Методика работы над словарными словами в начальных классах
«Работа над словарными словами в начальной школе.»
Работая над проблемой «Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроке» я предлагаю разработанную мною методику работы над словарными словами. Словарные слова очень трудная тема. Написание этих слов надо заучивать наизусть. Но это для детей очень скучно и неинтересно. Никакого результата такая работа не даёт. Существует очень много занимательного грамматического материала , чтобы расширить и закрепить у школьников знания по русскому языку, но заданий со словарными словами , так называемыми трудными, очень мало. В учебнике слова предоставлены только для механического запоминания. Я считаю и поддерживаю мнение методиста начального обучения Н.Ф.Бунакова «Введение элемента занимательности на уроке – это главное орудие начальной школы, которым можно действовать как на умственное, так и на нравственное развитие учащихся, развивать их мысль и любознательность».
Методика очень проста и заключается в многоразовой диктовке этих слов, но в занимательной форме. Я уже несколько лет применяю её, результаты мне очень нравятся , т.к. в диктантах, в предложениях, в сочинениях и изложениях, где встречаются эти слова учащиеся практически не делают в них ошибки.
Подготовительным этапом является деление всех словарных слов по темам. Это может сделать каждый учитель.
Темы такие: «растения»(берёза, ромашка, капуста, ягода, сирень, пшеница, картофель) «животные»(заяц, медведь, корова, сорока, собака, верблюд), «школьные принадлежности»( тетрадь, пенал), «одежда»( платок, одежда, сапог) и т.д. Слова отбираю из словарика «Пиши правильно» из учебника по классам. Со второго класса завожу отдельные тетради под названием «Тетрадь секретов». Что мы с ребятами там делаем. Сначала на уроке знакомимся со всеми словами по теме, например, «животные». Записываем их в тетрадь, составляем сними предложения, а затем дети рисуют или наклеивают картинку этого слова. Дальше идёт этап разучивания этих слов. Сюда включаю всевозможные упражнения и игры. Примерно десять дней подряд на каждом уроке русского языка разучиваем по одному слову:
игра «Да, нет». Учитель загадывает слово из изучаемой темы ( слово из тетради секретов) и предлагает отгадать при помощи вопросов.
Вопросы задают учащиеся, учитель может отвечать только да или нет Вопросы такие:
- В этом слове .. (1,2,3) слога?
- ... (первый, второй или третий ) слог ударный?
- ударная буква (а, о, е, и) ?
- безударная буква (а, о, е, и) ?
- я могу её проверить?
Дальше без труда ребята отгадывают это слово, устно составляют предложения, самое лучшее по их же мнению записываем на доске под диктовку и объясняем правописание.
Второй вид заданий – это ответ учащихся на вопрос словарным словом. Учитель спрашивает:
- Что людям даёт корова? ( молоко)
- Кто живёт в лесу? (медведь)
- Кто живёт в конуре? ( собака)
- Кто следит за чистотой в классе?( дежурный)
Дети записывают слова цепочкой в тетради через запятую.
правильно ли получилось слово, кто из ребят сел правильно, а кто неправильно.
Загадки загадывает учитель, а ребята записывают только отгадки.
Без рук, без ног
А рисовать умеет. ( Мороз)
Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец)
В данное предложение вставить пропущенные словарные слова. Кто быстрее справится с заданием.
В лесу живут м.. (медведи) и з. (зайцы).
Столица нашей родины А.. (Астана).
Игра «Первый слог потерялся». Учитель предлагает карточки со словами в которые надо вставить первый слог.
рока, ..рова,..рёза, .машка, ..бака.
Игра «Цепочка» на основе детской игры «Города».
Берёза, автобус, спасибо, орех, хорошо, огурец.
Ромашка, Астана, аптека, арбуз, завод, девочка, акын, народ. Работа в парах.
8. Элемент методики КСО. Каждый ребёнок получает карточку со словарными словами. Слова диктуют по очереди друг другу, проверяют друг у друга и ставят на полях отметку. Когда я проверяю тетради, записываю согласна я или нет с их отметкой.
9.В завершении игра « Чепуха», на основе детской давно забытой игры, где используется многоразовая диктовка. Вся работа выполняется на больших листах. Первый раз дети списывают с доски словарные слова по теме, подчёркивая букву которую надо запомнить, и листик заворачивают. Второй раз списывают эти же слова , но уже учитель стёр буквы в этих словах, которые надо запомнить. Ребята восстанавливают слова и листик опять заворачивают. Третий раз учитель стирает слог с запоминаемой буквой. Дети по памяти восстанавливают слова , записывают и листик заворачивают. Четвёртый раз учитель стирает полностью слова, дети полностью по памяти восстанавливают ряд этих же слов, записывают и листик заворачивают. Получается своеобразная трубочка. Проверяю последний результат и ставлю отметку. Ошибок практически нет. И детям интересно. Вот такие игры и упражнения я предлагаю коллегам
Ещё хочу представить вашему вниманию две игры, придуманные мною. Игра «Морфемы» и «Фонемы».
Игра «Морфемы» основная цель которой: научить учащихся находить составные части слова: корень, окончание, суффикс, приставку.
Описание игры:
учитель раздаёт карточки со знаками на состав слова: ^,¬,
·,
·.
Ребята получившие карточки выходят к доске со словами, соответствующими карточкам:
Корень в слове самый главный
Значит я король всеславный
Приставка – царица,
Корню старшая сестрица.
Суффикс корню младший брат,
Знает это стар и млад.
Окончание – девица в слове младшая сестрица.
Учитель высыпает на стол разрезанное на части слово со словами: - Азбука бежала и слово потеряла.
Ребята ищут свои части слова и становятся перед всем классом , раскрывая свои карточки. Остальные читают и исправляют ошибки правильно ли получилось слово и правильно каждый ребёнок нашёл свою часть. Получают отметки.
Игра «Фонемы». Цель игры : Научить слышать звуки и обозначать их буквами.
Описание игры: детям раздаёт учитель карточки со звуками, самыми различными. Выбирается среди детей водитель: поезда, корабля, такси. Учитель вывешивает карточку со словом , звуки которого должны сесть в «транспорт». «Водитель» продвигается между рядами, а дети, у которых есть звуки этого слова сзади цепляются за плечи, т.е. садятся в воображаемый транспорт, но по порядку звуков. Дальше водитель делает остановку и ребята , севшие в транспорт открывают свои карточки со звуками. Остальные проверяют
.
15