Школьная научно — практическая конференция «Первые шаги» ( Рукоделье не безделье)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 4 города Белово »
Школьная научно - практическая конференция «Первые шаги»
Направление: декоративно – прикладное искусство,
вязание
Название работы
Рукоделье – не безделье
Научный консультант:
Морозова С.В.,
учитель начальных классов
Выполнила
Волкова Инесса,
ученица 4 «А» класса
Белово 2009
Содержание
1. Введение
2. Основная часть..
2.1. История вязания.
2.2. Ручное вязание..
2.3. Виды спиц и крючков
3. Заключение
4.Список литературы
5. Приложения..
Введение.
В наше время люди стали раздражительнее, перестали бережно относится к чужим вещам. Отчего же это происходит?
Может потому, что они перестали создавать вещи своими руками?
И, тем не менее невозможно отвести глаз от изделий, связанных не машинами, а руками.
Если бабушка связала шапочку и шарф, то каждый ребёнок старается их сохранить. Ведь эти вещи несут тепло и любовь, с которой бабушка их вязала. А сколько радости будет у любого человека, если он своими руками сошьёт или свяжет себе, какую – нибудь вещь?
Так может, поэтому мы и перестали бережно относится к чужим вещам, потому что не всегда представляем, сколько труда было вложено в неё?
Вязание – это интересное и увлекательное занятие. Не надо забывать и о том, вязание развивает пространственное воображение, математические способности, художественный вкус. Воспитывает характер- упорство, умение сосредоточиться, привычку доводить дело до конца, тренирует пальцы и кисти рук, развивает координацию движений. И ещё - успокаивает, позволяет с пользой отдохнуть.
Поэтому мне не нужно думать, чем занять своё свободное время, так как у меня есть любимое занятие.
Основная часть
История вязанияКто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов - египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет. Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз - Золотой крючок - ему вручала лично Эсте Лаудер. В 1589 году помощник приходского священника Уильям Ли из Вулбриджа изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли. Одно время существовало мнение, что машинное вязание вытеснит ручное, однако чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную. Особенно это относилось к вязанию крючком. Потому что вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия. В Италии, в Соборе Св.Петра среди великолепных плетеных кружев, которыми украшены алтарные скатерти и одежда, сохранилось несколько экземпляров, относящихся к 16 веку, выполненных крючком. Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли "гулять по Европе", а в 19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров. Так называемое ирландское кружево и по сей день в большой цене. В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для домочадцев. Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление - только нитки и крючок. Имея эти принадлежности можно связать все что угодно: скатерти, салфетки, постельное белье, одежду, обувь и игрушки, занавески на окна и полотенца, коврики, сумки, шляпы и перчатки, одеяла, покрывала и подушки, даже некоторые предметы мебели и ювелирные украшения. Теперь - собственно о нитках и крючках. Вязать можно любыми нитками, но всегда нужно иметь подходящий к ним по размеру крючок. Толщина нитки должна совпадать с толщиной крючка в его самом тонком месте, то есть "на горлышке". Тонкие крючки обычно бывают только металлическими, различаются по номерам от 14 ( для самых тонких ниток, например, обычная катушечная, номер 40, 30, 20, 10) до номера 00; средние или большие крючки могут быть алюминиевые, пластмассовые и деревянные, различаются по буквам от B (2,5 мм) до Р (16 мм). Это - основные крючки. Существуют еще крючки удлиненные, для тунисского, или афганского, вязания, на таких крючках может помещаться большое количество петель, как на спице. И, наконец, "шпильковые" крючки, которые и крючками не назовешь, они представляют из себя продолговатую рамку, вокруг которой нитки сначала наматываются, как на огромную шпильку для волос, а потом обычным крючком выполняются кружевные стежки и петли. Записывать узоры и рисунки и издавать их первыми начали голландцы, в выходившем в 1824 году журнале "Penelope". К концу ХIХ века закончилась унификация знаков и символов и были выработаны две системы обозначений: британская и американская. В России, Европе, Америке, Африке и Азии для записывания условными знаками узоров использовали одну систему, а в Австралии, в Великобритании и некоторых странах Британского содружества - другую, британскую, но разобраться в них вполне возможно, потому что во всех ведущих изданиях приведены сводные таблицы переводов. Для того, чтобы начать вязать, нужно усвоить "азбуку". Она не велика и не сложна.
Ручное вязание
Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства. Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство. Вязаные изделия всегда ценились очень высоко. Например, в Европе их могли поначалу носить только очень состоятельные люди. Вязаные шелковые чулки были подарком даже для королей! Так, шведский король Эрик IV выписал себе пару шелковых чулок. А стоили они – годовое жалование королевского сапожника
Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но все-таки некоторые свидетельства этого искусства дошли до нас в виде изображений. В одной из египетских гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось изображение женщины, надевающей носки. Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э. Детские чулки III-Ivв. Н.э. найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали форму обуви, сандалий с ремешком после большого пальца. У древних египтян при изготовлении носка большой палец вязался отдельно, как на варежках. Позже где-то в IX-XI веках некоторые искусные вязальщицы стали наносить даже тексты на носки. В музеях Детройта и Баделя хранятся такие образцы древнеегипетского вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабским текстом.
В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки. Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор – вязаный берет. Появились целые вязальные цеха. В 1589 году помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел вязальный станок. Но чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились изделия, изготовленные вручную, а особенно, изделия, связанные крючком, ведь такие изделия невозможно было повторить на машине. И до сих пор нет вязальных машин, которые бы могли вязать полотно, похожее не связанное крючком. Со временем работы мастеров становятся искусством, вязаные изделия попадают в музеи. Например, две кофты XVII века хранятся в Швеции – в Северном музее в Стокгольме и в Историческом музее в Гетеборге. Обычно в Европе кофты вязали из однотонной пряжи, украшая изнаночными петлями лицевое полотно, а ведь арабы еще пару тысяч лет назад могли выполнять многоцветные сложные узоры.
В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Для этого занятия требуются знания кройки и шитья по трикотажу, а в работе с крючком много общего с вышивкой и ткачеством. И все равно, ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал – пряжу - можно использовать несколько раз и без особых потерь. Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например, кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения. Действительно, в настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий. При вязании изделий допустима тесная взаимосвязь стилей, узоров, сочетания спиц и крючка. Каждая деталь должна быть значимой и на своем месте, чтобы модели не выглядели нелепо или неаккуратно выполненными. Очень часто достаточно лишь использовать фактуру пряжи для создания красивой неординарной вещи. Практичный человек сумеет «вписать» в свой гардероб моду и продлить срок жизни своих изделий, потратив при этом минимум времени. Все чаще при изготовлении одежды используются кружева и ажурные воротнички, – и платье уже выглядит более изящным, элегантным, женственным.
Головные уборы и перчатки - наиболее актуальное дополнение к костюму. Их нельзя повторить из ткани – а шаль, связанная крючком всегда будет только неповторимой вещью. И вообще головные уборы – особые изделия, они всегда на виду, привлекают внимание в отличие от платьев, костюмов, кофточек, которые скрыты часто верхней одеждой.
Мода на трикотаж – это и украшение интерьера. Можно создать вязаный абажур или скатерть, салфетку или вазочку – и дом приобретет уют и тепло. Многие узоры сами по себе не новы, но комбинаций этих узоров может быть бесконечным, а творческая мысль позволяет создание множество форм.
Виды спиц и крючков
Прямые спицы: их длина составляет 30 см, концы закруглены. Указанную ширину спица обычно имеет только у кончика, затем она может сужаться, чтобы петли легче скользили по ней.
Для очень больших и тяжелых деталей предназначены спицы с гибкой леской. Если Вы используете такие спицы, то вес изделия распределяется на них так, что руки меньше устают.
Пластмассовые спицы: если Вы собираетесь использовать лентовидную (очень модную сейчас), толстую пряжу или шнур, то такие спицы - это то, что Вам нужно.
Чулочные спицы: для вязания шапочек, варежек и носков необходим набор чулочных спиц. Он состоит из 5 спиц, обычно работу распределяют на 4-х из них, а 5-й вяжут.
Круговые спицы: они соединены друг с другом гибкой леской. С помощью круговых спиц выполняют детали, не имеющие швов. Так как вес изделия лучше распределяется именно на таких спицах, то ими очень удобно работать. Круговые спицы бывают разной длины. Если они очень короткие, то можно заменить их чулочными спицами.
Бамбуковые и деревянные спицы: эти спицы из натуральных материалов выбирает большинство вязальщиц - попробуйте сами! Они исключительно легкие, но бывают только средней толщины.
Игла для работы с шерстью: она очень удобна для сшивания деталей. Ее кончик закруглен, а ушко такое большое, что сквозь него легко проходит шерстяная нитка.
Вспомогательные спицы: ими не вяжут, их используют для снятия петель или, например, при вязании кос. Вспомогательная спицы должна быть на полномера тоньше, чем рабочие спицы.
Короткий крючок - основной инструмент при вязании крючком. Коротким крючком для вязания можно вязать в прямом и обратном направлении (прямое вязание) или по кругу, когда петли вывязываются рядами, идущими только в одном направлении, начиная от центра круга.
По качеству вязальные крючки бывают металлические, пластмассовые, деревянные и костяные. Их выбирают по толщине пряжи. Крючки для вязания бывают короткие (12-15 см) для обычного вязания и длинные (30 - 45 см), толстые и тонкие (№ 1-6). Для вязания нитями разной толщины следует подбирать и крючки соответствующих размеров.
Более удобные крючки с пластмассовой или деревянной ручкой, а также те, у которых есть сплюснутая часть.
Заключение
Изучив историю вязания, познакомившись с видами ручного вязания, я поняла, что тоже хочу научиться вязать.
Я долгое время наблюдала за тем как вяжет моя мама. Потом взяла спицы в руки и стала учиться. Сначала у меня ничего не получалось. Но я не отчаивалась. Ежедневные занятия принесли результат. И вот что-то начало получаться.
Вместе с мамой мы связали снеговика. Он состоит из трёх шаров, которые вяжутся на пяти спицах. Нос, ноги и руки тоже также вяжутся. Все детали набиваем ватой. Потом вяжем шапку и шарф на двух спицах. Сшиваем между собой все детали, глазки вышиваем.
Потом я научилась вязать крючком. Я связала пчёлку Майя, которая состоит из деталей: голова, туловище, четырёх лапок, антенки и двух крылышек. Для вязания я крючок №3,нитки чёрного и желтого цветов. Сначала вяжем туловище. Для этого набираем нужное количество воздушных петель, соединяем в кольцо. Затем вывязываем нужное количество столбиков с накидом. Вяжем по кругу до определённого размера, не отрезая нить, вяжем дальше голову. Затем вяжем остальные детали также по кругу. Готовые детали набиваем ватой и сшиваем между собой.
Мне нравится заниматься этими видами рукоделия, потому что можно связать игрушки, красивые и удобные предметы, полезные в хозяйстве, а также нужные вещи.
Список литературы
1. Ильковская Ю.А "Игрушки своими руками",
2. Н.П.Коноплева "Секреты домашнего хозяйства".
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13PAGE 15
текст 076текст 084текст 07515