Музыкальный ансамбль Конспект урока музыки во 2 классе коррекционной школы VIII (8 вида)


Тема: Детский ансамбль
Конспект урока музыки с использованием слайдовой презентации
Подготовила: Учитель музыки Орлова Юлия Викторовна
Предмет: Музыка и пение
Продолжительность занятия: 40 мин.
Класс: 2а
Образовательное учреждение: МБОУ «С(К)ОШ № 119 г. Челябинска»
Тип занятия: изучения нового учебного материал
Методы обучения: Беседа, художественное слово, показ демонстрационных фрагментов, чтение стихотворений, слушание музыки, исполнение песни, игра на музыкальных инструментах.
Оборудование: компьютер, экран, детские музыкальные инструменты, аудиозаписи музыкальных фрагментов, фортепиано.
Цель: Формирование первоначальных навыков ансамблевого инструментального музицирования.
Задачи:
1. Образовательные
познакомить с понятиями: ансамбль, инструментальный ансамбль. Виды ансамблей (дуэт, трио, квартет);
закрепление названий музыкальных инструментов.
2. Развивающие
развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;
развитие интереса к музыкально-исполнительской деятельности.
развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
развитие тонкости и чуткости тембрового слуха, чувства ритма;
3. Воспитательные
•помочь самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью;
•содействовать приобретению навыков общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
•активизировать творческие способности.
4. Коррекционные
совершенствование слухового внимания, памяти, мышления через слушание музыки и дальнейшее обсуждение произведения;
корригирование речевой моторики при разучивании вокальных упражнений, попевок и песен для формирования артикуляционной базы звуков
Ход занятия:
Организационный момент.
Учитель: (поёт) Здравствуйте, ребята!
Ученики: (поют) Добрый день!
Учитель:
Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
Начнём наш урок!
1 Слайд-тема урока.
Учитель. Тема нашего урока: «Детский ансамбль»
2 Слайд-Ансамбль.
Учитель:. Анса́мбль – это французское слово «вместе». А что можно под музыку делать вместе?
Ученики: петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.
Учитель: правильно. Ансамбль – это совместное исполнение музыки несколькими участниками.
Если в ансамбле все играют на музыкальных инструментах – это инструментальный ансамбль. Скажем все вместе… инструментальный ансамбль.
Если в ансамбле все поют – это вокальный ансамбль. Скажем все вместе… вокальный ансамбль.
*щелчок* А если в ансамбле и поют, и играют на музыкальных инструментах, то это вокально-инструментальный ансамбль.
Вот такое длинное слово получилось! Повторим его вместе… вокально-инструментальный ансамбль.
3 Слайд-Количество музыкантов
Учитель. Ребята, сколько человек может быть в ансамбле? Считаем вместе: один, два, три …
Ученики: 14
Учитель Правильно, в ансамбле не меньше 2-х исполнителей и не больше 14.
Сколько людей участвует, и что они делают, мы можем узнать из названия ансамбля.
4 Слайд-Дуэт
Учитель
Если двое музыкантов
Инструменты в руки взяли
И всем зрителям на радость
Вдвоём спели или сыграли,
Значит это выступленье
Называется ДУЭТ. Повторите ребята это слово… дуэт
5 Слайд-Трио
Учитель
Если музыкантов трое
Петь, играть для нас взялись,
А потом им все кричали:
«Замечательно!»,
«Браво!», «Бис!»,
То такое выступленье,
Когда трое выступают,
Музыканты во всём мире
Словом ТРИО называют. Повторите ребята это слово… трио. Похоже оно на цифру 3?
6 Слайд – Квартет
Учитель
Вот четыре музыканта
Замечательно играют.
Этот маленький ансамбль
Все КВАРТЕТОМ называют. Повторите ребята это слово… квартет. Это слово похоже на слово «квартира». Сколько углов в комнате? ЧЕТЫРЕ! Да, квартет – это четыре.
7 Слайд - ЗАПОМНИ
Учитель Сегодня мы с вами познакомились с ансамблями, в которых не больше 4 человек.
Давайте, повторим их названия:
*щелчок* Сколько птичек прилетело?
Ученики Две.
Учитель *щелчок* Два – это дуэт.
Выходи к доске, имя ученика. Соедини карточки так, чтобы получился инструментальный дуэт.
За правильный ответ я дам нотку (карточка). В конце урока мы посчитаем, у кого больше ноток?
А теперь, имя ученика составит на доске вокальный дуэт.
Кто знает, как составить вокально-инструментальный дуэт? Выходи к доске, имя ученика.
Молодцы!
*щелчок* Сколько птичек прилетело?
Ученики Три.
Учитель *щелчок* Три – это трио.
Выходи к доске, имя ученика. Соедини карточки так, чтобы получилось инструментальное трио.
А теперь, имя ученика составит на доске вокальное трио.
Кто знает, как составить вокально-инструментальное трио? Выходи к доске, имя ученика.
Молодцы!
*щелчок* Сколько птичек прилетело?
Ученики Четыре.
Учитель *щелчок* Четыре – это квартет.
Выходи к доске, имя ученика. Соедини карточки так, чтобы получился инструментальный квартет.
А теперь, имя ученика составит на доске вокальный квартет.
Кто знает, как составить вокально-инструментальный квартет? Выходи к доске, имя ученика.
Да, такой квартет может быть.
8 Слайд – Задание
Учитель Назови ансамбль: 1)По типу исполнения? 2)По количеству исполнителей?
Ученики с места называют ансамбли и получают за правильные ответы нотки-карточки. Ответы: 1)Инструментальный дуэт. 2)Вокальное трио 3)Вокально-инструментальный квартет.
9 Слайд – Физминутка
Учитель. Молодцы! И с этим заданием вы справились.
А теперь, друзья, не шутка – физкультурная минутка.
*щелчок* звучит музыка
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
Два – нагнулись до земли
И не раз, а раза три.
Три – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На четыре – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
Пять – присели раза два.
Шесть – за парты нам пора.
*щелчок* остановка музыки
10 Слайд – Музыкальные загадки
Учитель Продолжим наш урок. Отгадайте-ка, ребятки, музыкальные загадки!
За правильный ответ – нотка.
11 Слайд - Назови музыкальный инструмент
Очень весело поёт,Когда дуете в неё.Не палочка, не трубочка,А что же это?.. Дудочка
12 Слайд - Назови музыкальный инструмент
Все мы очень любим слушатьКак поёт у нас Тамара,И в руках её послушнаШестиструнная… Гитара
13 Слайд - Назови музыкальный инструмент
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый… Барабан
14 Слайд - Назови музыкальный инструмент
Мы очень удивляемся
И очень восхищаемся
Когда малыш Филиппка
Играет нам на… Скрипке
15 Слайд - Назови музыкальный инструмент
Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое… Пианино
16 Слайд - Назови музыкальный инструмент
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?... Рояль
17 Слайд - Назови музыкальный инструмент
Звучит сигнал, вперёд зовёт!
«Вставай, скорей»,
- она поёт! Труба
18 Слайд - Назови музыкальный инструмент
В руки ты её возьмёшь, 
То растянешь, то сожмёшь! 
Звонкая, нарядная, 
Русская, двухрядная. 
Заиграет, только тронь, 
Как зовут её?  Гармонь
19 Слайд - Гимнастика для голоса
Учитель У каждого из вас есть свой музыкальный инструмент. Это ваш голос.
Мы сейчас подготовим его для пения (карточки-упражнения)
-упражнение на дыхание, артикуляцию
1)цветок, пчела, одуванчик, свечка;
2)упражнения «Весёлый язычок»: покусали язычок, конфетка за щёчкой, почистили зубки, грибок, цоканье лошадки, моторчик-распевки на гласные звуки (А-О-У-И-Е-Ы).
20 Слайд – Песня «Дважды два – четыре»
Учитель Ребята, мы сейчас с вами организуем свой детский вокальный ансамбль и споём песню «Дважды два-четыре». Вот эти ребята вдвоём будут дуэтом. А вы, втроём – трио. Вы, вчетвером – квартетом. (Разбивка детей на группы до 4-х человек)
Я буду вашим дирижёром. На какую группу я покажу рукой, та группа и поёт. Если я взмахну двумя руками – поём все вместе.
*щелчок* звучит песня «Дважды два – четыре» (сл. Пляцковский М. Музыка: Шаинский В.)
Как хорошо вы поёте, ребята.
21 Слайд – Песня «Часики»
Учитель А сейчас, мы с вами организуем детский инструментальный ансамбль. Я раздам каждому свой музыкальный инструмент. (Раздать детские шумовые инструменты)
Давайте потренируемся на них играть. Повторите за мной ритм:
Тики-тики-тики-тики так-так-так, - 2 раза
Часики идут, часики идут,
Часики минуты берегут.
*щелчок* звучит песня «Часики», поэт Георгий Васильев и композитор Лев Землинскийиз мультсериала «Фиксики»
Молодцы, ребята!
22 Слайд – До новых встреч!
Учитель. Давайте подведём итог нашего занятия. Сегодня мы узнали, что такое ансамбль, какие бывают ансамбли, и сами организовали свой ансамбль.
Все сегодня хорошо поработали на уроке. Пришло время посчитать заработанные нотки. Давайте узнаем, кто получил больше всех ноток? За работу на уроке я поставлю оценки… ИМЯ УЧЕНИКА – ОЦЕНКА и т.д.
Домашнее задание: А что вам больше понравилось на занятии? (ответы) Ребята нарисуйте, пожалуйста, дома любой ансамбль исполнителей, который вам больше всего понравился.
Учитель поёт «До свидания!»
Дети поют: «До свидания!»