Программа кружка Школа хороших манер 1 класс


1. Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.
Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Общая характеристика учебного курса.
Данная программа реализует нравственное направление во внеурочной деятельности уже с 1 класса. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие. Смыслообразующие идеи программы:
наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.
Основным методом реализации программы является познание самого себя, умение договариваться и жить в коллективе, быть коммуникабельным человеком, изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решение проблемных ситуаций.
Цель программы: воспитание грамотной культурной личности.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
Ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться.
Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания. Дети будут учиться слушать, говорить, сочинять.
Развивать чувство уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.
Разбудить творческое воображение учащихся. На занятии должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии.
Развить навыки общения и сотрудничества.
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро.
Бойся обидеть человека.
Люби и прощай людей.
Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
При изучении курса учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала: на каждом уроке разыгрываются сценки из жизни с участием самих ребят, предлагаются просмотры выпусков тележурнала «Ералаш», отрывков из любимых мультфильмов по теме урока.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций). Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы. Мероприятия по подведению итогов реализации программы:
-Театрализация «Театр вежливых ребят»;
-Устный журнал «О невежах и вежливости»;
-Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;
-Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
Речевая культура – неотъемлемая часть культуры поведения. Потому, на каждом занятии вводятся слова, на произношение и употребление которых необходимо обращать особое внимание. Учащиеся ведут словарик таких «трудных» слов и выражений. К некоторым занятиям, по просьбе учителя, ребята сами подбирают такие слова на основе наблюдений за речью окружающих людей. На многих уроках учитель обращает ребят к толковому и этимологическому словарю.
Занятия по программе предусматривают и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини – рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством учителя пробуют составлять «невредные советы», их которых в конце года собирается «Справочник правил поведения».
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса.
Место учебного курса в учебном плане.
Занятия проводятся 1раз в неделю. Всего –33 ч. Форма обучения – групповая. Продолжительность занятий – не более 35 минут.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Одним из результатов обучения по курсу - решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений. 
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты внеурочной деятельности
В ходе реализации программы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.


3. Содержание программы внеурочной деятельности
Речь – средство общения. (5 часов) Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой - друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».
В театре, в кино, в музее. (3 часа) Решение ситуаций. Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления (словарь). В музее. Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам
Какую речь хочется слушать. (4 часа). Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности. Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? и др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.
Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета. (3 часа). Что значит быть вежливым? «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Занятие - практикум «Скажи улыбкой».
«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» (3 часа) Как учиться вежливости. Слово - это тоже поступок. Слова - извинения. Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».
Красота внешняя и внутренняя (2 часа). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова. Вредные и полезные привычки. Игра «Верю – не верю».
Этикетные выражения при знакомстве (2 часа). Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.
Умей понять другого (2 часа). Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».
Слушаем – вдумываемся (5 часов). Обучение слушанию. У меня зазвонил телефон… Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь). Говорящий взгляд.
Гостеприимство как национальная черта русских. (3 часа). Мы идем в гости. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций. Приглашаем гостей. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Решение ситуаций. Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Цветочный этикет. Дарение цветов. О комплиментах.
Итоговое занятие (1час). Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
4. Содержание внеурочной деятельности
Наименование тем Количество часов
всего теории практики
1 Речь – средство общения. 5 2 3
2 В театре, в кино, в музее. 3 1 2
3 Какую речь хочется слушать. 4 1 3
4 Введение понятия «этикет», история этикета. Виды этикета. 3 2 1
5 «Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» 3 1 2
6 Красота внешняя и внутренняя. 2 1 1
7 Этикетные выражения при знакомстве. 2 0 2
8 Умей понять другого. 2 1 1
9 Слушаем – вдумываемся. 5 2 3
10 Гостеприимство как национальная черта русских. Подарки. Умение дарить подарки. 3 1 2
11 Итоговое занятие.
1 0 1
5. Тематическое планирование
Тема урока Содержание
1 Речь – средство общения. Возникновение речи. Языки народов мира.
Речь - как средство передачи мыслей и чувств.
2 Речь – средство общения. Формы речевого этикета. Язык мой – друг мой.
3 Речь – средство общения. Диалог и монолог. Ролевые игры.
4 Речь – средство общения. Волшебница речь. Учимся строить предложения.
5 Речь – средство общения. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».
6 В театре, в кино, в музее. Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления. В музее. Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам.
Решение ситуаций.
7 В театре, в кино, в музее. Экскурсия в музей.
8 В театре, в кино, в музее. Беседа с руководителем школьного театра.
9 Какую речь хочется слушать. Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Ролевые игры.
10 Какую речь хочется слушать. Слова выражения просьбы, благодарности. Типовые вопросы: Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? И др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.
11 Какую речь хочется слушать. Конкурс чтецов.
12 Какую речь хочется слушать. Просмотр видеофильма «Фильм. Фильм. Фильм». Обсуждение. Одни и те же слова можно сказать по-разному.
13 Введение понятия «этикет», история этикета. Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Речевой этикет. Столовый этикет.
14 15 Виды этикета. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ.
Правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах , переговорах.
ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ. Свод общепринятых в армии правил , норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах деятельности.
ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ ЭТИКЕТ. Совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ.
Регламентирует поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.
16 «Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» Как учиться «вежливости». Анкетирование. (Приложение № 3)
17 «Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» Слово - это тоже поступок. Слова извинения. Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».
18 «Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» Анализ ситуаций. Как бы поступили вы?
Всегда есть выбор.
19 Красота внешняя и внутренняя. Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова.
20 Красота внешняя и внутренняя. Вредные и полезные привычки. Игра «Верю – не верю».
21 Этикетные выражения при знакомстве. Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка).
22 Этикетные выражения при знакомстве. Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом. Ролевые игры.
23 Умей понять другого. Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали.
24 Умей понять другого. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».
25 26 Слушаем – вдумываемся. Обучение слушанию. У меня зазвонил телефон… Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону.
27 28 Слушаем – вдумываемся. Правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь). Говорящий взгляд.
29 Слушаем – вдумываемся. Тренинг. Беседа с психологом.
30 Гостеприимство как национальная черта русских. Мы идем в гости. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций.
31 Гостеприимство как национальная черта русских. Приглашаем гостей. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Даты и торжества. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».
32 Подарки. Умение дарить подарки. Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Цветочный этикет. Дарение цветов. О комплиментах. Дама и кавалер. Потанцуем? приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец»
33 Итоговое занятие.
Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
6. Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.). первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов получения школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы и т.е. защищенной дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).
Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, Для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными объектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
7. Список литературы
1.«Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
2.Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.
3.Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.
4. «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.
5. http://www.etikets.ru