Элективный курс Стилистика русского языка в 9 классе

Министерство образования и науки РБ












Образовательный продукт учителя русского языка и литературы ГОУ «СОШ-И №3» Малакшиновой О.А.
«Программа элективного курса по стилистике русского языка в 9 классе»























г. Улан-Удэ
2010 г. Программа элективного курса «Стилистика русского языка.9 класс»

Пояснительная записка

Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению в 9 , а также в 11 классах, так как результаты ЕГЭ в 9 и 11 классах свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает написание сочинения-рассуждения в 9 и выполнение части С ЕГЭ в 11 классах.

Новизна программы:

В выделении дополнительных часов на уроки развития речи;
в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа текста;
в представлении большого количества разнообразных упражнений и тестовых заданий, выбранных с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников;
в акцентировании внимания рецензированию, редактированию текстов;
в систематизировании занятий для постепенного накопления следующих умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста;
в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературой как учителя, так и учащихся. Всё, что необходимо для работы, содержится в методическом обеспечении к данному элективному курсу.

Значимость данной программы состоит в овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевой культуры, формировании умений применять полученные знания на практике, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения некоторых разделов языкознания, изученных с 5 по 8 классы; даны разные типы заданий: словарная работа, лингвистические задания, практические работы.
С первого занятия учащиеся чётко представляют конечный результат: перед ними чётко сформулированы цели курса.

Разработанный материал можно использовать на уроках развития речи в старших классах при подготовке к ЕГЭ, для проведения элективного курса в 9 классах, а также использовать для курсов по выбору в 8-9 классах.

Цели данной программы:

научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;
оказать помощь учащимся в формировании нравственной позиции;
способствовать интеллектуальному развитию ученика;
воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.






Цели и задачи образовательной области и учебного курса.

Теоретические:

освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.

Развивающие:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:

совершенствование коммуникативных умений;
поддерживать беседу и вести спор;
адекватно передавать содержание текста, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, определять авторскую позицию;
логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание;
совершенствовать и редактировать текст;
применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.

Воспитательные:

воспитание интереса и любви к русскому языку;
воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
воспитывать внимательного читателя, учит размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Принципы, на которых базируется программа:

учёт индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
научность, связь теории и практики;
наглядность;
систематичность и последовательность;
прочность полученных знаний;
активность и сознательность обучения;
базирование на межпредметных связях с литературой, историей, риторикой.

Применяемые технологии:

технологии исследовательской деятельности учащихся;
технологии проблемного обучения.
ИКТ-технологии
личностно-ориентированное развивающее обучение
здоровьесберегающие технологии

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:
способен работать над разнообразной информацией;
может корректно выразить своё мнение по самым различным проблемам;
умеет аргументированно доказать собственную точку зрения;
может анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.

















































Учебно-тематический план по элективному курсу «Стилистика русского языка». (9 класс)


п/п
Название тем курса
ЗУН
Всего часов
Формы и методы обучения
Форма контроля


Раздел I. «Стилистика и культура речи». (10 часов).
1
Что есть стилистика? Стилистика – древняя и молодая наука. История создания термина стиль. Основные разделы стилистики.
Дать понятие о стилистике. Знать основные разделы стилистики. Грамматическая стилистика, функциональная стилистика, стилистика текста. Практическая стилистика (теория слова).
Ключевые слова и выражения: грамматическая форма, виды речевой деятельности, литературный жанр.
1
Лекция. Беседа
Устный опрос.

2
Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста.
Формирование знаний о грамматической, функциональной и стилистике текста.
1
Практикум. Обсуждение и редактирование лучших рефератов.
Реферат.

3.
Практическая стилистика, анализирующая закономерности, целесообразность, уместность употребления слов, оборотов, грамматических форм конструкций.
Дать понятие о практической стилистике, о ее тенденциях.
Ключевые слова и выражения: комплексный (лингвистический и художественный анализ текста).
1
Практикум. (Урок можно проводить в форме заседания клуба «Любители и почитатели русского языка»). Распределение ролей, разыгрывание сценок. Выполнение заданий повышенной трудности.
Словарная работа (современный лексикон).

4-7.
Изучение функциональной стилистики, т.е. стилей русского языка: научного, официально-делового, публицистического и разговорного.
Формирование умений дифференцировать признаки научного, официально-делового и других стилей русского языка.
3
Лекция, беседа
Самостоятельная работа, анализ текста.

8.
Комплексный анализ текста
Формирование умений анализировать текст.
1
Беседа
Анализ текста.

9.
Контрольная работа

1

Тест.

10.
Что такое культура речи?
Дать понятие о культуре речи, о ее составных частях. Знать условия, необходимые для речевого общения.
Ключевые слова и выражения: уровень использования богатств языка, степень владения языком, правильность речи, разнообразие речи, стилизация.
1
Беседа по вопросам с привлечением письменных ответов учащихся.
Словарная работа. Взаимопроверка.




Раздел II. «Стилистика и риторика». (3 ч.)
11.
О древней науке риторике
Дать понятие о науке «риторика». Знакомство с риторикой Древней Греции и Рима. Знать виды речи, функции ораторской речи. Ключевые слова и выражения: специальные риторические приемы, общие требования к речи. «Роды речей». «Рассуждающая речь.«Показующая речь». «Судебная речь».
1
Устное выступление-защита.
Защита рефератов-проектов «Что такое риторика?».
Редактирование рефератов-проектов. Оценка проектов.

12.
Книжнославянская письменная традиция.
Дать понятие о русском письменном двуязычии, размежевании в пределах единого письменно-литературного языка.
Ключевые слова и выражения: древнерусский язык и церковнославянский язык (двуязычие), книжнославянский и письменно обработанный народно-литературные языки.
1
Устные выступления учащихся. Работа со словарем.
Редактирование сообщений. Поисковая работа на примерах текстов М. В. Ломоносова и Г.Р. Державина.

13.
Три стиля в российском языке.
Знать об истоках возникновения теории «трех стилей», о развитии теории «трех стилей» на Руси, познакомить со стилистическими теориями Ф. Прокоповича, М.В.Ломоносова, В. К. Тредиаковского, Г.Р.Державина.
Ключевые слова: «роды речений» и «три штиля».
1
Лекция.
Исследование текстов.
Выводы, сделанные в ходе исследования текстов.


Раздел III. «Стилистика и лексика».(13ч.)
14-15.
Общеупотребительная лексика и слова ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова, профессионализмы и жаргонные слова).
Знать о разновидностях языка. Дать понятие о структурно-языковых отношениях диалогизмов, о просторечной речи, о словах, использующихся в профессиональной сфере и жаргонизмах.
2
Лекция. Беседа.
Исследование (речь окружающих, надписи в маршрутных автобусах, на стенах и т.д.)
Сочинение-описание предмета, действия в разных стилях.

16.
Контрольная работа.

1



17.
Активная и пассивная лексика литературного языка. Неологизмы. Устаревшие слова (историзмы и архаизмы)
Дать понятие об активной и пассивной лексике литературного языка. Ключевые слова: неологизмы, историзмы и архаизмы.
1
Лекция. Беседа.
Словарная работа.

18-21.
Богатство и выразительность слов русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Оксюморон. Средства художественной выразительности: метафора, эпитет, метонимия, сравнение, ирония, гипербола, литота, олицетворение, синекдоха, аллегория, символ, перифраза.
Дать понятие о выразительных средствах языка, о сходствах и различиях звуковой формы слов, о полном и неполном совпадении в звуковом облике разных слов и форм.
4
Лекция с элементами беседы. Работа со словарем.
Анализ поэтических текстов.
Самостоятельная работа, анализ текста,
Тест.

22-25.
Фигуры речи. Анафора. Эпифора. Параллелизм. Антитеза. Градация. Инверсия. Умолчание. Риторическое обращение.
Формирование умений находить в тексте фигуры речи.
4
Лекция. Анализ текстов.
Практическая работа.

26.
Контрольная работа

1
Тест
Тест



Раздел IV. «Стилистика текста». (8 ч.)
27.
Что есть текст? Лингвистические классификации текстов.
Дать понятие о лингвистических классификациях текстов. Знать признаки текста.
1
Лекция. Беседа.
Сообщение на тему «Текст – единица общения» или сообщение о шести лингвистических классификациях текстов.

28.
Я, ТЫ, ОН (композиционно- синтаксические типы речи)
Формирование умений разграничивать композиционно-синтаксические типы речи.
1
Лекция с элементами беседы.
Практическая работа: составление текстов, где одно и то же событие описано от 1, 2 и 3-го лица.

29.
Практическая работа. Анализ текста.

1



30.
Монолог. Диалог. Полилог.
Дать понятие о монологе, диалоге и полилоге. Знать виды монологов и диалогов, их роль. Ключевые слова и выражения: монолог убеждающий, лирический, драматический, бытовой диалог, реплика диалога, оппонент, устный диалог.
1
Лекция.
Реферат на тему «Фигуры речи как средство диалогизации монологической речи».

31-33.
Функционально-смысловые типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение.
Дать понятие о функционально-смысловах типах речи. Формирование умений разграничивать типы речи, находить в тексте фрагменты определенного типа, строить тексты определенного типа.
3
Лекция. Анализ текстов.
Практическая работа:
составление текстов по типу рассуждения, описания и повествования.

34.
Итоговая контрольная работа
1
1
Тест



Итого 34 часов за год.
Литература
Гольдин. В.Е. Речь и этикет. – М., 1983.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1997.
Ожегов. С.И. Словарь русского языка. 11-е изд. – М., 1975.
Розенталь. Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- М. АСТ-ЛТД, 1998.
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка.- М.: Дрофа, 2002.
Словарь синонимов: справочное пособие / под редакцией А.П. Евгеньевой. М.: Наука, 1975.
«Обучение сочинениям. Развитие речи 5-11кл». Диск. Изд-во «Учитель»
Аудиокурс «Культура речи. Как правильно и грамотно говорить по-русски», Изд-во «Учитель»
1 С: Репетитор. Русский язык. 2002 г. Изд-во «1 С»
. Уроки Русский язык Кирилла и Мефодия 9 кл. CD DVDbox, ООО «Кирилл и Мефодий».



15