Конспект урока по литературному чтению Калоши и мороженое М. М. Зощенко (3 класс.0
Конспект открытого занятия по литературному чтению
Дата: 22.03.2013
Тема: Михаил Михайлович Зощенко «Калоши и мороженое»
Цели:
· Познакомить с произведением;
· Развивать умение формулировать основную мысль текста;
· Учить детей анализировать свои поступки и поступки других людей; отличать хорошее от плохого;
· Формировать навык рассказывания из личного опыта;
· Воспитывать доброе отношение к людям, учить справедливости;
· Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь, мышление, память.
Оборудование:
для учителя: компьютер, экран, мультимедийный проектор;
для учащихся: учебник В.Г. Горецкого, М. В. Головановой – «Русское слово плюс»
карточки «Вставь пропущенное слово»;
листы с текстом;
рисунок солнышка.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Садитесь
II. Вступительная беседа.
-А наш урок начнём со стихотворения.
Подготовленный ребёнок читает стихотворение:
Нам живется лучше всех,Потому что с нами - Смех!С ним нигде не расстаемся,Где б мы ни были - смеемся!Утром выглянем в окно,Дождик льет, а нам смешно!Если в школу путь лежит,Рядом с нами смех бежит.
Смех бывает разный: грустный и счастливый, обидный и приятный, злой и добрый. Но есть и еще один смех – поучительный, когда смешные ситуации не просто развлекают нас, но и заставляют задуматься о чем-то серьезном. Вот так по-особенному мы сегодня будем смеяться, когда познакомимся с одним произведением.
III. Знакомство с произведением.
- Автор этого произведения известный русский писатель
М. М. Зощенко.
(СЛАЙД)
- Ученик нашего класса подготовил небольшое сообщение об этом писателе.
Ученик: Родился Михаил Михайлович Зощенко 29 июля 1894 в Санкт-Петербурге. Родился он в небогатой интеллигентной семье. Отец его был художником, а мать — писательницей. В 20 лет, прервав учебу в университете, Зощенко ушел на фронт. Был участником первой мировой и Гражданской войны. Во время Великой Отечественной войны поступает в группу противопожарной обороны (основная цель — борьба с зажигательными бомбами) и со своим сыном дежурит на крыше дома во время бомбёжек. Для детей он написал такие известные рассказы: «Ёлка», «Находка», «Бабушкин подарок», «Не надо врать» и другие. (Слайд)
А как называется рассказ, с которым мы будем работать, вы узнаете, разгадав загадки.
1. Отгадай загадку: кто мы?
В ясный день сидим мы дома.
Дождь идет — у нас работа:
Топать-шлепать по болотам.
Ответ: Галоши
(Слайд)
Сверху чёрно, внутри красно,
Как засунешь, так прекрасно.
Галоши
- Что такое галоши? Для чего они нужны? (Галоши или калоши - низкая обувь из резины, надеваемая поверх сапог, туфель, ботинок или валенок. Задача галош - защитить обувь от грязи и влаги и предотвратить ее порчу.)
2. Хочешь фокус покажу?
Снег на палочке держу!
Снег я съел, какая жалость
Только палочка осталась.
Снег я съел, повеселел
И ничуть не заболел.
Мороженое
(Слайд)
- Как же называется наше произведение? (Калоши и мороженое)
(Слайд)
- Рассказ «Калоши и мороженое» относится к циклу рассказов «Лёля и Минька». В этих рассказах говорится об интересных приключениях, которые произошли с братом и его старшей сестрой. (Великие путешественники, Ёлка, Золотые слова, Находка, Не надо врать)
IV.Прогнозирование.
Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении, учитывая название и особенности творчества автора?
(Варианты ответов детей)
VI.Словарная работа
захворать – заболеть
тряпичник - Скупщик, собиратель тряпья
перен. Скупой, мелочной человек (·разг. ·презр. ).
Слайд
VII.Знакомство с произведением
(чтение произведения актером - аудиозапись в исполнении народного артиста России Михаила Светина)
(Останавливаю аудиозапись)
Вопросы по тексту:
-Кто главные герои? (Лёля и Минька)
-От чьего имени ведётся повествование? ( от лица автора)
- Что натворили дети? Расскажите их действия.
- Почему папа разозлился?
- Ребята, давайте с вами пофантазируем, какое мог придумать наказание папа для своих детей? (варианты ответов)
Далее дети зачитывают концовки.
- Справедливое наказание было? Жестокое или нет? Почему?
ФИЗМИНУТКА (гимнастика для глаз)
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
VI. Анализ произведения.
1. Блиц – турнир.
- Ребята, сейчас у нас будет блиц – турнир. Разделились на команды по рядам, первый ряд подготовит вопросы по тексту (со страницы 46 – 47) второму ряду, второй ряд готовит вопросы третьему, а третий готовит вопросы для первого ряда.
2. «Вставьте пропущенное слово»
«Недостающие слова» ( У КАЖДОГО НА ПАРТЕ)
- Не волнуйтесь, тётя Оля и дядя Коля, я знаю, как нам надо поступит, чтобы вы не остались без _____________. Я возьму все Лёлины и Минькины ___________, продам их ______________, и на вырученные деньги мы приобретём вам новенькие _____________.
- Это еще не всё. В течение _______ лет я запрещаю Лёле и Миньке кушать ________. А спустя _________ года они могут его кушать, но всякий раз, кушая __________, пусть они вспоминают эту печальную историю, и всякий раз пусть они думают, заслужили ли они это сладкое.
Проверка по слайду. (СЛАЙД)
4. Инсценировка
(Дети обыгрывают сценку)
3. Вывод. Определи главную мысль текста
М. М. Зощенко не просто воспроизвёл эпизод своего детства. Он и для нас, читателей, хотел донести какую – то очень важную мысль. Какую мысль? Найдите ее в тексте и прочитайте.
VII. Рефлексия.
-Ребята! А были ли у вас случаи в жизни, о которых вам стыдно вспоминать?
-Чему они вас научили?
А теперь нужно раскрасить ваши солнышки, которые лежат на партах. Если урок вам понравился – дорисуйте улыбающийся ротик, а если вам было скучно и грустно на уроке – нарисуйте ротик грустный.
Словесная оценка работы детей
VIII. Домашнее задание.