Работа над изложением в начальной школе
Работа над изложением в начальной школе.
Бородина Наталья Анатольевна
учитель начальных классов МКОУ «Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3» Каргапольского района, Курганская область
Работа над изложением, как развитием коммуникативной речи в настоящее время является актуальной для начальной школы. Восприятие чужого текста и его воспроизведение - это прежде всего сочетание двух видов деятельности, необходимое в работе над изложением. Понимание текста в целом происходит за счёт слушания и чтения. А понимание связывает в единый процесс мышление и речь. Расчленение мысли, оформления её в слова- это наиболее трудный процесс для учащихся начальной школы. Мысль“формулируется и формируется” во внутренней речи по мнению Л.С.Выгодского, а не поступает во внутреннюю речь в готовом виде. Именно членить смысл на предложения и слова и служат изложения текста, что есть главная задача для школьников. Монолог, построенный как свёрнутый диалог, как цепочка вопросов и ответов реального говорящего (пишущего) и мысленно слушающего (читающего), монолог определённого типа, вида и стиля речи- представляет собой текст, воспринимаемый детьми на слух или зрительно при подготовке к изложению. Работая над умением воспринимать текст, учитель одновременно учит детей запоминать текст, сохранять его в памяти. Как показывает практика обучения изложениям, ученик запоминает текст, пользуясь 2 видами памяти: отдельные места – дословно, активизируя оперативную память, основную же часть текста запоминает не в словах, а в переработанном виде – в образах-схемах. Запомнить чужое высказывание легче, если оно подаётся в память блоками (образами-схемами). Именно поэтому необходимо учить детей воспринимать текст, схематически фиксируя его структуру.
Так, при восприятии текста – описания ,необходимо научить детей запоминать слова, обозначающие предмет и его признаки, располагая их в определённой последовательности. Развитию умения воспринимать текст и запоминать его служит смысловой и структурный анализ.
Процесс изложения текста можно представить схематически:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Работу по формированию умений воспринимать текст следует проводить как на слух, так и зрительно. Воспроизведение текста – это его пересказ. Воспроизвести текст – значит перевести внутреннюю речь во внешнюю.
Необходимые требования к текстам для изложений.
единство и замкнутость содержания.
Текст для пересказа нередко представляет из себя такой отрывок из произведения, в котором есть компоненты известий из текста прежде всего по признаку единства содержания, и рассматривается он уже не как часть литературного произведения, а как самостоятельное повествование, описание или рассуждение, как миниатюрное художественное произведение. Следовательно, требования к тексту для пересказа должны быть строже, чем к компоненту. Прежде всего должны быть строже требования к единству содержания. Не следует пользоваться текстом, если тема слабо намечена или недостаточно развита. Единству содержания и замкнутости должна соответствовать структура текста.
Структура текста для изложения :
предельное начало текста, обычно независимое первое предложение с обычным порядком слов или реже соединение законченных предложений;
отчётливую связь с начальным предложением следующих за ним предложений, а так же связи смежных предложений;
структурное выражение законченности всего текста при завершении фабулы.
Условное деление изложений на виды:
по отношению к объёму исходного текста различают подробные и сжатые изложения. Задача подробного изложения – воспроизвести как можно более полно содержание исходного текста. Задача сжатого изложения – передать это содержание кратко, обобщённо
по осложнённости языковым заданием выделяются изложения с лексическим, грамматическим, стилистическим и др. заданиями. Среди этих заданий можно выделить 2 типа:
предлагается изменить форму лица, времени, наклонения, например, передать содержание исходного текста в форме не прошедшего времени, а настоящего;
предлагается употребить в изложении определённые слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте. Такие языковые средства отличаются в тексте, выделяются, выписываются и т.д.
по восприятию исходного текста различаются изложения
прочитанного, воспринятого зрительно текста;
услышанного, воспринятого на слух текста;
-текста, воспринятого на слух и зрительно.
Виды изложений учитывают развитие разных особенностей учащихся к восприятию текста.
по степени знакомства с исходным текстом различают изложения незнакомого и знакомого.
по отношению к содержанию исходного текста различаются изложения полные, выборочные, с дополнительным заданием.
2 группы заданий к таким изложениям:
дописать начало (вступление), конец (заключение), изложить текст от имени другого лица и т.п., ввести в него элементы описания (внешности героев, времени, места действия), диалог, рассуждение по затронутому в тексте вопросу. (в этом случае вносятся изменения в исходный текст);
предлагается ответить на вопросы, высказать своё мнение по поводу изложенного в тексте и т.д. (в этом случае в исходный текст не вносится никаких изменений – автор создаёт свой текст, обычно, после изложения исходного)
Методические особенности работы над различными типами изложений в начальной школе
Изложение – традиционный вид учебной работы по развитию связной речи школьников. Каждый вид изложения преследует свою цель. Учителю, для достижения учащимися этой цели, необходимо знать и владеть методикой работы над изложением.
Методика работы над подробным изложением
Понятие об изложении вводится во 2 классе.
Для 1 этапа работы удобнее всего использовать подробное изложение по зрительно воспринимаемому тексту.
На 2 этапе все знания об изложении закрепляются, систематизируются.
Учитель уточняет : Как вы думаете, что значит написать изложение? Изложить – это значит пересказать содержание текста, передать его кому-то точно, полно и последовательно, так, чтобы собеседник понял, о чём и о ком идёт речь. Как нужно пересказывать текст? (дети читают и комментируют памятку).
Учитель читая текст, обращает внимание на смысловую целостность текста: о чём говорит заглавие, выделяет опорные слова, выясняет смысл непонятных слов, их написание. Языковая подготовка к изложению должна включать помимо выяснения непонятных слов, работу над лексикой, опорно-выразительными средствами, может сочетаться с работой над планом и композицией текста. Чтобы правильно составить план, дети уже при ознакомительном чтении должны определить, какой тип речи доминирует в данном тексте.
Работа над композицией обуславливает:
повторение сведений о рассказе как о литературном жанре;
теоретический анализ композиционных особенностей рассказа. Из каких частей состоит рассказ? Что связывает в единое целое различные части рассказа? Как схематично можно изобразить построение любого рассказа? Итак, что вы знаете о рассказе? Назовите какой-нибудь рассказ. Докажите, что это рассказ. Важно, чтобы дети вспомнили, что в основе рассказа лежит случай, эпизод, происшествие. В рассказе главное – развёртывающееся в определённой последовательности действие, которому подчиняется описание героев, места и времени действия. В рассказе 4 части: завязка (начало действия), развитие действия, кульминация, развязка.
Учитель уточняет :
отражено ли в данной схеме содержание рассказа, который вы прослушали?
(Нет, в данной схеме указаны только части, а их названия отсутствуют).
чтобы отразить в схеме рассказа его содержание, мы должны составить план ?
(коллективная работа над планом рассказа). Составление плана опирается на 2 основных умения: выделять смысловые части и сжимать их до кратких формулировок.
Повторное чтение текста с установкой на детальное чтение текста (выделить основные смысловые части текста).
Работа по памятке : “Как подготовится к изложению”:
1. Прочитай (прослушай) текст. Определи его тему и основную мысль.
2. Найди в тексте опорные слова.
3. Раздели текст на части, озаглавь их.
4. Найди буквы, которые надо проверить, объясни, почему так пишутся слова.
5. Прочитай текст ещё раз. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.
Работа над каждым пунктом памятки в отдельности. Работа над постепенным сжатием смысловых частей до формулировок плана.
Ещё раз перечитайте 1 часть и выразите её содержание в виде одного предложения. Наиболее удачный вариант записывается на доске. (Аналогично сжимается 2,3,4 части). В процессе работы над построением и языком текста учащиеся повторяют сведения о типах речи и под руководством учителя приходят к выводу, что в связном тексте все предложения связаны между собой. Для их связи используются специальные слова. Составляя план, дети решают две задачи: выделяют основные части и озаглавливают их; запоминают последовательность событий. Подготовка к устному пересказу текста, сам пересказ и написание изложения.
2.Методика работы над выборочным изложением
Выборочное изложение предполагает отбор материала, относящегося к определённой теме, персонажу или явлению. Следовательно, ученику прежде всего необходимо осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей и пересказать тем или иным способом (подробно или кратко, художественно или по-деловому). Именно поэтому выборочное изложение является связующим звеном между изложением и сочинением. На 1 этапе обучения необходимо, чтобы текст воспринимался не только на слух, но и зрительно. Выборочное изложение предлагается после проведения специальных уроков, связанных с выработкой умения раскрывать тему, реализовывать основную мысль высказывания. Тексты следует брать небольшие, чтобы они позволяли сосредоточивать внимание младших школьников на различного рода описаниях: цветка, дерева, животного Одновременно на уроках чтения дети делают небольшие устные выборочные пересказы по прочитанным произведениям. Выборочный рассказ позволяет продолжить работу над умением собирать и систематизировать материал.
Памятка “Как подготовиться к выборочному изложению”:
1. Перечитай текст, отметь в нём те отрывки, которые относятся к герою.
2. Определи, о чём говорится в каждом отрывке. Пронумеруй каждый отрывок. Проверь, нет ли отрывков на одну и ту же тему. Если есть, поставь один и тот же номер.
3. Просмотри отрывки, расположи их по порядку, сгруппировав их.
4. Подбери к ним заглавия.
5. Просмотри ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки содержанию отрывков.
6. Расскажи о герое, пользуясь планом.
Тексты подбираются таким образом, чтобы можно было показать детям, что в одних случаях весь материал на заданную тему расположен в одном месте и при пересказа не требуется вносить изменений в исходный текст, в других – нужный для выборочного пересказа материал рассредоточен по разных местам.
Вариант построения работы над изложением:
учитель (или школьник, подготовленный заранее) выразительно читает текст.
беседа по содержанию. Определение жанра отрывка, формулировка основной мысли.
выделение объектов описания.
повторное чтение с установкой на изучающее слушание (выбрать материал, нужный для описания предмета, героя, события). Работа идёт параллельно на доска и в тетрадях.
анализ каждого выбранного детьми предложения сточки зрения его возможности для описания (в результате одни предложения исключаются, другие записываются). Так составляются рабочие материалы. Имея их перед глазами, дети убеждаются в том, что для пересказа необходимо изменить эти предложения, их последовательность, связать между собой.
беседа о форме нового текста на основе выбранного материала: с чего начать описание, чем его закончить, как связать отдельные части. Составление плана (внимание детей обращается на то, что план описания не соответствует последовательности изложения).
(По данному плану может быть построен урок выборочного изложения.)
3. Методика работы над сжатым изложением.
Сжатое изложение текста – это краткий его пересказ( в основе лежит “свёртывание” или сжатие информации).
Прежде чем записать текст, ребёнок должен его обработать, но не просто отбросить ненужную информацию и за этот счёт сократить текст, а так, чтобы через достаточно длительный промежуток времени можно было вновь развернуть текст без существенной её утраты.
Процесс написания сжатого изложения слагается из ряда этапов, которые учитель должен использовать в работе с детьми:
1 этап. Аудирование – организация учителем восприятия текста (лучше зрительно) с установкой на ознакомительное чтение.
2 этап. Выделение главных смысловых частей плана, т.е. составление плана, которое опирается на 2 основных умения: выделять смысловые части и сжимать их до кратких формулировок. Учитель второй раз читает текст с установкой на детальное слушание: детям необходимо определить, сколько в тексте частей и выделить в каждой части опорные слова. Только после выделения основных частей текста ребёнок может приступить к свёртыванию информации, находящейся в каждой части. Результатом сжатия должно стать уменьшение объёма текста по сравнению с исходным при сохранении главных мыслей. Сюда же относится и работа по сокращению текста в соответствии с составленным планом.
3 этап. Учитель начинает обучение переформулированию каждой части и выбору наиболее удачных формулировок в соответствии с основной мыслью части. Критерий отбора заголовка – точность, соответствие основной мысли. При написании сжатого изложения переформулировка состоит в том, что сохраняются только главные мысли в каждой части, и они носят фразовый характер. Поэтому наступает момент сжатия фразы до назывного предложения, состоящего из 2-3 слов.
При проведении изложений необходимо учитывать особенности данного типа и знать методику. Каждый вид изложения преследует свою цель. При разработке методики проведения изложения необходимо учитывать его характеристику.
Текст должен соответствовать требованиям данного типа изложения.
Работа над изложением обогащает словарь школьников, совершенствует синтаксический строй их речи, формирует навыки запоминания и воспроизведения в письменной форме исходного текста, закрепляет знания о типах речи и стилях, развивает логическое мышление школьников.
Заголовок 115