Статья Средство формирования дружеских отношений-это сюжетно-ролевая игра.


Средство формирования дружеских отношений-это сюжетно-ролевая игра.
Ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с
обществом — особой связи, характерной для дошкольного возраста. При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых.  Детей приучают бережно, с уважением относиться к сюжетно-ролевой игре и товарищам.
Некая другая деятельность, даже самые совершенные и методические отношения занятия, не смогут сделать того, что может сделать игра. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Дружба — отношения между детьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии. За пределами семейного круга наиболее значительными для ребенка социальными отношениями является отношения с друзьями. Дружеские отношения в раннем возрасте зачастую хрупки; они быстро устанавливаются и так же быстро прерываются. Тем не менее, даже у дошкольников может быть крепкая дружба. Это работа требует от педагога большого мастерства, глубокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.
Ребенок построили домик, долго трудился, чтобы сделать его красивым. Воспитатель обращает внимание всех детей на постройку, предлагает осторожно ее обходить, чтобы нечаянно не задеть, показывает пример. Если хочется получить игрушку, которую видеть в рамках других, отнять ее нельзя, следует ее вежливо попросить: «Дай, пожалуйста, когда закончишь играть».
Лучшим средством воспитания организаторов оказалось длительные сюжетно-ролевые игры, в которых постоянно поддерживается «перспектива радости завтрашнего дня». В этих играх не только «главному», но каждому на своем участке требуется организаторские умения. Организатор не противопоставляется коллективу, все вопросы решаются совместно, каждый отвечает за порученное дело.
Итак, общение и сюжетно-ролевая игра дошкольников тесно связаны. Формируя внеситуативное общение, мы подготавливаем, или совершенствуем игровую деятельность детей. Организуя игру (предлагая детям новые игры), мы способствуем развитию их общения. Сюжетно-ролевые игры содержат богатые возможности для создания самых высоких форм коллективных взаимоотношений. Отношения, которые формируются в ходе сюжетно-ролевой игры, не утрачиваются, а переносятся, на другие действия становятся навыком ребенка. Становление ребенка как личности происходит в сюжетно-ролевых играх, где моделируются человеческие отношения.
 Воспитатель в группе — самый главный человек для маленького ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой и добротой. Вся жизнь ребенка в детском саду зависит от Главного Взрослого. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Он устраивает всевозможные игры, танцы, занятия, представления, читает замечательные книжки, рассказывает сказки и т.д. Он выступает в качестве последней инстанции в решении детских конфликтов, устанавливает правила, он все знает и может помочь, поддержать, похвалить, а может и незаметно, отругать или оттолкнуть.
Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления дружеских отношений.
Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве субъекта взаимодействия. Другими словами, именно воспитателем организуется специальная работа по формированию дружеских отношений со сверстниками.
 Раз в неделю, можно и чаще, включать игровые упражнения в педагогический процесс, что способствует формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.
— Проводить с детьми беседы о дружбе, например «Добро не требует награды», «О заботливом отношении к сверстникам», «Что значит хорошо дружить?», «Если заболел». С детьми проводятся сюжетно — ролевые игры на формирование дружеских отношений со сверстниками.
Взаимодействия между детьми, объединяющимися на основе интереса друг к другу, личной симпатии, является наиболее устойчивым и благоприятным для развития игр. Если ребята дружат, то их отношения не исчерпываются только игрой. Они продолжают быть внимательными друг к другу и в повседневной жизни. Дружеские отношения способствуют становлению способности понимать, оценивать себя. При этом самопознание осуществляется не через выявление своих возможностей в практической деятельности, что возникает значительно раньше, а через раскрытие отношений к другим детям.
Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Сюжетно-ролевая игра, также как и другие виды игр, оказывает большое влияние на формирования дружеских отношений среди сверстников.
Для формирования дружеских отношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры была сконструирована модель и разработан комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие дружеских отношений дошкольников; осуществлена апробация внедрения модели и комплекса сюжетно-ролевых игр, выявлена их эффективность. В сюжетно-ролевых играх внимание уделялось умению считаться с коллективом, согласовывать свои действия друг с другом, обращаться к воспитателю и друг другу с вопросами и просьбами.
Познавательная активность дошкольников в процессе развития речи.
Статья посвящена проблеме повышения познавательной активности дошкольников в ходе речевой работы в детском саду. Под познавательной активностью дошкольников понимается желание и способность выполнять познавательную деятельность.
Современные требования ФГОС ДО предполагают особую организацию обучения и воспитания дошкольников. Перед многими педагогами ставится задача так построить образовательный процесс, чтобы у детей повышалась познавательная активность. Эта деятельность осуществляется детьми осознанно – если они могут осознавать границу своего знания и незнания, определять задачу познавательной деятельности, способ ее решения и содержательно оценивать результат выполненной работы.
В статье будут представлены методические средства повышения познавательной активности детей и приведены соответствующие примеры деятельности педагогов ДОО на занятиях по развитию речи. Таким образом, они учатся организовывать и выполнять соответствующие этапы работы самостоятельно. Одним из средств активизации познавательной деятельности выступают проблемные ситуации, которые создает воспитатель. Представляется важным уточнить сущность таких ситуаций на материале развития речи. На наш взгляд, это речевое задание, выполнение которого вызывает у детей определенные затруднения или сомнения в правильности решения вследствие недостатка языковых знаний или умений. Анализ причин возникших затруднений помогает дошкольникам понять, в чем заключается разрыв в их знаниях. «Если ребенок обнаружил незнание, у него возникает желание это узнать». Поэтому дети могут естественно сформулировать задачу дальнейшей речевой работы, что свидетельствует о ее понимании. Пример 1. Воспитателю предстоит тренировать дошкольников в употреблении слов, которые не изменяются в речи (эскимо, пальто, пианино, метро и т.п.). Сначала педагог просит детей проследить, как изменяется слово в речи. Например, в предложениях сравнивают: выпил из чашки, поставил чашку и т.д. Затем педагог предлагает ошибочные формы: сел за пианину, положил эскиму и т.п. Не беспокойтесь, что дети услышат неправильную речь и будут затем допускать ошибки. Не требует доказательства тот факт, что дошкольники, зная верный вариант речевого высказывания, очень хорошо замечают ошибки и критикуют их авторов. Важно здесь другое: воспитатель спрашивает, правильно ли изменили слова. Опыт речевой работы с детьми показывает, что некоторые из них не обнаруживают ошибки, остальные начинают сомневаться, особенно насчет редко употребляемых слов. Роль воспитателя в этот момент заключается в подсказке: «Может быть, мы не все знаем о том, как меняются слова?». Обращаясь к детям, педагог помогает им увидеть границу знания и незнания и сформулировать цель дальнейшей речевой деятельности: узнать, как изменяются слова «пианино», «эскимо», или учиться правильно говорить такие слова в разных предложениях.
Пример 2(перед изучением понятия о звуке). Педагог показывает на цветок и говорит, что он состоит из лепестков. Затем дети отвечают на вопрос, из чего состоит очищенный апельсин (Из долек.); из чего состоит стена кирпичного дома (Из кирпичей.). После этого воспитатель предлагает подумать, состоят ли слова «апельсин», «цветок», «стена» тоже из лепестков, долек и кирпичей. Если дети отвечают отрицательно, то педагог спрашивает, знают ли они, из чего состоят слова, и дошкольники понимают, что не знают ответа на этот вопрос. Если дети отвечают утвердительно, педагог продолжает: «Почему же, когда мы произносим слова, из нашего рта не вылетают лепестки, дольки, кирпичи?». Вместе посмеялись, но вопрос остался, и его легко трансформировать в задачу познавательной работы – узнать, из чего состоят звучащие слова.
Можно заметить, что предлагаемые примеры профессиональной деятельности педагога различаются способом создания проблемы. Очевидно, что создание проблемной ситуации – достаточно трудоемкий процесс.
Необходимо также отметить, что использование игровых моментов в организации познавательной деятельности дошкольников безусловно приветствуется. Однако важно иметь в виду, что не любые игровые приемы создают познавательную проблему. Если воспитатель предлагает поиграть в слова, а потом сообщает, что дети не знают таких слов, он не создает ситуации в разрыве знаний. Когда педагог просит дошкольников пригласить кого‐то (персонаж) в гости и спрашивает, умеют ли они правильно приглашать в гости, то проблема опять не осмысливается. Таким образом, при проектировании проблемной ситуации воспитателю следует исходить из ее сущности и не подменять ее дидактической игрой. У дошкольников повышается познавательная активность, если выполнение речевых упражнений требует не имитации способа работы, а его выбора. К таким упражнениям относятся задания‐«ловушки».
Активизации познавательной деятельности способствует восстановление словесных цепочек. Данное задание инициирует осмысление способа действия, так как требует обнаружения причины появления каждого звена‐слова. Например, воспитатель просит вернуть на место слово, которое потерялось в цепочке: точка – почка – ... – кочка. Если дошкольники затрудняются в обнаружении звена, нужно помочь им установить закономерность изменения слов с помощью вопроса «Какой по счету звук (или буква) меняется в словах?» и далее попросить: «Назовите еще слово, которое похоже по звучанию, но отличается первым звуком (буквой), например звуком [б] (буквой б)».
Рефлексия детьми работы (часто в значении ее оценки) активно вошла в структуру речевой деятельности в детских садах, и очень хорошо, так как-это является важнейшим компонентом активизации познавательной деятельности детей.