Сценарий музыкального салона «Прекрасное пробуждает доброе» Д. Б. Кабалевский


Сценарий музыкального салона
«Прекрасное пробуждает доброе» Д. Б. КабалевскийДля учащихся 1-11 классов.Автор: учитель музыки ГБОУ ЦО № 1602
Рузина Алла Александровна.
На экране тема салона: «Прекрасное пробуждает доброе» Д. Б. Кабалевский.
На фоне музыки звучит стихотворение
«Здесь как будто иная страна»
Здесь как будто иная страна,
Где и климат совсем не такой
И другие плывут времена
С пониманием и добротой.
За окном может злиться метель,
А у нас рассмеяться весна
И во всю раззвенеться капель,
Будто лужица стала тесна.
И заставить нырнуть в синь небес,
Улетевшее в вечность догнать.
В изумруды одеть зимний лес
И отправиться в детство опять.
Вызвать гром очистительных гроз,
Насладиться прекрасным сполна.
И разлить аромат чайных роз …
Вот что музыка сделать вольна!
Эта дивная власть семи нот,
Занимает здесь царственный трон,
Поднимает, пленяет, зовёт,
И ведёт в музыкальный салон!
А. А. Рузина приветствует участников музыкального салона, гостей, родителей: «Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к Добру, к Радости и Совершенству. Каждый вид искусства говорит на своём языке о вечных проблемах жизни, о красоте мира и человеческой души.
Различные виды искусства взаимно обогащаются. Не случайно архитектуру называют застывшей музыкой; линию в картине – музыкальной; эпический роман – симфонией. Художники, музыканты, поэты всегда размышляли о предназначении искусства, своего творческого дара. «И чувства добрые я лирой пробуждал», – писал А. С. Пушкин. «Надёжная опора вдохновенью была дана мне с детства в красоте» – считал Микеланджело.
Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают нам свои сообщения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульптуры, дворцы и храмы. Они приобщают современных людей к идеям, которыми жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропускали через своё сознание и свои чувства. Главное при встрече с художественным творением СОПЕРЕЖИВАТЬ! Ведь произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души человека, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному, прочитанному.
«Музыка» - это мир искусства – сложный, прекрасный, завораживающий.
«Как многогранна музыка! Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты»
Не случайно говорят: «Хороша та музыка, которая делает человека лучше», и добавляют: «Прекрасное пробуждает доброе». Об этом свидетельствует вся история искусства, жизнь его лучших представителей: музыкантов, поэтов, художников».
Выступление участников музыкального салона:
Газин П. Н. и Грызунова Ю. В. – «Вальс»
Хор «Планета детства» – музыка Е. Поплянова, слова О. Колпакова «Всё поём»
Трунина Ангелина и Зайцева А. И. – И. Штраус «Вальс»
Палей Михаил – В. Моцарт «Менуэт»
Пархоменко Марина – Р. Глиэр «В полях»
Акобия Марианна – Л. Бетховен «Романс»
Хор «Очарование»: а) украинская народная песня «Ой, бежит ручьём вода», б) музыка Н. Потоловского, слова К. Бальмонта «Золотая рыбка»
Волкова Таисия и Волкова Елизавета Викторовна – «Чешская народная песня»
Суковатова Софья и Суковатов Илья – Л. Бетховен «Соната»
Пономарёв Никита – флейта – В. Витлин «Кошечка»
Пономарёв Егор – кларнет – В. Моцарт «Аллегретто»
Аракелян Карина и Бойченко Анастасия – музыка и слова Ю. А. Верижникова «Маленький скрипач»
Ковалик Людмила – домра – С. Туликов «На московских перекрёстках»
Жирнов Григорий – аккордеон – «Русский лирический»
Суковатов Андрей – саксафон – С. Рахманинов «Романс»
А. А. Рузина читает стихотворение «Скрипка»
Скрипка плачет и рыдает
О душе она всё знает,
О душе и о тревогах,
О мечтах моих, дорогах …
И о том, что её звуки
Вызывают радость муки.
И что голос её ясный
К жизни светлой призывает.
Знать, грустим мы не напрасно,
Скрипка душу очищает.
Беляева Александра – скрипка – П. Чайковский «Размышление»
Алексеев Вазген – Э. Туксен «Ностальгия»
Аракелян Карина – музыка Ю. А. Верижникова, слова А. С. Пушкина «Талисман»
А. А. Рузина : презентация «Салоны»
Салоны (от итальянского salone - большая зала) – первоначальное значение: комната, служащая для приёма гостей. Затем салон становится обозначением способа светского общения. В России расцвет салонов приходится на первые десятилетия XIX века, они являются неотъемлемой чертой быта пушкинской эпохи. Салон – это, прежде всего, его хозяйка, вокруг которой собирается круг её друзей и поклонников.
Хозяйки известных салонов – это З. Н. Волконская, А. П. Елагина, Е. И. Голицына. Существовали, впрочем, и такие салоны, душой которых был хозяин дома: А. Н. Оленин, В. Ф. Одоевский, М. Ю. Вильегорский, В. А. Соллогуб. Салоны имели обычно твёрдо фиксированные дни и часы.
У Карамзиной принимали каждый вечер, у Елагиной – по воскресеньям, у Одоевских – по субботам и т. д. В разные дни в салоне могло собираться от восьми – десяти до нескольких десятков человек.
Чем же занимались в салонах? Слушали музыку, пение, стихи.
И так знакомьтесь:
Княгиня Евдокия Ивановна Голицына (1780-1850)
Красавица, в семье отца получила блестящее для женщины того времени образование. В 1816 году в Петербурге она открывает салон. И какой салон! Её дом на Большой Миллионной превращается в некий храм искусств, расписанный лучшими художниками эпохи. Ничего от быстротекущей моды – всё просто, величаво и оригинально до невозможности. Хозяйка принимает гостей в одеяниях, которые заставляют вспоминать не журналы парижских мод, а картины из жизни Древнего Рима.
Именно ей посвятил свои стихи юный Пушкин, страстно в неё влюблённый.
«Не спрашивай, зачем унылой думой
Среди любви я часто омрачён,
Зачем на всё подъемлю взор угрюмый,
Зачем не мил мне сладкой жизни сон».
Княгиня Зинаида Александровна Волконская (1792-1862)
Талант, красота, искусство и политика увенчали героиню чуть ли не с колыбели. В её салоне бывали корифеи русской словесности и культуры того времени: П. Вяземский, Е. Баратынский, П. Чаадаев, В. Одоевский, Д. Давыдов, М. Погодин. Но, конечно, звёздами самой большой величины здесь были А. Пушкин и А. Мицкевич.
А. Пушкин явился сюда после ссылки, в пору своих самых шумных триумфов. З. Волконская встретила его исполнением романса на стихи «Погасло дневное светило…» Этот приём артистического кокетства тронул поэта. Он не влюбился, но дружеским расположением проникся вполне. А заодно посвятил З. Волконской эти стихи:
Среди рассеянной Москвы, При толках виста и бостона, При бальном лепете молвы Ты любишь игры Аполлона. Царица муз и красоты, Рукою нежной держишь ты Волшебный скипетр вдохновений, И над задумчивым челом, Двойным увенчанным венком, И вьется и пылает гений.
Дом семьи Карамзиных.
Был среди петербургских салонов совершенно особенный. Его можно было назвать «семейным приютом муз». Гостей здесь ждали ежевечерне. Поэты, литераторы, художники и заехавшие мимоездом по-бальному первые красавицы, дипломаты – все находили для себя интерес и душевное вдохновение в салоне, который вели Карамзина Екатерина Андреевна и её дочери Софья и Екатерина. В 40-е годы салон Карамзиных занял первое место среди русских литературных салонов.
Салон Алексея Николаевича Оленина.
Необычайно лёгкий в общении, остроумный и любезный Оленин оставался, в общем-то, литературным старовером и примыкал к «обществу любителей российской словесности». Поэтому в его доме бывали И. А. Крылов, Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский. Со временем здесь зазвучит голос М. И. Глинки, а лучшие художники украсят оленинский дом и его дачу в Приютино весьма изящно.
Продолжение выступлений участников музыкального салона:
Киринко Влад – К. Минселл «Реквием»
Базыль Евгений – И. Николаев «Как ты прекрасна»
Соловей Дарья – полька «Первоклассница»
Байкаловы Евгений Геннадьевич – гитара, Оксана Владимировна – шаманский хакасский бубен, алтайский комус (варган), Игорь – гармошка духовая – Г. Гладков «Эскимос»Ансамбль «Грация» – Карнавал
А. А. Никель – юмористический рассказ «Домовой»
Добрый, старый домовой.
По ночам со свечкой.
Не капризный, деловой,
И живёт за печкой.
Слух основы не лишён,
И народ извёлся:
В нашей школе слух прошёл –
Домовой завёлся.
Как-никак у нас режим.
Это даже странно,
Что прошёл на этажи
Он через охрану.
Всем ребятам дал понять
Сам Беляев строго:
- Домового не гонять,
Вообще не трогать.
Вы не видели его,
Как меня, воочию,
Потому что домовой
Бродит только ночью.
Не скучает, не грустит.
В час тревожный, лунный
Может песню завести,
Прикоснуться к струнам.
Кто-то ходит по ночам
В хоровую студию
И охранник замечал,
Что слыхал прелюдию.
С пианино домовой,
Видно, не в разлуке:
По ночам из хоровой
Раздаются звуки.
А на утро, так-то вот,
Замечают дети
Отпечатки лап его
Здесь на инструменте.
Может выдумка, ка знать,
Может здесь учился …
На Салоне выступать,
Говорят, просился.
В полночь он по школе в путь …
Ну и что ж такого?
Постарайтесь не спугнуть
Ночью домового.
Не сердитесь на него,
И не хмурьте лица:
Помогает домовой
Сохранять традиции.
В школе климат мировой!
Школа не стареет.
Если добрый домовой,
То и мы добрее.
Альберт Никель, 2013, январь.
Ян Сергей – саксофон – А. Виллодо «Танго»
Могильникова Александра – скрипка – Г. Венявский «Тарантелла»
Красноярский Сергей – саксофон – А. Пьяццолла «Либертанго»
А. А. Рузина
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей...
***
Она везде и вечно спутник мой.
Ей всё подвластно: радость и тоска,
В ней – просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
***
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и не смешных?..
Мы ей за всё «спасибо!» говорим
И, веря в торжество её,— творим!
О. ГаждикасимовХор «Планета детства» - музыка А. Бабаджаняна, слова А. Вознесенского «Верни мне музыку»
Музыкальный салон завершается традиционным чаепитием.