Сочетание различных методических приемов для активизации деятельности учащихся на уроках английского языка
Ашрафзянова Ф.С.
Учитель 1 категории
МБОУ СОШ №2 г.Агрыз РТ
Сочетание различных методических приемов для активизации деятельности учащихся на уроках английского языка
Владение иностранным языком для современного человека является одним из условий его профессиональной компетенции. Хорошо владеющий иностранным языком человек, сегодня может претендовать на получение образования или работы за рубежом. Для студентов, и даже для школьников стало возможно обучение в зарубежных языковых лагерях. Все это требует изменения отношения к преподаванию иностранного языка в школе, изменения структуры урока, создания атмосферы иноязычной культуры. На первое место выходит деятельность самого ученика – приобретение определенных знаний и навыков при самостоятельной работе. Деятельностный подход в организации урока является методологической основой ФГОС и составляет цель и основной результат образования.
Для организации самостоятельной работы учащихся на уроках я широко применяю Таксономию Бенжамина Блума, которая помогает активизировать познавательную деятельность и систематически развивать шесть уровней мышления, начиная от самого низкого базового до самого высшего продвинутого. Развитие всех шести уровней мышления проходит постепенно, в течении нескольких уроков, в зависимости от активности учащихся. Но данная методика помогает мне, как учителю, продумать свои действия и действия моих учеников на несколько шагов вперед. Развитие креативного мышления по Таксономии Блума хорошо сочетается с другими методическими приемами.
Рассмотрим действия по Таксономии Блума на примере темы «Changing times, changing ctyles» (Unit 6 – 8 класс, УМК В.П.Кузовлев и др.)
Компетентность в иностранных языках требует, в первую очередь, знания словаря и грамматики. Эти знания являются фундаментов всех шести мыслительных процессов.
На первом, самом низком уровне, уровне Знаний, деятельность ученика сводится к припоминанию и запоминанию информации по теме «Одежда». Учащимся даются задания:
- узнать и назвать ранее изученные предметы одежды, изображенные на картине;
- составить список того, что одевает на себя человек;
- дать краткое определение предметам одежды;
- воспроизвести за диктором или учителем новые, более сложные лексические единицы;
- записать в тетрадь новые лексические единицы по теме;
- вспомнить и записать ранее изученные глаголы, используемые по теме (wear, put on, get dressed, like, buy и др.).
На данном уровне для расширения лексического материала мне и моим учащимся нравится работать по таблице Донны Огл «Знаю-Хочу знать-Узнал»:
(Что я знаю) W (Что я хочу знать) L (Что я изучил)
KNOW WANT LEARNT
Информация о том, что учащиеся знают. Информацию о том, что учащиеся хотят узнать. После завершения урока (курса), информация, которую учащиеся получили.
Записать названия ранее изученные предметы одежды, изображенные на картине (на английском языке) Написать список предметов одежды (на русском языке), значение, которых хотели бы узнать на английском языке записать новые лексические единицы по теме (на английском языке)
Заполнение первого столбика таблицы позволяет узнать какой уровень знаний учащихся по данной теме на данный момент. Учащиеся могут продолжить работу с данной таблицей и вне урока, при выполнении домашних заданий. Работа с третьим столбиком таблицы Донны Огл может продолжиться и на следующих уровнях Таксономии Блума.
С каждым последующим уровнем мыслительные умения становятся более сложными. Второй уровень, уровень Понимания, заключается в умении понимать значение слов. На этом уровне предполагается следующие задания:
- прочитать и перевести текст «What was in fashion in the past», выписать новые лексически единицы по теме и заполнить третий столбик таблицы Д.Огл «Что я изучил»;
- составить классификацию лексики и прокомментировать (например: Одежда, Обувь, Головные уборы, Нижнее белье и аксессуары).
- объяснить, почему некоторые предметы одежды используются только во множественном числе: jeans, trousers, flares, bags, shorts, tights, leggings, pyjamas и др.
- дать примеры слов, образованных различными способами словообразования;
- ответить на вопросы по тексту;
- установите соответствие между текстами и заголовками.
- установите соответствие между стилями одежды и молодежными течениями (например: выберите предметы одежды, которые описывают панков и хиппи).
Третий уровень, Применение полученных знаний, требует от ученика умений использовать полученную информацию в новой ситуации. На данном этапе учащиеся решают тренировочные упражнения, составляют презентации.
- применить изученную лексику при составлении предложений типа: «My favourite clothes are…», «When I am relaxing at home I wear…», «My special clothes for party include….».
- составьте презентацию одежды на всякие случаи жизни (для занятий спортом, для прогулки с друзьями, на вечеринку, на дискотеку и т.д. )- подготовить презентацию национальных костюмов народов России, Республики Татарстан, Великобритании, народов мира и т.д.
- подготовить презентации по истории одежды, обуви, головных уборов.
С уровнем Анализа информации начинают формироваться навыки мышления высокого уровня. Задания этого уровня предусматривают следующие задания:
- сравнить фотографии прошлых лет с современными;
- отобрать предметы одежды и составить гардероб для разных случаев жизни;
- выберите предмет одежды, но не говорите классу, опишите его, а ваши одноклассники должны догадаться о каком предмете может идти речь;
- задать вопросы, чтобы уточнить и проанализировать детали одежды;
- провести опрос об отношении подростков к школьной форме;
- провести опрос об отношении подростков к моде.
Проанализировать кадры из кинофильмов (например, «Стиляги»)
На этом этапе можно также подключить метод «Ромашка Блума» «Шесть лепестков - шесть вопросов».
Уровень Синтеза направлен на формирование навыков обобщения, соединения идей для создания чего-то нового:
- обобщать результаты опроса о школьной форме;
- обобщить результаты опроса об отношении к моде;
- создать новые проекты школьной формы.
- составить рекламу какому-либо предмету одежды.
Уровень Оценки помогает ученику выразить свое мнение относительно полученной информации:
- оцените новые проекты школьной формы;
- выразите свое мнение о влиянии традиционного русского костюма на международную моду;
- выразите свое мнение об одежде женщин-мусульманок;
- напишите эссе о своем отношении носить национальный костюм;
На этом этапе можно провести Talk-Show «Модный приговор», используя метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», где учащиеся надевая разного цвета шляпы критикуют какой-либо предмет одежды, делятся эмоциями, излагают цифры и факты об истории предмета, оспаривают мнение других, вносят какие-то изменения в предмет.
Самое главное в организации деятельности учащихся на уроке – правильно составить задания, подобрать тесты для оценки деятельности учащихся, правильно проводить рефлексию по результатам обучения, вовремя выявлять трудности, с целью их коррекции.