Рабочая программа по общекультурному направлению Школа хороших манер
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.(5)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.
Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Программа «Школа хороших манер» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-2 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.Смыслообразующие идеи программы:
наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.(1)
Основным методом реализации программы является познание самого себя, умение договариваться и жить в коллективе, быть коммуникабельным человеком, изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решение проблемных ситуаций.
Цель программы: воспитание грамотной культурной личности.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
Ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться.
Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания. Дети будут учиться слушать, говорить, сочинять.
Развивать чувство уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.
Разбудить творческое воображение учащихся. На занятии должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии.
Развить навыки общения и сотрудничества;
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро.
Бойся обидеть человека.
Люби и прощай людей.
Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.(2)
При изучении курса «Школа хороших манер», учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала: на каждом уроке разыгрываются сценки из жизни с участием самих ребят, предлагаются просмотры выпусков тележурнала «Ералаш», отрывков из любимых мультфильмов по теме урока.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы. Мероприятия по подведению итогов реализации программы:
-Театрализация «Театр вежливых ребят»;
-Устный журнал «О невежах и вежливости»;
-Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;
-Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
Речевая культура – неотъемлемая часть культуры поведения. Потому, на каждом занятии вводятся слова, на произношение и употребление которых необходимо обращать особое внимание. Учащиеся ведут словарик таких «трудных» слов и выражений. К некоторым занятиям, по просьбе учителя, ребята сами подбирают такие слова на основе наблюдений за речью окружающих людей. На многих уроках учитель обращает ребят к толковому и этимологическому словарю. (3)
Занятия по программе «Школа хороших манер» предусматривают и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини – рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством учителя пробуют составлять «невредные советы», их которых в конце года собирается «Справочник правил поведения».
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках, не стали исключением и занятия по программе «Школа хороших манер»
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.(4)
Программа рассчитана на 35 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю во 2 классе.
Планируемые результаты обучения.
правила жизни в обществе;
правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;
культуру поведения в общественных местах;
особенности поведения в школе;
правильного питания, представление о вреде курения употребления алкоголя
правила гостеприимства;
правила дарения и получения подарков
правила оформления писем, поздравлений.
правила ведения переписки в сети Интернет
Учащиеся получат возможность научиться как:
вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте.
следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;
правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;
вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;
общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации.Содержание программы2 класс35 часов (1 час в неделю)
Речь – средство общения.(5часов)Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой - друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».
В театре, в кино, в музее. (3 часа) Решение ситуаций. Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления (словарь). В музее. Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам
Какую речь хочется слушать. (4часа). Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности.Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? и др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.
Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета.(3часа).Что значит быть вежливым? «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Занятие - практикум «Скажи улыбкой».
«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» (3часа) Как учиться вежеству. Слово- это тоже поступок. Слова извинения.Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».
Красота внешняя и внутренняя (2часа). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова. Вредные и полезные привычки. Игра «Верю – не верю», вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков
Этикетные выражения при знакомстве (2часа). Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.
Умей понять другого (2часа). Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».
Слушаем – вдумываемся (3часа). Обучение слушанию. У меня зазвонил телефон… Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь). Говорящий взгляд.
Гостеприимство как национальная черта русских. (3часа). Мы идем в гости. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций. Приглашаем гостей. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Решение ситуаций. Даты и торжества. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто». О подарках.Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Цветочный этикет. Дарение цветов. О комплиментах. Дама и кавалер. Потанцуем? приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец»
Пишите письма (2часа).Интернет и Этикет.Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления. Приглашения. Правила оформления поздравительной открытки, (словарь).
Раздели печаль и радость другого (2часа). Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.
Итоговое занятие (1час). Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/vneurochnaya-deyatelnost-1-kl-rabochaya-programma-azbuka-etihttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/programma-dopolnitelnogo-obrazovatelnogo
http://festival.1september.ru/articles/577109/
1.«Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.
3. «Вредные советы» Г. Остер4.«Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
5.Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.
6.Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.
7. «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.
9.«Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
http://www.etikets.ru
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
2 класс.
Тема урока. Дата по факту Дата по факту Кол-во часов Содержание.
1. Речь – средство общения. 1 Возникновение речи. Языки народов мира.
Речь - как средство передачи мыслей и чувств.
2. Речь – средство общения. 1 Формы речевого этикета. Язык мой – друг мой.
3. Речь – средство общения. 1 Диалог и монолог. Ролевые игры.
4. Речь – средство общения. 1 Волшебница речь.Учимся строить предложения.
5. Речь – средство общения. 1 Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».
6. В театре, в кино, в музее. 1 Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления. В музее. Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам.
Решение ситуаций.
7. В театре, в кино, в музее. 1 Экскурсия в музей.
8. В театре, в кино, в музее. 1 Беседа с руководителем школьного театра.
9. Какую речь хочется слушать. 1 Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Ролевые игры.
10. Какую речь хочется слушать. 1 Слова выражения просьбы, благодарности.Типовые вопросы:Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? И др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.
11. Какую речь хочется слушать. 1 Конкурс чтецов.
12. Какую речь хочется слушать. 1 Просмотр видеофильма «Фильм. Фильм. Фильм». Обсуждение. Одни и те же слова можно сказать по-разному.
13. Что значит быть вежливым? 1 Тестирование. ( Приложение № 2)
14. Введение понятия «этикет», история этикета, 1 Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Речевой этикет
Столовый этикет
15. Виды этикета. 1 ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ.
Правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах , переговорах.
ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ. Свод общепринятых в армии правил , норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах деятельности.
ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ ЭТИКЕТ. Совокупность правил, традиций и условностей , соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ.
Регламентирует поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице , в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах,церемониях , переговорах.
16. «Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» 1 Как учиться «вежеству». Анкетирование. (Приложение № 3)
17. «Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» 1 Слово- это тоже поступок. Слова извинения.Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».
18. «Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» 1 Анализ ситуаций. Как бы поступили вы?
Всегда есть выбор.
19. Красота внешняя и внутренняя. 1 Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова.
20. Красота внешняя и внутренняя. 1 Вредные и полезные привычки. Игра «Верю – не верю». Вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков.
21. Этикетные выражения при знакомстве. 1 Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка).
22. Этикетные выражения при знакомстве. 1 Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом. Ролевые игры.
23. Умей понять другого. 1 Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали.
24. Умей понять другого. 1 Тест – игра «Умеете ли вы слушать».
25. Слушаем – вдумываемся. 1 Обучение слушанию. У меня зазвонил телефон… Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону.
26. Слушаем – вдумываемся. 1 Правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь). Говорящий взгляд.
27. Слушаем – вдумываемся. 1 Тренинг. Беседа с психологом.
28. Гостеприимство как национальная черта русских. 1 Мы идем в гости. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций.
29. Гостеприимство как национальная черта русских. 1 Приглашаем гостей. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Даты и торжества. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».
30. Подарки. Давайте потанцуем. 1 Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Цветочный этикет. Дарение цветов. О комплиментах. Дама и кавалер. Потанцуем? приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец»
31-32. Пишите письма. 2 Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру
33. Интернет и Этикет. 1 Как писать письма, поздравления. Приглашения. Правила оформления поздравительной открытки.
34. Раздели печаль и радость другого. 1 Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.
35. Итоговое занятие.
1 Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».