Презентация на тему: Валеологическое образование в дошкольном учреждении
Валеологическое образование в дошкольной организацииВыполнила: воспитатель МКДОУ № 7 «Радуга» Николаева О.В.
ОпределениеВалеологическое образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способом укрепления и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым), а также культуры здоровья личности и общества.
Цель валеологии:формирование здоровья и расширение резервных возможностей организма (увеличение количества и качества здоровья).
Объект исследования валеологии:«интактное» (неповрежденное) здоровье, так и здоровье нарушенное, но способное к саморазвитию.
Предмет валеологии:образ жизни, обеспечивающий оптимальное существование и деятельность человека.Предметом также является не столько здоровье, сколько способы, механизмы его становления.
Специфические черты валеологии:Антропологичность означает, что предметом изучения валеологии является только человек.Личностно-ориентированная направленность означает, что индивид является одновременно и субъектом, и объектом своей деятельности по творению своего здоровья.Интегральность выражается в опоре на знания из различных наук, предметом изучения которых является человек.Гуманистичность состоит в том, что валеология признает здоровье главной ценностью человеческой жизни. Как точно и метко сказал в свое время Сократ: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто».Педагогический характер проявляется в том, что валеология в отличие от медицины не лечит человека, а учит его идти по пути здоровья, формирует у него культуру «здоровьетворящей» жизни.
Принципы валеологического образования:Принцип всеобщности требует работать со всеми детьми, как со здоровыми, так и с больными, вызывая у них стремление быть здоровыми в любых условиях.Принцип целостного подхода к здоровью ребенка требует относиться к его организму как к единому целому, как к сложноорганизованной системе, т.е. необходимо комплексное воздействие на душу, тело и дух ребенка в целях сохранения их гармонии.Принцип деятельностного подхода к сохранению, укреплению и повышению уровня телесного и духовного здоровья требует, чтобы все, что дается ребенку на занятиях, не только прослушивалось и просматривалось, но и проживалось вместе с воспитателем.Принцип гуманизма и альтруизма ориентирует воспитателя на признание основной ценностью учебно-воспитательного процесса самого ребенка и здоровья его тела, души и разума, и нацелен на формирование в ребенке альтруистических качеств, суть которых можно выразить формулой «научился сам – неси свои знания и умения другим людям (родителям, детям).
Принципы валеологического образования Принцип «Не навреди!» определяет, что в обучении детей можно использовать только те способы, методы, технологии и средства, которые:просты, т.е., легки в освоении и не требует значительных материальных затрат, для усвоения этих технологий достаточно иметь желание быть здоровым;доступны, т.е., могут быть освоены самостоятельно и осознанно людьми разного возраста;безопасны, т.е., все оздоровительные педагогические технологии не могут причинить вреда детям;эффективны, т.е., быстро дают положительный результат. При этом дети имеют возможность отслеживать каждый свой шаг и контролировать свое состояние;экспертируемы, т.е., дают возможность легко измерять результаты деятельности по изменению состояния здоровья при помощи простейших диагностических методик.
Задачи валеологического образования в ДОУ:формировать знания о человеке, о его болезнях, ценностях человеческой жизни;формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности;формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья;воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями;воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретенные теоретические знания и элементы практических привычек.
Словесные методы воспитания{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Виды Приемы Рассказ педагога (создать яркие, точные представления о строении, функциях организма, правилах гигиены).Риторические вопросы;обмен мнениями;беседа до и после рассказа;рассматривание наглядностей.Рассказы детей (совершенствовать знания, умения отражать сложившиеся представления, повышать степень обобщенности знаний)Вопросы;напоминания;соучастие воспитателя;анализ;оценка.Беседа (уточнение, коррекция знаний, их обобщение, систематизация; развитие умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание, сосредотачивать умственные силы).Чтение художественного произведения (расширять, обогащать знания детей, формировать способность к восприятию, пониманию).
Наглядные методы воспитания{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Виды Приемы Наблюдение (формирование основного содержания знаний дошкольников об органах, их функциях, гигиене; развитие наглядно-образной, наглядно-действенной форм мышления, речи.Рассматривание картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем.Задачи: уточнение, обогащение представлений детей об организме, обогащение словаря детей; формирование наглядных образов тех органов, восприятие которых в жизни невозможно; обогащение, систематизация знаний детей; активизация словаря, развитие связной речи.Вопросы;образец рассказа;задание творческого характера.Слайды, кинофильмы – их демонстрация.Задачи: расширение знаний детей; развитие речи; формирование конкретных представлений о явлениях, восприятие которых в жизни затруднено, невозможно; возможность познакомить с явлениями, протекающими длительное время.Вопросы;обсуждение;повторный показ;рассказ;художественное слово;рисование на темы, близкие к их содержанию.
Практические методы воспитания{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Виды Приемы Упражнения (многократное повторение умственных и практических действий).Задачи:овладение разными способами умственной деятельности;формирование валеологических и практических навыков, умений;совершенствование и укрепление познавательных сил детей.Элементарные физиологические опыты (преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств органов, установление связи между ними, причин изменения).Этапы:Выдвигается познавательная задача → Анализ задачи, выявление известного и неизвестного → Обсуждение организации опыта → Опыт.Вопросы поискового характера;указания;сравнения;рисунки, графики;анализ результатов;формирование сложной деятельности мышления;формирование способности сравнивать, делать выводы.
Практические методы воспитания{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Виды Приемы Игровой метод (использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.Вопросы;указания;объяснения;показ;воображаемая игровая ситуация.Моделирование (создание моделей, их использование, формирование знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов).Экспериментирование (самостоятельная поисковая деятельность детей с целью решения поставленной задачи).
Формы организации детейЗанятия;экскурсии;наблюдения;дидактические игры;чтение специальной литературы;сюжетно-ролевые игры;простейшие физиологические опыты;моделирование;самостоятельное наблюдение;индивидуальные занятия в уголках здоровья;занятия-консультации.
Виды занятийЭкскурсии;консультации;игры;путешествия;лабораторные работы, эксперименты, работы с проблемными ситуациями;праздники, конкурсы, викторины.Таким образом, формы работы должны соответствовать возрастным особенностям ребенка и способствовать развитию его познавательных способностей.
Формы работы с родителямиПропаганда валеологических знаний среди родителей с привлечением специалистов из поликлиник.Дни открытых дверей в ДОУ с целью ознакомления с методикой валеологического воспитания и образования.Совместные праздники здоровья.Участие родителей в оформлении предметно-игровой среды по валеологии (изготовление наглядного и раздаточного материала).Практическая работа с родителями: обучение правилам закаливания, точечного массажа, технике выполнения упражнений, оказания первой помощи. Разработка уголков для родителей.Создание совместно с ребенком газет о здоровье, здоровом образе жизни.Ведение дневника здоровья, в котором будут отмечаться положительные сдвиги в знаниях и умениях дошкольника и родителями, и воспитателями. В дневнике можно указывать книги о здоровье, рисовать рисунки о болезни и здоровье, о предметах, помогающих поддерживать чистоту в доме и в организме, отмечать свое самочувствие и состояние в течение дня, используя яркие и понятные символы, как для детей, так и для воспитателей и родителей.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься общественно-полезным трудом.
Будьте здоровы! =)