Статья по русскому языку на тему Лексико-орфографическая работа над словарными словами в начальных классах (1-4 классы)
Лексико-орфографическая работа над словарными словами в начальных классах
Татьяна Петровна Курилова, учитель начальных классов
МКОУ Совхозной СОШ Семилукского района
Воронежской области
Основной задачей современной школы является развитие речи детей. Лексико-орфографическая работа в начальных классах на уроках русского языка над словарными словами имеет большое значение. Она способствует осознанию значения словарных слов и правильности их использования в речевой практике, а так же проведению наблюдений над многозначностью, омонимичностью слов, их прямым и переносном значением, синонимами и антонимами.
Знакомство с фразеологизмами позволяет:
1) показать фразеологическое богатство нашего языка,
2) сформировать умение замечать их в предложении,
3) умело их использовать в самостоятельно - составленном тексте и своей речи.
Опыт работы показал, что хорошо поставленная словарная работа даёт положительные результаты: учащиеся не только усваивают написание нескольких сот слов, но и заметно пополнили свой лексический запас. Чем больше слов усвоит ученик, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.
Знакомство с фразеологическими оборотами речи можно организовать для коллективной и групповой работы в классе, для работы в парах, домашней и индивидуальной работы. Такие задания я предлагаю детям и на карточках.
1. Послушайте стих и скажите: почему дятел не умеет петь?
Не умеет дятел петь,
Нет у дятла слуха,
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо.
-А о человеке, у которого нет музыкального слуха, как говорят?
а) Медведь на ухо наступил.
-Как понимаете такие выражения?
б) Смотреть медведем. (Быть, казаться нелюдимым, угрюмым).
в) Медвежий угол? ( Отдалённое ,мало населённое, глухое место).
г) Медвежья услуга? (Неумелая услуга, причиняющая только неприятность).
2. Знакомство с многозначностью слова, его значением, однокоренными словами можно организовать с помощью таких упражнений, заданий:
а) Выпишите сначала предложения, в которых говорится о крупном хищном звере с длинной густой шерстью, короткими ногами, а потом о крупном, сильном, но грозном и неуклюжем, неловком человеке, а затем предложение, в котором говорится о звёздах на небе.
1) Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка.»2) Он сидел в углу и смотрел на меня медведем.
3)Послушайте стих Г. Бойко и скажите, о какой медведице здесь говорится?
Даже плюшевый медведь
Хочет к звёздам полететь
И с Большой Медведицей
В синем небе встретиться.
-Что это за Медведица?
б) Вставь в предложения, подходящие по смыслу слова: холод, мороз, стужа.
Береги нос в большой ( мороз).
Ребятишкам нашим любой не страшен.
В одну ночь сковала озёра и реки.
в) Объясните, кого так называют: тракторист, комбайнер, шофёр, телефонист, библиотекарь.
г) Запишите только те однокоренные слова (осина, осиновый лес, осиновый, подосиновик, осинка), которые соответствуют следующим значениям:1)молодая осинка,2) осиновый лес,3)гриб в осиновом лесу.
д) Объясните значение выделенных слов.
Весело сияет месяц за окном.
Белый снег сверкает синим огоньком (Никитин).
Третий месяц у ворот - это к солнцу поворот (Коринец).
3. Подбор однокоренных слов можно организовать по-разному.
1. Можно предложить отгадать кроссворд. Например, к слову берёза.
1.Лиственное дерево с белой корой.
2.Небольшая берёза.
3.Гриб, который растёт под берёзой.
4.Как ласково называют берёзу в народе.
5.Роща из берёз.
6.Берёзовый лес.
2. Выборочный диктант.
Выпиши из предложений однокоренные слова к слову телефон.
1.У меня зазвонил телефон.
2.В большой деревянной коробке лежали два телефонных аппарата, две трубки и катушка проволоки.
3.Телефонисты бегом тянули провод.
4.Телефоновизор - это зрячий телефон.
3. К данным словам подберите однокоренные слова: комбайн, герой, лесок.
4.Знакомя детей с синонимами, антонимами, часто даю такие задания.
1.Найди в предложениях близкие по смыслу слова.
Отец приветливо кивнул мне головой.
Председатель колхоза радушно встретил ребят.
Он дружески пожал мне руку.
2. Подберите к каждому слову близкое по значению слово.
Друг - товарищ, узор, труд, холод.
3.Подберите к каждому слову противоположное по значению слово. Справа, завтра, здравствуй.
4. Найди в предложениях противоположные по смыслу слова и близкое к слову мороз.
Морж спросил у кенгуру:
-Как выносишь ты жару?
-Я от холода дрожу!
Кенгуру сказал моржу.
5. Знакомство с сочетаемостью слов чаще всего провожу в форме игры «Кто больше и правильнее?»
1. Подберите к слову медведь как можно больше прилагательных и глаголов.
Медведь (какой?) большой, крупный, могучий, огромный, молодой, старый, живой.
По цвету? Чёрный, бурый, белый.
Когда ранят? ( Раненый).
Когда убьют? (Убитый).
Весной он какой? (Тощий, голодный).
В цирке? (Дрессированный).
2. Медведь (что делает?) рычит, ревёт, бродит, спит, погружается в спячку,.
3. Игра «Угадай, какое слово пропущено?».
Медвежий (угол, мех, след)
Медвежья (берлога, лапа).
Медвежье (мясо).
6. Связывая словарные слова с другими разделами русского языка, можно предложить работу с пословицами.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните её смысл.
Два м . дведя в одной берлоге не ж . вут.
7. При закреплении темы «Части речи» можно предложить отгадать загадку и дать дифференцированное задание, предварительно раздав кружки разного цвета: сильным - красные, средним - зелёные, слабым - синие. У кого синие - напишите отгадку, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. У кого зелёные - напишите отгадку с прилагательными, у кого красные- с глаголом.
Например. Медведь. Бурый медведь. Медведь ревёт.
8. Упражнения в конструировании словосочетаний и предложений.
1. Игра «Угадай, какое слово пропущено»
С. рочий
С . рочье
С . рочья
2. Допиши подходящие по смыслу имена прилагательные. Вставь пропущенные буквы.
Л . са(какая?) . М . дведь (какой?) .
Б . рёза (какая?) .
3. Допиши подходящие по смыслу глаголы . Вставь пропущенные буквы.
К . ртофель (что делает?) .
.рех (что делает?) .
П . м . дор (что делает?) .
4. К данным словам подбери слова из словаря. Вставь пропущенные буквы.
Жареный .
С . лёный .
З .лёная .
Пр.красная .
5. К данным словам подбери слова из словаря. Вставь пропущенные буквы.
Перех . дить (что?) ,
ехать (на чем?) ,
св . рить (из чего?) ,
р . совать (чем?) ,
выращивать (что?) ,
г . рдиться (кем?) .
Определи падеж существительных.
6. Спишите, подбирая родственные имена существительные. Вставь пропущенные буквы.
Д . журить - ,
п . б . ждать - ,
пут . шествовать - ,
р . ботать - .
С целью активизации можно предложить игры типа: »Кто больше?», »Кто лучше?» »Кто быстрее?», «Кто правильнее?», «Кто лучше и интереснее?» и т.д.
9. Значительный эффект в запоминании слов с непроверяемыми написаниями даёт работа с орфографическим словарём. Систематическое пользование им
1) развивает у учащихся зоркость,
2) наблюдательность,
3) вырабатывает умение быстрого расчленения слова на составляющие его побуквенные элементы.
Умение обращаться к словарю и работать с ним - одно из условий успешного обучения учащихся орфографии. У ребят вырабатывается привычка не оставлять без надёжного и правильного ответа возникающие у них вопросы и сомнения. Словарь должен стать спутником ученика, а пользование им – потребностью.
Какие упражнения?
1) Упражнения, направленные на развитие у учащихся навыка пользования словарём.
а) Быстрое отыскание слов на одну и ту же букву, расположенных в разных местах раздела.
б) Отыскание слов, начинающих с разных букв.
2) Упражнения, связанные с изучением основных программных тем каждого класса:
а) для подбора примеров на изучаемую тему по грамматике и орфографии,
б) для грамматического подбора.
Например.
1) Выписать слова со звонкими и глухими согласными на конце слова.
2) Выписать слова с удвоенными согласными.
3) Выписать слова с безударными гласными а, о, и, е, я и так далее.
Таким образом, связываю изучение основных программных тем со словарными словами.
3)Упражнения, которые имеют своей целью использования словаря для предупреждения ошибок в самостоятельной работе учащихся:
а) перед письменной работой учащихся по заданию учителя справляются о правописании ряда слов;
б) учащиеся сами находят в тексте слова, о правописании которых они будут справляться по словарю.
10. Словарь использую как учебное пособие, откуда можно подобрать разнообразный лексический материал для дополнительных заданий по программе, орфографии, развитию речи. Например, имена существительные, начинающие с буквы г (с.13), распределите по склонениям.
1-е: газета, галантерея, гардина.
2- е: газон, гамак, гараж, гармонист, гарнизон.
3-е: гавань, гармонь.
Кроме того, я знакомлю детей с разными словарями. А их несколько:
1) «Толковый словарь русского слова» Ожегова.
2) «Школьный фразеологический словарь русского слова» В.П.Жукова, Л.В.Жукова.
3) «Словарь синонимов» З.Е.Александрова.
4) «Словарь антонимов» М.Р. Львова.
5) «Этимологический словарь» Н. М. Шанского.
6) «Словарь иностранных слов» И.В.Лехина.
Ребята узнают, что можно получить в каждом словаре о словах, пользуются ими, а затем самостоятельно находят всё о словарных словах в словарях и сообщают детям в стенгазете « Это интересно!», «Знаешь ли ты?»
Работу над трудными словами я провожу систематически и целенаправленно, поэтому она вызывает интерес к изучению этих слов и способствует их лучшему запоминанию.
13PAGE 15
13PAGE 14915
15