Урок русского языка в 5 классе Занимательная морфемика
Урок-проект в 5 классе "Занимательная морфемика"
Цели: промежуточное обобщение знаний по морфемике; формирование умения определять и выделять морфемы; закрепление умения работать с лингвистическими словарям;
Задачи:
развивать умения выделять главное в изучении материала, самостоятельно находить решение поставленной проблемы, сопоставлять изучаемые факты и делать выводы; а также развивать коммуникативные навыки, рефлексию и познавательный интерес;
обучать детей сотрудничеству при работе в группе;
воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: лексические словари, карта ученика, карточки-задания, “основа” будущей стенной газеты.
Ход урока:
1. Подготовка учащихся к восприятию новой темы. Сообщение цели и задачи урока.
2. Групповая работа над проектом.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
Ход урока
1. Подготовка учащихся к восприятию новой темы. Сообщение цели и задачи урока.
- Слова в русском языке удивительно многолики. И в каждом разделе изучается какое-то особое “лицо” слова.
- Сегодняшний урок мы посвятим теме “Занимательная морфемика”. Как вы понимаете слово “занимательная”?
- Что изучает морфемика?
- Итак, цель нашего урока – работа над мини – проектом «Занимательная морфемика». Этот проект поможет вам убедиться в том, как многогранен и интересен русский язык. Что нам предстоит сделать?
вспомнить теоретические сведения по данной проблеме;
проанализировать морфемный состав слов, привести примеры.
Для того чтобы создать проект, нужно сначала определить этапы работы над ним. Перед вами карта. Какие из пунктов плана можно заполнить сразу? (Ученики знакомятся с планом, заполняют пункты №1, 2, 3, 4) В какой форме вы представите данный проект?
Этапы работы Результаты работы
Первая часть проекта.
1. Участники проекта Учащиеся 5 класса
2. Основная задача проекта Выяснить как морфемный состав слов, особенности русской морфемики, связь этимологической морфемики и орфографии.
3.Информационная поддержка Толковый, этимологический словари, словообразовательный словарь
4. Объект исследования 5. Что уже известно по проблеме?
1._____________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________
4._______________________________________________________________________
5.
6. Что узнали по проблеме? 1.______________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________
5.
Вторая часть проекта. Как можно улучшить проект?Домашнее задание: подобрать шуточные задания по проблеме (заполнятся на этапе “Домашнее задание”)
Результат проекта Стенная газета «Занимательная морфемика» (“основа” будущей газеты висит на доске)
- Вы знаете, что над созданием газеты работает единая команда, внутри которой есть главный человек - это редактор и помощники – журналисты. Редактор распределяет работу между журналистами, проверяет и координирует их работу. Есть у нас и стажёры. (СТАЖЁР - лицо, поступившее на новую работу и проходящее испытательный срок, в течение которого оцениваются его способности, и приобретается опыт работы в своей специальности). Верстальщики – будут крепить материалы к заготовке газеты.
2. Групповая работа над проектом.
Учащиеся делятся на группы и самостоятельно выполняют задания. Ответы ученики записывают в таблицу (пункты №5, 6).
Задание 1
- Определите, о каких морфемах идёт речь? Объясните из роль в слове.
Ребусы.
Приставка.
Основа.
Корень.
Загадки.
Изменяемая часть,
С другим словом держит связь.
(Окончание)
После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу.
(суффикс)
- Эту часть газеты я вам дарю. А вот дальше только ваше усердие.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Задание 2
Разбор слова по составу. Разгадайте шарады. А для этого надо быстро разобрать слова по составу.
1.Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне,
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.
2.Корень извлечь из “начинки” несложно,
Приставка в “сосуде” хранится надежно,
Суффикс в “гудении” ясно услышишь.
Вместе – на темы различные пишешь.
3.В “списке” вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в “собрании” встретите вскоре,
В слове “рассказ” вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.
- А теперь задание для журналистов: составьте подобные задания для своих газет. (по 2 слова)
1 группа.
1. Корень в слове преподносить, приставка в слове выписать, суффикс и окончание - в слове терпеливый .
( выносливый)
2 группа.
1. В слове такая же приставка, как в слове полёт,
корень такой же, как в слове дружба,
суффикс такой же, как в слове артистка.
(подружка)
Задание для стажёров, их проверит редактор: разбейте пословицу на морфемы, как в образце: Грамоте учиться – всегда пригодится. Мир освещает солнце, а человека – знание.
- В случае затруднения обратитесь к словообразовательному словарю.
Стажёры выполняют морфемный разбор за доской, а редактор и журналисты их проверяют. Потом верный результат оформляется к «гранки» для газеты.
Задание 3 А вы знаете, что…
- А вы знаете, что в нашем языке 120 приставок?
Проверка домашнего задания.
- Сколько слов у вас получилось образовать с помощью приставок от слова «ходить»? (21)
Составьте заметку в газету, которая будет начинаться такими словами. Заметка должна носить научный характер и должна быть посвящена морфемике.
Примерные ответы (устно):
… самый маленький корень ш в слове «шли»
…. В слове «вынуть» нет корня. (Единственное слово русского языка, которое не имеет корня — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нём был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср.снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в «сунуть», «дунуть»).
… самый длинный корень «крокодил» - 8 букв.
… в русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.
… единственные слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд — это «длинношеее» (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и "змееед".
… единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой.
… в русском языке 120 приставок.
… слово «зонтик» появилось в русском языке из голландского именно в таком виде. Уже потом часть –ик- была воспринята в народе как уменьшительно-ласкательный суффикс. Теперь выделяют корень «зонт».
Задание 4 Странно, но факт! (Журналистское расследование)
- Какую роль выполняет этимологический словарь?
В этимологическом словаре находится информация о происхождении слов.
А) - С помощью этимологии можно объяснить правописание словарных слов. Именно этим вы сейчас и займётесь.
1 группа: медведь, солдат, квартира.
2 группа: петух, лопата,терраса.
Б) Стажёры поработают над темами (раздаточный материал):
«Приставки решают всё!»
«Миром правят числа!»
В) Используя этимологический словарь, определите историю происхождения слов.
КОНЕЦ – НАЧАЛО.
ПЧЕЛА - БЫК
Задание 5 Говорят дети.
- Попробуйте определить, какие слова подменили дети. Почему стала возможна подобная подмена?
Сольница - солонка (сахарница)
Учило – учебник (орудие обучения, как зубило, точило)
Обувало – обувь (как одеяло)
Смеяние – смех (как сияние)
Проверка домашнего задания.
- Какие примеры детского словотворчества вы нашли в книге К. Чуковского «От 3 до 5»? Прокомментируйте их с точки зрения морфмики.
1 группа. 2 группа
Корень.
Неправильное сочетание однокоренных слов.
1. Я самый сердечный из всех сердечников.
2. Трехлетняя Таня сказала:
- Мы ходим на прогулку, - мы прогульщики! Корень.
Смешение омонимичных корней.
1.Майя крикнула своей старшей сестре:
- Хватит тебе секреты говорить! Секретарша какая!
2. Начальная школа - это где начальники учатся?
Приставка.
Подбор приставки по аналогии.
Когда Юрику Б. не понравилось, что за ужином его мать посолила яйцо, он закричал:
- Высоли обратно! Приставка.
Подбор приставки по аналогии.
- Я помнил, помнил, а потом отпомнил.
Суффикс.
Суффикс "-ят-" принято употреблять только для обозначения живых существ: ягнята, поросята и проч. Но так как для детей и неживое живо, они пользуются этим суффиксом чаще.
- Папа, смотри, какие вагонята хорошенькие! Суффикс.
По аналогии со словами «печник», «булочник» использован суффикс –ник-.
Все семейство поджидало почтальона. И вот он появился у самой калитки. Варя, двух с половиной лет, первая заметила его.
- Почтаник, почтаник идет! - радостно возвестила она.
- Как вы думаете, для чего будет служить стенная газета “Я беру в руки словарь…”?
Обобщает ответы учащихся.
Стенная газета будет служить вспомогательным материалом для повторения.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
4. Подведение итогов.
Учитель. Какой была тема сегодняшнего урока? Как вы думаете, достиг ли урок своей цели – убедились ли вы в том, что слова в русском языке многогранны?
5. Домашнее задание.
- Конец любой работы – это начало следующей. Как можно улучшить свой проект?
Придумать или найти шуточные задания по проблеме проекта, сделать рисунки.
- Оформите результаты нашего сегодняшнего урока на отдельных листах (можно с иллюстрациями) и “опубликуйте” материалы газеты (использовать школьный стенд). (Приложение № 1)