Элективный курс Стилистика русского языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №37»
Железнодорожного района города Барнаула
Рассмотрено
Педагогическим советом
Протокол № 10 от «30» августа 2013 г.
Утверждаю
Директор школы
__________О.А.Лаптева
Приказ №__от «30» августа 2013 г.
Рабочая программа
элективного курса «Стилистика и
культура речи»
3 ступень – основное общее образование ( 9 - 11 классы)
на 2013– 2014 учебный год
Составитель: Колупаева Н.В.
учитель русского языка и литературы
Барнаул, 2013 г.
Пояснительная записка
Данный элективный курс рассчитан для учащихся предпрофильного обучения (9-ых классов) и рассчитан на 17 часов.
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Чем больше мы осознаём богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к собственной речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче.
Сколько ошибок бывает в речи современного, казалось бы, человека?! Как постараться избежать их? Данный курс поможет систематизировать речевые трудности, объяснит принципы их возникновения и поможет успешному общению в устной и письменной форме. Вопросы культуры речи, нормативного произношения и ударения, практические задания и тесты помогут закрепить знания по культуре речи и подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Культура речи тесным образом связана со стилистикой русского языка, которая, в свою очередь, связана с разделами языковедения, изучающими развитие и современное состояние системы языка, т. е. его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением. Культура речи оценивает уместность и целесообразность употребления грамматических норм, степень выразительности.
Исходя из этого, назначение данного элективного курса состоит в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность , чья устная и письменная речь ориентирована на нормы русского литературного языка ( орфоэпические , лексические , грамматические , орфографические , пунктуационные ) , на нормы речевого этикета.
Основная тенденция в процессе курсовой работы - стремление к самоактуализации , систематическая наработка разнопланового теоретического и практического материала по систематизации знаний по орфографии и пунктуации, созданию текстов различных стилей и жанров, что в конечном итоге обеспечит языковое и речевое развитие ученика , сформирует в выпускнике личность , интеллектуально и гуманитарно развитую.
Цели элективного курса:
углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;
научить различным приёмам использования их выразительных средств;
способствовать росту речевой культуры школьника;
придерживаться языковых норм (орфографических, лексических, грамматических, стилистических, пунктуационных) в устных и письменных высказываниях;
воспитать любовь и бережное отношение к русскому языку, расширить кругозор учащихся, формировать навыки воспитанности, этические нормы поведения;
обогатить словарный запас и расширить круг используемых грамматических средств;
развивать речевую и мыслительную деятельность , коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, потребность в речевом самосовершенствовании ;
формировать умения и навыки в работе со справочной литературой;
практически использовать лингвистические знания и умения в творческих работах- сочинениях- рассуждениях по тексту тестов ЕГЭ.
Программа направлена на достижение следующих задач:
знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;
точно, логично и последовательно излагать мысли;
пользование нормативными словарями и справочной литературой;
самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи ( как в отдельном высказывании , так и в связной речи.
Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути ).
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- говорить и слушать, так как «уметь говорить - искусство, уметь слушать - культура» ( Д.С. Лихачёв), отбирать фактический языковой материал для собственной
речи;
- владеть устной и письменной речью ;
- владеть навыками стилистической правки текста;
- проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.
Тематическое планирование элективного курса
«Стилистика и культура речи»
№
Название темы
Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия
Другие
Раздел 1
Стилистика и культура речи
3
1
2
1
Введение.
«Уметь говорить-
искусство.
Уметь слушать-культура»(Д.С.Лихачёв)
1
Работа с тестами.
Составить тест по образцу
2/3
Нормативное произношение и ударение
Практикум
Практические
Задания. Тест на повторение орфографии
Раздел 2
Стилистика и лексика
3
1
2
4
Правильность
и точность словоупотребления
1
5
Значение слова и лексическая сочетаемость
практикум
Практические задания.Игры со словами.
6
Функциональ-но- стилевая принадлежность слова
Беседа, практикум
Написать текст, используя раз-ные стили речи
Раздел 3
Правильное использование
грамматичес-ких норм
3
3
7
Употребление форм имён существительных и имён прилагательн-ых
практикум
Тест на повторение пунктуации
8
Употребление имён числительных и местоимений
практикум
Составить
карточку
9
Употребление
форм глагола.
Трудные случаи именного и глагольного управления
практикум
Составить карточки
Раздел 4
Синтаксическ-ие нормы
4
1
3
10
Согласование сказуемого с подлежащим
1
отредактировать текст
11
Норма управления. Выбор правиль-ного падежа и предлога.
практикум, исследовательская работа
отредактировать текст
12
Употребление
деепричастных оборотов
практикум
отредактировать текст
13
Обобщение материала по нормам языка
практикум,
исследова-ие текста
составить
тест
Раздел 5
Учимся правильно выражать свои мысли
4
1
3
14-15
Что значит рассуждать?
(Требования к сочинению-рассуждению)
написать черновик сочинения-
рассуждения
16
Работа с черновиками
сочинения-рассуждения
практикум
работа над сочинением-
рассуждением
17
Итоговое занятие.Работа с тестами по культуре речи
практикум
Подведение итогов.Что понравилось, что не понравилось? Что запомни-лось, не запом-нилось?
Основное содержание каждой темы курса:
Раздел 1
Стилистика и культура речи (3 часа).
1.Введение. «Уметь говорить- искусство. Уметь слушать - культура».(Д. С.
Лихачёв)
2-3.Нормативное произношение и ударение.
Раздел 2
Стилистика и лексика ( 3 часа)
4.Правильность и точность словоупотребления.
5.Значение слова и лексическая сочетаемость.
6.Функционально- стилевая принадлежность слова.
Раздел 3
Правильное использование грамматических норм (3 часа)
7.Употребление форм имён существительных и имён прилагательных.
8.Употребление имён числительных и местоимений.
9. Употребление форм глагола. Трудные случаи именного и глагольного
управления.
Раздел 4
Синтаксические нормы ( 4часа )
10.Согласование сказуемого с подлежащим.
11.Норма управления. Выбор правильного падежа и предлога.
12. Употребление деепричастных оборотов.
13.Обобщение материала по нормам языка.
Раздел 5
Учимся правильно выражать свои мысли (4 часа)
14/15.Что значит рассуждать? (Требования к сочинению-рассуждению ).
16.Работа с черновиками сочинения- рассуждения.
17.Итоговое занятие. Работа с тестами по культуре речи.
Список литературы
Для учителя:
1.Андреева И. Н., Суханова Н. П. Методические рекомендации и учебные задания по культуре русской речи.- Йошкар-Ола:2005.
2.Гольдин В. Е. Речь и этикет.-М: 1983.
3.Кожина М. Н. Стилистика русского языка.-М.:Просвещение, 1977.
4.Лосева С. П. Сборник упражнений по стилистике русского языка.-Йошкар-Ола.: МИО, 1994.
5.Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе.Пособие для подготовки к ЕГЭ.-Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.
6.Ожегов С. И. Словарь русского языка.-М.: Русский язык, 1982.
7.Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М. : АСТ-ЛТД, 1998.
8.Розенталь Д. Э. А как лучше сказать?-М., 1988.
9.Розенталь Д.Э. , Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи.- М.:Рольф,
2002.
10.Сидорова Т. Л. Культура речи. Пособие для подготовки к ЕГЭ.- Ростов-на- Дону.:
Феникс, 2004.
11.Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. –М.:Знание, 1978.
12. Словарь синонимов русского языка / под редакцией Л. А. Чешко. –М.: Русский
язык,1978.
13. Фразеологический словарь русского языка /под редакцией А. И. Молоткова.-
М.: Русский язык, 1978.
Для учащихся:
1.Баранов В. Ф. А как у вас говорят? –М.: Просвещение, 1986.
2.Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса /сост.В.А. Мызина.
-М.:Просвещение, 1976.
3.Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой.- М.: Просвещение, 1976.
4.Дерягин В. Я. Беседы о русской стилистике.-М.: Знание, 1978.
5.Козулина М. В. Русский язык. Тесты для подготовки и повторения ЕГЭ.-Саратов.:
Лицей, 2007.
6.Сенина Н. А. Русский язык .9-ый класс. Итоговая аттестация. –Ростов-на-
Дону.: Легион,2006.
Экспертиза
на элективный курс по русскому языку для 9-го класса, на 17 часов
«Стилистика и культура речи»
Данный элективный курс по русскому языку в 9-ом классе поможет учащимся подготовиться к написанию сочинения-рассуждения и изложению на итоговой аттестации. Вопросы стилистики, культуры речи, нормативного произношения и ударения, изобразительно-выразительные средства и эмоционально-экспрессивные возможности языка, рассматриваемые на занятиях, будут способствовать расширению знаний и умений учащихся по комплексному анализу текста.
Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах и вызывающие познавательный интерес, представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.
Тематика занятий расширяет теоретические и практические знания, обеспечивает языковое и речевое развитие, возможность систематической наработки знаний и самоактуализации, формирует в выпускнике личность, интеллектуально и гуманитарно развитую.
Разнообразна методика проведения занятий, которая также помогает целенаправленной работе с разнообразными текстами ЕГЭ.
Курс рассчитан на 17 часов. На основе теоретического обоснования материала будут проводиться практические занятия, семинары, выполняться тестовые задания, где предусмотрено последовательное нарастание трудностей, повышение роли самостоятельности учащихся. Сам учитель использует необходимую литературу, методические разработки, рекомендации преподавателей вузов.
Курс «Стилистика и культура речи» отвечает современным требованиям, опирается на новинки методической литературы и способен дать положительный результат, благодаря стараниям увлечённого учителя, знающего свой предмет и желающего поделиться своими знаниями.
Эксперт- учитель высшей категории / Михайлова С.К./
13PAGE 15
13PAGE 14215
15