ДОКЛАД СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД


СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка
В соответствии с программными требованиями к обучению иностранному языку и требованиями государственного образовательного стандарта, формирование иноязычной коммуникативной компетенции рассматривается как цель обучения иностранному языку в рамках современной личностно-ориентированной парадигмы воспитания и образования. Необходимо сформировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования по ФГОС, выделяют четыре блока:
- личностный;- регулятивный; - познавательный;
- коммуникативный.
Остановимся на последнем блоке. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя. Коммуникативные УУД- это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие:
Я думаю, что…
Я тебя понимаю и согласен (не согласен), что…
Не могли бы вы помочь…
Извините, где, что, когда…
Где же идёт развитие коммуникативных УУД? Рассмотрим виды коммуникативных действий и примеры упражнений, направленных на реализацию этих действий:1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Этот вид УУД требует предоставления ученику определенной свободы на уроке, возможности самостоятельно сформулировать задачи конкретного этапа или всего урока, определить порядок выполнения действий. Реализовать такое сотрудничество можно, например, в проектной деятельности, а также в групповой или парной работе. При изучении темы «Субкультуры», ученики могут сами выбрать молодежные течения и направления, которые им близки или интересны. При составлении диалогов учитель не навязывает определенные роли, а дает возможность выбора, и тогда учебный диалог  о политической системе США может превратиться в спор двух президентов (Вашингтона и Линкольна!).Также, например, ученики британской школы будут участвовать в спортивных соревнованиях, возьми интервью у трех своих одноклассников и узнай, в какие виды спорта умеют играть ваши одноклассники, что они умеют делать, определи, в каких соревнованиях, каждый из них может участвовать, и убеди Спортивный комитет взять их на соревнования. 2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Умение сотрудничать, выполнять совместную работу – часть корпоративной культуры. Ребенок учится этому в семье. Школа может показать пример сотрудничества для решения не бытовых, а учебных или даже научных задач. Еще в начальной школе на уроках иностранного языка дети взаимодействуют в рамках диалога. Кстати, ни один другой учебный предмет не учит так вести беседу с партнером, как иностранный язык. Ребенок усваивает нормы вежливого, уважительного, конструктивного общения. Обмен репликами – это не просто учебное задание, это возможность найти полезную информацию, высказать своё мнение, донести свою точку зрения до собеседника, а также, что очень важно, услышать суждения оппонента. Не менее важно поставить свои вопросы так, чтобы получить необходимые ответы. Элемент спонтанности, присутствующий в парной или групповой работе, когда говорящие не могут прогнозировать ответы друг друга, учит детей правильному реагированию, мобилизует мыслительные процессы, развивает логику, умение выделять главное. Примером совместной деятельности может стать задание на составление диалога по теме «Искусство». Перед учениками стоит коммуникативная задача – из четырех рекламных проспектов художественных выставок выбрать наиболее подходящий для посещения вариант, удовлетворяющий обе стороны. Нужно обязательно обсудить все возможности и прийти к соглашению.Например, на начальном этапе урока для того, чтобы настроить участников на работу, я использую игру «Ювелиры», учащиеся по цепочке задают друг другу вопросы, таким образом «изготавливая» цепочку. Так же для формирования этого действия используем упражнения на построение вопросов по схемам, позже усложняем задание: составить вопросы, расставив слова в правильном порядке, составить вопросы к ответам. Обучающиеся учатся задавать вопросы и при выполнении таких заданий: догадайся, какого животного, какого цвета карандаш, я загадала; угадай, что я научилась делать или, что лежит у меня в портфеле; убедись, что все твои одноклассники умеют бегать, считать.Или, например, возьми интервью у двух своих одноклассников и узнай, что они узнали по прочитанному тексту, а что больше всего понравилось, на этапе обучения чтению – вдвоем распределите слова по правилам чтения, прочитайте их, распределите слова по колонкам. 3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. Любой человек рано или поздно оказывается в ситуации конфликта, порой не находя выхода из него. Размышления, рефлексия, решения – это опыт, который необходим в жизни, чтобы противостоять трудностям. Школа должна предоставить и такой опыт детям. Каким образом? Гуманитарные предметы дают возможность поразмыслить, как  решить ту или иную проблему, как поступить на месте какого-то персонажа. Изучение темы «Дела семейные» обязательно затронет такую проблему, как семейные конфликты. Сложная тема, поэтому не каждый ученик станет обсуждать конфликты в собственной семье. Можно предложить задание – по фотографии или картине определить тип конфликта, обсудить его причины и возможность разрешения.Например, Джим учится в Британской школе, но он очень рассеянный. Помоги ему составить расписание на день, расположив предложения по указанным временам, затем предложив одноклассникам почитать своё расписание.4. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. В процессе создания диалогического единства собеседники взаимно корректируют действия, исправляют ошибки в речи, проверяют логичность выстраивания аргументов, оценивают их значимость и ценность. Составляя диалог, партнерам также приходится постоянно обращать внимание на высказывания другой стороны, менять структуру предложения по необходимости, давать советы о содержании фразы.
5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Каждый урок ученики овладевают умением использовать средства языка для решения коммуникативных задач. Именно этот вид УУД можно оценить в баллах.  Для оценки результатов ГИА и ЕГЭ по иностранному языку разработаны специальные критерии, учитывающие содержательную, логическую, лексическую, грамматическую и синтаксическую стороны устного и письменного высказывания. В старших классах дети учатся писать сочинения. Сочинение - «Выражение мнения» объективно является наиболее трудным. Когда ученикам нужно за 40 минут, отведённых на это задание, написать 200-250 слов, например, на тему: «Граффити – это современное искусство или акт вандализма?», они мобилизуют все свои умения. За короткий период необходимо привести аргументы в поддержку обеих точек зрения, а также контраргументы к одной из них. Но научившись этому, многие старшеклассники переносят данное умение в реальные ситуации и отмечают, что любое их высказывание становится логичнее и весомее.
Формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка способствует работа в группах и в парах. Она развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Дети обучаются этике дискуссионного общения на иностранном языке, умению оценивать действия, вносить дополнения, давать рекомендации и исправлять ошибки в работе других учащихся. На занятиях важно создавать условия, когда школьники поощряются высказывать свою точку зрения; у них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения. Например, учащиеся разыгрывают диалог «В магазине», затем собеседники оценивают, все ли было понятно в их разговоре, какие ошибки в произношении, грамматике, выборе лексики или построении предложений допустил партнер по общению, какие рекомендации они дали бы друг другу. На данном этапе важно самим ученикам разработать правила работы в паре и группе. Учитель должен во время оказывать помощь и предлагать необходимые языковые и речевые средства, оказывать любую необходимую помощь ребенку, чтобы он почувствовал успешность своего иноязычного общения.
Группы коммуникативных действий
1.Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:-коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);-коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);-коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии). 2.Коммуникация как взаимодействие. Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позициисобеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательноприписывать свою точку зрения и другим людям — будь то взрослые или сверстники. Поэтому одной из важных задач при формировании коммуникативных учебных действий на данном этапе является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Происходит процесс децентрации, главным образом, в общении со сверстниками и прежде всего под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей. Дети должны научиться не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. 3.Коммуникация как кооперация. Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе. Между тем в настоящее время становление данной способности часто запаздывает, и многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия. Хотя учебная деятельность по своему характеру (при традиционном обучении) остается преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг нее (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т. д.) нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д.. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка. Главным показателем развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в школе можно считать умение договариваться, находить общее решение (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания. 4.Коммуникация как условие интериоризации. Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно - речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям. К моменту поступления в школу дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности. Несмотря на то, что, начиная с первого класса, развитию речи уделяется значительное внимание, именно в школьные годы оно часто тормозится, что в итоге приводит к малоудовлетворительным результатам. Важнейшим критерием усвоения коммуникативных универсальных учебных действий является процесс интериоризации (последовательное преобразование действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы). Чем больше возможности у каждого обучающегося в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутренний личностный план. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения).Для развития регулирующей речи должны быть:организованы формы совместной учебной деятельности: работа в парах, группах. Речь направлена конкретному адресату (для того чтобы обеспечить переход из речи коммуникативной в речь регулирующую);в речи говорящего ученика должна быть адекватно отражена цель учебной задачи, он может проговорить шаги решения задачи, сформулировать полученный результат;речь ученика должна быть предметом внимания, осознания, контроля и оценки всех участников урока (и учителя, и учащихся); речь должна быть произвольной и осознанной, что найдет свое отражение в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.Наиболее благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД является младший школьный возраст.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: (в начальных классах)- составь задание партнеру;- отзыв на работу товарища;- групповая работа по составлению кроссворда;- «отгадай, о ком говорим»;- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. 5.Коммуникативно-речевые универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом:- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;– сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;– анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;– составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану. 6.Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;– различать особенности диалогической и монологической речи;– описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;– характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);– выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;– составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;– писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.1.3.Планируемые результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Ученик должен уметь:- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;-формулировать собственное мнение и позицию;- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -контролировать действия партнера;- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.Следует отметить, что учителя испытывают трудности в организации работы по формированию коммуникативных учебных действий : - не учитывается последовательность в овладении детьми коммуникативными действиями;- учитель теряет желаемый ритм урока (и время на отработку все тех же ЗУНов) в попытке стимулировать эффективное взаимодействие и сотрудничество детей;- признание ученика субъектом обучения зачастую лишь декларируется, а демократичный стиль общения, сотрудничество, личностно-ориентированный подход еще не стали повседневной практикой в наших образовательных учреждениях; - в условиях строгих требований руководящих органов образования к ЗУНам учащихся тревожность педагога повышается, что отрицательно влияет на его профессиональную креативность и собственные коммуникативные навыки.Можно отметить, что из-за наличия разнородных групп детей (по происхождению и видам их трудностей в коммуникации) работа по формированию коммуникативных навыков (и соответственно, коммуникативных УУД), является достаточно сложной. Следовательно, помимо целенаправленных усилий педагога по формированию коммуникативных навыков, необходима и реализация комплекса психокоррекционных и развивающих мер у школьников. И здесь могут прийти на помощь школьные психологи.
Коммуникативные УУД формируются во всех видах речевой деятельности:аудировании, говорении, чтении и письме, т. е. активизация монологической речи, создание на уроках ситуации успеха, разучивание песен, использование стихов - договорок при разучивании лексики и т.д. А всё это достигается с помощью определённых методов и средств. Как известно, главной характеристикой процесса обучения является его цель, от которой зависит выбор содержания обучения (учебного материала). Этому содержанию должны соответствовать методы и средства обучения, технологии обучения.
1.4. Современные педагогические технологии
Одним из способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий является широкое применение современных педагогических технологий. Что же это такое?
Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
При обучении иностранному языку используются следующие образовательные технологии:
Технология коммуникативного обучения – направлена на формирование коммуникативной компетентности, которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.
Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения – предполагает осуществление познавательной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал. Создание и использование диагностических тестов является неотъемлемой частью данной технологии.
Технология модульного обучения – предусматривает деление содержания дисциплины на достаточно автономные разделы (модули), интегрированные в общий курс.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности. В рамках ИКТ выделяются 2 вида технологий:
Технология использования компьютерных программ – позволяет эффективно дополнить процесс обучения языку на всех уровнях. Мультимедийные программы направлены на развитие грамматических и лексических навыков.
Интернет-технологии – предоставляют широкие возможности для поиска информации, разработки международных научных проектов, ведения научных исследований.
Технология индивидуализации обучения – помогает реализовывать личностно-ориентированный подход, учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся.
Технология тестирования – используется для контроля уровня усвоения лексических, грамматических знаний в рамках модуля на определённом этапе обучения. Осуществление контроля с использованием технологии тестирования соответствует требованиям всех международных экзаменов по иностранному языку. Кроме того, данная технология позволяет преподавателю выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки.
Проектная технология – ориентирована на моделирование социального взаимодействия учащихся с целью решения задачи. Использование проектной технологии способствует реализации междисциплинарного характера компетенций, формирующихся в процессе обучения английскому языку.
Технология обучения в сотрудничестве – реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач.
Игровая технология – позволяет развивать навыки рассмотрения ряда возможных способов решения проблем, активизируя мышление студентов и раскрывая личностный потенциал каждого учащегося.
Технология развития критического мышления – способствует формированию разносторонней личности, способной критически относиться к информации, умению отбирать информацию для решения поставленной задачи.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Таким образом, комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать учащийся школы.