Работа над техникой в классе фортепиано с младшими школьниками


Работа над техникой в классе фортепиано с младшими школьниками
Работа над музыкальным произведением является основной обучения игре на фортепиано, и, кроме того, представляет собой целостный единый и сложный процесс, который включает в себя множество задач. Проблемы звучания и фразировки, ритма, педализации, аппликатуры, в целом – о выразительности  исполнения, исполнительской технике, то есть об использовании комплекта средств, необходимых для воплощения художественного образа. Всё это немыслимо вне соответствующих игровых движений, то есть теснейшим образом связано с развитием техники. Пианистические способности включают в себя не только виртуозную одаренность, но способность музыканта наиболее ярко раскрывать свои художественные замыслы средствами именно фортепиано - исполнительного искусства. Такие необходимые компоненты  музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а также  слуховое развитие, теснейшим образом связаны с процессом технического развития учащегося.
Г. Нейгауз настаивал на том, чтобы музыкальное развитие предшествовало  техническому или, по крайней  мере, шло с ним непрерывно, рука об руку. Известно, что к числу главных недостатков в техническом развитии пианиста относится зажатость, скованность аппарата. Одна из причин зажатости заключается в искусственности игровых приёмов, не увязанных с музыкальными задачами. Поэтому, основная цель технического развития – обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу.  Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально- звукового представления с игровым приёмом, следует в той или иной степени развивать следующие принципы:
1. Гибкость и пластичность аппарата.
2.Связь и взаимосвязь всех его участков при ведущих и активных пальцах.
3. Целесообразность и экономия движений.
4. Управляемость техническим процессом
5. Звуковой результат (как необходимый итог).
    Без использования этих принципов развития будет чрезвычайно затруднительно.
   Само слово «техника» происходит от греческого слова  techne, которое означает «искусство», «мастерство».
    Нужно  ли музыканту - исполнителю для развития техники прибегать к специальным упражнениям? Этот вопрос разрешался педагогами по-разному. В настоящее время технические упражнения стали не применяемой частью фортепианной школы. Сегодня  имеется обширный материал упражнений для учащихся всех ступеней обучения. Технические упражнения общепризнанны, как хорошее средство для достижения и сохранения фортепианной техники на должном уровне.
      В педагогической практике используются различные виды упражнений. Особенно большое внимание уделяется гаммам, арпеджио и аккордам. Значение гаммы в том, что они развивают ученика в музыкальном отношении – дают более прочное знание мажорно - минорной системы, воспитывают чувство ладотональности, дают возможность приобрести целый ряд навыков, необходимых для воспроизведения более сложных видов фактуры; но помимо этого, следует использовать упражнения, которые помогают ученику преодолевать конкретные трудности.
     Начинать следует с наиболее простых – связывания двух-трех соседних звуков с тем, чтобы постепенно дойти до исполнения пяти звуков. Играть их полезно в различных октавах, правой, левой рукой, что способствует лучшей координации движений и руки, развивает необходимую свободу игры и ориентировку на клавиатуре.
      Такие упражнения следует использовать не только в первые месяцы обучения, но и на протяжении всего пребывания ученика в младших и средних классах школы. При этом необходимо всё время варьировать упражнения и добиваться лучшего качества их исполнения – большей ровности, чёткости, увеличения темпа.
     Полезно создавать упражнения, способствующие преодолению той или иной трудности в произведении.
   Способы построения упражнений:
- многократное повторение мотива на одном  месте или с перенесением руки по октавам с паузами между повторами;
- повторение, но с движением мелодии и в обратную сторону;
- беспрерывное повторение мелодий, используя движения вверх и вниз.
- образование секвенций из выделяемого элемента.
     Несколько методов Ф. Глопена для разучивания трудных, технических мест:
1) стаккато, ff (для достижения нужной энергии удара)
2) стаккато, pp (для достижения  чувствительности и мягкости)
3) легато, высоко поднимая пальцы (для достижения подвижности пальцев).
     Карл Черни в своей «Полной теоретической и практической школе» советует играть гаммы и упражнения обязательно ff и pp, с крещендо и диминуэндо, стремясь достичь самого быстрого темпа, который только доступен ученику.
     Особенно важно, чтобы ученик ясно понял цель упражнений и ту пользу, какую они могут принести, чтобы он максимально сосредоточился на выполнении требуемой задачи и следил за качеством звучания.
     При работе над упражнениями крайне важна точность заданий и систематичность их проверки.
   О необходимости кратких ежедневных упражнений говорил и замечательный представитель русского пианизма К. Игумнов.
    Упражнения, как бы вводят ученика в правильное пианистическое самочувствие и способствуют выработке гибкости, подвижности, выразительности т чуткости пианистического аппарата.
     К.Н. Игумнов своим ученикам постоянно рекомендовал играть некоторые упражнения Сафонова, Брамса, Йозефи  и других. Из этих упражнений особого внимания заслуживают упражнения на растяжение,  беззвучную подмену пальцев и хорошее ощущение клавиатуры.  Заслуживают также внимание отдельные упражнения  Таузига, Местнера, Клементи, с помощью которых развивается беглость и «разъединенность» пальцев, ровность и мягкость туше, полнота звучания.  Следует запомнить известное правило Сафонова: «Играй всегда так, чтобы пальцы твои шли за головой, а не голова за пальцами». Пути развития пианиста в двигательном отношении, как и во всех других, индивидуальны. «То, что хорошо одному может оказаться негодным для другого». Но в индивидуальном всегда есть общее. Это - особые закономерности ритма, лежащие в основе всякого движения и позволяющие судить о правильности или неправильности того или иного движения.
     Для применения можно использовать сборники упражнений, сообразуясь с потребностью того или иного ученика: для детей – из «Подготовительных упражнений к различным видам фортепианной техники». Е. Гнесиной, для более подвинутых учеников из «160 восьмитактовых упражнений» ор. 821 К. Черни, «Новой формулы» В. Сафонова, упражнений А. Корто, М. Лонг. Для расширения и обновления педагогического репертуара на начальном этапе обучения, а также в качестве дополнительного материала к имеющимся школам и пособиям создан сборник 50 упражнений для беглости пальцев Т. Симоновой «Скороговорки для фортепиано» доступность, знакомство с новыми музыкальными образами и техническими комбинациями – характерная черта данного сборника.
    Нельзя обойти стороной и упражнения Ш. Гапона. Поскольку они, в свою очередь, содержат материал разной трудности. Но как полезное сделать ещё и интересным?  Проявить фантазию: варьировать штрихи, ритм, не забывать о динамических нюансах, экспериментировать с тембровыми красками. Словом, не играть механически: следить за двигательными ощущениями и контролировать слухом художественный результат. В результате игра гамм, арпеджио и упражнений станет для ученика занятием несравненно более полезным и к тому же по- настоящему увлекательным.