Технологическая карта урока русского языка по теме Омонимы


Урок: Омонимы
Цель деятельности учителя Познакомить с омонимами; учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов; определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы; показать роль многозначных слов и омонимов в художественных текстах
Тип урока Урок объяснения нового материала
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «омонимы», различия между омонимами и многозначными словами, способы и приемы поиска сведений об омонимах в толковом словаре; роль использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров); уметь находить омонимы, отличать омонимы от многозначных слов, находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре; уметь употреблять омонимы в речи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования
методы и формы обучения Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы http://www.uroki.net http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
http://www.zavuch.infohttp://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные понятия Омонимы, многозначные слова
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формыорганизации взаимодействия Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель-
ностиЭмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Вступительное слово.
Мать-Земля, скажи мне,
Как правильно землю назвать:
Земля дорогая? Земля золотая?
Нет, лучше, наверно, сказать ей: «Родная!
Земля – наша милая, добрая мать!»
Так ласковей будет звучать и вернее.
Ведь все, что мы любим, – все создано ею –
И горы, и реки, и лес, и цветы,
И осень, и лето, и дождик, и ты…
Я. Абидов– О чем это стихотворение? Назовите его тему.
– Какова его главная мысль? Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку Фронтальная Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера,
в том числе и отличную от своей) Листы обратной
связи
2. Актуализация и пробное учебное действие Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Беседа
по тексту, работа с толковым словарем – Выпишите из толкового словаря все значения слова «земля».
(Земля –
1. Планета.
2. Суша (в отличие от водного или воздушного пространства).
3. Почва, грунт.
4. Страна, государство.)
– О какой «земле» говорится в стихотворении? (Родина, все то, что мы любим.)
– Дополните словарную статью в тетради Отвечают на вопросы. Выписывают значения слова из толкового словаря Индивидуальная, групповая Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других Устные ответы. Записи
в тетрадях.
Вопросы для уточнения информации
3. Выявление места и причины затруднения Беседа. Обучающая игра Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя)
– Итак, слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? Что общего во всех значениях слова «земля»?
Игра «Кто больше?» (2 варианта)
– Составьте как можно больше словосочетаний с указанным словом в разных значениях. Устно объясните каждое значение.
На доске: Кто (что) может быть:
I вариант II вариант
дорогим? добрым?
Материал для справок:
Мех, время, человек, совет, весть, день, память.
– Докажите, что это многозначные слова. Назовите прямое и переносное значение.
– Какие же слова называются многозначными? (Слова, имеющие несколько лексических значений. Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой.)
– Как строится словарная статья в толковом словаре? (Заглавное значение в статье под цифрой 1, переносное значение под остальными.)
Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов Фронтальная Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Вопросы для уточнения информации
Физкультминутка Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо! Выполняют элементарные физические упражнения Фронтальная Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье 4. Целеполаганиеи постро-ение проекта выхода из затруднения.
5. твор-ческая практическая деятельность
по реализации построен-ного проекта Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности уча-щихся.
Эвристическая беседа. Составление связных рассказов, письменная работа Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
– А теперь отгадайте загадки.
Право, я прическа – чудо!
Заплести меня не худо. (Коса.)
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом. (Коса.)
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской. (Коса.)
Словами «коса» подписываются 3 рисунка на слайде.
– Похожи ли предметы, изображенные на ри-сунках?
– Чем похожи их названия? (Одинаково пишутся и произносятся.)
– Есть ли сходства в значении этих слов?
– Сколько предметов изображено на рисунках?
– Сколько слов их обозначают?
– Здесь три разных слова или одно многозначное?
Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся, подводит к обобщению: представленные слова разные, так как называют три разных, ничем не похожих предмета, не имеют ничего общего в значении и похожи только внешне – по написанию и произношению.
– Такие слова называются омонимами. Заглянем в толковый словарь.
КОСА¹ – вид прически.
КОСА² – сельскохозяйственное орудие.
КОСА³ – мыс, отмель.
– Как разъясняются омонимы в толковых словарях? (В разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером.)
– Сравните многозначные слова и омонимы. Чем они похожи?
– Как отличить одно слово с несколькими значениями от слов-омонимов? (Определить значение.) Отвечают на вопросы, выполняют задания.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы Индивидуальная, групповая Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одно-классниками или самостоятельно) необ-ходимые действия, операции, работают по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Листы обратнойсвязи.
Письменная ра-бота
6. Первичное закрепление с комментирова-нием.
7. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их
на практике.
Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рас-сказов обизученных нормах.
Знакомство с практическим материалом по теме – А теперь потренируемся определять многозначные слова и слова-омонимы.
Скороговорки.
1. С перепелом перепел
В паре пел.
Перепела перепел
Перепел.
2. Приносили вести
Сóрок сорóк,
Сóрок сорóк С сорокá дорог…
3. Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, три – вчера.
Три – еще позавчера.
– О ком говорится в скороговорке?
– Расставьте знаки ударения.
– Найдите омонимы. Докажите.
– Что у них совпадает: написание или произношение?
– Ответьте на шуточные вопросы:
1) Каким ключом нельзя открывать двери?
2) Какую ноту кладут в суп?
3) Из какого крана нельзя брать воду?
4) Из каких ноготков не соберешь букета?
Просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев» (презентация). Испорченная погода.
– Сначала мы с тобой нападем на след, – сказал попугай.
– Не надо! – испугался слоненок.
– Почему? – удивился попугай.
– Ну… – смутился слоненок, – мы на него нападем, он даст сдачи, получится драка. Не надо. (Г. Остер.)
– Игра каких слов помогла создать комический эффект? (Столкновение значений слова «напасть».) Выполняют упражнения, формулируют собственные мысли, высказывают и обо-сновывают свою точку зрения.
Смотрят презентацию Фронтальная,
индивидуальная Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Вопросы для уточнения информации
8. Включение в систему знаний и повторение Работа учащихся в парах, составление диалога. Обобщение полученных сведений,оценивание – Составьте комический диалог, используя возможности омонимов.
Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке Выполняют задание, отвечают на вопросы Групповая Устные ответы