Урок духовности на тему: «Как понять друг друга»


Урок духовности на тему: «Как понять друг друга»
Классный руководитель: Синюгина Т.А.
Задачи: формирование у детей навыка распознавания эмоций другого                           человека и организации диалогового общения со сверстниками ;воспитание духовно-нравственных качеств личности учащихся через эмоциональное развитие и культуры общения.
Оборудование: наглядность, листы с контуром человека, цветные карандаши, ручки, листы, притча, мусорное ведро.Ход урока.
                                             
I . Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.
Ребята, предлагаю вам сегодня поздороваться друг с другом одним из способов: тыльной стороной ладони.
Садитесь. Сегодня тема урока духовности «Как понять друг друга».
Релаксационное упражнение «Подари улыбку другу».
Каждый из вас сейчас примет удобное положение. Глаза закрыты. Три раза вдох, выдох. Ваше дыхание становится спокойным, ровным. Приятное тепло разливается волнами по рукам, спине, ногам. Оно делает ваше тело легким и парящим, как воздушный шарик. Вы летите легко и свободно и попадаете в волшебную страну. Это страна ваших чувств.
Посмотри, вот дом радости. Загляните в окно. Вы видите за стеклом все лучшее, что когда-то происходило с вами. Вспомните, какую радость вы испытывали в то время, как тепло заполняло вас. На ваших губах появляется улыбка.
Продолжаем путешествие. Взгляните, а здесь в тени спрятался маленький серый домик. Солнечные лучи не заглядывают сюда. Это дом грусти. Здесь живут все неприятности, что встречались вам. Вспомните, что за случай может здесь жить, вспомните, что вы в то время чувствовали. А куда же делась ваша улыбка? Посмотрите на это воспоминание с улыбкой. Вот и солнечный лучик заглянул в дом. Неприятность уже меньше, от нее почти ничего не осталось. Улыбайтесь!
Возвращаемся в класс. Ваши мысли светлые, глаза открываются, на губах улыбка, ведь рядом только друзья.
А теперь вспомните, что вы чувствовали в домике грусти сначала… А что почувствовали потом, улыбнувшись…
Можно ли грустить, когда улыбаешься? Улыбка может помочь справиться с плохим настроением!
Думаю, что мы уже начали познавать себя и учиться справляться со своими эмоциями.
II. Игровые упражнения, «Какие мы»
Упражнение №1. «Контур человечка».
Представьте, что человечек радуется. Вспомните, что вы чувствовали, испытывая радость, где она? Заштрихуйте подходящим цветом то место, где в теле находиться это чувство. Затем «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу.
Упражнение №2 «Повторяй не зевай».
Вы постарались прочувствовать несколько эмоций в своем теле. А теперь попробуем пережить некоторые эмоции только мимикой лица. Повторите выражение лиц как можно точнее и при этом потрогайте руками лицо. Где чувствуется напряжение? Я показываю на картинку, а вы изображаете эмоцию, которую видите на картинке.
Упражнение №3. « Мои качества характера».
Человек по-разному выражает свои эмоции. Все зависит от качеств его характера. Сейчас выясним, какие положительные и отрицательные качества характера вы знаете. (2 колонки в тетради)
А теперь каждый из вас выберет положительные, которые присуще лично ему и запишет их в левую колонку. А отрицательные качества в правую калонку.
Сколько положительных качеств получилось у каждого из вас?
Сколько отрицательных?
Посмотрите на наш «портрет в лучах солнца» и вспомните, сколько у каждого из нас достоинств.
Упражнение №4. Игра «Я тоже..»Сейчас я проверю, каких качеств больше у нас в классе. Я называю качество, если вы считаете, что это качество присуще и вам, то говорите «Я тоже»
Злой, аккуратный, любознательный, щедрый, весёлый, добрый.
Посмотрите, как много у нас общих качеств, и большинство все же положительных. А что же делать с теми качествами, которые мешают нам жить?
Упражнение № 5 «Мусорное ведро».
Зачем человеку мусорное ведро? Почему необходимо освобождаться от мусора? Представьте жизнь без мусорного ведра. Так же с чувствами, накапливаются ненужные, бесполезные.
Запишите на листках те чувства, от которых хотите избавиться. Например: Злость, грусть, жадность и другие.
Сверните листы в комочек и выбросите в корзину.
Упражнение №6 «Пойми тех, кто рядом с тобой»
Мы освободились от отрицательных эмоций, чувств и я надеюсь, что теперь вы настроены только на положительное. А важно ли уметь настроить себя?
Чтение притчи «Все зависит от того, на что ты настроен».
Так важно ли уметь настроить себя?
Конечно, очень важно, как человек настроен. Если я настроен так, что чувствую напряжение в бровях, то, как меня и я буду все воспринимать?
А если напряжение в уголках губ?
- Тренинг «Собеседник за спиной».
Давайте немного поиграем. Знаю, что вы любите общаться друг с другом. Мы уже рассказывали друг другу разные истории, сидя в парах и соприкасаясь коленями. А теперь предлагаю разбиться на пары, но сесть спиной друг к другу. Расскажите друг другу интересные случаи из вашей жизни.
Легко ли вам было общаться?
Хотелось что-нибудь поменять?
Почему? (Мы не видим, как человек настроен на нас).
Упражнение №7 «Волшебный фонарик».
Вы знаете, чтобы увидеть в человеке что-то хорошее, иногда нужно постараться. Если мы замечаем отрицательное (а оно само бросается в глаза), то накапливаем это отрицательное в себе. А, замечая достоинства другого, мы наполняемся ими.
А у меня есть «волшебный фонарик». Зажигая его, мы видим в других только положительные качества. Давайте посветим этим фонариком на кого-нибудь и узнаем, какие у него есть качества, достойные уважения.
III. Подведение итогов.
Ответы на вопросы. Что важно для дружбы?»
Ребята, а почему так важно уметь понимать тех, кто рядом с тобой?
Для чего нам нужна дружба?