Статья по теме: Проблемное обучение как механизм реализации системно — деятельностного подхода
Проблемное обучение как механизм реализации
системно - деятельностного подхода
Т.А.Федорова
В настоящее время происходит переход образования на принципиально новую концепцию развития. Теперь во главу угла поставлен человек с его трудностями и особенностями, талантами и индивидуальностью.
Таким образом, идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде.
Кризис нашего образования заключается в обнищании души при обогащении информацией. Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений эти знания применять на практике.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно – деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.
В.В. Давыдов, который разрабатывал положения деятельностного подхода к обучению, отмечал, что:
конечной целью обучения является формирование способа действий;
способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью;
механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками.
Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. Но для математиков так было всегда. Такое обучение встроено в наш предмет. Так что, по сути, ФГОС проецирует методы обучения математике на остальные предметы. ФГОС делает попытку выйти из ловушки «специализации», в которой оказалось наше математическое образование. Чем лучше мы учим детей решать конкретные уравнения, чем больше даем им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые. Ученики пасуют перед новым. Эту проблему можно решить, если формировать универсальные учебные действия. Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели.
Рассмотрим один из ключевые моментов старых и новых ФГОС.
Старые ФГОС
Новые ФГОС
Учитель, работающий по старым стандартам, всегда держит дистанцию с учениками. Чаще всего его роль сводится лишь к тому, чтобы начитать учебный материал и проверить, насколько точно дети его выучили.
Теперь учитель одновременно и играющий тренер и судья. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включить в работу каждого.
Мотивировать школьников к самостоятельному изучению темы, корректировать их действия, найти способы включить в работу каждого помогает применение на уроках проблемного обучения. Я применяю проблемное обучение как обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Для успешной подготовки учащихся к овладению новым материалом провожу самостоятельные работы, организуемые при создании проблемной ситуации и раскрытии перспективы предстоящей учебной работы. Основное значение подобных работ - открыть или усвоить некоторые субъективно новые, ранее неизвестные знания или способы действия, являющиеся предметом поиска, без открытия которых выполнение всего задания становится невозможным. Для создания перед учащимися проблемной ситуации предлагаю такое практическое или теоретическое задание, при котором усваиваемые знания занимают место неизвестного, необходимого для правильного выполнения задания.
Достигается это в том случае, если учащиеся на собственном опыте, в процессе самостоятельной работы, убеждаются в необходимости овладения тем или иным материалом. В процессе выполнения практического задания, основанного на воспроизведении ранее усвоенных знаний, у учащихся вдруг возникает противоречие между этим опытом и новыми фактами и явлениями. Столкнувшись с трудностью и убедившись, что только на основе имеющихся у него знаний разрешить возникшую проблему, он не в состоянии, ученик стремится к поиску ответа, появляется внутренняя потребность объяснить непонятное, а отсюда и интерес к овладению новым материалом, желание достичь цели. В результате самостоятельных размышлений учащиеся прибегают к разного рода логическим операциям, у них развивается способность к анализу, синтезу, их умственный труд протекает с максимальным напряжением. Образуются многообразные связи, что и характеризует высокий уровень умственной деятельности, способствующий оптимальному усвоению нового материала.
При изучении новой темы также практикую проведение уроков с использованием самостоятельной работы по материалу, который не объясняли. Предварительно дома ученики изучают заданный пункт учебника по определённому плану. Затем урок начинается с чтения по фразам параграфа – учащиеся обсуждают его смысл, отвечают на вопросы, доказывают знание темы. При проведении уроков изучения новой темы я вовлекаю учеников в работу, в творческий поиск через воспроизведение в памяти ранее изученного материала, так как в ранее полученных знаниях всегда имеется родственное, связывающее пройденное со вновь усваиваемым.
Для успешной подготовки учащихся к овладению новым материалом повожу самостоятельные работы, организуемые при создании проблемной ситуации и раскрытии перспективы предстоящей учебной работы.
Используя проблемное обучение, провожу четыре типа уроков на основании метода обучения и соответственной деятельности учителя:
проблемное изложение;
эвристическая беседа;
частично-поисковый;
урок исследование;
Эвристические беседы провожу посредством решения одной или нескольких задач проблемного характера.
Использую следующие виды деятельности, подготавливающие учеников к участию в эвристических беседах:
Индивидуальное самообучение – ученики выполняют ту или иную самостоятельную работу (с изучаемыми объектами, учебником, решение задач, исследовательская работа) и потом составляют письменные сообщения по ее результатам.
Парное взаимообучение – ученики в стабильных парах (соседи за одной партой) либо в парах сменного состава (ученики в течение урока меняются местами по типу конвейера) объясняют друг другу какой либо вопрос, оценивают результаты товарища.
Групповая работа по общей теме. Обучение внутри группы. Ученики, объединенные в группы, взаимодействуют внутри них: объясняют новый материал, обсуждают его, оценивают свою деятельность, проводят фрагмент занятий.
Взаимообучение групп. Группы, занимающиеся разными проблемами или видами деятельности, временно объединяются, чтобы поделиться опытом, информацией, проблемами.
Ученик вместо учителя. Один или двое учеников обучают весь класс, ведут урок, проводят лекцию или другое занятие.
Частично-поисковый или исследовательский уроки провожу как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний учащихся.
После постановки учебных задач учащиеся сами ищут правильное решение и делают выводы, выполняют самостоятельные работы, устанавливают те или иные закономерности, мотивируют свои действия, систематизируют и творчески применяют полученные знания, используют их в практической деятельности и устных ответах. Уроки такого типа провожу с использованием дидактических игр.
Исследовательский метод предполагает организацию и творческую перестройку уже имеющихся представлений или исходных познавательных ориентиров. Исследование включает все этапы поисковой деятельности: поиск и обнаружение проблемы; в случае необходимости знакомство с дополнительными источниками и составление плана поиска, наблюдение, обдумывание, рассуждение, доказательство. Исследовательский метод в некоторых случаях требует от учащихся использование разнообразных источников. Помимо изложения учителя, текста учебника учащиеся обращаются к дополнительной литературе, периодической печати, документам.
Исследовательские задания, предлагаемые мной, предполагают полный цикл самостоятельных, учебно-познавательных действий школьников:
сбор информации и её анализ;
осмысление предмета исследования;
постановка учебной проблемы и её решение;
проверка решения;
применение новых знаний.
При использовании проблем в качестве средства создания проблемных ситуаций на уроке учитываю следующие аспекты:
при построении проблемных уроков соблюдаю дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы;
планируя уроки, выбираю наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения;
учебная проблема должна заинтересовать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью;
на уроке уделяю большое внимание эмоциональному состоянию ученика при разрешении учебных проблем, выясняю причины затруднений в разрешении проблемных ситуаций и оказываю своевременную помощь.
Применение системно–деятельностного подхода позволяет воспитывать и развивать качества личности, соответствующих требованиям современности, коими являются гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность, индивидуализация. В результате этой деятельности, обучающийся чувствует себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Литература:
1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычные и совсем необычные уроки/ С.В. Кульневич- Ростов на Дону: Учитель, 2005 г.
2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок- Ростов на Дону:
Учитель, 2006 г.
3.Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников-Уфа,2004г.