Конспект по познанию мира. Вода. Свойства воды (2 класс)
Диевская средняя школа
Аулиекольского района
Костанайской области
Учитель начальных классов
Малышева Т. И.
Тема урока: Вода и её свойства
Тип урока: изучение новых знаний.
Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения основных свойств воды, три состояния воды; способствовать развитию умения критически мыслить, самостоятельно обучаться, работать в группе.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.
Коммуникативные: воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, вступать в беседу на уроке.
Личностные: осознают необходимость охраны природы, всего живого и неживого.
Оборудование урока:
Набор лабораторного оборудования: стаканы, блюдце, ложка.
Вещества для проведения опытов: вода, молоко, соль, сахар, песок.
Использование ИКТ.
Ход урока
.Организационный момент. Мотивация
-Один из детских поэтов сказал:
Только тот живёт как нужно,
Всё даётся лишь тому.
Кто живёт согласно, дружно
С постоянным ПОЧЕМУ?
-А вы являетесь почемучками? Тогда этот урок посвящается вам.
Проверка домашнего задания
- Что вы проходили на прошлом уроке?
- Чтобы повторить тему прошлого урока достаньте листочки и ручки, сейчас у нас будет небольшой тест.
- Я вам буду читать высказывания, вам нужно будет поставить +/-, в зависимости от того согласны ли вы с ним. То есть, если вы согласны, то ставите +, если нет, то -. Поднимите руку, если у кого -то есть какие то вопросы.
1. Воздух упругий и сжимаем. +
2. Воздух не имеет цвета. +
3. Воздух хорошо проводит тепло.-
4. Воздух плохо проводит тепло+.
5. Воздух голубого цвета.-
6. Воздух поддерживает горение.+7.Воздух прозрачен.+8. Без воздуха нет жизни на Земле.+9. Воздух предохраняет Землю от перегрева солнечных лучей.+10. Воздух не имеет запаха.+Критериальное оценивание. За каждый правильный ответ 1 балл.
8-10 баллов-«5»
6-8 баллов «4»
5 баллов –«3».
Введение в тему урока
А подскажет нам писатель Антуан Де Сент Экзюпери.
«… у неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ею наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она - сама жизнь. Она самое большое богатство на свете». Что это? (Вода)
Какова же будет тема нашего урока?
Приложение 1
Послушайте, пожалуйста, музыку. Какие звуки природы вы услышали? (дождь)
«Корзина идей» Что вам известно о воде?
Происходит обзор знаний о воде. Открывается первая часть темы урока «Вода…».
-Перед вами рабочий лист, запишите на верхней строчке «Вода…».
Постановка учебной задачи
Вода – это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе. Без неё нет жизни.Как вы думаете, что определяет уникальность, необычность этого вещества? (Дети затрудняются ответить) – Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим свойства воды. Посмотрите в Толковом словаре, какое значение имеет слово «свойство» (Свойство – качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-нибудь)– Чтобы изучить свойства воды, мы проведём исследование.
IV. Определение темы исследования, цели.
– Сформулируйте тему исследования (Свойства воды)– Поставьте цель исследования (Изучение свойств воды)
V. Выдвижение гипотез
– Выдвиньте гипотезы исследования, начните со слов «Мы предполагаем, что вода обладает свойством …(Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске)
VI. Определение методов исследования
– Какими методами исследования можем воспользоваться? (Наблюдение, эксперимент)
VII. Ознакомление с планом исследования
– Посмотрите на план исследования, подходит ли он нам? (План напечатан на доске)
1. Проведение опыта.2. Формулирование вывода3. Отчёт о результатах исследования
Свойства воды. Есть
(да) Нет
бесцветна прозрачна Запах, вкус имеет ли форму текучесть растворитель Физминутка.
Приплыли тучки дождевые: (руки через стороны вверх, потянуться)
Лей, дождик, лей (2 хлопка над головой)
Дождинки пляшут, как живые - пей, земля, пей! (три притопа)
И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт! (наклоны вправо-влево)
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт (хлопки)
Работа по изучению новой темы. Работа в парах.
Самостоятельное определение очевидных свойств воды и заполнение данной таблицы. Учитель на постере или на доске заполняет аналогичную таблицу.
Опыт по определению «Вода-растворитель» организуется учителем одновременно в парах, нос разными веществами.
На столе у 1 пары – соль, у второй группы – сахар, у третьей – песок.
1 пара: Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её.
2 пара: Возьмите стакан с водой. Насыпьте сахар и размешайте его.
3 пара: Возьмите стакан с водой. Насыпьте в него песок и размешайте его.
Каждая группа проследит, что произошло и расскажет о своих наблюдениях.
(1 пара кристаллы соли становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут)
2 пара (Сахар тоже растворился в воде)
- А что же произошло с песком? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)
– Но исчезли ли соль и сахар? (Нет, они растворились.)
- А что произошло с песком? (он не растворился, а осел на дно)
- Итак, какой мы с вами сделали вывод? (что вода – растворитель) Отметим знаком + это свойство. Но вы всегда должны помнить, что вода растворяет не только сахар и поваренную соль, но и другие соли и вещества, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Внимание! Если вы не знаете, чист ли источник, пить из него воду нельзя!
– Как очистить воду от нерастворимых веществ? (С помощью фильтра.)
–Что такое фильтрование? (Очистка воды от нерастворимых примесей.)
Проведем опыт Фильтрование воды
Возьмите стакан, поставьте в него воронку, в воронку положите фильтр. Аккуратно вливаем в фильтр воду с грязной водой. Проследите, что получилось? (вода капает более чистая)
– Почему родниковая вода чистая? (Она проходит сквозь Последний опыт я хочу вам показать сама. Вы будьте внимательны и постарайтесь сделать самостоятельно вывод.
Протираю губкой школьную доску. Через некоторое время доска высохла. Куда делась вода?
Вода испарилась. Это свойство воды широко используется главным образом в быту.
– Летом вывешивают мокрое выстиранное бельё. Что происходит с бельём? (Оно через некоторое время становится сухим.)
Значит вода может быть не только в жидком состоянии, но и в газообразном и твердом.
Задание. Распределить картинки по группам: сосулька, туман, пар, снег, лед, иней.
Приложение2Задание. Внимательно посмотрите фильм «Три состояния воды»,попробуйте назвать как можно больше фактов о воде из просмотренного фильма.
Подведение итогов
– О каких удивительных свойствах воды вы узнали?
Вода – жидкость: без цвета, без вкуса, без запаха, текучая, прозрачная, не имеет формы, испаряется.Вода растворяет соль и сахар, но не растворяет песок.
– Какое свойство воды вы используете, когда моете руки, посуду? (Вода необходима не только для питья и приготовления пищи, но и для поддержания чистоты нашего тела, посуды, одежды, жилища.)
Итоговая рефлексия учебной деятельности.
Синквейн «Вода»
Какая? Прозрачная, чистая
Что делает?течет, поит, моет
Придумайте предложение со словом «Вода»
Назовите слово ассоциацию. Жизнь
Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке?
Задание на дом индивидуально.
1 уровень. Прочитать по учебнику с 48-51
2.Прочитать и рассказать родителям о свойствах
3. Составить 5 вопросов одноклассникам по теме