Презентация по физкультуре на тему Обучение лыжным ходам (4-5классы)
Обучение лыжным ходамДубровина Ольга Юрьевнаучитель физической культурыМАОУ Вахтанская СОШ 2015г.
Пояснительная запискаОсновной задачей технической подготовки на этапе начальной спортивной специализации является формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений.Особое значение имеет углубленное изучение и совершенствование элементов классического хода (обучение подседанию, отталкиванию, махам руками и ногами, активной постановке палок), конькового хода (обучение маховому выносу ноги и постановки ее на опору, подседанию на опорной ноге и отталкиванию боковым скользящим упором, ударной постановке палок и финальному усилию при отталкиванию руками) и формирование целесообразного ритма двигательных действий при передвижении классическими и коньковыми ходами.С этой целью применяется широкий круг традиционных методов и средств, направленных на согласованное и слитное выполнение основных элементов классических и коньковых ходов, создание целостной картины двигательного действия и объединение его частей в единое целое.
Цель :Достижение рационального сочетания процессов овладения техникой лыжных ходов и физической подготовки занимающихся.Выявление ошибок при выполнении лыжных ходов и своевременное их устранение.
Подготовительные упражнения- сделай пружинку – многократное сгибание и разгибание ног (полуприседания);- изобрази зайчика – прыжки - подскоки на двух лыжах;- сделай аиста – поднять повыше согнутую ногу и возможно дольше удерживать лыжу горизонтально, с опорой и затем без опоры на палки;- нарисуй лыжами на снегу веер для себя – поворот переступанием вокруг пяток лыж на 90 0;- нарисуй веер для друга – поворот переступанием вокруг носков лыж на 900;- нарисуй лыжами на снегу две снежинки, выбери самую красивую;- поворот на 3600 переступанием вначале вокруг пяток лыж (первая снежинка), затем вокруг носков лыж (вторая снежинка);- нарисуй гармошку – переступание в сторону поочередно носками и пятками лыж;- спуск с горы на лыжах в разных стойках; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Ступающий и скользящий шаг с палками.Скользящий шаг лежит в основе попеременных ходов. Лыжник скользит то на одной, то на другой лыже, сильно отталкиваясь ногами и попеременно при помощи палок руками.Техника ступающего и скользящего шага с палками. Чтобы ускорить скольжение лыжи, необходимо создать условия для передачи усилий с палки на лыжу: выдвинуть стопу вперед для предупреждения преждевременного переката, напрячь мышцы в цепи звеньев тела от кисти до стопы, направить отталкивание палкой строго назад - вниз, параллельно лыжне, без поперечных отклонений.
Методические указания.1. Передвижение на лыжах скользящим шагом с палками в руках без толчков ими.2.Передвижение скользящим шагом с работой палками.При выполнении указанных упражнений необходимо добиваться правильного сочетания работы рук и ног. Вынос руки вперед должен совпадать по времени с выдвижением противоположной ноги. Толчки палками производятся с постепенно нарастающим усилием до полного выпрямления рук.
Попеременный двухшажный ход является основным ходом и применяется в самых разнообразных условиях местности, лыжни и погоды. Он наиболее экономичен и обеспечивает во время движения равномерную нагрузку на все основные группы мышц.Техника попеременного двухшажного хода. С движением вперед левой ноги выносится вперед правая рука с палкой, а левая рука и правая нога в это время делают толчок, вес тела передается на левую ногу – происходит скольжение на левой лыже (одноопорное скольжение), правая лыжа в это время приподнимается вверх. При замедленном скольжении правая палка становится на снег на уровне носка левой ноги. За этими движениями следуют такие же движения правой ноги и левой руки , потом опять левой ноги и правой руки и т.д.
Методические указания.1. Передвижение попеременным двухшажным ходом с различной скоростью на учебной лыжне.2.Передвижение попеременным двухшажным ходом по пересеченной местности. При дальнейшем совершенствовании в технике передвижения попеременным двухшажным ходом устанавливается оптимальное соотношение длины и частоты шагов, прививается умение видоизменять технику, сообразуясь с словиями скольжения.Типичные ошибки:1. Слишком высокая или низкая стойка лыжника.2. Чрезмерное выдвижение стопы вперед.3. Скольжение на двух лыжах одновременно (двойная опора).4. Незаконченность толчка ногой и рукой.5. Большие вертикальные и боковые колебания.6. Неправильное сочетание движений работы рук и ног (иноходь).7. Напряженность (скованность) движений. Способы устранения ошибок.Исправлять ошибки следует путем многократного повторения (выполнения) подготовительных упражнений (стойка лыжника, работа рук стоя на месте, работа ног при передвижении скользящим шагом и др.). При пассивной работе рук в обычном ходе полезно применять передвижение на лыжах за счет толчков палками без движения ног. Для выработки равновесия, толчка ногой и устранения двухопорного скольжения целесообразно применять элементы «конькового» хода. В целях устранения иноходи рекомендуется применять передвижение обычным ходом с повышенной скоростью (бегом) или выполнять его в отлогий подъем.
Одновременный бесшажный ход Техника одновременного бесшажного хода состоит из двух фаз: скольжение без отталкивания палками и скольжение с отталкиванием палками. Лыжник в средней стойке скользит на двух лыжах. Руки опущены, кольца палок обращены назад. Для очередного одновременного отталкивания палками следует плавно выпрямляться вверх и вперед и слегка согнутыми в локтях руками выносить обе палки вперед кольцами, обращенными несколько к себе. Лыжник ставит палки на снег впереди носков ботинок на 10-40 см и, сгибаясь в тазобедренном суставе, всем туловищем наваливается на палки. Туловище при этом наклонено вперед, ноги слегка согнуты в коленях. Такое положение позволяет лыжнику удобнее оттолкнуться под достаточно острым углом (25 – 300) и лучше использовать силу толчка руками. Работа туловищем продолжается за счет энергичного отведения рук назад в плечевых суставах и включения разгибателей. Толчок заканчивается в момент полного отведения рук назад. В это время кисти рук несколько сближаются, ладони поворачиваются кверху, спина разгибается, усиливая толчок в заключительной части.
Методические указания. Исходное положение – законченный толчок палками. На счет « раз» - туловище выпрямляется. Руки с палками выносятся вперед, тяжесть тела передается к передней границе опоры, палки на снег не ставятся. На счет « два» обозначается толчок палками. Толчок начинается с наклона туловища. После того, как наклон закончен, толчок продолжается руками до полного их выпрямления. Затем это упражнение выполняется слитно.2. Изучение техники движений рук, ног и туловища при выполнении хода в целом. Вначале нужно акцентировать внимание на правильном выносе палок и постановке их на снег, затем – на выполнении толчка до полного выпрямления рук и при активном участии туловища.Типичные ошибки.1. Недостаточный наклон туловища при толчке палками.2. Прямые и напряженные руки при выносе палок вперед.3. Глубокое приседание как в начале, так и в конце толчка палками.4. недостаточное отведение рук назад.5. Недостаточное разгибание спины в момент окончания толчка палками. Способы устранения ошибок.Многократная имитация одновременного бесшажного хода, стоя на месте. Передвижение одновременным бесшажным ходом под счет по разделениям, акцентируя внимание на наклоне туловища и законченности толчка палками до соединения рук сзади над тазом.
Одновременный двухшажный ходприменяется на равнине при отличных и хороших условиях скольжения и на пологих спусках при удовлетворительном скольжении. Цикл движений хода состоит из двух скользящих шагов и одновременного толчка руками на второй шаг.Методика обучения: 1. После окончания одновременного толчка руками лыжник скользит на двух лыжах в согнутом положении и, медленно выпрямляясь, начинает выносить палки вперед.Продолжается отталкивание руками и скольжение на левой лыже. В это время правая нога непрерывным маховым движением выносится вперед. С окончанием толчка руками правая нога приставляется к опорной и начинается скольжение на двух лыжах. Некоторое время лыжник пассивно скользит на двух лыжах, используя набранную скорость. Затем цикл движений повторяется.
Ошибки:- палки выносятся вперед мягким, расслабленным маятникообразным движением с последующей энергичной постановкой на снег,- быстрый (преждевременный) вынос палок вперед, -незаконченный толчок руками «до бедра» (причиной этому может быть неверно усвоенное движение, а также слишком короткие или слишком длинные петли у палок (ученики боятся потерять контроль за палкой и поэтому сжимают ее в кулаке).- « провал» головы и туловища между рук при постановке палок в начале отталкивания,- чрезмерный наклон туловища (ниже горизонтального) при отталкивании руками, - в момент проката резкое выпрямление (это увеличивает давление лыж на снег и сокращает длину скольжения) туловища из низкого положения и перемещение рук с палками вниз,- отбрасывание рук с палками вверх после окончания толчка,- короткие «подбегающие» шаги (данная ошибка обычно бывает вызвана недостаточно сильным или неверно (больше вверх, чем вперед) выполненным толчком ногой),- сгибание (приседание) ног при одновременном толчке руками,широкая постановка палок (кольца ставятся далеко от лыжни), и широкое разведение локтей.Исправление ошибок:-передвижение по лыжне, размеченной ориентирами для отталкивания ногами (на расстоянии скользящих шагов). Кроме того, полезно повторение других упражнений для освоения, совершенствования скользящего шага,-убирать руки за спину, как бы стараясь соединить там кисти рук,- держать близко друг к другу кисти рук и опущенные локти, а также постоянно смотреть на кисти рук.
Одновременный одношажный ходВ одновременном одношажном ходе лыжник выполняет каждый одновременный толчок обеими палками с одним скользящим шагом, сильно отталкиваясь ногой. Методика обучения: На хорошо накатанной с уклоном лыжне, обучающийся набирает скорость и, скользя под уклон на обеих лыжах, выносит палки, направляя их кольцами вперед-вниз. И, быстро и сильно, как в упражнении «самокат», отталкивается одной ногой, делая шаг другой и ставя палки на снег. Наклоняясь и наклоняя палки вперед, сильно отталкивается руками и приставляет ногу. При разучивании хода нужно следить, чтобы во время отталкивания ногой лыжа плотно прижималась к снегу, каблук ботинка держался опущенным, как можно дольше. Загружать лыжи после выпада нужно плавно, а ставить лыжу на снег - мягко. Отрабатывать ход сначала на уклоне 40-60 метров, спускаясь и поднимаясь вверх, затем в передвижении по различной местности.
Способы устранения ошибок.Многократная имитация одновременного одношажного хода, стоя на месте. Передвижение одновременным одношажным ходом под счет по разделениям, акцентируя внимание на наклоне туловища и законченности толчка палками до соединения рук сзади над тазом.Характерные ошибки: -в период отталкивания ногой толчок, который выполняется не полностью загруженной весом тела ногой (следствием этой ошибки будет уменьшение максимальной величины усилия отталкивания ногой),- раннее приставление маховой ноги к опорной,-отсутствие равномерного распределения веса тела на обе лыжи при двухопорном скольжении, -недостаточное сгибание ноги перед отталкиванием.В движении руками наиболее существенными ошибками являются:-постановка палок кольцами вперед с активной преждевременной опорой на них,-отбрасывание рук назад-вверх после толчка (основной вариант),- «проваливание» плеч между палками (основной вариант),- отталкивание согнутыми руками, незаконченный толчок.При работе туловища основными недостатками считаются:-слишком глубокий наклон туловища к концу толчка руками с последующим резким выпрямлением,- недостаточный навал на палки,- прогибание туловища при отталкивании.
Литература:Аграновский, М.А., Спиридонов, К.Н. Перед тобой сверкающая лыжня [Текст] /М.А. Аграновский, К.Н. Спиридонов. - М.: «Физкультура и спорт», 1970. - 112 с.Аникин, Н.П. Лыжные гонки [Текст] /Н.П. Аникин. - М.: «Физкультура и спорт», 1971. - 146 с.Бутин, И.Ю. Лыжный спорт [Текст] /И.Ю. Бутин. - М.: «Просвещение», 1983. - 66 с.Манжосов, В.Н. Тренировка лыжника- гонщика [Текст] /В.Н. Манжосов. - М.: «Физкультура и спорт»,1986. - 84 с.