагоги нередко отстают от своих учеников, в то же время у учителя, к сожалению, зачастую нет желания и стимула быть IT-компетентным»;
– мотивационные проблемы – большинство педагогов (даже те, кто специально обучался использованию информационных технологий в образовании) не применяет социальные сетевые сервисы в своей работе; нет понимания педагогической целесообразности;
– содержательные проблемы – недостаточная направленность содержания информации, размещаемой на веб-сайтах, на образовательные потребности;
– методические проблемы – практически отсутствуют ясные, апробированные практические методики, гарантирующие эффективное использование новых сетевых технологий на рабочем месте педагога;
– организационные проблемы – количество сетевых сообществ, объединяющих представителей педагогической общественности, еще недостаточно велико; запрет доступа к социальным сервисам внутри множества учебных заведений России из-за ложного представления о том, что они потребляют значительные ресурсы и отвлекают от учебного процесса;
– проблемы развития – несогласованность развития технических, программных и педагогических средств; отсутствие быстрого реагирования (инертность) педагогических методик на развитие информационных технологий.
Создание социальных образовательных сетей признаётся сегодня ключевой инициативой в области развития технологий и содержания общего образования на федеральном уровне. Однако необходимо учитывать, что одна из неотъемлемых характеристик сетевых сообществ – добровольность, недирективность, свобода их образования, что отражается на высокой внутренней мотивации их участников. Поэтому задача сетевого педагога не директивная, а фасилитирующая – способствовать созданию условий, которые бы облегчали формирование таких сообществ.
Условиями создания эффективной образовательной среды с использованием сетевых социальных сервисов являются:
– широкая государственная поддержка сетевых образовательных порталов и сервисов (электронных библиотек, баз результатов НИОКР и документов ВАК и т. д.); создание федеральной образовательной распределенной сети методических информационно-консультационных центров; разработка соответствующей нормативно-правовой базы; создание и внедрение среды информационного взаимодействия образовательных учреждений, включая электронный документооборот, публичную отчетность, образовательную статистику;
– интеграция с международными образовательными программами и проектами: Google, Microsoft, IEARN, Европейская школьная сеть и др.; сближение векторов интересов образования, общества и бизнеса с целью развития сетевых образовательных систем;
– создание и развитие региональных wiki- сред, направленных на аккумуляцию существующих информационных образовательных ресурсов, структурно объединяющих не только образовательные учреждения, но и всех участников образовательного процесса;
– расширенное использование специализированных социальных сетевых сервисов, разработанных именно для целей образования, например Интернет-ресурса Campus.ru;
– поддержание избыточности наполнения образовательного контента, дифференциация учебного материала в зависимости от способностей обучающихся, обеспечивающая вариативность индивидуальных образовательных траекторий;
– овладение педагогами информационной культурой; широкое внедрение информационных технологий в обучение студентов педагогических вузов; введение в педагогические курсы изучение сетевых сервисов и информационных сред как обязательный элемент; развитие постоянно действующих сетевых сообществ в сфере педагогического образования;
– поощрение сетевых инициатив, проявленных педагогами, оказание методической и консультационной поддержки педагогам в дистанционном режиме, в том числе на основе социальных сервисов Web 2.0; формирование механизмов мотивации педагогов на создание и применение сетевых образовательных ресурсов;
– выделение граничных объектов внутри социальных сетевых сообществ – объектов, которые в своей практике используют несколько социальных миров (учебных дисциплин) и которые удовлетворяют различным требованиям этих сообществ; составление когнитивных карт, отражающих последовательное представление связей между объектами по определенному образовательному маршруту; использование граничных объектов и когнитивных карт для междисциплинарной интеграции и генерации метазнаний;
– задание модели поведения в социальных сетях во время учебных занятий при использовании популярных сетевых сервисов (грамотное письмо, отсутствие запрещенного содержимого, продуктивная совместная учебная деятельность и др.);
– широкая апробация всего, что уже создано в области сетевых социальных сервисов в образовании с целью отбора наиболее рационального образовательного контента и обеспечения его широкого внедрения;
– постепенное переосмысление применения педагогических методов и технологий под влиянием социальных сервисов; использование групповых форм учебного взаимодействия, направленных на сотрудничество и самоорганизацию, интенсивный обмен знаниями и опытом, развитие взаимной поддержки, сохранение высокой учебной мотивации; использование контекстного, задачного подходов, образовательных конкурсов и метода проектов; разработка методических материалов по использованию сетевых сервисов в учебном процессе.
Сегодня мы становимся свидетелями уникального процесса для всей мировой системы образования, когда субъекты образовательной деятельности начинают взаимодействовать в рамках учебно-воспитательного процесса вне зависимости от географических границ и социальных иерархий.
Учебная деятельность с использованием социальных сетевых сервисов предопределяет развитие педагогов и обучающихся, позволяет формировать информационную культуру, столь необходимую в условиях современного общества.
В заключение хочется отметить, что использование сервисов позволяет создать уникальную информационно-образовательную среду, соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, организовать учебный процесс, направленный на формирование у школьников не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий. ФГОС достаточно четко определен вектор развития современной системы образования и сформулирован социальный заказ общества и государства общеобразовательной школе. Задача современной школы – перевести учащегося в режим саморазвития. Поэтому в основе новых образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход. Наряду с предметными результатами школьник должен овладеть универсальными (надпредметными) учебными действиями: уметь самостоятельно определять цели своего обучения, планировать и организовывать познавательную деятельность, осуществлять самоконтроль в процессе достижения результата, уметь работать в команде и др. Без этих навыков сегодня трудно стать востребованным, конкурентоспособным специалистом на рынке труда.
Перед педагогом стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов. Но всем понятно, что надо сокращать имеющийся цифровой разрыв между учителями и школьниками. И это тоже вызов времени. И в этом плане значение сервисов переоценить сложно.
Глава II. Применение социальных сервисов Интернет в преподавании и информатики и ИКТ на разных этапах урока.
В системе образования в последние годы изменилось содержание образования - преодолевается односторонний подход к проблемам, расширяется круг рассматриваемых фактов и их трактовок. В то же время возникает необходимость качественно новых методик преподавания, которые позволили бы сформировать у детей компетенции, необходимые для жизни в современном мире.
Новые стандарты образования подчеркивают особую значимость компетентностного подхода, духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности и патриотизма, ответственности и самостоятельности.
Что же мы относим к характерным признакам современного урока? Это и разнообразие источников и средств обучения, которые в последнее время минимизируют роль учебника на занятии, это и групповая деятельность, и перевоплощение учителя из «рассказчика» в организатора и координатора познавательной деятельности школьника, это и вариативные домашние задания, и эвристический метод обучения, превращающий ученика в активного субъекта познания. Мы стали предъявлять одинаковые требования к уроку, не учитывая особенности предметов. Однако, существующие принципиально различные целевые установки предметов должны выражаться в конкретных требованиях к конкретному уроку.
Урок — главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:
учебная задача;
учебные действия;
действия самоконтроля и самооценки.
Учебная деятельность — самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
Учебная задача — цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем?).
Учебное действие — система существенных признаков понятия или алгоритм (Как?).
Самоконтроль — определение правильности выполненного действия (Правильно?).
Самооценка — определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?).
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
Уроки «открытия» нового знания;
Уроки отработки умений и рефлексии;
Уроки общеметодологической направленности;
Уроки развивающего контроля.
Каждый тип урока имеет свою структуру, однако есть и общие блоки, которые присутствуют на каждом занятии.
В курсе информатики наиболее оптимальна блочная структура урока, которая состоит из 6 компонентов:
- организационный блок;
- информационный блок;
- оценочный блок;
- аналитический блок;
- рефлексивный блок;
- мотивационный блок.
190500267335
Особенностями блочного подхода к планированию занятий являются:
- определяется лишь логика построения элементов урока, но не устанавливается жесткая последовательность;
- два бока - организационный и мотивационный, не имеют локализации и пронизывают все пространство урока;
- четыре блока - информационный блок, оценочный блок, аналитический блок, рефлексивный бок помещены парами, т.к. на практике сложно отделить один от другого;
- обозначенные элементы урока не предусматривают конкретных действий учителя – проверять домашнее задание, выставлять отметки, говорить вводные слова, работать с учебником. Ученик должен сам решить, что ему конкретно стоит спланировать.
Одним из требований Федеральных государственных стандартов второго поколения к метапредметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, является формирование и развитие учебной общепользовательской компетентности в области использования ИКТ. В связи с этим учебный процесс стал требовать к себе особого внимания, использования современных технологий. Применение ресурсов сети Интернет позволяет сделать учебный процесс более эффективным, привлекательным и запоминающимся для учащихся, что способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию учащихся, формированию самостоятельности, ответственности. При этом использование сети Интернет рассматривается не как цель, а как средство повышения качества обучения и интереса учащихся.
В настоящее время лидирующее положение в интернет технологиях занимают социальные сервисы.
Они радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента. Создание презентаций, фотоальбомов, работа по созданию учебных фильмов, обработка звука, работа с документами может проходить как в индивидуальном режиме, так и в функции группового доступа.
Каждый из сервисов можно использовать в учебных целях. Варианты использования зависят, в основном, от возможностей предлагаемой программы, пользовательских навыков участников группы и фантазии преподавателя.
Остановимся на составляющих каждого блока.
2.1. Организационный блок.
Организационный блок – вполне подойдет деловой стиль описания видов деятельности школьников на уроке. Учитель может обратить внимание на форму проведения занятия, на способы работы на уроке (групповая, индивидуальная, общая дискуссия), на возможные роли учащихся.
Эту часть можно назвать инструктированием или пояснением.
В результате занятия учитель сможет дать определения понятиям, структурировать информацию в виде таблиц. Высказывать собственное мнение о проблемах и путях их решения.
При формулировании ожидаемых результатов можно выделить следующие особенности:
- формулировки максимально конкретны и проверяемы;
- они связаны с компонентом знаний, умений, навыков, ценностных ориентиров, мировоззренческих позиций, а фактически обращены к универсальным учебным действиям, о которых говорят ФГОС ОО.
2.2. Мотивационный блок
Психологи определяют мотивацию как совокупность всех факторов, которые побуждают к активности. Для этого существуют разнообразные приемы: рассмотрение жизненных ситуаций, сравнение нескольких высказываний, обсуждение, незаконченная фраза, фрагменты видеофильма.
Требования к мотивации на уроке могут быть следующие:
- направленность на социальный опыт школьников и их интересы;
- возможность высказать разные точки зрения;
- необычность формы или манеры подачи материала;
- простота языка и способа его изложения;
- проблемность и дискуссионность.
2.3. Информационный и аналитический блоки
Информационный и аналитический блоки более понятны учителю. Это сообщение информации, работа с текстом, документом, его анализ, изучение нового материала. Сегодня письменные источники должны быть дополнены графическими, электронными, визуальными, вещественными, видеоресурсами. Учащиеся должны уметь переводить текстовую информацию в графический формат и наоборот, обобщать полученные данные, различать важное и второстепенное, сравнивать, синтезировать, формулировать аргументы и контраргументы.
ФГОС ОО требуют развитие умений понимать и осмысливать, искать и выбирать необходимую информацию.
2.4. Оценочный блоки рефлексивный блоки
Оценочный и рефлексивный блоки ориентированы на процесс коммуникации. Оценка не сводится к выставлению отметок. Помимо формализованной стороны – баллы, зачеты, в оценивании показывается отношение каждого участника занятия к происходящему на уроке. Обратим внимание на особенности оценивания:
- оценивание происходит в любом случае, даже иногда помимо воли того, кто оценивает.
- оценка не должна умолять достоинство человека;
- оценивать учебные результаты, а не личностные способности;
- критерии оценивания обсуждать вместе;
- оценка должна мотивировать к учению, а не отбивать руки у школьника к учебе.
Рефлексия пока довольно редко применяется в преподавании. Она является не просто подведением итогов, а видением процесса и сознанием полученных результатов.
Все обозначенные блоки являются звеньями целостной системы и отсутствие одного приводит к серьезным провалам.
Рассмотрим примеры применения социальных сервисов на каждом этапе урока:
Этап урока Социальные сервисы Примеры
Организационный блок Google таблица, заполнение таблицы совместного редактирования,
https://www.google.ruhttps://docs.google.com/spreadsheets/d/1EOQNbuAUo87qm3PIVMwPU1yx8TRo1FOPmuC5TjwiQLk/edit?usp=sharingМотивационный блок Упражнение «Найди пару», http://learningapps.org/http://LearningApps.org/display?v=pfso7mu2301Информационный блок Презентация в Prezi.com http://prezi.com/h9an-rt4jkqe/?utm_campaign=share&utm_medium=copy&rc=ex0shareАналитический (практический) блок Лента времени, www.dipity.comhttp://www.dipity.com/guzalechka/dt*87d862b174f5c1ca/Оценочный блок Тест, http://learningapps.org/http://LearningApps.org/display?v=phsy326t301Рефлексивный блок Веб-анкета, http://webanketa.comhttp://webanketa.com/forms/64r3ee9n68qk6rv1chhkjshj/Сегодня хороший урок тот, на котором интересно. Создана доброжелательная атмосфера, которая дает ученику опыт активного участия в решении проблем, преодоления возникших трудностей, выбора и принятия ответственности.
Заключение
Во введении обоснована актуальность темы, определена проблема, сформулирована цель исследования, выделены объект, предмет исследования, описаны основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Психолого-педагогические и методические аспекты применения социальных сервисов Интернет в изучении предмета "Информатика"» на основе анализа научно-методической литературы выявлены дидактические возможности социальных сетевых сервисов в достижении новых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных), предложены подходы к отбору социальных сетевых сервисов для наиболее эффективного освоения школьного курса информатики.
Ресурсы сети Интернет содержат большой объем информации, в том числе и информацию, связанную с образованием, а в конкретном случае информацию необходимую для изучения и выработке навыков по информатике. В ходе дипломной работы были получены следующие основные результаты.
В работе проанализированы существующие методические пособия, учебно-методические комплекты, образовательные Интернет - ресурсы, связанные с использованием социальных сервисов.
Были изучены особенности применения образовательных Интернет-ресурсов в изучении предмета, доказывающих, что применение ресурсов сети Интернет позволяет активизировать учебный процесс, создает новые возможности в получении новых знаний и в совершенствовании умений и навыков на практике, а также позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении учащихся.
Проведен сравнительный анализ ресурсов сети Интернет, который выявил плюсы и минусы рассматриваемых ресурсов. Сравнительный анализ позволяет учителю использовать Интернет - сервисы на уроках информатики в зависимости от цели их назначения.
Выделены виды социальных сетевых сервисов: социальные поисковые системы и народные классификаторы (совместный поиск информации, совместное хранение закладок); wiki (создание гипертекстовых объектов: статьи, доклады, рефераты, wiki-газеты, буклеты, эссе); блоги (совместное создание сетевого проекта); социальные медиахранилища (совместное создание редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций, рисунков, совместная работа с фото и видеосервисами), LearningApps, Prezi, Dipity, GoogleDocs, использование которых в школьном курсе информатики способствует формированию способностей к универсальным учебным действиям (личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным).
Во второй главе «Применение социальных сервисов Интернет в преподавании и информатики и ИКТ на разных этапах урока» на основе анализа видов учебной деятельности при изучении информатики были определены учебные практические задачи, которые эффективно могут быть решены с использованием социальных сетевых сервисов школьного курса информатики, а также даны методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием социальных сетевых сервисов.
Определены и обоснованы основные группы учебных задач школьного курса информатики, которые эффективно решаются с использованием социальных сетевых сервисов. Это практические задачи, связанные с визуализацией учебного материала и результатов самостоятельной работы школьников (совместное создание редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций, графических изображений, фото и видеоматериалов и т.д.); практические задачи на поиск и передачу информации, сохранение для коллективного и индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них (совместный поиск информации, совместное хранение закладок и т.д.); практические задачи для организации группового взаимодействия (форум, телеконференция, блог и т.д.); практические задачи, связанные с созданием и обработкой комплексного информационного объекта в виде веб-страницы с использованием шаблонов (создание гипертекстовых объектов с помощью средств использующих wiki-технологию).
Предложен подход использования возможностей социальных сетевых сервисов при организации учебной деятельности школьников, ориентированный на реализацию индивидуальных образовательных траекторий, адекватных потребностям и возможностям каждого обучаемого.
Экспериментально подтверждена эффективность использования социальных сетевых сервисов в урочной и внеурочной деятельности школьников, предложены методические рекомендации для достижения новых образовательных результатов при обучении информатике.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС), Основная школа — М. : Просвещение, 2013. — 63 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
Учебно – методический комплекс «Здоровье и безопасность деией в мире компьютерных технологий»
Онищук В.А.. Урок в современной школе, М., «Просвещение»,2008г.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе.
Горбатова А. Облачные технологии накроют мир [электронный ресурс] – режим доступа: http://strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=31856
Заславская О.Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов. // Научно-методический журнал. / Информатика и образование.– М., 2012, №1 (230). – С. 45-50.
Патаракин Е.Д. Обучение в среде 2.0. – М., 2013
Подласый И. П. Педагогика. Новый курс [Текст]: Учеб. для студентов пед. вузов/ Подласый И. П. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 354 с.;
Выступление заместителя министра образования и науки РФ В. Миклушевского на Тверском социально- экономическом форуме по вопросам внедрения ИКТ в образовании и науке 3 июля 2009 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/5501
Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Леонтьев В.П. Мобильный Интернет. Компьютерная академия на дому. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 149 с.
Деген А. Электронное портфолио по дисциплине «Компьютерные технологии в науке и образовании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://degenstasya.wordpress.com/2009/09/14
Мнацаканян О.Л. Организация коллективной деятельности школьников с использованием социальных сетевых сервисов [Текст] // Информатика и образование. – 2011. – № 2. – С. 89-94. - 0,5 п.л.
https://www.google.ruhttp://learningapps.org/
https://prezi.comwww.dipity.comhttp://webanketa.comhttp://www.edu.ruhttp://festival.1september.ru/Приложение 1
Элементы образовательной ИКТ – компетентности:
Обращение с устройствами ИКТ, как с электроустройствами, передающими информацию по проводам и в эфире, и обрабатывающими информацию, взаимодействующими с человеком, обеспечивающими внешнее представление информации и коммуникацию между людьми:
понимание основных принципов работы устройств ИКТ;
подключение устройств ИКТ к электрической сети, использование аккумуляторов;
включение и выключение устройств ИКТ. Вход в операционную систему;
базовые действия с экранными объектами;
соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий;
информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
вход в информационную среду учреждения, в том числе – через Интернет, средства безопасности входа. Размещение информационного объекта (сообщения) в информационной среде;
обеспечение надежного функционирования устройств ИКТ;
вывод информации на бумагу и в трехмерную материальную среду (печать). Обращение с расходными материалами;
использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации человеком;
соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы со светящимся экраном, в том числе – отражающим, и с несветящимся отражающим экраном.
Указанные умения формируются преимущественно в предметной области «Технология».
Фиксация, запись изображений и звуков, их обработка
цифровая фотография, трехмерное сканирование, цифровая звукозапись, цифровая видеосъемка;
создание мультипликации как последовательности фотоизображений;
обработка фотографий;
видеомонтаж и озвучивание видео сообщений.
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: искусство, русский язык, иностранный язык, физическая культура, естествознание, внеурочная деятельность.
Создание письменных текстов
ввод русского и иноязычного текста слепым десятипальцевым методом;
базовое экранное редактирование текста;
структурирование русского и иностранного текста средствами текстового редактора (номера страниц, колонтитулы, абзацы, ссылки, заголовки, оглавление, шрифтовые выделения);
создание текста на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения – транскрибирование (преобразование устной речи в письменную), письменное резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке;
издательские технологии.
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: русский язык, иностранный язык, литература, история.
Создание графических объектов
создание геометрических объектов;
создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с задачами;
создание специализированных карт и диаграмм: географических (ГИС), хронологических;
создание графических произведений с проведением рукой произвольных линий;
создание мультипликации в соответствии с задачами;
создание виртуальных моделей трехмерных объектов.
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: технология, обществознание, география, история, математика.
Создание музыкальных и звуковых объектов
использование музыкальных и звуковых редакторов
использование клавишных и кинестетических синтезаторов
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: искусство, внеурочная (внеучебная) деятельность.
Создание сообщений (гипермедиа)
создание и организация информационных объектов различных видов, в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, объекта для самостоятельного просмотра через браузер;
цитирование и использование внешних ссылок;
проектирование (дизайн) сообщения в соответствии с его задачами и средствами доставки;
Указанные умения формируются во всех предметных областях, преимущественно в предметной области: технология.
Восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа)
понимание сообщений, использование при восприятии внутренних и внешних ссылок, инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные);
формулирование вопросов к сообщению;
разметка сообщений, в том числе – внутренними и внешними ссылками и комментариями;
деконструкция сообщений, выделение в них элементов и фрагментов, цитирование;
описание сообщения (краткое содержание, автор, форма и т. д.);
работа с особыми видами сообщений: диаграммы (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, в том числе – как элемент навигаторов (систем глобального позиционирования);
избирательное отношение к информации, способность к отказу от потребления ненужной информации;
Указанные умения преимущественно формируются в следующих предметах: литература, русский язык, иностранный язык, а так же во всех предметах.
Коммуникация и социальное взаимодействие
выступление с аудио-видео поддержкой, включая дистанционную аудиторию;
участие в обсуждении (видео-аудио, текст);
посылка письма, сообщения (гипермедиа), ответ на письмо (при необходимости, с реакцией на отдельные положения и письмо в целом) тема, бланки, обращения, подписи;
личный дневник (блог);
вещание, рассылка на целевую аудиторию, подкастинг;
форум;
игровое взаимодействие;
театральное взаимодействие;
взаимодействие в социальных группах и сетях, групповая работа над сообщением (вики);
видео-аудио-фиксация и текстовое комментирование фрагментов образовательного процесса;
образовательное взаимодействие (получение и выполнение заданий, получение комментариев, формирование портфолио);
информационная культура, этика и право. Частная информация. Массовые рассылки. Уважение информационных прав других людей.
Формирование указанных компетентностей происходит во всех предметах и внеурочных активностях.
Поиск информации
приемы поиска информации в Интернет, поисковые сервисы. Построение запросов для поиска информации. Анализ результатов запросов;
приемы поиска информации на персональном компьютере;
особенности поиска информации в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.
Указанные компетентности формируются в курсе Истории, а так же во всех предметах.
Организация хранения информации
описание сообщений. Книги и библиотечные каталоги, использование каталогов для поиска необходимых книг;
система окон и папок в графическом интерфейсе. Информационные инструменты (выполняемые файлы) и информационные источники (открываемые файлы), их использование и связь;
формирование собственного информационного пространства: создание системы папок и размещение в ней нужных информационных источников, размещение, размещение информации в Интернет;
поиск в базе данных, заполнение базы данных, создание базы данных
определители: использование, заполнение, создание;
Указанные компетентности формируются в следующих предметах: литература, технология, все предметы.
Анализ информации, математическая обработка данных
проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных их обработка, в том числе – статистическая, и визуализация. Соединение средств цифровой и видео фиксации. Построение математических моделей;
постановка эксперимента и исследование в виртуальных лабораториях по естественным наукам и математике и информатике
Указанные компетентности формируются в следующих предметах: естественные науки, обществознание, математика.
Моделирование и проектирование. Управление
моделирование с использованием виртуальных конструкторов;
конструирование, моделирование с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
моделирование с использованием средств программирования;
проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов. Системы автоматизированного проектирования;
проектирование и организация своей индивидуальной и групповой деятельности, организация своего времени с использованием ИКТ
Указанные компетентности формируются в следующих предметах: технология, математика, информатика, естественные науки, обществознание.
Приложение 2
Инструкция по работе с Интернет – сервисом Prezi.com
PREZI – Онлайн сервис http://prezi.com/ для создания презентаций и демонстрации их на любом количестве компьютеров. Сам сервис на английском языке, но в нем можно использовать кириллицу. Для того, чтобы начать работу в этом сервисе  необходимо зарегистрироваться. Удобный интуитивно понятный интерфейс, возможность внедрения графических объектов и текстовых документов. Вместо стандартных презентаций в стиле PowerPoint, сервис Prezi генерирует один гигантский слайд, который содержит всю презентацию целиком. Каждый элемент этого гигантского слайда можно увеличивать или уменьшать отдельно. При таком подходе утомительная работа со слайдами превращается в более динамичный процесс, проходящий в трехмерном окружении. Сервис Prezi Meeting – онлайн-сервис для коллективной работы над презентациями.
Регистрация на сайте






Создание презентации