Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА
РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА
МАТЕМАТИКИ
Дмитрий Сергеевич Андреев
учитель математики,
информатики
и ИКТ
ГБОУ СОШ № 979 ЮАО г. Москвы
andreev
_
d
_
s
@
mail
.
ru
В статье рассматривается вопрос об использовании информационно
-
коммутативных технологий
и интерактивного оборудования на разл
ичных этапах
урока математики в
общеобразовательном учреждении, с целью увеличения
эффективности учебного процесса.
Это позволяет повысить интерес учащихся к
предмету и улучшить визуальные методы изучения.
Приведены пр
имеры этапов
урока.
Компьютер уже давно и прочно вошел в нашу жизнь. Наступило
время, когда без него нельзя представить себе и общеобразовательную
школу. Быстрое развитие компьютерных технологий и мультимедийных
средств заставляет учителей, использовать
все это многообразие на
уроках. Информационные технологии открывают доступ к различным
источникам информации, повышают эффективность самостоятельной
работы учеников, дают большие возможности для творчества учащихся и
педагога, позволяют реализовывать новые
формы и методы обучения
,
позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать
модель личностно
-
ориентированного обучения, интенсифицировать
занятия, а главное
-
совершенствовать самоподготовку обучающихся.
При организации учебного процесса инф
ормационные технологии
становятся средством активизации познавательной деятельности
учащихся и достижения ими более высоких образовательных результатов.
При этом одновременно ставится цель устранения перегрузок учащихся.
Реализация всех этих задач возможна
только при активном внедрении
современных образовательных технологий, в том числе
информационных.
Безусловно, современный компьютер и интерактивное
программно
-
методическое обеспечение требуют изменения формы
общения преподавателя и обучающегося, превращ
ая обучение в деловое
сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к
необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового
контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных
работ), повышает индивидуальность и интенс
ивность обучения.
Компьютерные технологии обучения предоставляют большие
возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся.
На уроках с использованием ИКТ, также как и на других уроках,
учителю для успешного проведения компьютерного урока прих
одится
решать следующие задачи: дидактическая (подготовка учебного
материала урока, конкретная компьютерная программа); методическая
(определить методы использования компьютера в преподавании темы,
анализ результатов
урока, постановка следующей учебной цел
и);
организационная (организовать работу, избегая перегрузки учащихся и
нерациональной траты времени); учебная (выработать и закрепить у
учащихся знания по рассматриваемой теме, умения и навыки работы с
предложенной программой).
Как показывает опыт, уроки
с применением компьютерных систем
не заменяют учителя, а наоборот, делают общение ученика с учителем
более содержательным, индивидуальным
и деятельным. Использование
на уроках математики экономит время, повышает эффективность учебно
-
познавательного процес
са.
Рассмотрим примеры использования ИКТ на отдельных этапах
урока.
При фронтальной работе на уроке возможности компьютера очень
велики
.
Все средства обучения, рассчитанные на фронтальную работу в
классе, можно сочетать с применением компьютера:
-
проверку
и самопроверку диктанта либо домашней работы можно
быстро сделать, показав ответы на экране;
-
во время работы по изучению нового материала с помощью
компьютера можно показывать грамотное оформление задачи;
-
во время подготовки к самостоятельной работе и при ее
проведении также можно использовать компьютер; показать на экране
образцы решения задач
При закреплени
и нового материала на экране
можно показать
слайды
, не относящиеся к уроку математики или конкретной теме, п
ри
этом у учащихся возникает вопрос: "Какое отношение они имеют к
уроку?". Далее учитель обговаривает с учащимися применения данной
темы в других областях науки (
история, физиология астрономия). По
сле
этого учащиеся зачитывают приготовленные сообщения на данную тему.
2 этап
Устная работа
.
При изучении в разделе геометрии
вертикальные, смежные углы, на экран можно вывести задачи устного
характера. Можно провести фронтальный опрос по геометрии, показы
вая
перечень вопросов на экране.
В 5
-
6 классах задания для устного счета и
разминки.
3 этап
-
П
рактический
.
Учащиеся по желанию у доски остальные в тетрадях
возводят
трехчлен в квадрат
, заранее приготовленны
й
на доске, поясняя решение
по мере выполнения задания.
4 этап
-
Р
азвивающий.
Учащиеся под руководством учителя проговаривают этапы
решения следующего задания
(
аналогичного первому)
.
Решение данного примера сопровождается показом слайд
а
5 этап. Подведение итогов урока и оцени
вание ответов
обучающихся.
6 этап. Домашнее задание
показано на экране
и подобрано с
учетом дифференцированного подхода к знаниям учащихся. Учитель
сделал комментарий по выполнению домашнего задания. В конце урока
ребята поделились своими мнениями об уроке
и изъявили желание
продолжить работу в созданных группах по подбору материала к урокам,
созданию презентаций.
Значительный арсенал геометрических образов, создаваемых
компьютером, оказывает существенное влияние на развитие
геометрического мышления учащихс
я
.
Интерактивные средства обучения нового поколения объединяют в
себе все преимущества современных компьютерных технологий: выводят
процесс обучения на качественно новый уровень;
соответствуют тому
способу восприятия информации, которым
отличается новое поколение
школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у
которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной
информации и зрительной стимуляции;
компьютерных наглядных
материалов и обучающих ресурсов по любой те
ме можно найти великое
множеств
о и использовать их многократно;
не нужно беспокоиться за
сохранность бумажных карт, плакатов и т.п., в них просто отпадает
необходимость;
помогают избавить преподавателей от рут
ины и
освобождают время для творческой работы;
учитель получает
возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией
–
выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и
перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации,
выд
елять важные моменты цветными пометками, работать с любыми
компьютерными программами,
и все это прямо с доски, не теряя
визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру;
благодаря нагляднос
ти и интерактивности, класс вовлекается в активную
работу, о
бостряется восприятие,
повышается концентрация внимания,
улучшается понимание и запоминание материала;
в
сю проведенную в
ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками,
можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа,
в том числе и виде видеозаписи;
существенно повышается
уровень
компьютерной компетенции учителей.
Соединение информационных технологий и инновационных
педагогических методик способно повысить эффективность и качество
образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к
уровням и особенностям
развития обучающихся, что является одним из
основных принципов государственной политики в области образования.