Древние животные Якутии — мамонты.
Сценарий урока.
Учитель: Захарова Лариса Анатольевна
Предмет: культура народов РС Якутия 4 класс.
Место урока: История Якутии в древние времена.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Тема: Древние животные Якутии - мамонты.
Цель: познакомить с историей исчезновения и изучения якутского мамонта Задачи:
1.Учить определять учебную задачу;
2.Обобщить знания о древних животных мамонтах;
3.Развивать творческий потенциал обучающихся, сочинять сказку;
4. Пробуждать познавательный интерес к истории родного края, археологии.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Систематизировать знания о древних животных, читать научно-познавательную литературу о них;
2.Сочинять сказку на заданную тему.
Метапредметные:
1.Уметь анализировать материал и делать выводы
2.Выполняют практическую работу предложенную учителем.
3.Применять знания на практике;
4.Уметь слушать высказывания собеседников;
Личностные:
1.Проявлять интерес к истории родного края, чтению научной литературы;
Ход урока.
1 этап урока: Организационный. (1-2 мин)
Задача: настроить учащихся на учебную деятельность.
Добрый день, ребята! Я с волнением ждала нашей встречи, и думаю, что наша совместная работа будет интересна и плодотворна.
2 этап урока. Мотивация учебной деятельности. (4 мин)
Учитель. Много следов своей деятельности оставляет на земле человек. Старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, разбитые черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука, которая называется ……(археология). Земля — прекрасная кладовая. Проходят тысячелетия, а она хранит следы прошлого. (Ответы детей)
Учитель. Я предлагаю посмотреть видео сюжет. (2,5мин)
1 слайд.
О каких животных пойдет речь на уроке?
Уточнение темы,что речь идет о якутских мамонтах - древних животных.
3 этап урока. Работа по теме урока.
2 слайд
Учитель. А что вы знаете о мамонтах? (2 мин)
3 слайд, 4 слайд
Климат в Якутии был примерно таким же, как и сейчас, а животный мир другим. В эпоху палеолита (Узнать период) жили мамонты, шерстенные носороги, бизоны, дикие лошади. В эту эпоху жили первобытные люди их называли - дюктайцами. Основным объектом охоты древних людей был мамонт. Весил он до 6 тонн, длина бивня 3-4 метра, а рост его достигал 3,5 метра. Из костей мамонта они строили жилища, изготавливали орудия труда.
Археологи в Якутии нашли скелеты животных, и самое большое кладбище мамонтов на реке …… название которой вы узнаете, выполнив задание (Бёрёлех). (2-3 мин)
5 слайд
Задание. Впишите нужные буквы под соответствующими цифрами и прочитайте название реки. А кто-нибудь слышал об этой реке или ее название? Но я думаю, что вы ребята любознательные и прочитаете еще об этом.
2- Б,7 -Ё, 5-Х, 9-Л,4-Р, 8-Е
2 7 4 7 9 8 5
6 слайд
Учитель. Среди всех вымерших животных в Якутии больше всего изучены мамонты. Ученые выдвигают разные предположения по поводу исчезновения мамонта.
А у вас есть свои версии, почему они вымерли, что поспособствовало этому……(4 мин) (работа в группах, ответы детей).
1.По мнению многих учёных, свою роль в этом вымирании сыграли наши предки – древние люди, которые охотились на мамонтов.
(Древние люди употребляли в пищу мясо мамонта, из костей и шкур животных строили жилище.)
2.По другой версии, причиной гибели мамонтов стало изменение климата в северных широтах, которое привело к исчезновению их основного корма — мамонтовой травы. Мамонты настолько, оказывается, были приспособлены к сухим, холодным и жёстким степям, что послеледниковый период с обилием влаги, снега, топких торфяников, болот, со сменой растительности мхом, лишайником, карликовой березой, обрёк их на гибель...
3. Потоп, болезнь мамонтов (остеохондроз, заражение вирусом гриппа от людей), падающие на Землю метеориты.
Дискуссия. Какая из версий более правильна как вы думаете? Вывод.
Да ребята вы все правильно сказали, но есть еще современная версия их исчезновения это потоп, болезнь мамонтов остеохондроз, заражение вирусом гриппа от людей и падающие на Землю метеориты. ( 3 мин)
9 слайд
Костные останки мамонтов на территории Якутии находили издавна. А первый в мире полный скелет мамонта был найден в 1799 году, а смонтирован в 1808 году - мамонт Адамса. Этот экспонат находится в городе С-Петербурге.
10 слайд
Для изучения и экспозиции в 1991 году в г. Якутске создан единственный в мире Музей мамонта Института прикладной экологии Севера. В коллекции музея имеется более 2000 костных остатков крупных животных мамонтовой фауны.
Музей пользуется большой популярностью, как среди местного населения, так и приезжающих российских и зарубежных гостей. В последние годы музей работает совместно с Университетом Японии, Международным научно-техническим центром Москвы, французским агентством над реализацией двух крупных международных проектов по исследованию макро- и микроорганизмов, извлеченных из вечной мерзлоты, и строительству Всемирного музея мамонта и вечной мерзлоты в г. Якутске.
11 слайд
Вы же знаете, что мамонт считается символом Якутии, и при входе в Институт Мерзлотоведения стоит памятник мамонту.
А из вас кто-нибудь был в музее Мамонта в г. Якутске? (3 мин)
12 слайд
Были также найдены останки детеныша мамонта, которому дали имя –Дима. Имя Дима происходит от названия небольшого ручья, вблизи которого был найден мамонтенок. Находка сразу же стала мировой сенсацией из-за великолепной сохранности мамонтенка. Поэт Степан Щипачев, на которого находка произвела большое впечатление , сочинил трогательное стихотворение о малыше-мамонтенке, отставшем от мамы - мамонтихи, по этому стихотворению был снят мультипликационный фильм.
Я предлагаю вам немного отдохнуть и размяться, нам дальше предстоит очень серьезная и увлекательная работа.
3 слайд
4 этап урока. Физминутка. (2мин)
5 этап урока. Создание видеоролика.
14 слайд
Вначале нашего урока мы смотрели отрывок из мультфильма, давайте попробуем придумать свое продолжение этой сказки. Я предлагаю, вам, выступить в роли сценаристов и художников….. (заставка на презентации мамонтенок. Тихая музыка про маму мамонта). Придумать название мультика 1 кадр + 4 класс.
Чтение сказки и демонстрация рисунка.
Придумать название сказки. Примерное название сказки «История мамонтенка Димы»
Создание и просмотр видеоролика
6 этап урока. Рефлексия
- Поднимите руку, кто приобрел на уроке знания о мамонтах….
-Кому было интересно на уроке….
Спасибо, ребята!
7 этап урока.
Д/з Советую прочитать научно-популярную литературу о древних животных мамонтах.