План-конспект урока. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества
Урок
"Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества"
8 класс
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Вид урока: Практическая работа.
Технология: деятельностный подход.
Эпиграф к уроку:
“Суха теория мой друг, а древо жизни вечно зеленеет ”.
(И.В. Гете)
Цель урока: научить применять полученные знания на практике.
Задачи:
Образовательные:
на основе сформированного в курсе математики понятия «часть от целого», используя знания из курса физики о «массе раствора, массе вещества, плотности», закрепить знания о массовой доле компонента смеси (раствора);
формировать навыки решения задач на нахождение массовой доли растворенного вещества;
Научитьготовить растворы с указанной массовой долей растворённого вещества, соблюдая правила ТБ;
Развивающие:
Развивать творческую активность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
Совершенствоватьнавыкихимического экспериментирования, воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьному имуществу;.
Оборудование и реактивы: весы, разновесы; образцы веществ в твердом виде: глюкоза, перманганат калия, хлорид натрия, лимонная кислота, нитрат натрия;инструкция – задание; коническая колба ёмкостью 100 мл, химический стаканчик с водой объёмом более 50 мл, мерный цилиндр объёмом 100 мл, стеклянная палочка, восковой карандаш; тетради для практических работ; карточка «Информация к размышлению» (Приложение 1), карты - инструкции для практической работы (приложение №2), карты-задания (приложение № 3), контрольные карты-задания (приложение 4) итоговый тест (Приложение 5), карта –домашнее задание«Примерный состав морской воды» (Приложение 6),
Ход урока
Этапы урока Цели Деятельность учителя Деятельность учеников
1 2 3 4
I. Вызов 1) Вызов интереса к рассмотрению данной темы Введение: Растворы встречаются в нашей жизни повсюду. Вспомните, в каких областях они встречаются. Ученики приводят примеры. Тему урока поможет сформулировать информация к размышлению (приложение № 1).
Изучая химию, мы часто пользуемся растворами веществ. Сегодня вы научитесь готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества. Раздаю, карты - инструкции для практической работы (приложение №2). Зачитывают информацию к размышлению (см. приложение №1). Учащиеся делают вывод в ходе обсуждения и записывают тему и цель работы в тетрадях.
2) Актуализация знаний Для выполнения работы необходимо вспомнить "Что знаем?" По этому вопросу предлагает графический диктант (верные утверждения >):
1) Масса раствора равна разности массы растворителя и растворенного вещества.
2) tзамерзания воды=0°
3) кипения Н2О= 100°
4) Плотность воды равна 2г/мл
5) Массовая доля растворенного вещества – это отношение массы растворенного вещества к 100 г воды
6) Растворимость показывает сколько граммов растворяется в 100 г воды при определенной температуре.
7) Формула сульфата меди (II) CuSO4
8) Масса раствора равна отношению объема к плотности раствора.
Учащиеся работают на индивидуальных листах
1
2 >
3 >
4
5
6 >
7 >
8
3)Реконструи-рование полученных ранее знаний
Проверка на доске: карты против неверных утверждений
1 → mр-раA = mр.в. + mH2О
2
3
4 →
5 →
6
7
8 →
Сдают листы с графическим диктантом.(+,-)
Верные ответы - это + в поурочный бал
II. Осмысление. 1)Постановка учебной задачи
И так, эти знания вам понадобятся для приготовления раствора на практике. А что мы хотим узнать? Сформулируйте проблему.
Раздает карты-задания (приложение № 3) По верным ответам ученик перечисляет необходимые для приготовления Растворов знания
Проблема: «Как приготовить раствор с заданной массовой долей растворенного вещества?» Проблема записывается в тетрадь.
2) "0ткрытие" детьми нового знания
Обучение умению анализировать результаты опыта
Iв. l) m(р-раNaCl) = 80г
W (NaCl) = 0,1
2)m(NaCl) = 0,1 • 80 = 8 (г)
mН2О = 80-8 = 72(г)
3) = 72г
IIв. l)m(лим к-ты) = 50г
W(лим к-ты) = 2%
2)m(CuSO4) = 0.02 • 50 = 1(г)
m Н2О = 50 – 1 = 49(г)
3) = 49г
IIIвl)m(p-paNaNO3)=70г
W(NaNO3) = 10%
2) m(NaNO3)=0,1 • 70=7(г)
mН20= 70-7= 63(г)
3)=63 мл
Учащиеся заполняют маркером карты-задания, делают расчеты, записи в тетради по карте-инструкции. В ходе расчетов учащиеся привлекают теорию из раздела "Что знали?",записи в тетради по карте-инструкции, выбирают верную навеску вещества и объем воды.
Приступают к обсуждению.
3) Обучение умению кратко, сжато излагать материал, развитие умений слушать и воспринимать чужую информацию Учитель подводит учащихся к постановке проблемы в виде вопроса - "Как приготовить раствор с заданной массовой долей растворенного вещества? " и привлекает учащихся к обсуждению. Продолжает работу по зачитыванию поурочного балла. По результатам правильных расчетов учитель выдает этикетки для приготовления растворов.
По вариантам обсуждают свои расчеты, прикрепляя карты для обсуждения на доске под заголовком "Что хотим узнать?"
. 4)Составление
Алгоритма
5) Первичное закрепление.
Приобретение практических навыков и умений
По результатам обсуждения составляется алгоритм приготовления раствора, затем на доске в разделе "Что узнали" развешивается последовательность действий учащихся по приготовлению раствора, учащимся предлагается составить логическую схему алгоритма и записать ее в тетрадь.
mр.в-ва = wр.в-ва * mр-ра; m(H2O) = m р-ра - m р.в-ва;
V(H2O) = m(H2O)/p(H2O)
Учитель предлагает перейти к практической части урока, - Практическую часть начнём с проверки знаний правил ТБ, которые важно помнить при выполнении работы.
1) Нельзя пробовать вещества на вкус.
2) Нельзя брать вещества руками.
3) Если взяли реактива больше, чем требуется, нельзя высыпать
( выливать) обратно в банку (склянку).
4) Нюхать вещества с осторожностью.
5) Работать аккуратно и внимательно, соблюдая порядок и дисциплину.
6) По окончанию работы привести в порядок рабочее место и вымыть руки.
В контрольной части отмечает практические умения уч-ся
(+ –)
Динамическая пауза.
- Встали, руки подняли вверх, потянулись, как можно выше.
- Руки в стороны, пальцы сжали в кулачки, вращаем их по часовой и против часовой стрелки.
- Руки на пояс, наклоны головой влево, вправо, вперёд, назад.
- Руки вдоль туловища, расслабьте плечи, посмотрите в верхний правый угол кабинета, в верхний левый, на меня.
Записывают алгоритм приготовления раствора. Учащийся выстраивает эту схему на доске "Что узнали?"Остальные работают в тетради, записывают схему.
(Провести расчёт масс растворённого вещества и воды, необходимых для приготовления раствора, взвесить нужную массу твёрдого вещества, отмерить объём воды, эту смесь перемешать до полного растворения твёрдого вещества.)
Учащиеся по карте-инструкции готовят раствор, прикрепляют этикетку, делают вывод как ответ на вопрос-проблему.
III. Самостоятельная работа с проверкой в классе 1)В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план
2) Проверка самостоятельной работы Предлагает самостоятельно приготовить раствор с заданной массовой долей растворенного вещества. Раздает контрольные карты-задания (приложение 4)
Учащиеся:
I. Помогают студентам практикантам приготовить 0,9% р-р NaCl массой 200 г.
II. Помогают приготовить противоожоговый 5% р-р КМnО4 массой 50 г лаборанту кабинета химии.
III. Помогают 9-классникам приготовить 0,12% р-р глюкозы массой 150 г для урока биологии.
На обратной стороне доске записаны данные по вариантам навесок веществ и объем воды. Тем, кто верно приготовил растворы, выдаётся этикетка. Учитель засчитывает баллы (+ -).
Самостоятельная работа с расчетами и приготовлением растворов. Записи в тетрадях, оформление, передача тетрадей для проверки.
Учащиеся анализируют правильность выполнения самостоятельной работы.
IV.Рефлексия. 3) Развитие и закрепление новых знаний развитие умений высказывать свое отношение Предлагает учащимся заполнить тест, проанализировать самостоятельно чему они научились, а над чем надо работать (приложение № 5) т.е. проанализировать эффективность своей деятельности.
- Где можно воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества? (При приготовлении сахарных сиропов, маринадов.)
Заполняют и сдают тест (+ -)
V.
Домашнее задание Нацеливает на решение новой проблемы Предлагает каждому учащемуся, приняв массу морей и океанов равной 1,4 1018 тонн, рассчитать массу указанного элемента, если его массовая доля известна (приложение
№ 6). Каждый учащийся получает карточку знака элемента и выписывает его массовую долю из таблицы.
VI. Подведение итогов Предварительная оценка действий учащихся Учитель оценивает деятельность уч-ся на уроке Ученики высказывают свое мнение об уроке, пожелания, задают вопросы.
Приложение 1.
Информация к размышлению - I вариант.
Для выращивания рассады используют полновесные семена. Для этого их погружают в раствор поваренной соли. Всплывшие семена бракуют. Приготовьте 80 г 10% -го раствора хлорида натрия (поваренной соли).
Информация к размышлению - II вариант.
Врачи – дерматологи рекомендуют после душа, обязательно принимаемого перед бассейном, ополаскивать ступни ног, раствором слабой кислоты, например лимонной. Делать это нужно потому, что верхний слой кожи ступней и ладоней состоит из вещества кератина. Под действием горячей воды в этом веществе происходят изменения: верхний слой кожи разбухает, и в него могут попасть болезнетворные бактерии и грибки. Ополаскивание ступней раствором слабой кислоты способствует восстановлению вещества кератина. Кроме того, в кислой среде большинство болезнетворных бактерий и грибков хуже размножаются. Приготовьте 50 г 2% -го раствора лимонной кислоты.
Информация к размышлению - III вариант.
Нитрат натрия (натриевая селитра) – минеральное удобрение, используемое в сельском хозяйстве. В природе огромные залежи этого соединения были обнаружены на севере Чили (отсюда произошло второе название этого соединения – чилийская селитра). Приготовьте 70 г 10% -го раствора нитрата натрия (натриевой селитры).
Приложение 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Тема: Приготовление растворов с заданной массовой долейрастворенного вещества.
Цель: приготовить раствор с заданной массовой долей растворенного вещества.
Ход работы:
I
П
Г
Получите задание у учителя (Вариант № ... )
Прочитав задание, сформулируйте проблему в виде вопроса.
Запишите вопрос-проблему в тетрадь.
Выдвигайте гипотезу, для этого:
Т 1) вспомните известную теорию (см. "Что знаем?")
2) используя формулы, проведите расчеты, запишите их в тетрадь;
3) заполните карты для обсуждения, записав в них расчеты масс веществ, необходимых для приготовления раствора:
4) выберите из предложенных вариантов ту навеску вещества и объем воды, которые будете использовать для приготовления раствора;
5) приготовьтесь участвовать в обсуждении
A
Зарисуйте схему алгоритма приготовления раствора с заданной массовой долей
5499735880110Соблюдайте правила Техники Безопасности
6838315138430
Эпр
В
Проверьте свои расчеты на практике
1) В коническую колбу внесите навеску вещества (рис 1)
542226538102) Добавьте через воронку рассчитанный объем воды (рис. 2)
3) Перемешайте смесь стекляннойпалочкой до растворения соли.
4) Прикрепите этикетку с данными Раствора к колбе.
Сформулируйте вывод в виде ответа на вопрос-проблему
Эпр
Проверьте как вы научились готовить растворы с заданной массой долей в-ва. Для этого:
1) Получите контрольное задание у учителя.
2) Проведите необходимые расчеты, записав их в тетрадь, используя схему Алгоритма
3) Приготовьте раствор, прикрепите этикетку с данными раствора.
4) Сдайте тетради.
Приложение №3
Карты для обсуждения
Вариант I
Дано:
m(р-раNaCl) = 80г
W (NaCl) = 0,1
Решение:
Карты для обсуждения
Вариант II
Дано:
m(лим к-ты) = 50г
W(лим к-ты) = 2%
Решение:
Карты для обсуждения
Вариант III
Дано:
m(p-paNaNO3)=70г
W(NaNO3) = 10%
Решение:
Приложение №4
Аптеки поставляют в больницы физиологический раствор (0,9 % раствор хлорида натрия NaCl), применяемый как основа для инъекций, а также при больших потерях крови. Практиканты из медицинского училища решили помочь фармацевту приготовить физиологический раствор.
Контрольное задание
Вариант I
Дано:
m(p-paNaCl)=200г
W(NaCl) = 0,9%
Сделать расчеты и приготовить раствор
В медицине применяют в качестве противоожогового средства 5 % раствор перманганата калия КМпО4. По правилам техники безопасности в школьной аптечке кабинета химии такой раствор должен быть постоянно в наличии. Лаборанта попросили приготовить этот раствор.
Контрольное задание
Вариант II
Дано:
m(p-pa, KMnO4)=50г
W( KMnO4) = 5%
Сделать расчеты и приготовить раствор
Ученики 9-х классов на уроке биологии узнали, что в составе плазмы крови человека содержится 0,12 % глюкозы. Учитель дал задание приготовить 0,12 % раствор глюкозы, которую называют сахаром крови.
Контрольное задание
Вариант III
Дано:
m(p-paглюкозы)=150г
W(глюкозы) = 0,12%
Сделать расчеты и приготовить раствор
Динамическая пауза.
- Встали, руки подняли вверх, потянулись, как можно выше.
- Руки в стороны, пальцы сжали в кулачки, вращаем их по часовой и против часовой стрелки.
- Руки на пояс, наклоны головой влево, вправо, вперёд, назад.
- Руки вдоль туловища, расслабьте плечи, посмотрите в верхний правый угол кабинета, в верхний левый, на меня.
Динамическая пауза.
- Встали, руки подняли вверх, потянулись, как можно выше.
- Руки в стороны, пальцы сжали в кулачки, вращаем их по часовой и против часовой стрелки.
- Руки на пояс, наклоны головой влево, вправо, вперёд, назад.
- Руки вдоль туловища, расслабьте плечи, посмотрите в верхний правый угол кабинета, в верхний левый, на меня.
Приложение №5
ТЕСТ
Фамилия, имя_______________________________
Класс_________________
№ Оцени свои умения + -
знаю умею не знаю не умею
1 Рассчитать: 1 массу растворенного вещества 2 массу воды 3 V воды II Выбрать 4 необходимую навеску соли 5 необходимый объем воды III Приготовить 6 раствор по схеме алгоритма 7 раствор без схемы алгоритма IV Что такое 8 физиологический раствор 9 противоожоговый раствор 10 сахар крови 11 содержание сахара в крови Приложение №6