Методические рекомендации по созданию учебно-методического комплекса учебной дисциплины СПО
Министерство образования и науки РСО-Алания
ГБОУ СПО «Владикавказский колледж электроники»
Методический кабинет
Методические рекомендации по созданию учебно-методического комплекса учебной дисциплины СПО
г. Владикавказ
2014
Разработано методическим кабинетом.
Утверждаю
Зам. директора по учебной работе
________________ И.Л.Сланова
«_________» _____________ 2014 г.
Обсуждено на заседании
Методического совета ВКЭ
«____» __________ 2014 года
Протокол № _____________
Методические рекомендации по созданию УМК учебной дисциплины созданы в помощь преподавателям колледжа.
Пояснительная записка
В данных методических рекомендациях с позиции деятельностного подхода показаны компонентный состав и содержание учебно-методического комплекса учебной дисциплины СПО, излагаются требования к его разработке и вопросы организации работы по созданию такого УМК.
разработано положение об учебно-методическом комплексе дисциплины.
Методические рекомендации учитывают накопленный за последнее время педагогической наукой исследовательский материал по проблеме комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса и обобщения опыта ее практического решения в средних учебных заведениях.
В целях повышения качества подготовки специалистов
ПОЛОЖЕНИЕ
об учебно-методическом комплексе дисциплины
1. Общие положения
1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
- Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543.
- Уставом ГБОУ СПО «Владикавказский колледж электроники» (далее по тексту – колледж).
- Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям.
- Примерной и рабочей учебно-программной документацией по специальностям среднего профессионального образования, реализуемым в колледже.
- Нормативными документами Минобрнауки РФ (положения, методические указания и рекомендации) по организации обучения студентов очной и заочной форм обучения в учреждениях среднего профессионального образования.
1.2 Учебно-методические комплексы (далее по тексту – УМК) дисциплин создаются с целью обеспечения качественной реализации Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования отдельно по каждой дисциплине и являются основной частью учебно-методической работы преподавателя.
1.3 УМК представляют собой систему нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, самостоятельной внеаудиторной работы студентов соответствии с учебным планом.
1.3 Планирование работы по созданию комплексного учебно-методического обеспечения дисциплин осуществляется на учебный год в плане работы преподавателя.
1.4 Контроль над созданием УМК дисциплин осуществляется методистом колледжа, председателями цикловых комиссий, заместителем директора по УР.
1.5 Содержание УМК дисциплин формируется на основе требований к комплексному учебно-методическому обеспечению образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях и опыта работы преподавателей колледжа.
2. Основные задачи
2.1 Систематизация содержания учебных дисциплин с учетом достижений науки, техники, производства.
2.2 Улучшение методического обеспечения дисциплин рабочего учебного плана. Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами.
2.3 Оказание студентам методической помощи в усвоении учебного материала.
2.4 Обеспечение планирования и организации самостоятельной работы и контроля знаний студентов.
3. Структура УМК
3.1 Учебно-методический комплекс охватывает все нормативные и дидактические аспекты обучения. Структура УМК включает:
- Нормативные документы: выписка из ГОС СПО требования к знаниям, умениям и навыкам по дисциплине (для общеобразовательных дисциплин – выписка из стандарта среднего общего образования и базисного учебного плана); ведомственные стандартизирующие документы; примерная учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа; календарно - тематический план.
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины: конспекты лекций, методические указания по выполнению практических, лабораторных занятий; задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов; темы курсовых, дипломных работ и методические указания по их выполнению; перечень вопросов для подготовки к экзаменам и (или) зачетам; перечень литературы для самоподготовки студентов.
- Средства обучения: дидактические материалы для усвоения и закрепления знаний, организации самостоятельной работы студентов; инструкционно-технологические карты; учебно-методические пособия; электронные средства обучения и т.п.
- Средства контроля: задания для текущего, промежуточного, итогового контроля знаний, умений, навыков; задания для самоконтроля знаний студентов; критерии оценок.
3.2 При составлении УМК одной темы или раздела учебной дисциплины используются все вышеперечисленные пункты применительно к данной теме или разделу.
4. Порядок разработки УМК
4.1 УМК разрабатывается преподавателем, коллективом преподавателей предметной- цикловой комиссии, обеспечивающим изучение дисциплины в соответствии с требованиями ГОС СПО и рабочим учебным планом подготовки студентов по специальностям.
4.2 Преподаватель (коллектив преподавателей) обеспечивает качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности, учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины.
4.3 Учебно-методические и учебные материалы УМК должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логическую последовательность изложения учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его применению на практике.
4.4 Разработка УМК включает в себя следующие этапы:
- разработка рабочей учебной программы по дисциплине;
- разработка конспектов лекций, учебных, учебно-методических рекомендаций;
- оформление документации по УМК;
- апробация материалов УМК в учебном процессе;
- корректировка материалов УМК.
4.5 Рабочие учебные программы разрабатываются и утверждаются до начала освоения дисциплины студентами.
4.6 Учебные и учебно-методические материалы лекционного курса, практических занятий, курсовых работ разрабатываются в соответствии с утвержденной программой по дисциплине.
4.7 Срок разработки материалов УМК по соответствующей дисциплине устанавливается предметно - цикловой комиссией, фиксируется протоколом заседания ПЦК, подготовка элементов УМК включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя и план работы предметно - цикловой комиссии.
5. Организация контроля содержания и качества разработки УМК
5.1 Контроль содержания и качества УМК возлагается на предметно - цикловую комиссию Методическим советом колледжа.
На этапе корректировки материалов УМК председатель ПЦК осуществляет периодический контроль их соответствия требованиям государственных образовательных стандартов, современному уровню развития педагогической науки, технических и технологических достижений в области трудовой деятельности
5.2 Методический Совет колледжа осуществляет:
- контроль содержания и качества подготовки учебных программ по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки студентов;
- контроль содержания и качества подготовки документации УМК;
- контроль обеспеченности всех дисциплин учебного плана специальности учебно-методическими комплексами.
С этой целью:- в повестку дня заседаний Методического совета вносятся вопросы по обсуждению УМК по дисциплинам, прошедшим апробацию в учебном процессе;
- по результатам обсуждения принимается решение о содержании и качестве подготовки УМК по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки студентов по специальностям, даются рекомендации по совершенствованию разработанного УМК.
I. Состав учебно-методического комплекса учебной дисциплины
Для создания совершенного учебно-методического комплекса учебной дисциплины знание его компонентного состава имеет важное значение во многих отношениях. Объективно установленный состав УМК позволяет понять его структурное строение, более полно выявить и систематизировать его содержание и сформулировать требования к его созданию.
Прежде всего, определимся, что под составом УМК понимаются все те его структурные компоненты, из которых он слагается как целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по ученым дисциплинам.
Реальный образовательный процесс проходит в динамике и в современной дидактике и понимается как взаимодействие деятельности и преподавателей, и обучаемых, направленное на достижение учебных целей, задач обучения, воспитания и развития, на формирование знаний, умений, навыков.
Для решения вопроса о составе УМК необходимо использовать деятельностный подход, позволяющий с позиций деятельности преподавателя объективно выявить и установить все составные компоненты УМК. Такой подход предполагает проведение структурно-функционального анализа деятельности преподавателя в пределах учебного занятия. Можно выделить три этапа в работе над созданием учебно-методического комплекса: подготовительный, основной, заключительный.
Функциональное назначение подготовительного этапа деятельности преподавателя состоит в проектировании содержания и целей образовательного процесса, его результатов и технологии их достижения на предстоящем учебном занятии. На подготовительном этапе деятельности преподаватель последовательно решает следующие профессионально-типовые задачи:
- определяет содержание образования для данного учебного занятия;
- осмысливает и конкретизирует цели обучения, воспитание и развития, которые необходимо достичь на этом учебном занятии; структурирует содержание образования, выделяет в нем основные дидактические единицы учебной информации, подлежащие усвоению;
- составляет план учебного занятия;
- подготавливает необходимое материально-техническое оснащение образовательного процесса.
Для решения этих задач преподавателю необходима нормативная и учебно-методическая документация (ГОСТы, учебная программа, календарно-тематический план, план занятия).
Такая документация и является одним из основных компонентов УМК.
Второй этап деятельности следует рассматривать как основной.
Его функциональное назначение состоит в реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формировании у них знаний, умений, навыков. На этом этапе деятельности задачи преподавателя заключаются в том, чтобы сообщить студентам учебную информацию, организовать их учебно-познавательную деятельность и обеспечить усвоение ими основных дидактических единиц учебной информации на необходимых уровнях.
Для решения этих задач необходимы средства обучения.
Одним из основополагающих условий эффективности преподавательской деятельности являются контроль ее реализации с целью установления соответствия достигнутых результатов заданным критериям и принятие необходимых решений. Для обеспечения преподавателя и студентов своевременной и объективной контрольной информацией.
На основе приведенного выше структурно-функционального анализа деятельности преподавателя можно следующим образом охарактеризовать состав УМК учебной дисциплины.
УМК как целое состоит из трех компонентов. В состав УМК в качестве его структурных компонентов входят: нормативная и учебно-методическая документация средства обучения и средства контроля.
II. Содержание УМК учебной дисциплины
1. Нормативная и учебно-методическая документация. Содержание этого компонента УМК слагается из совокупности нормативных и учебно-методических документов, регламентирующих образовательный процесс по подготовке специалиста той или иной области по соответствующей учебной дисциплине. В них входят:
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности задают необходимое минимальное содержание и уровень подготовки выпускников по соответствующим дисциплинам; вводятся такими понятиями, как «иметь представление», «знать», «уметь», «иметь навыки», определяются обязательным набором дидактических единиц.
Перечень оборудования кабинета и (или) лаборатории документ, включающий рекомендательный набор современного оборудования и ТСО для обеспечения качественной реализации образовательного процесса по учебной дисциплине.
Рабочая учебная программа учебно-методический документ, в котором в соответствии с ГОСТом определены содержание обучения, последовательность и наиболее целесообразные способы его усвоения студентами.
План учебного занятия (технологическая карта занятия) учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них практических знаний, умений и навыков.
2. Средства обучения.
В них входят:
Учебно-методическая литература:
учебная литература:
перечень учебников, учебных пособий, справочников каталогов, альбомов; тексты лекций;
образцы производственной документации (технической технологической, нормативной и др.) в зависимости от профиля специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в колледже;
методическая литература:
частные методики изучения дисциплин. Они определяют место соответствующей учебной дисциплины в общей системе дисциплин учебного плана, ее основные учебно-воспитательные задачи и роль в подготовке специалистов конкретной специальности, раскрывают современные методы, средства и наиболее рациональные формы организации учебных занятий по данной дисциплине;
методические рекомендации освещают актуальные обще методические вопросы и вопросы конкретной методики преподавания учебной дисциплины, предлагают порядок, последовательность и технологию работы преподавателей по подготовке к учебным занятиям. Методические разработки подробно излагают вопросы изучения отдельных, как правило, наиболее сложных для изучения тем учебных программ, сценарии проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;
методические и (или) инструктивно-практические указания чаще разрабатывают по лабораторно-практическим работам и практикам, проведение которых предполагает соблюдение определенных мер предосторожности.
Учебно-наглядные пособия:
перечень изобразительных пособий (плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы);
перечень натуральных пособий (приборы, механизмы, инструменты, детали, материалы, минералы, гербарии, модели, макеты, разрезы, муляжи);
раздаточный дидактический материал учебные карточки-задания логические структуры, дидактические материалы для выполнения самостоятельных, лабораторных и практических работ и курсовых проектов, заданий для проектирования изделий и технологических процессов, развивающих у студентов творческое мышление в конструкторской, технологической и экономической областях;
перечень технических средств обучения (аудиовизуальные технические средства, технические средства программированного обучения, тренажеры, компьютерные средства обучения).
3. Средства контроля.
Система средств контроля должна быть рассчитана на обеспечение объективного контроля над ходом усвоения студентами учебного материала на четырех уровнях, регламентированных ГОС СПО. Создаются средства контроля и с учетом того, для каких форм проверки они предназначаются (устной, письменной, практической). Создание средств контроля обусловлено и видами контроля, при проверке которых эти средства будут использованы. В настоящее время по учебным дисциплинам применяются следующие виды контроля:
входной;
текущий;
рубежный;
итоговый.
Средства контроля на бумажном носителе контрольные вопросы, тесты, контрольные работы, кроссворды, зачетные задания и по курсовым работам, экзаменационные билеты и др.
Особую ценность представляют вопросы продуктивного характера, включающие объяснения, обоснования и решения практических задач. Ценно, когда вопросы разрабатываются не для одного отдельно взятого занятия, а сразу на все формы учебных занятий в пределах учебной темы, раздела и рассчитываются на различные уровни усвоения учебного материала, последовательную активизацию мышления студентов.
Педагогические тесты подразделяются на:
тесты первого уровня (выборочные): тесты опознания, различения, соотнесения;
тесты второго уровня: тесты-подставки, конструктивные тесты, тесты-процессы;
тесты третьего уровня: тесты-задачи, тесты-процессы.
Говоря о технических средствах контроля, необходимо особо подчеркнуть необходимость разработки и использования по каждой учебной дисциплине целостной компьютерной контролирующей программы, охватывающей весь «дидактический маршрут» изучения дисциплины от первого учебного занятия до экзамена включительно.
В заключение необходимо подчеркнуть, что для радикального повышения качества и результативности образовательного процесса содержание УМК учебной дисциплины необходимо целенаправленно совершенствовать по всем трем его составным компонентом, включая нормативную и учебно-методическую документацию, средства обучения и средства контроля.