Познавательно — развивающая деятельность на тему как к нам пришла электрическая лампочка
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ОТКРЫТОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: «Как к нам пришла электрическая лампочка».
Для старшего дошкольного возраста
Образовательные области:
- Познание.
- Чтение художественной литературы.
- Физическое развитие.
- Художественное творчество – лепка.
Составила воспитатель
ГБОУ Школа № 1373 с углубленным
изучением иностранных языков ОДО № 2
Игнатова Галина Константиновна
Москва
Цель: - Познакомить детей с историей появления электрической лампочки.
Задачи:
- Вызвать желание расширить свой кругозор; положительный эмоциональный настрой к прошлому лампочки и человека.
- Развивать любознательность, усидчивость, умение отвечать на вопросы.
- Учить фантазировать, мечтать, создавать свою композицию: фонарь, люстру, настольную лампу.
- Закрепить технику лепки, мелкую моторику рук.
- Воспитывать интерес, внимание и бережное отношение к прошлому и настоящему.
Материалы: палочки, тряпочки, спички для изготовления факела и лучины; керосиновая лампа, лампочка, иллюстрации с предметами, которые имеют отношение к электрическому освещению, фонарики. Пластилин или глина, доски для лепки, стеки, салфетки.
Ход занятия
Ребята! Вы любите путешествовать? Хорошо. Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие. Вам хочется узнать, куда мы отправимся? А чтобы
это узнать, вам надо отгадать следующие загадки:
1. Висит груша – Нельзя скушать? (Лампочка)
2. Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек,
Днем он спит, а как проснется
Ярким пламенем зажжется? (Лампочка)
3. Чудеса на потолке –
Повисло солнце на шнурке? (Лампочка)
4. Висит без дела днем,
А ночью освещает дом? (Лампочка)
Молодцы! Вы отгадали все загадки. Ответ один и тот же. Это электрическая лампочка. Я вам предлагаю отправиться в прошлое электрической лампочки. Но сначала закройте глаза, а я открою предметы, с помощью которых мы узнаем все о прошлом электрической лампочки.
Раз - два – три – открывайте глаза
- Что за предметы лежат у меня на столе?
- Что общего у этих предметов? (Они зажигаются, дают свет)
Сегодня я вам расскажу о том, как человек придумал свет. Но сначала скажите мне, всегда ли была электрическая лампочка? Конечно, нет. Как же древние люди освещали свою пещеру? Они сначала научились добывать огонь а затем стали разжигать костры. От них было тепло и светло. Но это в пещере. А как же на улице? Ночью или поздно вечером? Страшно без света было? Да, страшно. Почему? Правильно! Ночью темно и ничего не видно. Вокруг
бродят дикие животные.
Кто – нибудь знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?
(Фонарики) Нет, ребята, они появились значительно позже. А раньше?
Сначала люди, чтобы освещать себе дорогу придумали факелы. Кто знает,
что это такое? Я сейчас вам покажу. Факелы делали так. (Показ воспитателя) Брали палку, наматывали на нее тряпку, смазывали животным жиром и зажигали. Ходили с ними по улицам, развешивали в домах, замках. Выглядел он приблизительно вот так. (Вос – ль зажигает факел). (Рассказ об Олимпийском огне.)
-Ребята, как вы думаете, как еще можно использовать факел в настоящее время? (Заблудился в лесу и др.)
Факел давал так мало света, что человек не мог, например, сшить себе одежду, писать, рисовать, читать, мастерить. И он стал думать. Как же ему быть? И люди придумали лучину. Кто знает, что это такое? Это простая щепка. Вот такая палочка, заостренная на конце. Делали ее обычно из березы, потому что она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. Чтобы она лучше светила, ее нужно было правильно расположить. (Воспитатель зажигает лучину.) Ребята, обратите внимание на то, как быстро сгорает лучина и как мало она дает света. Такое освещение удобно? Почему неудобно? Правильно, мало света, быстро сгорает, часто приходится менять.
А теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою - три кивка.
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть. ( Повторить 3 раза)
Отдохнули? А теперь давайте продолжим наше путешествие.
Шли годы, а человек все думал над тем, как лучше освещать свои дома и улицы. И вот тогда они придумали более удобный предмет для освещения – СВЕЧУ.
Их делали из пчелиного воска и бараньего жира. ( показ свечи) Ребята, посмотрите, внутри свечи есть фитиль. Сделан он из ниток. (Зажигаем свечу.) Скажите мне, чем свеча удобнее лучины? Она дольше горит, больше света, удобнее ставить. А чем она неудобна? Ею можно обжечься, от нее может возникнуть пожар, она коптит, дает мало света. Но ими пользуются до сих пор. Свечи сейчас очень разнообразны – церковные, декоративные, ароматизированные. Их используют для создания комфорта, уюта, их даже вставляют в торт на день рождения и счастливый именинник их задувает, загадывая желание. А когда в доме вдруг погаснет свет, мы вспоминаем о свече, находим ее и зажигаем.
Но человеку это было мало. Люди не остановились на достигнутом. И вот, когда человек научился из нефти делать керосин, он тут же придумал керосиновую лампу. Вот она, посмотрите. (Показ.) Сейчас я ее зажгу.
Дети, удобна ли керосиновая лампа? Почему нет? Я знаю, что многие люди живущие в далеких глухих деревнях, где нет электричества, до сих пор пользуются керосиновыми лампами. А рыбаки, ставят лампу на берегу, и ее свет привлекает рыбу. Но вы правы, керосиновая лампа тоже не очень удобна. Она коптит и в нее все время надо подливать керосин.
Прошло много времени, прежде чем русский инженер Александр Ладыгин, создал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши дома и улицы.
(Показать лампочку.)
- Из чего сделана лампочка? ( Из стекла.)
- Что у нее внутри? ( Спираль накала, нет воздуха.)
- Долго ли может гореть лампочка? ( Долго.)
- Она удобнее керосиновой лампочки? Чем?
Мы с вами привыкли к тому, что в наших домах горит свет, вечером и ночью освещаются улицы. Это очень удобно.
Люди стали украшать свои жилища красивыми люстрами. Лампы стали интересны и разнообразны по цвету и форме.
Но не только. Без света не могут работать шахтеры в шахте. У них не только горит свет на стенах тоннеля в забое, но и на голове, который расположен у них на защитных касках в виде лампочек.
Свет, очень нужен врачам, особенно во время операций.
- А еще где нам нужен свет? (В метро, в другом транспорте.)
- А что было бы, если б не было света? (Ответы детей.)
Теперь вы убедились, что без света жить неудобно. Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет, по вечерам освещаются улицы.
А теперь давайте возьмем пластилин (глину), немного пофантазируем и слепим красивые светильники, люстры, настольные лампы. Кому что нравится.
Дети лепят, а затем рассматривают работы друг друга. Делятся своими впечатлениями.