Методическая разработка урока: Р.Раскольников, его теория «сильной личности» и её опровержение в романе Преступление и наказание

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Поволжский строительно-энергетический колледж им. П.Мачнева»







Методическая разработка открытого урока


Р.Раскольников, его теория «сильной личности» и её опровержение в романе
(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)











Преподаватель русского языка и литературы:
Лопатина Ольга Михайловна





Самара 2016


Урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Р.Раскольников, его теория «сильной личности» и её опровержение в романе

Тип урока: обобщение изученного материала
Цели урока: 
1. Обобщить и закрепить учебный материал, полученный учащимися в ходе изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
2. Разобраться в сути теории Раскольникова, в ведущих мотивах преступления, уяснить ошибочность «идеи» главного героя романа и ее пагубные последствия.
3. Проанализировать причины возникновения теории Раскольникова; раскрыть суть теории Раскольникова; дать ей оценку
4. Развивать умения работать с текстом художественного произведения, с критической литературой по теме, развивать монологическую речь учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации, схемы, диаграммы, тексты романа Достоевского


Ход урока

I. Вступительное слово преподавателя
Прочитав роман «Преступление и наказание», мы приходим к выводу о том, что Раскольников стал жертвой собственной идеи. Что это за идея? Как она возникла? Какие причины привели Раскольникова к созданию негуманной теории? Как вы оцениваете эту теорию? Какую оценку дает ей Достоевский?
На эти вопросы предстоит найти ответ на занятии.
II. Беседа
Преподаватель: Какую причину можно назвать основной в создании Раскольниковым теории, приведшей его к преступлению?
Обучающийся: Та, которая рождена социальной средой, и в первую очередь нищетой.
Преподаватель: . Что происходит с человеком, оказавшимся во власти нищеты?
Обучающийся: Она унижает достоинство человека, уязвляет его самолюбие; подавляет человека, рождает в нём комплекс неполноценности; он постоянно в плену проблем, из которых не видит выхода; он мучительно размышляет над своей жизнью, сравнивает себя с другими людьми, пытаясь объяснить причины своего неблагополучия, и начинает делать неправильные выводы; сделав неправильные выводы, человек неправильно оценивает все окружающее; личностные качества перестают быть поддержкой, утрачиваются нравственные ориентиры, и, чтобы выйти из затруднения, человек готов и способен на преступные действия.
Преподаватель: Подтвердите это примерами из романа. (Учащиеся пересказывают содержание отдельных эпизодов романа, излагают и комментируют историю семьи Мармеладовых).
Обучающийся: Мармеладов - став нищим, оскорблен тем, что не может найти работу, обеспечить семью, чувствовать себя уважаемым человеком; не найдя работы, чтобы облегчить душевные страдания, начинает пить и спивается; нищета и трудности ослабили его волю, лишили надежды; изменяется сознание Мармеладова, и он совершает то, чего раньше никогда бы не сделал - крадет вещи из дома, пускает семью по миру; и как следствие - дочь отправляет на панель и не стесняется уже жить за ее счет, на деньги, заработанные ее страшным "трудом". Это его тягчайшее нравственное преступление.
Преподаватель: Но не каждый человек, оказавшись в подобной Раскольникову ситуации, совершает преступление. Пример тому - приятель Раскольникова Разумихин. Что, помимо нужды, может подтолкнуть человека к преступлению? 
Обучающийся: Многое зависит не только от обстоятельств, но и от самого человека.
III. Работа с текстом романа.
(Комментированное чтение; составление социального и психологического портрета Раскольникова; поиск цитат, пересказ и анализ эпизодов, раскрывающих суть теории; конспектирование; составление опорного конспекта- схемы, работа с лингвистическим словарем).
Преподаватель: Каково социальное положение главного героя?
Обучающийся: Главная черта социального портрета Раскольникова - крайняя степень бедности. Сын небогатого провинциального чиновника, имеет мать, живущую на пенсию за умершего мужа в 120 рублей в год, и взрослую сестру, которая поступила гувернанткой в дом состоятельного помещика Свидригайлова, чтобы помочь брату выучиться. В настоящее время он, нищий студент, исключен из университета за неуплату. Деньги на обучение присылала мать из своей крохотной пенсии, подрабатывая вязанием, и из жалованья сестры. На жизнь этих денег не хватало, и Раскольников пытался содержать себя сам, занимаясь репетиторством, за которое платили копейки, и существенно поддержать его они не могли. Не хватало на самое необходимое, поэтому он сильно пообносился, потерял приличный вид и как следствие, работу. Изо дня в день тянулось это неблагополучие. Поэтому превратился когда-то благородный человек в "лохмотника".
Преподаватель: Означает ли это, что Раскольников оказался в безвыходном положении? И безвыходно ли оно?
Обучающийся:  Он, хоть и изможден и физически ослаблен постоянным недоеданием, мог бы зарабатывать интеллектуальным трудом, например, переводами, как Разумихин, или переписыванием бумаг.
Преподаватель: Почему бездействует? Самолюбие мешает, или есть иные причины?
(Обсуждаем вопрос: унизительно ли, стыдно ли человеку выполнять "черную" работу? Вспоминаем конкретные исторические примеры, в частности, факты биографии Некрасова).
Преподаватель: Каковы черты личности Раскольникова?
Обучающийся: Разумихин характеризует его как доброго человека; ему раскрывает трагедию своей жизни Мармеладов; дети не сторонятся его; он бескорыстно, в ущерб себе, по первому душевному порыву помогает беднякам Мармеладовым, девочке на бульваре, своему университетскому товарищу, его больному отцу; спасает на пожаре детей; разрушает свадьбу своей сестры с негодяем Лужиным; уважительно относится к Соне; его теория тоже создана из сострадания к обездоленным людям.
В нем словно два человека, противоположных друг другу; недаром он носит говорящую фамилию - Раскольников. Доброта, сострадание к обездоленным, способность бескорыстно помочь, обостренное чувство справедливости и индивидуализм, надменность, сознание превосходства над людьми, болезненное страдание из-за бедности, от которой у него развивается комплекс неполноценности. Отсюда у героя замкнутость, и желание самоутвердиться, и повышенное самомнение.
(По толковому словарю русского языка учащиеся находят значение слов "личность", "индивидуализм", "эгоизм", делают записи в тетрадях).
Преподаватель: Что происходит с Раскольниковым под влиянием нищеты?
Обучающийся: Не только собственная нищета, но и всеобщая нужда и страдания бедняков заставляет Раскольникова задуматься над устройством мира, он наблюдает окружающую жизнь людей, сочувствуя всем страдающим от жестокой действительности.
Размышляя о причинах несправедливого устройства общества, он мучительно ищет ответ на вопрос, способен ли человек разрушить привычные законы жизни или вынужден бессильно им подчиняться?
Оценивая происходящее, он делает вывод о необходимости переделать мир. Но кто способен на это? Мучающийся, страдающий обыватель не в состоянии это сделать в силу своей слабости и привычки подчиняться чужим законам. Но есть - их немного - особые люди, "владыки мира", "право имеющие", способные творить законы и преобразовывать жизнь, строить её по своим, справедливым, законам и заставить им подчиняться всех. А сопротивляющихся и мешающих - уничтожить ради великой идеи преобразования мира. Так родилась его теория, суть которой в предоставлении права избранным людям творить историю, оправдывая жертвы именем прогресса. Идея о «сильной личности» побудила Раскольникова отнести себя к необыкновенным и проверить это, совершив убийство, которое привело его к личной трагедии, к разладу со всем миром и жизнью.
IV. Презентация по теме урока. (Приложение к уроку)
V. Составление опорного конспекта- схемы теории Раскольникова
Раскольников разделил всех людей на два разряда:
I разряд: низший - обыкновенные люди - большая часть - посредственность - материал - "твари дрожащие" - законопослушные - "господа настоящего".
Их задача: быть послушными, жить сегодняшним днем - они не могут изменить мир.
II разряд : высший - необыкновенные люди - немногие, талантливые - собственно люди - "право имеющие" - создающие законы - "господа будущего". Их задача: разрушить настоящее во имя будущего - они могут улучшить, переделать мир и поэтому имеют право (и должны) уничтожить все препятствия на пути ко всеобщему благу, в том числе они имеют право на преступление, на убийство немногих, мешающих этому всеобщему счастью (имеют право разрешить себе "кровь по совести") и не считать себя преступниками, поскольку благородная цель оправдывает средства.
Оценка теории. Она античеловечна: проповедует идею сверхчеловека, природное неравенство людей; преступна по средствам достижения.
VI. Дискуссия на тему "Есть ли необыкновенные люди? От кого зависит исторический прогресс?"
VII. Задание на дом: самостоятельная письменная работа
Дайте свою оценку теории Раскольникова.
Напишите, нашла ли теория Раскольникова реальное отражение в истории человечества в ХIХ, ХХ, ХХI веках? Какие последствия для жизни на земле имело это воплощение? Какую угрозу для человечества представляет оно в наше время?
Установите сходство и различие между теорией Раскольникова и нигилизмом Базарова.

15