Методическая разработка по биологии на тему Гемодинамика


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка практического занятия
По дисциплине «Анатомия и физиология человека»
Тема: Использование знаний о гемодинамики для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Специальность: 060101 «Лечебное дело»
углубленный уровень среднего профессионального образования
Купино
2015
Рассмотрено на заседании ПЦМК
Протокол №__ «___» __20__г
Председатель ПЦМК ______
Автор - составитель: преподаватель анатомии и физиологии человека высшей категории Андреева Нина Михайловна.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка стр.4-5
Учебно-методический план занятия стр.6-7
Технологическая карта стр.8-9
Методическая разработка к практическому занятию для студента стр.10
План самостоятельной работы студентов стр.11
Приложение №1стр.12-14
Приложение №2стр.15-16
Приложение №3стр.17
Приложение №4стр.18-20
Приложение №5 стр.21-24
Приложение №6стр.25
Задание на дом стр.26

Пояснительная записка
к методической разработке дисциплины «Анатомия и физиология человека» по теме: Использование знаний о гемодинамики для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Методическое пособие разработано для преподавателя и студентов с целью формирования знаний и умений по теме: «Использование знаний о гемодинамики для обследования пациента, постановки предварительного диагноза». В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания и формируют умения использовать знания о гемодинамики для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям ФГОС ΙΙΙ поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 060101 «Лечебное дело» углубленный уровень среднего профессионального образования.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен
Знать:
- анатомию и физиологию человека
Уметь:
- Использовать знания о гемодинамики для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
Формируемые компетенции:
ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК. 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
П.К. 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний
ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния ребёнка
П.К. 2.3. Выполнять лечебные вмешательства
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.
П.К. 3.6.Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.
П.К. 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию первой медицинской помощи на догоспитальном этапе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Тема занятия: Использование знаний о гемодинамики для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Тип занятия: практическоеМесто проведения: кабинет анатомии и физиологии человека
Цели занятия:
1.Образовательная: Формирование знаний о гемодинамики ; умение использовать знания о гемодинамики для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
2.Воспитательная: формирование сознательного отношения к процессу обучения, умения работать самостоятельно и в подгруппах, аккуратность и точность в оформлении альбомов. 3.Развивающая: Повышение мотивации к учебе. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.
Методы обучения: Информационно-развивающий, репродуктивный
Междисциплинарная интеграция:
179641560960Анатомия и физиология человека
00Анатомия и физиология человека
-30861060960ПМ. 01 Диагностическая деятельность
00ПМ. 01 Диагностическая деятельность

4387215288925Биология
00Биология

39300151936750015106653492500

-308610126365ПМ. 02 Лечебная деятельность
00ПМ. 02 Лечебная деятельность


156781515113000
39966901206500269176520256500
-30861016510ПМ. 03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе
00ПМ. 03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе
1691640285115ПМ. 04 Профилактическая деятельность
00ПМ. 04 Профилактическая деятельность
399669078105ПМ. 05 Медико-социальная деятельность
00ПМ. 05 Медико-социальная деятельность
14439907810500
Внутри дисциплинарная интеграция
451104071120Анатомия и физиология нервной системы человека
00Анатомия и физиология нервной системы человека

-61341046990Анатомия и физиология как науки. Понятие об органе и системах органов. Учение о тканях
00Анатомия и физиология как науки. Понятие об органе и системах органов. Учение о тканях
147256546990Использование знаний о гемодинамики для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
00Использование знаний о гемодинамики для обследования пациента, постановки предварительного диагноза

404431516891000104394016954500


Дидактическое пространство:
Ι. Таблица: 1. Круги кровообращения.
II. Торс человека. Муляж сердца. Видеофильм: Движение крови по сосудам.
III. Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран, видеофильм.
IV. Вопросы для входного контроля, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, контрольные вопросы, ситуационные и морфофункциональные задачи.
Время и место проведения занятия:
90 минут, кабинет анатомии и физиологии человека.
Рекомендуемая литература:
Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. Анатомия и физиология человека – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Технологическая карта
№ Основные этапы знания время Методические указания
1. Организационный момент. Приложение №1.
Цель: Этап дисциплинирует и настраивает студентов на учетную деятельность. 2 минуты Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии , проверяет готовность аудитории и студентов к занятию.
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК.1.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специальности. 3 минуты Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3. Контроль исходного уровня знаний:
письменный опрос (тестирование) с целью активизации внимания студентов.
5 минут Индивидуальный тест – контроль.
4. Электронная презентация ОК. 5.
- Самостоятельная работа студентов и самоконтроль. ОК. 6.
Приложение №2
План:
1. Самостоятельная работа с раздаточным материалом, таблицами.
- Изучение с использованием муляжей, планшетов верхней и нижней полых вен.
- Демонстрация на планшетах кровеносных сосудов.
- Демонстрация проекции крупных кровеносных сосудов на поверхности разных частей тела.
- Доказательство влияния динамической работы на скорость движения крови в венах предплечья.
2. Подготовка к индивидуальному ответу по контрольным вопросам. Решение морфофункциональных и ситуационных задач для формирования умения постановки предварительного диагноза. Выполнение заданий в тестовой форме Приложение №3,4,5
30минут Визуальный метод: демонстрация презентации
Вербальный метод: инструктаж преподавателя.
Индивидуально – групповая методика обучения
5. Закрепление знаний: Итоговый контроль по контрольным вопросам, ситуационным задачам.
45 минут Индивидуальный устный и письменный контроль
6. Подведение итогов 3 минуты Обобщающее слово преподавателя. Выставка оценок с комментарием
7. Домашнее задание:
Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. Стр.363-366, Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович стр. 328-333. Лекция. Подготовится к практическому занятию; Составить схему большого круга кровообращения 2 минуты Вербальный контакт
всего 90минут Методическая разработка к практическому занятию для студента
Тема: Использование знаний о гемодинамики для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Цель: Обобщить знания и умения по данной теме изученные на предыдущих занятиях. Формировать умения использовать знания о гемодинамики для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Оснащение занятий:
Ι. Таблица: 1. Круги кровообращения.
II. Торс человека. Муляж сердца. Видеофильм: Движение крови по сосудам.
III. Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран, видеофильм.
IV. Вопросы для входного контроля, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, контрольные вопросы, ситуационные и морфофункциональные задачи.
Время занятия: 90 минут
Место проведения: кабинет анатомии и физиологии человека
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
№ Название этапа Описание работы деятельности Время
1 Организационный момент Студентам раздаются методические рекомендации для самостоятельной работы. Инструктаж преподавателя. 5 мин.
2 Самостоятельная работа студентов. - Самостоятельная работа студентов и самоконтроль. ОК. 6.
Приложение №2
План:
1. Самостоятельная работа с раздаточным материалом, таблицами.
- Изучение с использованием муляжей, планшетов верхней и нижней полых вен.
- Демонстрация на планшетах кровеносных сосудов.
- Демонстрация проекции крупных кровеносных сосудов на поверхности разных частей тела.
- Доказательство влияния динамической работы на скорость движения крови в венах предплечья.
2. Подготовка к индивидуальному ответу по контрольным вопросам. Решение морфофункциональных и ситуационных задач для формирования умения постановки предварительного диагноза. Выполнение заданий в тестовой форме Приложение №3,4,5
25 мин.
Приложение№1
Методическая разработка для преподавателя
Проверить оснащенность кабинета плакатами по строению и топографии сердца, учебниками, учебными пособиями, а также наличие у студентов альбомов (тетрадей) для записей и зарисовок.
Осуществить контроль исходного уровня знаний студентов путемфронтального опроса, решения тестовых заданий, морфофункциональныхи ситуационных задач и т.д.
3. Показать на муляже "Торс человека" и плакате наиболее крупные венозные стволы в теле человека: верхнюю и нижнюю полые вены и их основные притоки. Подчеркнуть, что верхняя полая вена образуется путем слияния правой и левой плечеголовных вен, а затем принимает непарную вену, нижняя полая вена - путем слияния правой и левой общих подвздошных вен. По верхней и нижней полым венам оттекает кровь в правое предсердие соответственно из вен верхней и нижней половин тела (за исключением сердца, вены которого впадают непосредственно в правое предсердие через венечный синус, минуя полые вены, плакат). Отметить, что каждая плечеголовная вена, помимо мелких вен, принимает более крупные вены: нижние щитовидные, позвоночную, глубокую шейную, внутреннюю грудную, наивысшую межреберную вены.Показать отток крови от вен головы и шеи через три основных парныхсосуда: внутреннюю яремную (самую крупную), наружную и переднююяремные вены.
Демонстрируя вены верхней конечности, выделить глубокие и поверхностные вены. Глубокие вены по две сопровождают одноименные артерии, а поверхностные - латеральная и медиальная подкожные вены руки начинаются от венозного сплетения тыла кисти, идут по соответствующей стороне предплечья и впадают: первая в подмышечную, а вторая - в одну из плечевых вен. Затем показать вены стенок и органов грудной полости - непарную и полунепарную вены, объяснив, что обе они являются продолжением правой и левой восходящих поясничных вен. В непарную вену впадают задние межреберные вены правой стороны, вены позвоночных сплетений, полунепарная вена, а также вены органов грудной полости: пищеводные, бронхиальные, перикардиальные и медиастиальные. В полунепарную вену впадают только 4-5 нижних левых задних межреберных вен, идущая сверху добавочная полунепарная вена, принимающая 6-7 верхних левых задних межреберных вен, вены позвоночных сплетений, а также пищеводные и медиастинальные вены.
При рассмотрении ветвей (притоков) нижней полой вены обратить внимание на сходство (аналогию) их топографии и названия с ветвями брюшной аорты. Так, например, вены живота и таза, как и артерии, подразделяются на пристеночные и внутренностные. Пристеночные вены живота (поясничные - 4 пары, нижняя диафрагмальная - парная) соответствует пристеночным артериям брюшной аорты. Внутренностные вены парных органов живота: яичковые (яичниковые), почечные, надпочечниковые также соответствуют одноименным артериям и впадают в нижнюю полую вену. Внутренностные вены всех непарных органов брюшной полости: селезеночная, верхняя и нижняя брыжеечные образуют воротную вену, которая в печени распадается на венозные капилляры синусоиды, анастомозирующие с капиллярами системы печеночной артерии, образуя венозную чудесную сеть. Из них венозная кровь поступает в более крупные венозные сосуды и по 2-3-4 печеночным венам оттекает в нижнюю полую вену.
Далее показать вены таза: пристеночные и внутренностные, несущие кровь от стенок и органов малого таза во внутреннюю подвздошную вену. Сливаясь с наружной подвздошной веной, обе они образуют правую и левую общие подвздошные вены, которые с свою очередь на уровне IV-V поясничного позвонка формируют нижнюю полую вену.
Демонстрируя вены нижних конечностей, отметить, что они также делятся на глубокие и поверхностные. Глубокие вены по две сопровождают одноименные артерии, а поверхностные - большая и малая подкожные вены ноги начинаются от тыльной венозной сети стопы, идут по медиальной и задней поверхности голени и впадают соответственно в бедренную и подколенную вену.
В заключение назвать и показать места анастомозирования вен из систем верхней, нижней полых и воротной вен (система непарной вены, позвоночные венозные сплетения - кавокавальные анастомозы, пищеводные, прямокишечные венозные сплетения - портокавальные анастомозы, околопупочные венозные сплетения - портокавокавальные анастомозы).
Итоговый контроль по контрольным вопросам, тестовым заданиям, морфофункциональным и ситуационным задачам, кроссвордам (поусмотрению преподавателя).
Подведение итогов занятия, оценка достижения поставленнойцели и задание на дом.
Приложение №2
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
Задание 1.
1. Используя влажный препарат сердца с сосудами, муляжи, планшеты, плакаты, учебники, лекции изучите топографию верхней и нижней полых вен и их основных притоков.
Найдите правую и левую плечеголовные вены, место их слияния в верхнюю полую вену, место впадения в последнюю непарной вены. Обратите внимание на то, что каждая плечеголовная вена есть результат слияния внутренней яремной и подключичной вен своей стороны. Проследите основные притоки внутренней яремной вены: внечерепные (лицевая, за нижнечелюстная, глоточные, язычная, верхняя щитовидная вены) и внутричерепные вены (синусы твердой мозговой оболочки головного мозга и впадающие в них вены: головного мозга, черепных костей, глазницы и внутреннего уха). Найдите на шее еще две яремные вены: наружную яремную, собирающую кровь от мягких тканей шеи и затылочной области, и переднюю яремную вену, несущую кровь от кожи подбородочной а передней областей шеи.
Переходя к рассмотрению подключичной вены, обратите внимание на то, что она в отличие от одноименной артерии не принимает ни одной постоянной веточки. Вены, соответствующие ветвям подключичной артерии (нижние щитовидные, позвоночная, глубокая шейная, внутренняя рудная, наивысшая грудная), впадают в плечеголовную вену.
2. При изучении оттока крови от верхней конечности на плакате имейте в виду, что глубокие вены предплечья и плеча точно следуют оду одноименных артерий и имеют те же названия. Каждая из артерий сопровождается двумя венами - спутницами, которые все время анастозируют между собой и с отдаленно расположенными венами: как глубокими, так и поверхностными. Эти анастомозы особенно хорошо выражены вокруг суставов (локтевого, лучезапястного и др.).
Проследите образование, ход и места впадения поверхностных вен «и, которые развиты значительно сильнее, чем глубокие вены (латеральная подкожная вена руки - головная и медиальная подкожная вена ноги - основная). Обратите внимание на анастомоз между этими венами в области локтевой ямки - промежуточную (срединную) вену локтя, служащую местом для внутривенных манипуляций. Зарисуйте в альбомы поверхностные вены руки .Рассматривая отток венозной крови в верхнюю полую вену от стенок и органов грудной клетки, найдите на плакате непарную вену, а также полунепарную и добавочную полунепарную вены. Они находятся в заднем средостении справа и слева от аорты вдоль грудной части позвоночника и принимают на своем пути: непарная вена - задние межреберные вены своей стороны, вены позвоночных сплетений, полунепарную вену, пищеводные, бронхиальные, перикардиальные и медиастинальные вены; полунепарная и добавочная полунепарная вены - задние межреберные вены левой стороны, вены позвоночных сплетений, пищеводные и медиастинальные вены.
Задание 2.
1. Используя рекомендованную литературу, плакат, изучите отток венозной крови в систему нижней полой вены от нижней половины тела. Найдите начало нижней полой вены, образующейся после слияния двух общих подвздошных вен на уровне IV-V поясничных позвонков. Проследите ход ее вверх справа от брюшной аорты до правого предсердия и определите основные притоки. При этом обратите внимание на соответствие притоков нижней полой вены парным ветвям брюшной аорты (кроме печеночных), среди которых также выделяют пристеночные (нижняя диафрагмальная, поясничные - 4 пары) и внутренностные (яичковые или яичниковые, почечные, надпочечниковые) вены.
Рассмотрите систему воротной вены, которая собирает кровь из непарных органов брюшной полости (желудка, тонкого, толстого кишечника, поджелудочной железы, селезенки и др.), ее основные притоки (верхнюю брыжеечную и селезеночную вену, в которую впадает нижняя брыжеечная вена).
Затем найдите пристеночные и внутренностные вены, собирающие кровь от стенок и органов таза во внутреннюю подвздошную вену. К пристеночным венам относятся: верхние и нижние ягодичные вены, запирательные вены, латеральные крестцовые и подвздошно-поясничные вены, к висцеральным - внутренняя половая вена, мочепузырные вены, нижние и средние прямокишечные вены, маточные вены.
9265920-429895009284335-186055009430385-17399000Зарисуйте в альбомы нижнюю полую вену с ее притоками и систему воротной вены. Работу по зарисовке в альбомы вен можно закончить дома.
2. Рассматривая "глубокие вены нижней конечности, отметьте, что их название, расположение и ветвление такое же, как и у соответствующих артерий, спутницами которых они являются. Так, корнями глубоких вен ноги являются их пальцевые вены, которые, сливаясь, образуют подошвенные и тыльные плюсневые вены. Последние впадают в подошвенную и тыльную венозные дуга стопы. Из этих венозных дуг кровь оттекает соответственно в задние и передние большеберцовые вены, которые в верхней трети голени сливаются вместе, образуя подколенную вену. В задние большеберцовые вены впадают малоберцовые вены. Переходя на бедро, подколенная вена получает название бедренной. Последняя поднимается вверх, проходит под паховой связкой и переходит в наружную подвздошную вену. Далее найдите большую и малую подкожные вены нога и проследите их начало, топографию и места впадения в бедренную и подколенную вены.
Изучите схему межсистемных венозных анастомозов в области непарной вены, позвоночных, пищеводных, прямокишечных и околопупочных венозных сплетений и зарисуйте эту схему в альбомы.
Задание N3.
1. Проверьте по тестам, кроссвордам, морфофункциональным и ситуационным задачам, насколько прочно Вы усвоили материал по топографии основных сосудов верхней и нижней полых вен, включая воротную вену, и анастомозам между ними.
2. Приготовьтесь к индивидуальному ответу на контрольные вопросы или к другому виду контроля: тестовому, кроссвордам и т.д. (по усмотрению преподавателя).
Приложение №3
Тема: Использование знаний о гемодинамики для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Контрольные вопросы
Верхняя полая вена, ее образование и топография.
От каких областей тела оттекает кровь по верхней полой венев правое предсердие?
Плечеголовная вена и ее образование.
Основные притоки внутренней яремной вены: внечерепныеи внутричерепные.
Наружная и передняя яремные вены.
Поверхностные (подкожные) вены руки: латеральная и медиальная.
Глубокие вены верхней конечности.
Вены грудной клетки (непарная, полунепарная, добавочная полунепарная вены).
Вены сердца и места их впадения.
Нижняя полая вена, ее образование и топография.
От каких областей тела оттекает кровь по нижней полой венев правое предсердие?
Пристеночные вены живота.
Внутренностные вены парных органов живота.
Воротная вена, ее образование.
Вены таза.
Поверхностные (подкожные) вены ноги: большая и малая.
Глубокие вены нижней конечности.
Что такое каво-кавальные анастомозы (приведите примеры)?
Что такое портокавальные анастомозы (приведите примеры)?
Флебиты и варикозное расширение вен.
Приложение №4
Тема: Использование знаний о гемодинамики для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Морфофункциональные и ситуационные задачи
Задача №1
Как образуется воротная вена? Откуда в нее собирается кровь? Почему эта кровь должна через печень?
Задача №2
Почему вены называются емкостными сосудами?
Задача №3
В латеральную подкожную вену руки введено лекарственное вещество, которое должно оказать влияние на сердечную мышцу. Назовите путь движения этого препарата к указанному органу.
Задача №4
В медиальную подкожную вену руки введено лекарственное вещество, которое должно оказать влияние на почку. Назовите путь движения этого препарата к указанному органу.
Задача №5
Перечислите закономерности, которым подчиняется топография вен в теле человека.
Задача №6
Что такое венепункция (венопункция) и какие вены лучше всего использовать для этой манипуляции?
Задача №7
Много рожавшая женщина, 40 лет, мать шестерых детей, в течение последних 5 лет отмечает наличие на подкожных венах обеих ног утолщений (узлов) разной величины, отёки нижних конечностей к вечеру, ощущение распирания при длительном стоянии, судороги в икроножных мышцах в конце дня, а иногда и по ночам, парестезии. Отёки после ночного отдыха полностью исчезаю. При осмотре на внутренней поверхности обеих голеней по ходу подкожных вен видны утолщения (узлы) разной величины, кожа на внутренней поверхности нижней трет голеней пигментирована и уплотнена.
О каком заболевании нужно подумать в данном случае?
Задача №8
Молодой мужчина, 30 лет, работает в течение 6 лет переводчиком литературы в институте иностранных языков. В последние 2 месяца стал отмечать зуд, ощущение инородного тела в области заднего прохода, выделение капель алой крови в конце акта дефекации. Одновременно заметил образование узлов («шишек») мягкоэластической консистенции вокруг заднего прохода, которые спадаются при надавливании пальцами и набухают при натуживании.
Объективно: при осмотре анальной области после натуживания больного видны просвечивающие через кожу и слизистую оболочку синеватые, спадающиеся при надавливании узлы.
Ваш предполагаемый диагноз у данного больного?
Задача №9
Женщина, 30 лет, бухгалтер, в течение последних трёх месяцев отмечает односторонний отёк кожи левой стопы, который постепенно стал распространяться выше на голень.
Субъективно отмечает чувство тяжести и распирания левой голени и стопы. При возвышенном положении ноги отёк полностью не исчезает.
Кожа в этой области не изменена, обычной окраски, легко смещается и собирается в складки. После надавливания на ней остаются углубления. В прошлом, полгода назад, перенесла рожистое воспаление левой голени. Патологии сердца и почек в анамнезе не отмечается.
Какое заболевание можно предположить у данной больной?
Задача №10
Мужчина, 35 лет, фермер, страдающий фурункулом нижней трети правого предплечья, продолжал много трудиться на своей ферме. На пятый день болезни почувствовал резкое ухудшение: появились головная боль, озноб, повышение температуры, на передней поверхности правого предплечья на фоне припухлости – болезненные красные полосы, боли в локтевой ямке и подмышечной впадине.
Объективно: определяется болезненность, гиперемия кожи и инфильтрация по ходу лимфатических сосудов правого предплечья. Локтевые и подмышечные лимфатические узлы справа увеличены, плотны, болезненны, некоторые из них спаяны между собой, кожа над ними гиперемирована. В крови лейкоцитоз (до 15000 лейкоцитов в 1 мм3 крови). Внутренние органы без патологии.
Ваше мнение о диагнозе у больного?
Приложение №5
Тема: Использование знаний о гемодинамики для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Ответы на морфофункциональные и ситуационные задачи
Ответ №1
Воротная вена образуется за счёт слияния трёх вен: селезеночной, верхней брыжеечной и нижней брыжеечной. Эта кровь содержит ядовитые вещества, которые образуются при переваривании пищи. Обезвреживание ядов происходит в печени. Капилляры печеночных долек содержат звездчатые клетки, которые задерживают ядовитые вещества и обезвреживают их.
Ответ№2
Вен в организме в 2 раза больше, чем артерий, и они вмещают 80% всей крови. Поэтому их называют емкостными сосудами.
Ответ№3
Из латеральной подкожной вены лекарственное вещество попадает в подмышечную вену, далее в подключичную, в верхнюю половую вену, в правое предсердие, в правы желудочек, в легочный ствол, в легкие, в легочные вены, в левое предсердие, в левый желудочек, в аорту, в коронарные артерии, берущие начало от восходящей аорты и по ветвям коронарных артерий в сердечную мышцу.Ответ №4
Из медиальной подкожной вены, лекарственное вещество пройдёт следующий путь: плечевая вена – подмышечная вена – подключичная вена – верхняя половая вена – правое предсердие – правый желудочек – легочный ствол – легкие – левое предсердие – левый желудочек – аорта: восходящая дуга, нисходящая – почечная артерия – почка.Ответ №5
Топография вен в теле человека подчиняется следующим закономерностям:
Вены идут соответственно скелету.
Соответственно делению организма на тело ("сому") и внутренности вены делятся на пристеночные - от стенок полостей и внутренностные - от их содержимого, т.е. от внутренностей.
Вены идут по кратчайшему расстоянию, т.е. приблизительно по прямой линии, соединяющей место происхождения данной вены с местом впадения ее.
В венах кровь течет в большей части тела (туловище и конечности) против направления силы тяжести и поэтому медленнее, чем в артериях.
Глубокие вены, сопровождающие артерии в двойном количестве, т.е. попарно (вены-спутницы), встречаются преимущественно там, где наиболее затруднен венозный отток, т.е. на конечностях.Поверхностные вены, лежащие подкожно, образуют подкожные венозные сети, не имеющие отношения ни к нервам, ни к артериям.
Глубокие вены идут вместе с другими частями сосудистой системы - артериями и лимфатическими сосудами, а также нервами, участвуя в образовании сосудисто-нервных пучков.
Венозные сплетения встречаются главным образом на внутренних органах, меняющих свой объем, но расположенных в полостях с неподатливыми стенками, и обеспечивают отток венозной крови при увеличении органов и сдавливании их стенками (мочевой пузырь, матка, прямая кишка и т.д.).
9) В полости черепа, где малейшее затруднение венозного оттока отражается на функции головного мозга, имеются, кроме вен, специальные приспособления - венозные синусы с неподатливыми стенками, образованными твердой мозговой оболочкой. Эти синусы обеспечивают беспрепятственный ток крови из полости черепа во внечерепные вены.
10)Венозные анастомозы встречаются чаще и развиты лучше, чем артериальные.
Ответ №6
Венепункция (венепункция, лат. vena - вена + punctio - укол, прокол) - чрезкожное введение иглы в вену для взятия крови или вливания лекарственных растворов, крови, кровезаменителей и др.
Для венепункции используют поверхностные вены кисти, предплечья, локтевого сгиба, реже подкожные вены нижних конечностей. Чаще всего прибегают к пункции промежуточной (срединной) вены локтя, являющейся анастомозом между латеральной и медиальной подкожными венами руки в области локтевой ямки, поскольку она имеет большой диаметр, лежит поверхностно и сравнительно мало смещается. Также легко доступны для венепункции латеральная и медиальная подкожные вены руки. Выполнение венепункции у детей, особенно раннего возраста труднее, чем у взрослых (небольшой калибр вен, глубокое их расположение, беспокойное поведение ребенка во время манипуляции). Поэтому у них чаще, чем у взрослых, производится венесекция (венесекция, лат. vena - вена + sectio - рассечение, вскрытие) - вскрытие просвета вен с помощью надреза (особенно при необходимости длительных вливаний). Для венесекции чаще используют вены локтевого сгиба, предплечья, стопы и голени.
Ответ №7
В данном случае нудно подумать о варикозном расширении вен нижних конечностей - мешковидном или цилиндрическом расширении подкожных вен, сопровождающемся несостоятельностью клапанов и нарушением кровотока. Различают первичное и вторичное варикозное расширение вен. Первичное варикозное расширение вен обусловлено несостоятельностью клапанов большой и малой подкожных вен (остальных клапанов, расположенных в месте перехода большой подкожной вены в бедренную), чаще несостоятельностью клапанов коммуникантных вен (соединяющих подкожную и глубокую венозные системы).
Этому способствуют беременность, ожирение, длительное пребывание в положении стоя, врожденная слабость соединительной ткани, ношение чулок с тугими резинками. Вторичное варикозное расширение вен возникает в результате нарушения венозного оттока, например, при посттромбофлебитическом синдроме, несостоятельности клапанов глубоких вен, опухолях, травмах.
Ответ №8
У больного следует предположить геморрой (греч. haime - кровь, regnumi - прорываю) - увеличение объема кавернозных телец (вен) прямой кишки, сопровождающееся кровотечением, а иногда тромбозом и воспалением. В основе этого заболевания лежат нарушения регуляции притока и опока крови в кавернозных венах прямой кишки, приводящие к застою в них крови. Этому способствуют малоподвижный образ жизни, запоры, воспалительные и опухолевые процессы в прямой кишке и других органах малого таза. Различают наружный (геморроидальные узлы покрыты кожей) и внутренний геморрой (узлы покрыты слизистой оболочкой). Внутренние геморроидальные узлы первоначально локализованы на 3, 7 и И часах, при последующем развитии заболевания между этими основными зонами появляются небольшие дополнительные геморроидальные узлы.
Ответ №9
У больной можно предположить слоновость (элефантиаз) - стойкое диффузное увеличение объема левой ноги, обусловленное нарушением оттока лимфы и характеризующееся в начале заболевания хроническим отеком, а затем необратимыми фиброзными изменениями кожи, подкожной клетчатки и фасции. Для уточнения диагноза необходима лимфография.
Ответ №10
У больного, по-видимому, имеется лимфангит - воспаление лимфатических сосудов, осложнившее основное заболевание - фурункул нижней трети правого предплечья, а также лимфаденит - воспаление локтевых и подмышечных лимфатических узлов, которое обычно сочетается с лимфангитом, являясь, как правило
Приложение №6
Критерии оценки знаний и умений студентов
«5» (отлично)- знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, при тестовом контроле - 100-90% правильно выполненных заданий, правильное решение задач.
«4» (хорошо)- незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, раскрытие междисциплинарных связей, логическое обоснование теоритических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя, при тестовом контроле - 80% правильно выполненных заданий, решение задачи с участием преподавателя.
«3» (удовлетворительно)- неполный ответ на теоретические вопросы, требующие наводящих вопросов, логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя, при тестовом контроле -79% правильно выполненных заданий, затруднения при решении задач с участием преподавателя.
«2» (неудовлетворительно)- неполный ответ на теоретические вопросы, требующие наводящих вопросов, при тестовом контроле – менее 70% правильно выполненных заданий, грубые ошибки при решении задач с участием преподавателя.
Задание на дом к следующему занятию
Тема: Использование знаний о гемодинамики для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. Стр.363-366, Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович стр. 328-333. Лекция. Подготовится к практическому занятию; Составить схему большого круга кровообращения