Конспект: Организация детского оркестра в дошкольном учреждении
4318010795000Михайлова Ольга Александровна
музыкальный руководитель
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №107 «Ягодка»
Проблема организации детского оркестра
в дошкольном учреждении.
Музыкальное искусство родилось в результате многолетних наблюдений человека за звуками окружающей его среды. Музыка - сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности человека начиная с раннего возраста.
В настоящее время происходит большой творческий подъём в сфере дошкольного музыкального образования. Развитие музыкально – творческих способностей в условиях обновления дошкольного образования актуально и приобретает доминирующее значение, потому что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к различным условиям, творческого подхода к решению проблем.
С точки зрения ФГОС музыкальная деятельность в дошкольном учреждении включает в себя восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Игре на музыкальных инструментах отводится одно из важнейших мест в музыкальном воспитании дошкольников.
Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов – как средству музыкального воспитания всегда был велик. Выдающиеся музыканты просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. В основу системы дошкольного и музыкального воспитания легли труды В.Н. Шацкой, Б.В. Астафьева, Т.С. Бабаджан, Н. А. Метлова , Б.М. Теплова и др. педагогов и психологов. Н.А. Ветлугина разработала многие важнейшие проблемы музыкального воспитания детей: развития творчества, самостоятельной музыкальной деятельности, обучение игре на музыкальных инструментах, обобщила, систематизировала ведущие направления исследований музыкантов-педагогов, психологов. Проблемой обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах занималась педагог-исследователь М. Трубникова.
В практике обучение детей строилось на основе обозначения клавиши с помощью букв, слогов, цифр, или цвета. Дети, многократно повторяя, заучивали последовательность этих ориентиров, и каждый раз при разучивании новой мелодии начинали всё с нуля. В результате игра превращалась в тяжёлую работу, как для детей, так и для взрослых.
Вот почему необходимо рассмотреть педагогические условия организации непосредственной деятельности игры на детских музыкальных инструментах и организации детского оркестра в дошкольном учреждении. Именно поэтому меня заинтересовала эта тема. Целью данного исследования является изучение особенностей организации музыкальным руководителем деятельности детского оркестра в дошкольном учреждении и формирование музыкальных способностей в игре на детских музыкальных инструментах. Проводимое исследование направлено на проверку гипотезы - основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкальный слух и чувство ритма развиваются в игре на детских музыкальных инструментах при соблюдении следующих условий: побуждение детей к игре на детских музыкальных инструментах, к музыкальному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, планомерность, систематичность.
Задачами данного исследования являются: изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме педагогических условий организации детского оркестра в дошкольном учреждении. Изучить уровень музыкальных способностей у детей 6-7 лет. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы по формированию музыкальных способностей дошкольников в игре на детских музыкальных инструментах и педагогических условий организации детского оркестра в дошкольном учреждении.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический эксперимент, анализ научных результатов.
Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона используемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает её в исполнении взрослого, который сначала поёт её, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поёт.
Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления. Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов. Что бы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии. Можно использовать фланелеграф. Хорошо применяется приём прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах. Когда на металлофоне играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие – пониже. Тем самым с помощью игры на детских музыкальных инструментах мы развиваем чувство ритма у детей.
Было доказано, что при игре в большей степени развивается одна из трёх основных музыкальных способностей – музыкально-слуховые представления.
Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди, обучающиеся игре на фортепиано, сопровождают представление мелодии движениями пальцев, имитирующими её воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слухового представления с мелкой моторикой рук. Педагогический вывод, который вытекает из этих наблюдений – возможность привлекать игру на музыкальных инструментах для развития способности музыкально-слуховых представлений. Ведь музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении мелодии по слуху. Проблемой обучения детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах по слуху занималась педагог-исследователь М. Трубникова. Она предлагает обучение в два этапа. Первый подготовительный, второй основной, состоящий из трёх ступеней. Первая ступень - ориентировочно-тембровая, вторая – ритмическая, третья – мелодическая.
Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются музыкально - дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, на месте. Дети учатся узнавать знакомую мелодию по фрагменту. Определяют, закончилась ли мелодия, просят повторить. Это говорит о развитии ладового чувства. Эффективным методом работы на этом этапе является совместная игра музыкального руководителя и ребёнка на одном инструменте по фразам. «Музыкальное эхо» - буквальное повторение сыгранных педагогом фраз. Хорошие результаты даёт исполнение ребенком мелодии на детском музыкальном инструменте, а педагогом – аккомпанемента на фортепиано.
Завершает мелодическую ступень инструментальное творчество. На первых порах его следует организовать в игровой форме, вопросно-ответной. Дети четвертого года жизни без труда справляются с первой ориентировочно-тембровой ступенью. В индивидуальной работе в игровой, занимательной форме идет знакомство с фортепиано, с различными регистрами. Дети пятого года жизни могут перейти на вторую, ритмическую ступень, освоить ритмическую структуру песен, приёмы игры на различных звуковысотных музыкальных инструментах. Дети шестого года жизни на третьей ступени встречаются с мелодическими эталонными построениями и пьесами, построенными на их основе. Импровизируют музыкальные вопросы и ответы, играют в ансамбле, оркестре, детских музыкальных инструментов на слуховой основе.
Обучение детей подбору по слуху делает работу более интересной, способствует накоплению детьми музыкального материала за счёт сокращения сроков разучивания пьес, значительно повышает интерес педагогов и детей к этому полезному и увлекательному виду музыкальной деятельности. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, ложки), другие по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы (ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые). Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Игра на детских музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
В процессе экспериментального исследования мы сформировали группу из десяти детей 6-7 лет. Исследовали следующие компоненты музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально слуховые представления, чувство ритма. Изучение уровня развития музыкальных способностей у детей проходило в три этапа. Была использована методика Груздовой И.В. и Дыбиной О.В.
Формирование музыкальных способностей у детей строилось на следующих принципах: систематичность, постепенность, развивающее обучение, интегративность.
Мы соблюдали следующие условия: побуждение детей к музыкальному творчеству, путем постановки интересных разнообразных творческих заданий-игр, учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей, установление правильных взаимосвязей между учебными и творческими заданиями, варьирование творческих заданий, планомерность, систематичность.
Первоначально было проведено десять занятий с детьми. Занятия проводились два раза в неделю по 20 минут. Каждое занятие состояло из 1-2 заданий. Ставились цели: привлечь дошкольников к игре на музыкальных инструментах для создания детского оркестра, умение слушать и находить источник звука, развитие сотрудничества в группе и способность концентрировать внимание, формирование пространственных представлений, стимулирование творческой активности, развитие кратковременной памяти, развитие тактильных ощущений, развитие инициативы, укрепление уверенности в себе, умение наблюдать, развитие зрительного контакта, формировать контроль за движениями, развитие умения координировать слуховые представления с двигательной активностью. В практическом эксперименте использовалась программа формирования музыкальных способностей дошкольников в игре на детских музыкальных инструментах М. Трубниковой.
После проведения исследования, мы доказали, что основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкальный слух и чувство ритма развиваются при соблюдении следующих условий: побуждение детей к игре на детских музыкальных инструментах, к музыкальному творчеству путём постановки интересных разнообразных творческих заданий, варьирование заданий, планомерность и систематичность. В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогических условий организации детского оркестра, изучили уровень музыкальных способностей у детей -6-7 лет, разработали и экспериментально проверили рекомендации по формированию музыкальных способностей дошкольников в игре на детских музыкальных инструментах.
Изучая материалы, представленные различными авторами, я обогатила себя ценными знаниями, которые помогут мне в профессиональной деятельности осуществлять работу по музыкальному воспитанию детей с позиций углубленного понимания вопросов способностей, в том числе, музыкальные.
Исследуя проблему педагогических условий организации детского оркестра в теоретическом направлении, я пришла к выводу о том, что эти вопросы довольно подробно полно освещены в литературе.
Игра на детских музыкальных инструментах несёт в себе нравственные ценности, которые необходимо передавать подрастающему поколению. Музыка неоспоримо оказывает огромное влияние в формировании индивидуальности, развитии духовного становления человека начиная с раннего возраста. Музыка имеет особый язык, позволяющий передать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний. Именно музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира. Поэтому формирование интереса к музыкальной культуре – актуальная задача, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.
Список литературы:
Баренбойм, Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа/ Л.А. Баребойм– М.:, Советский композитор, 1978.- 367с.
Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду/ Н.А. Ветлугина – М.: Просвещение, 1981.- 240с.
Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах/ Н.Г. Кононова – М.: Просвещение, 1990.- 159с.
Метлов, Н.А. Музыка - детям/ Н.А. Метлов – М: Просвещение, 1985.-144с.
Радынова, О.П. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания/ О.П. Радынова// Дошкольное воспитание – 1994.- №2- с.24-30
Радынова. О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова – М.: Академия, 2000.
Трубникова. М. Организация обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах/ М. Трубникова – М.: 1998.
1. Фамилия автора Михайлова
2. Имя Отчество Ольга Александровна
3. Электронный адрес metod107@pdlada.ru
4. Телефон +79179672310
5. Место работы в именительном падеже АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с №107 «Ягодка»
6. Должность Музыкальный руководитель
7. Рубрика. Название статьи. Эстетическое воспитание.
«Проблема организации детского оркестра в дошкольном учреждении».