Интегрированный урок русского языка и литературы (В рамках подготовки к ЕГЭ)


70-летию Победы посвящается
Интегрированный урок русского языка и литературы
(В рамках подготовки к ЕГЭ)
Цель: написать сочинение- рассуждение по тексту Ю. Полякова
Задачи: образовательные: -научить старшеклассников формулировать основную проблему теста и комментировать её, определять позицию автора и отражать её в сочинении, излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких аргументов;
развивающие: -развивать у учащихся творческие способности на основе формирования умений анализировать публицистический текст ,самостоятельно отбирать материал на определённую тему;
воспитательные: -воспитание патриотизма и гражданственности, уважительного отношения к истории своей страны.
Тип урока - практикум.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран, выставка книг, дидактический материал (текст Ю.Полякова, таблица-схема сочинения-рассуждения)
Ход урока.
I.Эмоциональный настрой.Звучит песня В. Высоцкого «Он не вернулся из боя» в исполнении автора. На экране -кадры военной хроники.
II.Чтение текста Ю. Полякова заранее подготовленным учеником. (1)Когда мы говорим «фильм о войне», «стихи о войне», не нужно объяснять, о чём идёт речь. (2)Все понимают и так: была гражданская, была финская... и была - ВОЙНА - Великая Отечественная, вошедшая в генетическую память народа, который обрёл в огне этого испытания такой нравственный и исторический опыт, что ещё не одно поколение людей будет постигать его глубины. (3)Вот где, по-моему, следует искать жизненный источник странного, казалось бы, явления - военной лирики невоевавших поколений. (4)Раскройте сборник любого поэта, родившегося в
40-х, 50-х, даже 60-х годах, и вы обязательно найдёте стихи о войне. (5)Они могут быть хуже или лучше, но без них лирический мир человека, знающего о фронте только из устных рассказов, книг, кинофильмов, так же неполон, как если бы в нём отсутствовала память о первой любви, о матери, раздумья о смысле жизни. (6)Поэты и сами пытаются разобраться в этом кровном пристрастии:
(7)В пятидесятых рождены,
Войны не знали мы, и всё же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны,
предлагает своё объяснение Николай Дмитриев. (8)В самом деле, каждый из нас выжил вместе с отцом или дедом, шире - вместе со всем народом...
(9)Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника. (10)Человеку, чьё Отечество перенесло то, что выпало на долю нашей страны, нет нужды заимствовать чужую боль, потому что она принадлежит всем и передаётся из поколения в поколение, равно же и гордость за одержанную Победу.
(11)Более того, не пропустив эту боль через собственную душу, не осознав высокий и трагический опыт, вынесенный народом из войны, нельзя быть по-настоящему современным человеком.
(По Ю. Полякову)
III.Тема и задачи урока. Вступительное слово учителя.
-Завершая юбилейный 2010 год, мы посвящаем наш урок 65-летию великой Победы. Сегодня в рамках ЕГЭ мы пишем сочинение-рассуждение по тексту Ю. Полякова. Приглашаю всех к сотрудничеству.
IV.Работа над сочинением-рассуждением.-Назовите основные требования к работе.
Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста, сформулировать позицию автора, выразить свою точку зрения на поставленный вопрос, аргументировать свой ответ, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения.
-С чего начинается работа с текстом?
С формулировки проблемы.
1 этап
-Какие проблемы волнуют автора текста? Что его тревожит? Какие вопросы, на ваш взгляд, являются наиболее важными?
Слайд № 1 Основные проблемы
Почему военной тематике посвящают свои произведения писатели и поэты, родившиеся после войны?
Проблема генетической памяти. (Почему Великая Отечественная война вошла в генетическую память русского народа?)
Можно ли считать себя современным человеком, не учитывая трагический опыт военных лет?
-Выберите и запишите одну проблему, по которой вы будете строить ваше рассуждение.

2 этап
Прокомментировать проблему вам помогут рабочие материалы в таблице:
-укажите категорию проблемы, её актуальность, важность, подумайте, что делает её злободневной;
-напишите, традиционна она или нова;
-как автору удалось привлечь ваше внимание к данной проблеме;
-как характеризует автора выбор данной проблемы.
По мере того, как ученики справляются с первым этапом работы, в классе звучат 2-3 отрывка из сочинений.
3 этап
-Следующий этап работы – выявить авторскую позицию. Как Ю. Поляков сам отвечает на поставленные вопросы?
Слайд № 2 Авторская позиция
Память-это творческий процесс, в результате которого писатель вместе с народом переживает боль войны и гордость за Победу. Благодаря памяти прошлое входит в настоящее и осмысляется им.
Великая Отечественная война вошла в генетическую память русского народа, испытавшего такой нравственный и исторический опыт, глубины которого будет постигать еще не одно поколение людей.
Хранить память, беречь память - наш нравственный долг перед современниками. Память - наше богатство.
-Напишите эту часть сочинения.
Ученики и учитель обмениваются мыслями.
4 этап
-Память - одно из величайших свойств человеческого бытия. «Генетическая» память – память, заложенная в веках, память, переходящая от одного поколения к следующим.
Слайд № 3 Память - преодоление времени, преодоление смерти. Д. С. Лихачев
- В этом огромная нравственная сила памяти. Принято делить время на настоящее, прошедшее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошлым. Вспомним пушкинские строки:
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
5 этап
-Выразите собственное мнение по данному вопросу. Помогут вам в этом цитаты.
Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова.
Д. Сантаяна, американский философ.
Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был.
В. Тальников, русский писатель.
Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю.
Ф Абрамов, русский писатель
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым!
Это надо – живым!
Р.Рождественский
Звучат отрывки из сочинений.
6 этап. Аргументация собственного мнения.
-Назовите поэтов, чьё детство опалила война. Может, поэтому в их произведениях так часто звучит тема войны?
Слайд № 4 «Детство, опалённое войной»

В. Высоцкий Р. Рождественский Р. Казакова

И.Бродский А. Дементьев
-Какие произведения вы вспоминаете в связи с темой урока? Поделитесь впечатлениями, процитируйте поэтические строчки.
Звучат стихи о войне В. Высоцкого»Братские могилы», «Письмо перед боем», «Сыновья уходят в бой», «Высота», «Звёзды». «Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог» , «Он не вернулся из боя»
Р. Рождественского «Баллада о красках», «Давнее»
Р. Казаковой «На фотографии в газете»
А. Вознесенского «Баллада 41-года», «Гойя», «Ров», «Доктор Осень»
Г. Шпаликова «Я жизнью своей рискую…»
А. Розенбаума «Очень личное о войне», «А может, не было войны», «Дорога длиною в жизнь» и др.
-Кто из современных поэтов, родившихся в мирное время и никогда не знавших ужасов войны, обращается к проблеме исторической памяти?
Слайд № 5 «Невоевавшие поэты»

Марк Львовский Анна Леун

Николай Зиновьев Николай Дмитриев
Какие стихи не оставили вас равнодушными? Как их можно использовать в качестве аргументов в сочинении?
Звучат ответы одиннадцатиклассников.
-Какие ещё аргументы можно привести в качестве доказательств?
-Из жизненного опыта.
-Вспомните страницы классного альбома «Военная и трудовая летопись моей семьи».
Слайд № 6. В памяти навечно (Из сочинений учащихся школы №3 г.Арзамаса)
В нашей стране не найти такой семьи, в которую не вторглась бы Великая Отечественная война. Одним из первых на фронт ушел мой прадедушка Отвесов Борис Павлович. В 1940 году в возрасте 18 лет он вступил в ряды Красной армии и был направлен во Владивосток на курсы японского языка. После чего вступил в состав действующей армии Манчжурии и Кореи военным переводчиком разведотряда, штаба 25-й армии, первого Дальневосточного фронта, под руководством генерала армии Шанина, с которым неоднократно попадал под артиллерийский обстрел в сопках Манчжурии.
Борис Павлович присутствовал на одном из знаменательных событий второй мировой войны - подписании капитуляции Японии, в качестве переводчика генерала Шанина.
За заслуги перед Отечеством мой прадедушка был награжден орденом Великой Отечественной войны второй степени, медалью за победу над Германией, медалью за победу над Японией, медалью 30-летия Советской армии и флота.
Чанова Мария.
Мой прадед Алексеев Алексей Иванович на войну ушел почти в самом ее начале. Его направили на Дальний Восток, так как там ожидалось нападение японцев.
Для того чтобы приостановить японцев, была придумана хитрость. Солдат сажали на поезд и подвозили к станции, на виду у врага они выходили из вагона, маршем уходили за сопки, там они бежали до другой станции, садились на тот же поезд и подъезжали опять на ту же станцию, опять выходили и шли за сопки, и так не раз. Японцы думали, что русским пришло огромное подкрепление, и не торопились наступать.
Всю войну прадед был сержантом и в этом звании закончил ее на Дальнем Востоке. Он был награжден многими медалями и одним орденом, но не любил рассказывать о войне.
Брат моей прабабушки Минич Николай Лаврентьевич после «учебки» в Казани был отправлен на Белорусский фронт. Он тоже был сержантом, но выжить ему не удалось. В похоронке было написано: «...погиб в бою 10 февраля 1944 г. Похоронен в деревне Кисаново Витебской области».
Пасухин Михаил.
Война оставила отпечаток в жизни каждого из нас. Кому-то она ранила душу, кому-то - сердце.
Когда началась война, моей бабушке Карповой (Петруниной) Анне Ивановне было всего шесть лет. Уже в эти годы она умела делать всё: готовить, стирать, вести домашнее хозяйство. Она не сама этому научилась - жизнь заставила. Её мама Анна Матвеевна трудилась в колхозе, работа в котором была не из лёгких, поэтому все заботы по дому возлагались на плечи шестилетней Анечки.
Мой дед Карпов Александр Иванович в годы войны учился в ремесленном училище, ему было 12 лет. В 13 лет он уже работал на железной дороге в вагонном депо. Все его силы тоже были направлены на помощь фронту и своей семье.
Подвиг русского народа останется в нашей памяти навечно. Из поколения в поколение люди будут рассказывать своим детям, внукам и правнукам о том страшном времени.
Карпова Елизавета.
-Какой ещё личный опыт бережного отношения к истории своей страны вы можете вспомнить?
-Почётную вахту на Посту № 1 у огня Вечной славы.
Слайд № 7 «Юнармейский отряд школы № 3»
-Итак, выберите из предложенных аргументов самые, на ваш взгляд, убедительные и продолжите работу над сочинением.
Звучат отрывки из работ.
7 этап.
-Осталось написать вступление и заключение. Какие функции они выполняют?
Вступление может
вводить в тему текста
сообщать об основной проблеме
быть основным тезисом, который будет аргументирован
определять круг проблем, затронутых автором
содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором
Заключение
должно быть логическим завершением рассуждений
может содержать твое решение проблемы, поставленной автором
может дополнять мысль автора
представлять собой развернутую мысль, высказанную во вступлении
может содержать рассуждение о злободневности
рассматриваемых проблем
-Закончите свою творческую работу.
Итоги урока: ученики читают свои сочинения.
Заключение. Звучит отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием» в исполнении ученицы класса.
Помните!Через века,через года,—помните!О тех,кто уже не придетникогда,—помните!Не плачьте!В горлесдержите стоны,горькие стоны.Памятипавшихбудьтедостойны!Вечнодостойны!Хлебом и песней,Мечтой и стихами,жизньюпросторной,каждой секундой,каждым дыханьембудьтедостойны!Люди!Покуда сердцастучатся,—помните!Какоюценойзавоевано счастье,—пожалуйста,помните!Песню свою  отправляя в полет,—помните!О тех,кто уже никогдане споет,—помните!Детям своимрасскажите о них,чтобзапомнили!Детям  детейрасскажите о них,чтобы тожезапомнили!Во все временабессмертнойЗемлипомните!К мерцающим звездамведя корабли,—о погибшихпомните!Встречайтетрепетную весну,люди Земли.Убейтевойну,проклянитевойну,люди Земли!Мечту пронесите  через годаи жизньюнаполните!..Но о тех,кто уже не придетникогда,—заклинаю,—помните!
Домашнее задание: отредактировать сочинение.