Сценарий экологического КВНа с обучающимися 2 класса «Береги свою планету»


Сценарий
экологического КВНа
с обучающимися 2 класса
«Береги свою планету»


Цель: обобщить экологические знания детей, формировать ответственное отношение к природным ресурсам, воспитывать высокоразвитое отношение к природе.
Задачи:
Познавательные: обобщить и систематизировать экологические знания, расширить представления учащихся об окружающей среде, научить детей обобщать и применять полученные знания.
Регулятивные: развивать инициативность и самостоятельность при решении поставленной проблемы в ходе занятия.
Личностные: формировать бережное отношение к окружающей природе, воспитывать гуманное отношение ко всему живому, прививать правильное поведение в природной среде.
Коммуникативные: учиться согласованно, работать в команде, высказывать свое мнение и слушать мнение других, уметь подчиняться правилам игры.
Индивидуально – дифференцированная работа: активизировать речевую деятельность Дениса А., Маргариты Г.; продолжать работу по формированию правильного шагового движения у Дениса А., Дарьи А., Елизаветы Я.
Словарная работа:
- ввести в активный словарь обучающихся слова и словосочетания: «природа», «планета», «природные богатства», «экология», «окружающая среда», «наблюдения»;
- в пассивный словарь: «экологическая культура», «экологическая тревога», «взаимосвязи в природе».
Основные методы и приёмы: задания, конкурсы, динамическая пауза, беседа – диалог, беседа по вопросам, показ, художественное слово.
Оборудование и материалы: экран, проектор, эмблемы команд для каждого участника.
Демонстрационный материал: презентация к мероприятию, листы для оценивания, грамоты, «Памятки» с правилами поведения в природе, «Охранные грамоты».
Предварительная работа с детьми: беседы с детьми об исчезающих животных и растениях, которые занесены в Красную книгу, заучивание стихов, пословиц, разгадывание загадок о природе и погоде, подготовка названия и девиза команды, разработка и изготовление эмблем команд.
Предварительная работа педагога: изучение методической литературы, составление конспекта занятия, изготовление заданий для организации деятельности обучающихся, подбор слайдов, музыкальных заставок, создание презентации.

Литература:
- Учебно – воспитательные занятия в группе продленного дня. Конспекты занятий. Занимательные материалы. Рекомендации / Авт. –сост. Н.А.Касаткина. –Выпуск 1,2.
- «Мозаика детского отдыха». Внеклассные мероприятия. Новые сценарии. 1- 4 классы, Москва, «Вако», 2012г.
- Виталева Т.А. «Калейдоскоп праздников» 1- 4 классы, Москва, издательство «Экзамен», 2014г;
- Детская энциклопедия «Я познаю мир», Москва, «Издательство АСТ», 2000г;
- Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – М.: Мозаика-синтез, 1999;
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

Ход мероприятия:
Организационная часть.
Под спокойную музыку входят дети, рассаживаются на стулья по командам. На доске эмблемы команд и выложенное из цветных букв название мероприятия.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые и гости! Мы рады приветствовать всех на экологическом КВНе «Береги свою планету».
Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Наука сложная, важная и нужная. Экология – это наука о взаимосвязях в природе, об отношении человека к окружающей среде.
Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются. Природные богатства, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Природа не может безгранично залечивать свои раны. Вполне возможно, что за последние недели с лица Земли исчезло еще одно млекопитающее, еще одна птица или еще одно растение.
Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо. Вдруг мы его больше не увидим на Земле?
Наша игра – это лишь попытка заглянуть в удивительно разнообразный, неразгаданный мир природы. Попытка увидеть и понять, что удивительное всегда рядом, надо лишь уметь видеть и слышать.

Основная часть.
Итак, вперед в мир тайн и загадок! Хотелось бы, чтобы девизом нашего сегодняшнего КВНа стали слова Вадима Шефнера из стихотворения «Человек».
«Ты человек, любя природу, Хоть иногда её жалей, В увеселительных походах Не растопчи её полей. Не жги её напропалую И не исчерпывай до дна. И помни истину простую: Нас много, а она одна».
Сегодня мы обобщим знания, полученные вами на уроках окружающего мира, на минутках экологии; познакомимся с обстановкой в природе, вызывающей экологическую тревогу. Расскажем о том, как сами стараемся охранять природу.
Итак, сегодня за право назвать себя лучшими экологами класса будут бороться две команды – «Следопыты» и «Друзья природы».
Ведущий: напоминаю правила проведения КВНа.
Наш КВН состоит из пяти различных конкурсов.
Анализировать ответы команд, оценивать конкурсные испытания будет жюри. Разрешите представить вам членов жюри (оглашение состава жюри, членам жюри раздаются листы для оценивания конкурсов КВНа).
Немного о дисциплине во время проведения КВНа. Обсуждаем вместе, не выкрикиваем. За нарушение дисциплины – с команды снимаются очки.
Итак, наш КВН начинается!

Представление команд. Пусть команды представятся (название команды, капитан команды).
Команды во главе с капитаном произносят свои девизы:
«Друзья природы»
Природы верные друзья!
Дружны мы, как одна семья!
В КВН пришли играть,
Чтоб больше о природе знать!
«Следопыты»:
Мы - команда «Следопыты».
Жить не можем без открытий!
Дружно мир мы познаём,
Замечательно живём!
Ведущий: Молодцы, команды, в добрый час! Пусть удача встретит вас!

1 конкурс «Разминочный»
Командам будут заданы по 6 разминочных вопросов.
Команде «Следопыты»:
Кого величают по отчеству Патрикеевна? (Лиса)
Как называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние)
Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)
Как назвать детеныша коровы? (Теленок)
5. Умеют ли слоны плавать? (Да)
6. Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубь)

Команде «Друзья природы»:
1. У кого из зверей фамилия Топтыгин? (Медведь)
2. Как одним словом называют животных, которые живут в лесу? (Дикие)
3. Дышит ли цыпленок в яйце? (Дышит)
4. Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок)
5. Кого в шутку называют косым? (Заяц)
6. Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Кукушка)

2 конкурс «Отгадай по описанию»
Каждой команде предлагается по 2 текста – описание животного и растения. Догадайтесь по описанию, о ком идет речь.
Команде «Следопыты»
Это самое высокое животное на Земле, ростом до 5-6 метров. У него маленькая головка на длинной шее и длинные ноги. Глаза черные с густыми ресницами. Питается животное листьями, почками и ветками. Очень любит поедать листья акации. Длинная шея позволяет этому животному доставать листья с верхушек деревьев, а вот щипать траву ему неудобно. Кто это животное?  (Жираф)
Это высокое, раскидистое дерево, поистине богатырского телосложения, поэтому в его ветвях вьют гнезда птицы. Корни его уходят глубоко в землю, поэтому ему не страшны никакие бури. В лесах далекого севера вы его не увидите. Растет медленно. Те, кто хочет вырасти его, должны запастись терпением. Люди связывают с ним силу, могущество и долголетие. О нем сложено много сказок, песен, поговорок. (Дуб)
Команде «Друзья природы»
Питается этот зверек семенами, фруктами, ягодами, орехами, грибами. Это древесное животное хорошо лазает по деревьям и перепрыгивает с дерева на дерево. Гнездо в дуплах или ветвях деревьев выслано мелкими растениями. (Белка)
Белый ствол этого дерева покрыт тонкой берестой. Как только сходит в лесу снег, у него набухают смолистые душистые почки. Листья и почки этого дерева человек настаивает и применяет при разных болезнях. Вкусен и приятен сок этого дерева. Из её древесины делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. Из веток этого дерева делают самый популярный веник. (Береза)
Ведущий: Спасибо нашим ребятам за правильные ответы о животных и растениях.
3 конкурс « Конкурс капитанов»
Ведущий: Традиционным для всех КВНов является конкурс капитанов.
Кто такой капитан? Это ученик (ученица), кому команда выразила наибольшее доверие. Капитан должен быть умным, эрудированным, дисциплинированным, способным вести за собой команду. Должен быть находчивым, умеющим найти выход из любой сложной ситуации. Вот какими качествами должен обладать капитан.

Приглашаются капитаны команд, они по очереди соревнуются в блиц - турнире «Вопрос - ответ». Скоро мы узнаем, кто из капитанов даст больше верных ответов?

Вопросы для капитана «Следопыты»:
1. Какой лесной зверь лечится мухоморами? (Лось)
2. Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце)
3. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (Филин)
4. Как называется дом у муравья? (Муравейник)
5. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

Вопросы для капитана «Друзья природы»:
1. Какой зверек приехал из тропического леса в ящике с апельсинами? (Чебурашка)
2. Птица, в которую превратился гадкий утенок. (Лебедь)
3. Какой зверь помогает нам переходить дорогу? (Зебра)
4. Как называется книга, где записаны исчезающие виды животных и растений? (Красная книга)
5. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник)

Ведущий: В нашем КВНе объявляется небольшая пауза – разминка.

Физкультминутка «Полосатая пчела»
Прилетела к нам вчера (частые взмахи руками)
Полосатая пчела,
А за нею шмель - шмелек (взмахи более редкие)
И веселый мотылек (взмахи руками от плеча)
Два жука и стрекоза (руки в одну сторону, затем в другую)
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали (жужжат и делают взмахи)
От усталости упали! (сели на корточки)

4 конкурс «Электронное письмо»
Ведущий: Следующий конкурс необычный. Необычен он тем, что задания к нему мы получили по электронной почте. Вы знаете, что любое учреждение имеет свой электронный адрес, свой собственный сайт. Электронная почта и сайт есть и в нашей школе. Узнав о том, что у нас состоится экологический КВН, на адрес нашей электронной почты поступили электронные письма с вопросами и заданиями для конкурса. Причем, немало вопросов пришло от самих представителей флоры и фауны, которые тоже встревожены сложной экологической обстановкой в природе.
Мы отобрали для конкурса 4 письма с интересными вопросами, все они выведены на экран (на экране выведены 4 конверта разных цветов). Команда выбирает понравившееся письмо (по цвету конверта).

Ведущим зачитывается вслух письмо. Команда дает ответ.
1. У меня много имён, прозвищ, даже по имени – отчеству меня величают. И всё потому, что меня все боятся. Я очень большой. Но как все маленькие дети, люблю сладенькое: разоряю гнёзда диких пчёл, чтобы полакомиться мёдом. Летом пугаю людей, которые приходят в лес за малиной, потому что сам её очень люблю. Кто я?  (Медведь)
2. Я - хищник. Во все времена люди боятся и остерегаются меня. Я жесток и кровожаден, у меня устрашающий голос. Я удивительно вынослив: могу не есть много дней, и не терять при этом силы. Люди зовут его серым разбойником. Кто я? (Волк)
3. Я - животное, которое известно людям давно, ещё 2 тысячи лет назад. Меня можно увидеть в лесу, в роще, в парке и, совсем рядом с человеком, в саду. Я бегаю, не таясь, шуршу листьями, громко посапываю, а когда ем, громко причмокиваю! Всё моё тело покрыто иголками. Это я от врагов так прячусь! Кто я? (Ёж)
4. У меня два основных способа защиты: маскировка и ноги. Я могу развивать скорость до 50 км в час. Однако мне не просто удирать от опасности, нужно ещё хитрить, сбивать преследователей со следа. Так что на самом деле никакой не трус. Кто я? (Заяц)
Ведущий: Животные, посылая свои вопросы, пытаются напомнить нам о себе, просят нас об участии и помощи. А какую конкретную помощь мы можем оказать, например, птицам? Например, сейчас, поздней осенью или зимой? Конечно это, прежде всего – подкормка птиц. В парк, в рощу, куда бы вы ни шли – возьмите с собой подкормку, лакомство для птиц: крупу, семечки, орехи для белочек. Или несоленое сало для синичек. Тем самым вы не дадите птицам погибнуть зимой от голода. И в знак благодарности весной и летом они порадуют нас своим пением.
Ведущий: А теперь задание для команд: «Угадай, кто поет!»
Пятый конкурс так и называется.
5 конкурс «Угадай, кто поет»

Ребята, сейчас вы услышите пение птиц. Вам необходимо узнать голос и назвать птицу. Маленькая подсказка: эти птицы все обитают на территории Чувашской Республики.
Задание общее для обеих команд. Если команда узнала голос птицы, то поднимает руку и называет птицу.
Команды узнают и называют голоса птиц: соловья, вороны, дятла, кукушки (На экране после произнесенного правильного ответа выводится изображение угаданной птицы)

Ведущий: Ребята, наши конкурсные испытания завершены. Я надеюсь, что вы будете правильно вести себя в природе. Все мы должны твердо запомнить, что от каждого из нас зависит, в каком природном доме мы будем жить завтра. «Береги свою планету, ведь другой на свете нету!»
Пока жюри подводит окончательные итоги, хочу пригласить на сцену участников команд.
(Дети читают стихи)
Смотрю на глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой; И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!» В тревоге море и леса Роса на травах, как слеза, И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!» Грустит глубокая река, Свои теряя берега. И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!» Остановил олень свой бег: «Будь человеком, человек! В тебя мы верим – не солги. Ты береги нас, береги!» Смотрю на глобус – Шар земной, Такой прекрасный и родной. И шепчут губы: «Сберегу! Я сберегу вас, сберегу!»

Любите родную природу: Озера, леса и моря. Ведь это же наша с тобой Навеки родная земля!

На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней. Давайте же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей!

III. Заключительная часть.

Ведущий: Ребята, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к природе, сохранять её богатства, её красоту. Будете соблюдать правила общения с природой.
Ребята, чтобы вы не забывали этих правил, всегда могли их освежить в своей памяти, предлагаем командам обменяться «природными документами»: «Охранными грамотами» и «Памятками».
(Дети обмениваются памятками и грамотами)

Слово жюри.
(Жюри оглашает окончательные итоги КВНа. Поздравление победившей команде. Вручение грамот).
КВН закончен, друзья, до свиданья! Всем хочу я сказать на прощанье: Нас так много живет на Земле И о природе – одной – позаботиться можем вполне!

До новых встреч!


Aђ Заголовок 415