Конспект урока по русскому языку по теме: « Что изучает фонетика» 5 класс
Конспект урока по русскому языку по теме: « Что изучает фонетика» 5 класс
Цели деятельности учителя 1)Образовательная: повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Фонетика», научить понимать , какую роль играют звуки в речи.
2) Развивающая: развить орфографическую грамотность на основе фонетического анализа слова, обогатить устную и письменную речь учащихся через умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.
3) Воспитательная: воспитать интерес к слову и необходимости правильной устной и письменной речи.
Тип урока Урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи, иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной функции звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу их образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.
Метапредметные: способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений , обозначать свое понимание или непонимание вопроса.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка на основе культуры своего народа.
Методы и формы обучения Наблюдения над языковыми явлениями; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал Презентация по теме урока, таблицы, словари
Основные понятия Звуки речи, фонема, транскрипция, алфавит
Организационная структура урока
Этап урока Форма работы Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые умения(УУД)
1. Организационный момент. Фронтальная.
Работа с аудиозаписью звуков природы
,окружающего мира и презентацией.
Беседа.
Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. - Ребята, мир, в котором мы живем, - это удивительный , сказочный мир звуков. Тысячи звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручья, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется в умывальнике вода, пыхтит на плите чайник, гремят посудой(слайд №5-№8).
Давайте закроем на минуту уши ладонями.
-Что наступит?
Да, наступит тишина, беззвучие; мир потеряет половину своих прелестей.
Наше ухо способно улавливать звуки разных диапазонов; от комариного писка до удара колокола.
А что такое диапазон? Из какого учебного предмета взят этот термин?
-Давайте обратимся к словарю(слайд №9).
Конечно, мы не можем похвастаться такими же звуками как животные и тем не менее они играют важную роль в нашей жизни. Звук – начало в человеческой жизни. Есть выражение : « В начале было слово». А я бы сказала , что в начале был звук.
- Как вы думаете, почему?
Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой.
Настраиваются на плодотворную работу.
Рассуждают, выказывают свои предположения, участвуют в диалоге с учителем. Работают со словарями, выясняя значение слова «диапазон». Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию одноклассника, в том числе и отличную от своей.
2. Мотивация учебной деятельности.Определение темы и целей урока Индивидуальная работа
Работа с кроссвордом - Мы уже неоднократно говорили о том, что язык – это целая система, которая состоит из отдельных разделов. Чтобы понять, какой раздел мы будем сегодня вспоминать, предлагаю решить кроссворд. Для этого ответьте на следующие вопросы(слайд №10):
Вопросы:
1)Обозначение звука на письме в квадратных скобках(фонема).
2) Из чего состоит словосочетание?(слово)
3) Что выражает законченную мысль?
( предложение)
4) Что бывает описанием, рассуждением, повествованием? (текст)
5) Чтобы красиво и аккуратно, чисто и грамотно писать, в начальной школе есть такой урок?
( чистописание)
6) Он состоит из 33 букв в русском языке? (алфавит)
7) Ученик получает за ответы в школе на уроках? ( оценка)
8) Раздел русского языка, который изучает слово и его значение? (лексика)
-Какое ключевое слово получилось? (фонетика, слайд №12).
- Определите тему урока и цели. Показывает набранный кроссворд на интерактивной доске и раздает распечатанные варианты, задает вопросы, контролирует выполнение, поощряет учеников жетонами. Решают кроссворд, отвечая на вопросы.
Формулируют тему урока, ставят цель и задачи познавательной деятельности. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний
Коммуникативные: формулируют свою точку зрения и обосновывают ее
3.Актулизация знаний.
Выявление места и причины затруднения Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. -Итак, мы с вами определили тему урока?
-Вспомните,что изучает фонетика?(Звук)
-С какими разделами русского языка связана фонетика? (Орфоэпия, графика)
-Что изучает орфоэпия?(Правильное произношение звуков)
-Что изучает графика? (Обозначение звуков на письме)
- А какую функцию выполняют звуки?
(Смыслоразличительную)
Чтобы ответить на этот вопрос, прослушайте стихотворение Бориса Заходера.
… Вот что сказка говорит:
Жили-были
Кот и Кит.
Кот – огромный,
Просто страшный!
Кит был маленький,
Домашний.
Кит мяукал,
Кот пыхтел.
Кит купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
Кот всегда над ним смеялся!
Время так проводит Кит:
Ночью бродит,
Днем храпит.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца пьет сметану.
Ловит Кит мышей на суше,
Кот на море бьет баклуши!
Кит царапался, кусался.
Добрый КОТ
Ни с кем не дрался…
Кит любил залезть повыше,
Ночью песни пел на крыше.
Позовешь его:
- Кис, кис!
Он охотно спрыгнет вниз…
Разбирались целый год,
Кто тут Кит и где тут Кот.
Обсуждали, не спешили
И в конце концов решили:
« В этой сказке нет порядка.
В ней ошибка, опечатка:
Кто-то против всяких правил
В сказке буквы переставил.
Переставил «КИТ», на «КОТ»,
«КОТ» на «КИТ» наоборот». Задает вопросы ученикам, читает стихотворение
Б.ЗаходераОбдумывают ответы на вопросы, осваивают лингвистические термины, осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
4. Построение проекта и выход из затрудни тельной ситуации Работа в группе
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Беседа о роли фонемы как смыслоразличительной единице. -Итак, к какому выводу можно прийти на основе данного стихотворения?(Каждый звук помогает различать слова по смыслу)
Какое название носят звуки как смыслоразличители, кто придумал это название, как устроен наш речевой аппарат и что говорят лингвисты о фонетике , мы узнаем после того ,как вы поработаете в группах(слайды №13 - №19)
-о строении речевого аппарата и образовании гласных и согласных звуков, пользуясь схемой в учебнике и таблицей.
-знакомятся с эпиграфом
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких… Н.В. Гоголь), Фонетика не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не захотел научиться писать.
Г. А. Золотова
.Для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику.
Д. Н. Ушаков
- Ответьте на вопросы так, чтобы получился связный рассказ.
1) Что представляет собой устная речь?
2) В каком разделе языкознания изучаются звуки речи?
3) Какую роль играет звук в слове? Приведите примеры)/Организует групповую работу учащихся Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из выступлений одноклассников.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
5. Физкультминутка Коллективная -Скажите, а для чего нужны скороговорки?
-Как этот жанр устного народного творчества можно связать с сегодняшней темой?
( Помогают выговаривать отдельные звуки)
-Какую скороговорку вы бы посоветовали произнести, чтобы научиться произносить звук [р]?
(На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. )-А как называется прием повтора одинаковых звуков для создания образов в литературе? (Звукопись, слайд №20)
- Предлагаю немного отдохнуть и потренироваться в произношении скороговорки(слайд №21). Объясняет действие учащихся
( сначала проговаривают отдельные учащиеся медленно, затем проговаривают вместе, постепенно ускоряя темп) Проговаривают скороговорку Познавательные: извлекают необходимую информацию из ответов одноклассников или комментариев учителя.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавателных задач.
6. Применение знаний и умений в новой ситуации 1)Индивидуальная работа
2) Работа в паре 1) Выполните упражнение по заданию.
Кто больше? Заменяя каждый раз один звук, образуйте новые слова от данного : [ком] - …
Ответьте на вопрос: какую роль играют звуки в речи? (Слайд №22)
Фонетика наука об обозначении звуков буквами
Графика единица фонетики
Звук наука о
правиль-номпроизно-
шенииОрфоэпия Смысло-
различи-
тельФонема наука о звуках
Глядя на слайд презентации, запишите слова с корнем - ФОН-. Дополните своими словами.Какие по строению слова у вас получились?(Слайд №23) Организует работу учащихся по учебнику
Организует работу учащихся в паре Выполняют упражнение на основе текста учебника. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы о необходимости знать смыслоразличи-
тельную функцию фонем.
Выполняют задание в паре, записывая слова с корнем –фон-
( граммофон, магнитофон, фонотека, саксофон и т.д.) Вспоминают, что эти слова называются сложными. Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.
Регулятивные: планируют необходимые действия.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свое мнение, корректируют ответы одноклассников,
учатся работать в паре.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Тест
Соотнесите понятия из левого столбика с понятиями в правом столбике. Выполните тест, а затем проверьте правильность выполнения задания.(Слайд №24, №26) Организует работу учащихся с тестом Самостоятельно выполняют задание, обмениваются работами, а затем проверяют, сверяя с правильными ответами и оценивая работу
.
Коммуникативные: слушают, задают вопросы для уточнения последовательности работы.
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делают выводы.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления.
5. Домашнее задание 1) Выучить правило
п. 27.
2) Из слова ФОНЕТИКА составить как можно больше слов.
3) Познакомиться со словами из раздела ЗСП-8( словарные слова), записать в словарь, разобрать по составу.
4) Задание повышенной трудности для сильных учеников: упражнение 180(1. Понятно ли, о чем идет речь ,если слышишь слова , лу[К], об[И[жать, м[И]чи, ро[Т[, ? Почему?
2. С данными словами составьте словосочетания таким образом, чтобы разница в написании этих слов проявлялась отчетливо. Запишите эти словосочетания.)(Слайд №27) Объясняет сущность домашнегозадания Слушают и уточняют задание, задают вопросы. 6. Рефлексия Беседа
-Вспомним цели, которые мы ставили в начале урока. Достигли ли мы их?
- Выберите для себя начало фразы и выскажите вслух:
- Сегодня я узнал…
- Сегодня было интересно…
-Я понял, что…
- Сегодня я научился…
- Я не совсем понял…
- Я не понял…(Слайд №28) Предлагает детям продолжить фразы с целью проанализировать работу на всех этапах урока. Проводят самооценку по предложенным фразам и анкете. Фонетика наука об обозначении звуков буквами
Графика единица фонетики
Звук наука о правильном произношении
Орфоэпия Смысло-различительФонема наука о звуках
Фонетика наука об обозначении звуков буквами
Графика единица фонетики
Звук наука о правильном произношении
Орфоэпия Смысло-различительФонема наука о звуках
Фонетика наука об обозначении звуков буквами
Графика единица фонетики
Звук наука о правильном произношении
Орфоэпия Смысло-различительФонема наука о звуках
Фонетика наука об обозначении звуков буквами
Графика единица фонетики
Звук наука о правильном произношении
Орфоэпия Смысло-различительФонема наука о звуках
Фонетика наука об обозначении звуков буквами
Графика единица фонетики
Звук наука о правильном произношении
Орфоэпия Смысло-различительФонема наука о звуках
Фонетика наука об обозначении звуков буквами
Графика единица фонетики
Звук наука о правильном произношении
Орфоэпия Смысло-различительФонема наука о звуках
Фонетика наука об обозначении звуков буквами
Графика единица фонетики
Звук наука о правильном произношении
Орфоэпия Смысло-различительФонема наука о звуках
Фонетика наука об обозначении звуков буквами
Графика единица фонетики
Звук наука о правильном произношении
Орфоэпия Смысло-различительФонема наука о звуках
Фонетика наука об обозначении звуков буквами
Графика единица фонетики
Звук наука о правильном произношении
Орфоэпия Смысло-различительФонема наука о звуках
Фонетика наука об обозначении звуков буквами
Графика единица фонетики
Звук наука о правильном произношении
Орфоэпия Смысло-различительФонема наука о звуках
Фонетика наука об обозначении звуков буквами
Графика единица фонетики
Звук наука о правильном произношении
Орфоэпия Смысло-различительФонема наука о звуках
Фонетика наука об обозначении звуков буквами
Графика единица фонетики
Звук наука о правильном произношении
Орфоэпия Смысло-различительФонема наука о звуках
Фонетика наука об обозначении звуков буквами
Графика единица фонетики
Звук наука о правильном произношении
Орфоэпия Смысло-различительФонема наука о звуках
Фонетика наука об обозначении звуков буквами
Графика единица фонетики
Звук наука о правильном произношении
Орфоэпия Смысло-различительФонема наука о звуках
Фонетика наука об обозначении звуков буквами
Графика единица фонетики
Звук наука о правильном произношении
Орфоэпия Смысло-различительФонема наука о звуках
Фонетика наука об обозначении звуков буквами
Графика единица фонетики
Звук наука о правильном произношении
Орфоэпия Смысло-различительФонема наука о звуках
Фонетика наука об обозначении звуков буквами
Графика единица фонетики
Звук наука о правильном произношении
Орфоэпия Смысло-различительФонема наука о звуках
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких…
Н.В. Гоголь
Фонетика не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не захотел научиться писать.
Г. А. Золотова
Для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику.
Д. Н. Ушаков